Проект " И все они создания природы"
проект (средняя группа) на тему
Актуальность использования сказок в эмоциональном познании природы детьми заключается в объединении различных методических и педагогических приемов в единый способ передачи ребенку знаний о природе. Ненавязчиво, в форме игры сказки дают необходимые детям знания. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения экологических сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ekologicheskie_skazki.doc | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«И все они создания природы»
(Экологические сказки в эмоциональном познании природы дошкольниками)
Автор проекта:
Цирулина Екатерина Витальевна, воспитатель МАДОУ «Козловский ЦРР – детски сад «Пчёлка»,
Чувашская Республика, г. Козловка
Козловка, 2016 год
Актуальность проекта
В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому.
В борьбе за будущее человечества и за высоконравственного человека, огромное, вернее, практически самое важное место занимаем мы, педагоги. Либо мы посеем злак, либо взрастим бурьян. На протяжении многих лет детям внушали: любое явление природы — все во благо человеку, все для человека и ничего взамен. Это привело к тому, что начиная с детского сада, дети знали, что лес — это древесина, которая нужна человеку для строительства, изготовления бумаги, лес дает человеку пищу в виде грибов, ягод, орехов и т. д. Птицы нужны и полезны, так как они уничтожают насекомых. Землю нужно копать, пахать, сеять на ней, и она даст хороший урожай. И так во всем. Вот этот эгоистический потребительский навык очень хорошо усвоился.
А ведь бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры необходимо воспитывать с ранних лет. Именно в дошкольном детстве закладывается позитивное, бережное отношение к природе, к «рукотворному миру» и ко всему окружающему. На первый план в знакомстве с природой выходят эмоционально-нравственные и познавательные цели, а затем уже обучающие.
Экологическое воспитание включает в себя творческий поиск, в котором экологические сказки, как направление, раскрывают окружающий мир, дают первоначальные представления о природе.
Актуальность использования сказок в эмоциональном познании природы детьми заключается в объединении различных методических и педагогических приемов в единый способ передачи ребенку знаний о природе. Ненавязчиво, в форме игры сказки дают необходимые детям знания. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения экологических сказок.
Цели проекта
- Формирование у дошкольников позитивного поведения, ответственного и бережного отношения к природе с опорой на пример положительных сказочных героев;
- Сопереживание живому организму;
- Развитие творческих способностей и познавательного интереса к миру природы.
Задачи
- Воспитывать гуманное, заботливое отношение к окружающему миру в целом;
- Развивать экологический кругозор;
- Развивать познавательный интерес к миру природы, словарный запас дошкольников;
- Формировать систему элементарных экологических научных знаний, доступных пониманию ребенка 5-6 лет;
- Создать условия для развития детской продуктивной деятельности и художественного творчества, а также для вовлечения родителей в процесс освоения дошкольниками образовательной программы;
- Обогащать положительный эмоциональный опыт;
- Развивать речь, обогащать активный словарь;
- По средствам экологических сказок прививать детям экологическую культуру поведения.
Ожидаемые результаты проекта
В результате реализации проекта:
Дети | Педагоги | Родители |
|
|
|
Тип проекта
- по доминирующему методу – практико-ориентированный
- по характеру содержания: ребенок + семья + природа.
- по характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
- по характеру контактов: внутри одной возрастной группы.
- по количеству участников: фронтальный, групповой.
- по продолжительности: долгосрочный (сентябрь 2015 – май 2016).
Количество участников
23 ребенка в возрасте от 4 до 5 лет и их родители.
Методы
- образовательная деятельность, беседы с детьми, родителями, специалистами детского сада;
- наблюдения за детьми;
- анкетирование, тестирование;
- диагностика;
- выступления на педагогических советах;
- проведение родительских собраний.
