Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС. «Художественно-эстетическое развитие». Раздел «Музыка».
статья на тему
Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральным государственным образовательным стандартом - принцип интеграции образовательных областей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integratsiya.doc | 62.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС.
«Художественно-эстетическое развитие». Раздел «Музыка».
Музыкальный руководитель: Таможникова С.Е.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. Какие изменения в профессиональную деятельность музыкального руководителя внёс этот документ? Первое, что следует отметить, познакомившись с ФГОС дошкольного образования это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка. В связи с этим все образовательное содержание образовательной программы ДОУ, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я" окружающему миру. Это основной ориентир для музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.
Основное содержание раздела "Музыка" теперь представлено в образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" наряду с изобразительным и литературным искусством. В этом есть большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области затрудняло процесс интеграции. А по отношению к ребёнку дошкольного возраста в этом вообще мало смысла, поскольку для нас важно научить ребёнка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства похожи. Их отличают средства художественной выразительности, но в целом назначение любого вида искусства это отражение действительности в художественных образах.
Круг задач музыкального воспитания и развития ребёнка в свете современных требований в дошкольном детстве расширяется. Это задачи, связанные с вхождением ребёнка в мир музыки, задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам, задачи развития звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.
Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральным государственным образовательным стандартом – принцип интеграции образовательных областей. Интеграция образовательных областей через непосредственно образовательную деятельность – это творческое дело педагога, ее можно организовать по-разному интересно, она эффективно и всесторонне развивает личность ребёнка, а сочетание различных видов деятельности, использование комплексно-тематического планирования способствует более лёгкому и быстрому запоминанию определенного материала, образа, обозначенной темы – например, «День знаний», «Осень», «Зима» и т.д. Сочетание определенного материала решает задачи художественно –эстетического развития и дает детям возможность познать, как одно и то же явление отражается в разных видах искусства, какие художественные средства использовали композитор, художник, поэт. В результате такой интеграции у детей из дифференцированных, разрозненных знаний, например, о том, как музыка может показать природные явления, складывается более емкое, многогранное представление об окружающем мире.
Искусство, так или иначе, входит в содержание разных занятий и через другие образовательные области, такие как «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Образовательная область "Познавательное развитие" предполагает развитие воображения и творческой активности. Слушая музыкальные произведения, ребёнок приобретает знания и представления о мире, пении дети имеют возможность импровизировать, создавать свой вариант мелодии, найти соответствие литературного текста выразительным интонациям, подстраивают голос, его звучание определённой мелодии. В музыкально-ритмической деятельности дети с удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая, двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово, характер мелодии. Перед ребенком появляются новые задачи мыслить и фантазировать, создавать простейшие импровизации; комбинировать, находить выразительные движения для передачи различных образов. Музыка развивает ребёнка умственно. Она отражает жизненные процессы, которые обогащают представления детей об обществе, о природе, быте и традициях.
Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие" предполагает формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Слушая музыку, я обращаю внимание детей на культуру слушания; объясняю, что музыку слушают молча, высказываются о прослушанном только по окончании звучания. Обсуждая прослушанные произведения, побуждаю детей к более полному высказыванию, когда ребёнок излагает свои мысли подробно и обстоятельно. Обращаю внимание на культуру общения, чтобы дети не выкрикивали, перебивая друг друга, умели слушать товарищей. Исполняя песни, дети объединяются, создаются условия для эмоционального музыкального общения, развивается умение слушать товарища и подстраивать голос под его пение. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательности между детьми, нормализации микроклимата в детском коллективе. Играя, дети взаимодействуют друг с другом. Правила игры едины для всех, дети учатся действовать в коллективе сверстников. Играя на музыкальных занятиях, праздниках, досугах, ребенок тоже приобретает навыки общения.
В процессе занимательной музыкальной деятельности происходит и «Речевое развитие» детей. Например, проводится разминка - артикуляционная гимнастика, которая не только развивает певческий голос, но и способствует его охране, укрепляет здоровье ребенка. Для этого используются различные игровые упражнения – «Котик Рыжик», «Машина» и т.п., в процессе которых ребята покусывают кончик языка, могут пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д. Интонационно-фонетические упражнения помогают преодолеть дефекты речи, а так же выравнивают гласные и согласные звуки. При этом я слежу за диапазоном для каждой возрастной группы и не нарушаю его, чтобы исполнение певческих упражнений, песен не привело к срыву голоса и болезненным последствиям. Детям очень нравятся подражающие игры со звуками мира - голоса животных и птиц, неживой природы: часики, дождик, скрип дверей, звук автомашины или только что проснувшейся вороны. В этих звуках непроизвольно формируется звукообразование. Дети учатся слушать свой голос и играть с ним. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов. В процессе музыкальной деятельности я создаю ситуации, когда ребенок обязательно начинает работать руками. Руки внизу-низкий звук, вверху-высокий, руки совершают отрывистые движения - звук отрывистый на стаккато, мягкие движения рук - плавный звук легато. Этот прием помогает сознательно управлять процессом звукоизвлечения. Характеризуя прослушанное музыкальное произведение, ребенок использует большое количество качественных прилагательных, т.е. его расширяется словарный запас. Произведение в интерпретации ребенка становится не только «веселое и грустное», но и: печальное, тоскливое, одинокое, жалостливое и счастливое, радостное, игристое, хорошее, улыбчивое, смешное, светлое, солнечное.
