Проект "Классическая музыка и дети"
проект (старшая группа) на тему
Повышение качества музыкального воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ через создание условий для приобщения их к классической музыке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_klassicheskaya_muzyka_i_deti.docx | 38.31 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Колосок»
ПРОЕКТ
«Классическая музыка и дети»
Автор проекта:
музыкальный руководитель:
Степанова Светлана Валентиновна
ст. Геймановская
Актуальность проекта
Формирование основ музыкальной культуры детей – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. В настоящее время люди часто не умеют слушать и слышать не только природу или музыку, но и друг друга. Поэтому сегодня, как никогда актуальны вопросы музыкального воспитания детей. Важно развивать целостное художественно-эстетическое восприятие мира уже в дошкольном возрасте. И здесь нам помогают шедевры классической музыки.
Классическая музыка обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, дает детям возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества. А главное, она приоткрывает детям дверь в храм искусства, называемый театром. С помощью классической музыки, можно дать детям нравственные понятия: доброта, отзывчивость, любовь к Родине, матери, сопереживание; формировать доброжелательное отношение к животным; воспитывать чувство прекрасного, уметь видеть красоту природы и оберегать ее.
Дошкольники имеют огромный творческий потенциал в музыкальной деятельности, однако для реализации этого потенциала требуется создание определенных условий. Возникают определенные противоречия между потребностями детей в чистой, доброй и волшебной музыке и уровнем готовности детей к данному виду деятельности.
Гипотеза проекта
Если создать благоприятные условия для ознакомления воспитанников с классической музыкой и ее жанрами, то можно развить более глубокое эмоциональное восприятие музыки.
Цель проекта
Повышение качества музыкального воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ через создание условий для приобщения их к классической музыке.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Срок реализации: 6 месяцев
Тип проекта: групповой, творческий, открытый (в контакте с семьей)
Объект проекта: Классическая музыка
Предмет проекта: Творчество композитора П.И. Чайковского
Задачи проекта:
Задачи проекта:
- расширять знания детей о классической музыке, развивать восприятие музыкальных произведений П.И.Чайковского;
- развивать эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку;
- формировать элементы музыкально-эстетического сознания;
- развивать музыкальное мышление;
- стимулировать творческие проявления в музыкальной деятельности;
- возможность творческого самовыражения;
- дать представление о балете «Лебединое озеро» П.И.Чайковсого, правилах поведения в театре.
Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Материально-техническое обеспечение:
видео и аудио записи «Детского альбома» и балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского, DVD-проигрыватель, музыкальный центр, мультимедийная установка, компьютер, принтер, видеокамера, телевизор, аудио системы, диски и кассеты с записью классической музыки, фотографии и картины с изображениями музыкальных инструментов, портреты композиторов, иллюстрации и репродукции, соответствующие сюжету и теме встречи; художественная литература, книга-пазл «Лебединое озеро», детские музыкальные инструменты (ложки, колокольчики, бубны, погремушки, трещотки, металлофоны и др.).
мероприятие балет «Лебединое озеро»;
выставка творческих работ детей «П.И. Чайковский и дети»;
презентации П.И. Чайковский «Лебединое озеро», «Детский альбом П.И. Чайковского»;
разработанные рекомендации для педагогов по ознакомлению детей с классической музыкой;
систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Творчество П.И. Чайковского»;
разработанные рекомендации для родителей.
Основные формы реализации проекта:
- игровые занятия по слушанию музыки,
- интегрированные занятия,
- слушание музыки в режиме дня «минутки музыки»,
- продуктивная деятельность (изодеятельность, книга –пазл «Лебединое озеро»)
- музыкальные гостиные,
- музыкальные викторины,
- релаксационные паузы,
- открытое занятие для музыкальных руководителей Тбилисского района творчество П.И.Чайковского балет «Лебединое озеро» мероприятие балет «Лебединое озеро»;
- выставка творческих работ детей «П.И. Чайковский и дети»;
- презентации П.И. Чайковский «Лебединое озеро», «Детский альбом П.И. Чайковского»;
- разработанные рекомендации для педагогов и родителей по ознакомлению детей с классической музыкой;
Ожидаемый результат проектной деятельности:
•глубокое музыкальное восприятие классической музыки детьми дошкольного возраста;
• более содержательные высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки;
• творческое самовыражение детей.
Этапы реализации проекта
1 этап:
- Организация подготовительной работы для реализации данного проекта
- Обсуждение целей и задач проекта.