Перспективный план по применению сказок
в непосредственно образовательной деятельности детей по экологии
Месяц | Образовательная деятельность | Содержание деятельности | Интеграция | Совместная деятельность | Игры Свободная деятельность | Коррекционная работа |
сентябрь | Художественно творчество - рисование | Тема: «ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО» (по сказке А. С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке»)» Программное содержание: развивать творчество, образные представления; продолжать формировать умение рассматривать свои работы, выделять интересные по замыслу изображения, оценивать работы. | Познание Коммуникация | Чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке», рассматривание иллюстраций | - игра-драматизация - словесная режиссёрская игра -сочинительство сказок -игра-импровизация -самостоятельная театрализованная деятельность -кукольный театр -теневой театр -настольный театр -пальчиковый театр -чтение сказок -сочинение сказок по принципу «ты начни, а я продолжу» -изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация, раскраски -пересказ от лица литературного героя -просмотры мультипликационных фильмов | -пальчиковые игры -словесное комментирование -словесное фантазирование по музыкальной композиции -словесное рисование -психогимнастика -пантомимические этюды -упражнения на развитие ритмизации -мимические упражнения на произвольное напряжение и расслабление мышц -упражнения на познавательно-аффективную ориентировку -речевые упражнения на активизацию лексики -речевые упражнения на использование фразеологизмов |
октябрь | Труд – ручной труд | Тема: «ЭКОЛОГИЯ И Я» (участие в областном конкурсе поделок из природного материала) Программное содержание: продолжать развивать воображение; вкус, чувство цвета, воспитывать усидчивость, ценность к собственному труду и полученному результату | Коммуникация | Наблюдения в природе, на прогулках | ||
ноябрь | Чтение художественной литературы | Тема: «ХОДИТ КАПЕЛЬКА ПО КРУГУ», «ИСТОРИЯ ОДНОГО ПРУДА» экологическая сказка Программное содержание: развивать литературную речь, продолжать приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие. | Познание Коммуникация | Чтение художественной литературы | ||
декабрь | Познание - экология | Тема: «СТАНЕМ ЮНЫМИ ЗАЩИТНИКАМИ ПРИРОДЫ» Программное содержание: уточнить представления детей о зимних явлениях природы; учить детей отличать хорошие поступки от иных; познакомить с жанром плаката; учить создавать плакаты на тему бережного обращения к ели; воспитывать желание по доброму относиться к людям, к природе; учить детей бережно относиться к своему здоровью, особенно в зимнее время. | Познание | Наблюдения в природе | ||
январь | Познание - экология | Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗОЧНОМУ ЛЕСУ» викторина по экологии Программное содержание: развивать внимание, речь, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к окружающему; учит детей бережно относится к своему здоровью. | Коммуникация | Чтение художественной литературы, беседа, рассматривание иллюстраций, игры-драматизации | ||
февраль | Чтение художественной литературы | Тема: «ЗИМНЯЯ ПИРУШКА» экологическая сказка Программное содержание: продолжать развивать литературную речь, приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие. Учить придумывать сказки и загадки по предложенному началу на заданную тему. | Познание Коммуникация | Чтение художественной литературы, беседа, рассматривание иллюстраций | ||
март | Познание -экология | Тема: «НАСТУПИЛА ВЕСНА». Программное содержание: учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе. | Познание | Наблюдения в природе | ||
апрель | Чтение художественной литературы | Тема: «КАК СКВОРЕЦ СЕБЕ ДОМ ВЫБИРАЛ» экологической сказки Программное содержание: продолжать развивать литературную речь, приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие. | Познание Коммуникация | Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций | ||
май | Художественное творчество – лепка | Тема: «ГУСИ-ЛЕБЕДИ» по мотивам народной сказки Программное содержание: развивать восприятие детей, развивать умение оценивать результаты лепки, радоваться созданным изображениям. Продолжать развивать детское творчество | Познание Коммуникация | Чтение сказки «Гуси-лебеди», рассматривание иллюстраций |
Оценка результативности
реализации проекта
- Дети научились видеть «прекрасное» в природе;
- У дошкольников развился экологический кругозор, и словарный запас обогатился необходимыми терминами;
- Детям привито чувство любви к природе в любое время года; чувства участия и сострадания к людям и животным.