Большое значение для закрепления речевых навыков имеют игры с пением и ритмодекламации, звучащие жесты, движение, которые улучшают дикцию, увеличивают силу голоса, укрепляют голосовой и дыхательный аппарат.
Влияние музыки на физическое развитие детей активно изучается учеными. Музыка рассматривается как часть природы человека, которая медленно, но эффективно восстанавливает гармонию в жизни и способствует дальнейшему физическому развитию ребенка. По словам исследователей из США, целительная сила музыки нужна для нормализации артериального давления, помогает активировать деятельность мозга и укрепляет иммунную систему. Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. Ещё древние знали, что искусство обладает лечебным эффектом! В Древней Греции Пифагор в своём университете в Кротоне начинал и закачивал день пением: утром — чтобы очистить ум ото сна и возбудить активность, вечером — успокоиться и настроиться на отдых.
В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно - сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой в школе Пифагора проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга. Но, главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека.
Ритмичная и энергичная музыка в стиле марша тонизирует многие мышцы, что крайне полезно для физического развития детей. Для некоторых детей музыка является средством фокусировки. Она делает детей целенаправленными, помогает сосредоточить мышление на определенной теме, одновременно снимает стресс и усталость. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений, гибкость, развивается равновесие, крупная и мелкая моторика обеих рук. Музыкально - ритмическая деятельность совершенствует координацию движений, улучшает осанку, повышает жизненный тонус, что создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом.
При интегрированном подходе успешно решаются задачи воспитания и образования; определяются духовные ценности, отношение к самому себе и людям, к обществу, в котором он развивается, к природе, формируются особенности поведения и сознания, опыт общения. Так, в процессе реализации проекта «Гордость земли кубанской» дети знакомились с творчеством самого знаменитого коллектива Кубани, со структурой хора. Ребята узнали, что в состав коллектива входят хореографическая, оркестровая, вокальная группа, которая в свою очередь разделяется на женскую и мужскую группы, каждая из которых исполняет песенный материал, повествующий и о жизни казака, казачки, о их быте, чувствах и т.д.. Получая различную познавательную информацию, знакомясь с кубанским диалектом, пословицами, народно-прикладным искусством, музыкальным фольклором, дети активно включались к обсуждению прослушанных произведений, их содержания, средств музыкальной выразительности. Наличие мультимедийного оборудования дает практически неограниченные возможности в плане интеграции образовательных областей, значительно обогащает музыкальную деятельность ребенка и облегчает труд музыкального руководителя в соблюдении принципа комплексно-тематического планирования. Ребята посмотрели презентацию в формате Microsoft Power Point «Государственный кубанский казачий хор», слайд - шоу «Казаки» в формате «ФотоШОУ PRO», видеономера вокальных и танцевальных номеров, которые дали возможность разнообразить музыкально-дидактический материал, помогли воспитанникам значительно расширить общий кругозор, более полно ощутить казачий дух и усилить впечатление от происходящего. Все это позволило создать условия для эмоционального, интеллектуального, социально-нравственного здоровья ребенка, выход на совместную с родителями творчески продуктивную деятельность. В ходе таких занятий происходит взаимосвязь восприятия музыки с активной познавательной деятельностью и есть возможность воплотить свое эмоциональное состояние в изобразительной и музыкальной творческой деятельности.
В такие дни дети не только погружаются в атмосферу совместной коллективной работы, но и учатся ценить и уважать своих родных и близких. Решаются задачи социально-личностного, художественно-творческого, познавательно-речевого развития, и формируется у детей такие качества, как активность, любознательность, эмоциональная отзывчивость, креативность.
И в заключении хочется сказать, что принцип интеграции позволяет не только обогащать знания детей об окружающем мире, но и способствует развитию творческого мышления, формированию ярких положительных эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослыми.
Главное, нужно помнить: дети – это не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС.
Одна из форм оуществления данного подхода, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности,- интегрированная совместная деятельночть с дет...
Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС.
Одна из форм оуществления данного подхода, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности,- интегрированная совместная деятельночть с дет...
КОНСУЛЬТАЦИЯ «ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
Обратите внимание, что предыдущий документ ФГТ и ФГОС, по своей структуре являются преемственными по отношению друг к другу. Содержание любой программы должно охватывать определенные...
Выступление на педсовете "Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС ДО".
Интеграцияобразовательных областейв образовательной деятельностис детьми в условиях реализацииФГОС ДО....
Доклад на тему «Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС»
В связи с введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми....
«Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС.»
В связи с введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми....
"Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС"
Что такое интеграция, интегрированное занятие, методы и приемы используемые при интеграции НОД, основные принципы взаимодействия с детьми, примерная структура совместной деятельности педагога с детьми...