- Распределение материала на блоки, составление плана работы.
- Изучение компетентности родителей по теме проекта «Классическая музыка и дети».
- Создание условий для реализации проекта: оформление музыкального зала, пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов, подбор музыкальных и литературных источников по соответствующим тематикам.
2 этап
- Пропаганда знаний о влиянии классической музыки на развитие ребёнка для родителей воспитанников (индивидуальные беседы, рекомендации, выступление на собраниях)
- Оказание информационной и методической помощи педагогам, родителям.
- Организация тематических выставок, мини-презентаций. познакомить воспитателей с современными методическими разработками и литературой по теме: «Классическая музыка и дети»;
- провести цикл занятий и мероприятий по теме: Творчество П.И. Чайковского (Детский альбом П.И. Чайковского и балет «Лебединое озеро»);
- организовать выставку детских рисунков на тему «Детский альбом» П.И. Чайковского;
- познакомить детей с правилами поведения в театре, концертных залах во время слушания музыки, используя мультфильм «Уроки доброты» (9 серия);
- разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с классической музыкой дома;
- систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме «Творчество П.И. Чайковского»;
- обогащение предметно-развивающей среды
План работы по реализации проекта «Классическая музыка и дети»
дата | Работа с детьми | Работа с родителями | Совершенствование предметно-развивающей среды |
Июль | «Детский альбом» П.И. Чайковский – музыкальная гостиная (отв. муз. руководитель Степанова С.В.) Изо-деятельность под музыку П.И. Чайковского (отв. муз. руководитель Степанова С.В., воспитатель Хилько О.С.) | Индивидуальные беседы «Слушание классической музыки» (отв. муз. руководитель Степанова С.В.) | Совместное участие детей и родителей в конкурсе «Мой любимый музыкальный инструмент» (пополнение музыкального уголка самодельными муз. инструментами) (отв. воспитатель Хилько О.С.) Выставка творческих работ детей «П.И. Чайковский и дети» (отв. воспитатель Хилько О.С.) |
Август | Включение классической музыки в режимные моменты дня (прослушивание фрагментов композиций в перерывах между занятиями, утром, перед сном; пробуждение под музыку) (Отв.: воспитатели групп) | Индивидуальные беседы «Как вызвать интерес к классической музыке у ребёнка» (отв. муз. руководитель Степанова С.В.) | Оформление музыкального зала в стиле «Театр» (отв. муз. руководитель Степанова С.В., оформитель Птицына Л.С.) |
Сентябрь | Знакомство с циклом П.И. Чайковского «Времена года» «Осень» (отв. муз. руководитель Степанова С.В.) Интегрированное занятие «Осень» (отв. муз. руководитель Степанова С.В., воспитатель Бочарова О.П.) | Разработка рекомендаций для родителей «Как научить ребёнка слушать классическую музыку?» (отв. муз. руководитель Степанова С.В.) Выступление на родительском собрании (отв. муз. руководитель Степанова С.В.) | оформление музыкально-дидактических игр «Музыкальные жанры» (отв. муз. руководитель Степанова С.В.) |
Октябрь | Занятие «Наш оркестр» (слушание музыки в исполнении симфонического оркестра) (отв. муз. руководитель Степанова С.В.) Знакомство с произведениями П.И. «Чайковского из цикла «Детский альбом» (отв. муз. руководитель Степанова С.В.) | Наглядная информация для родителей «Надо ли слушать классическую музыку?» (отв. муз. руководитель Степанова С.В.) | Оформление музыкально-дидактических игр «Музыкальные инструменты» (отв. муз. руководитель Степанова С.В.) |
Ноябрь | Цикл занятий по балету «Лебединое озеро» П.И. Чайковский (отв. муз. руководитель Степанова С.В.) Открытое занятие на семинаре муз. руководителей «Лебединое озеро» (отв. муз. руководитель Степанова С.В.) | Подготовка костюмов к новогоднему спектаклю (отв. воспитатель Бочарова О.П.) | Оформление музыкального зала к новогоднему спектаклю «Лебединое озеро» (отв. муз. руководитель Степанова С.В., оформитель Птицына Л.С.) |
Декабрь | Итоговое мероприятие -новогодний спектакль «Лебединое озеро» (отв. муз. руководитель | Посещение новогоднего спектакля «Лебединое озеро» (отв. муз. руководитель | Оформление музыкального зала к новогоднему спектаклю «Лебединое озеро» (отв. муз. руководитель Степанова С.В., оформитель Птицына Л.С.) |
3 этап:
- Итоговое мероприятие: новогодний спектакль «Лебединое озеро» муз. П.И.Чайковского
- Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.