Использование экологических сказок в эмоциональном познании природы дошкольниками – положительна и эффективна. Так по результатам диагностического обследования 28% воспитанников обладают высоким уровнем интереса к миру природы, 50% средний уровень и 23% низкий уровень.
Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе, дальнейший интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.
Заключение
Работа по реализации педагогического проекта способствовала становлению не только личностных качеств дошкольника, но и развитию у них высших чувств (дружба и любовь к живым существам), которые связаны с событиями и переживаниями сказочных персонажей; интеллектуальные чувства (любознательность, удивление, сомнение) вызвали у детей поступки сказочных героев; эстетические чувства (наслаждение, радость, удовольствие, восхищение, переживание) развивались у детей при восприятии красоты и разнообразия живой природы.
Использование сказки на занятиях по экологии заключается в объединении многих методических, педагогических, психологических приёмов в единый сказочный контекст и адаптация их к психике ребенка.
Привлекательность для педагогов можно объяснить универсальностью:
- Сказка информативна. Через анализ, придуманной ребенком сказки, педагог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях.
- Сказка экологична. Находясь не в обыденной, а в драматической реальности ребенок и педагог эмоционально защищены. Тем самым снижается риск «сгорания», возрастает доверие.
- Сказка безгранична. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, ребенок преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь.
- Сказка феерична. Педагог может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности.
- Сказка эмоциональна. В процессе занятий ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.
- Сказка мудра. Сказкой можно передать ребенку, родителям и педагогам новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.
Природа и человек неразделимы, они составляют единое целое. И оттого, что заложено в дошкольном детстве, будет зависеть отношение к окружающей природной среде подростка в школе и во взрослой жизни.
Список используемых источников
Н. Н. Кондратьева «Мы» Программа экологического образования детей.
О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию».
С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду».
Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет».
Л. П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми».
Т. А. Шорыгина «Зелёные сказки: экология для малышей».
Н. А. Рыжова «Не просто сказки…».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет “Цветы - таинственное создание природы”
Уважаемые родители!Очень часто перед родителями встает вопрос, чем в свободное время занять ребенка с пользой для него, заинтересовать его? Вашему вниманию предлагается образовательный маршрут, с помо...
Проект "Логопедическая радуга"-Создание условий для коррекции речи детей дошкольного возраста посредством реализации мини-проектов.
Создание условий для коррекционной работы с детьми с нарушением речи по нескольким направлениям с помощью реализации мини-проектов....
Совместный проект с родителями «Создание книжки-малышки» (средняя группа) Проект: «создание книжки-малышки»
Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы.• Воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции.• Развивать элемент...
"Цветы - таинственное создание природы"
Образовательный маршрут для детей 6-7 лет...
проект социальной направленности (создание презентации, посвященной истории улицы А.К.Мухаметзянову) Исследовательский проект «Улица моего посёлка»
"Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему селу. Если человек равнодушен к памятникам истории св...
" Живая и неживая природа" (в рамках проекта - "Эколята - молодые защитники природы")
Мир вокруг нас удивителен и безконечно разнообразен. Ежедневно наши дети получают новую информацию о живой и неживой природе, об их взаимосвязи. Наша с вами задача, уважаемые родители, не только в том...
Творческо-познавательный проект в старшей группе Тема: ««Дельфин-уникальное создание природы»
Актуальность проблемы: повышенный интерес детей к мультипликации явился основой создания и реализации интересного проекта, который позволяет интегрировать разнообразные виды деятельности, успешно реша...
Комментарии
Катя! По-моему здорово через
Катя! По-моему здорово через сказки - к формированию экологического сознания детей. В моей копилке тоже есть несколько. Опубликую