- Презентация проекта «Классическая музыка и дети».
Заключение
Цель проекта «Классическая музыка и дети» - повышение качества музыкального воспитания детей в ДОУ через создание условий для приобщения их классической музыке.
Как показывает практика, реализация проекта позволяет отойти от привычных стереотипов обучающих программ, повышает художественные требования к музыкальному репертуару в детском саду.
В процессе реализации проекта было выявлено, что дети более увлеченно слушают классическую музыку; изменились особенности их музыкального восприятия: появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения. Более глубокими и содержательными стали высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки, их образная речь. Словарь пополнился новыми словами. Дети различают и называют музыкальные произведения, композитора, определяют характер музыки, рассказывают об образе прослушанного произведения, отражают свои впечатления в рисунке, движении, пластике.
Музыкальный язык - завораживающий, но непростой. И данный проект подтверждает, что педагог может не только развлечь, но и увлечь, не только заинтриговать, но и заинтересовать, научить слушать, понимать и принимать лучшее, что создано в музыке, то, что называется классикой.
Список литературы:
- Тельчарова Р.А. «Музыка и культура»,статья;
- Незнайкинский Е.В. «О психологии музыкального восприятия», статья;
- Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. М. : ГНОМ и Д, - 2000. - 89 с.
- Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников, - М., 1994. - 288 с.
- Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? – М., 1982.- 94 с.
- Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1982. – 271 с.
- Ветлугина Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учебник для учащихся пед. училищ., - М., 1983. – 250 с.
- Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. – М., 1989. – 69 с.
- Интернет –ресурсы: musical-sad.ru; nsportal.ru.
Приложения
- Конспект музыкальной дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Верный ответ»;
- Анкета для родителей «Классическая музыка в жизни семьи»;
- Конспект из цикла занятий по балету «Лебединое озеро» П.И. Чайковского;
- Сценарий новогоднего мероприятия: спектакль «Лебединое озеро»;
- Разработанные рекомендации для родителей и педагогов по ознакомлению детей с классической музыкой;
- Билет в театр;
- Презентация проект «Классическая музыка и дети»,
- Презентация «Детский альбом П.И.Чайковского».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий НОД "Музыка" для детей старшего возраста "Музыка в движении"
Знакомство детей с произведениями П. Чайковского из "Детского альбома"; Пальчиковая гимнастика: "Замок", "Мама"; Песня "Солнышко и Туча" с движениями; "Упражнение с голубями"; Игра "Мы пойдем сначала ...
Занятие по музыке дл детей средней группы:Беседа о Музыке
Познакомить детей с понятием "композитор".Рассказать детям,откуда берётся музыка.Научить детей слышать звуки природы,бытовые,городские звуки....
Методическое пособие "Детство под музыку или музыка и дети"
Данный сборник предназначен для педагогов дошкольного образования, музыкальных руководителей, педагогв - психологов. Материал расчитан на детей раннего и дошкольного возраста, возможен для работы с де...
«МУЗЫКА И НАСТРОЕНИЕ» НОД образовательная область «музыка» для детей старшего возраста.
НОД образовательная область «музыка» для детей старшего возраста«МУЗЫКА И НАСТРОЕНИЕ»...
КОНСПЕКТ НОД ОБЛАСТЬ «МУЗЫКА» «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МУЗЫКИ» для детей старшего дошкольного возраста
КОНСПЕКТ НОДОБЛАСТЬ «МУЗЫКА»«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МУЗЫКИ»для детей старшего дошкольного возраста...
"Дарит музыка улыбки" мероприятие к дню музыки для детей среднего дошкольного возраста
Познавательно-развлекательное мероприятие "Дарит музыка улыбки" для детей стреднего дошкольного возрастаЦель: Подарить ребёнку радость, открыть ему дверь в мир музыки - мир удивительный, яр...
Возможность проекта «Классическая музыка - детям» в формировании эстетического отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста. Методическая разработка.
Данный методический материал может быть востребован как музыкальными руководителями, так и воспитателями дошкольных отделений. Здесь представлен тематизм занятий по проекту "Классическая музыка-детям"...