ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
проект (младшая группа) на тему

Шамсутдинова Эльвира Дамировна

Особенности психического развития детей 2-3 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rebenka.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное учреждение Урайский специализированный Дом ребенка ХМАО-ЮГРЫ

                                                                                                                         

                                                                                 Подготовила:Магафурова Э.Д.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

Главное в развитии ребенка 2-3 лет — становление его самостоятельности. К этому возрасту он начинает осознавать свои потребности и способен стремиться к достижению целей, которые сам перед собой ставит. Взрослым необходимо всячески поддерживать активность ребенка, это поможет ему сформировать такие качества, как целеустремленность, независимость, самоуважение.

Ребенок начинает приобретать свое «я». Он не только осознает себя, но и способен физически обеспечить себе независимость в передвижении.

Все это обусловливает «кризис 3-х лет», который характеризуется рядом симптомов.

1.  Негативизм. Это не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, стремление все делать наоборот вопреки просьбам или требованиям старших. Ребенок может не сделать что-то только потому, что его об этом попросили. Часто такое стремление наносит ущерб и его собственным интересам. При яркой форме негативизма ребенок отрицает все, что говорит ему взрослый, но, как только взрослый соглашается с ним, он тут же меняет свое мнение на противоположное. Ребенок как бы опробует в общении слово «нет», осваивает более богатый спектр человеческих отношений.

2.  Упрямство. Ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого очень хочется в данный момент, а потому, что он таким образом самоутверждается, проверяет, может ли он что-то потребовать и выполнят ли это требование.

Упрямство следует отличать от настойчивости. Раньше ребенок находился в состоянии аффекта, а под властью сиюминутных желаний настойчиво добивался своего, он был словно очарован предметом, а степень настойчивости выражалась в силе, с которой он стремился к нему, в концентрации внимания. Мотивом же упрямства является то, что ребенок связан только своим первоначальным решением и ни за что не хочет от него отступать.

3. Строптивость. Центральный симптом для «кризиса 3-х лет». От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Негативизм всегда направлен против взрослого, который в данный момент побуждает ребенка к тому или иному действию, а строптивость направлена против установленных норм поведения. Здесь сказывается «строптивая установка» по отношению ко всему образу жизни, который сложился до 3-х лет, к нормам, которые предлагаются, к интересовавшим прежде игрушкам.

От обычной недостаточной податливости ребенка строптивость отличается тенденциозностью. Его недовольное, вызывающее «да ну!* действительно объясняется скрытым бунтом против того, с чем он имел дело раньше.

4. Своеволие. Ребенок хочет все делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там, где ему еще не хватает умений.

Три последующих симптома имеют второстепенное значение.

5. Протест-бунт. Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто он находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними, частые ссоры с родителями становятся обычным явлением.

6.  Обесценивание ребенком личности близких. Малыш может начать обзывать мать или отца бранными словами, которые раньше никогда не употреблял. Он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них, как будто они живые, отказывается играть с ними. В его лексиконе появляются слова и термины, обозначающие только негативное, и все это относится к вещам, которые сами по себе никаких неприятностей не доставляют.

7. Деспотизм и ревность. Этот двойственный симптом проявляется в различных семьях по-разному. В семье с единственным ребенком встречается стремление малыша к деспотизму. У него появляется желание проявить деспотическую власть по отношению к окружающим. Так, он не разрешает матери уходить из дому, требует, чтобы она сидела в комнате. Ему должны немедленно дать все, что он хочет. Ребенок старается вернуть то положение дел, которое наблюдалось в раннем детстве, когда исполнялись все его желания.

В семье же с несколькими детьми это называется «симптомом ревности». Она проявляется по отношению к младшим или старшим детям. В этом случае наблюдается та же тенденция к господству, деспотизму, власти — как следствие ревнивого отношения к другим детям.

Кризис проявляется как бунт против авторитарного воспитания: это по сути протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте.

  Ребенок очень мал, и ему кажется, что говорить «нет» и быть личностью — это одно и то же. Осваивая именно такие формы поведения, он пытается проявить себя как личность.

Мы хотим еще раз подчеркнуть, что «кризис 3-х лет» является сложным, но нормальным периодом в жизни любого ребенка. Он овладевает новыми, более взрослыми формами поведения, и мы обязаны с пониманием и заботой относиться к маленькому человеку, который познает самого себя.

Ваш малыш должен быть уверен в том, что, как бы он себя ни вел, его всегда будут любить и никогда не бросят. Уважайте то мужество, которое требуется ребенку, переживающему первый кризис самопознания. Нужно постараться относиться к этому с определенной долей юмора и благоразумием, тогда ребенок вскоре поймет, что самостоятельность требует большего, чем просто чистое отрицание.

Так, психолог Эда Ле Шан, автор многих книг по воспитанию, ставших бестселлерами во всем мире, предлагает сделать слово «нет» развлечением и игрой. Оно потеряет свою опасность, если мама скажет «нет» до того, как его произнесет малыш. Например, мама спрашивает: «Как насчет того, чтобы съесть немного рыбы на завтрак, Петя?*, — а затем, гримасничая, отвечает за сына: «Нет! Нет! Нет!» Или родители отвечают «нет» в ответ на все, что им говорит ребенок. Тем самым они обращают его внимание на то, что лучше выбрать другую линию поведения, а не эту глупую позицию отрицания.

Можно дать ребенку «обратную инструкцию»: «Тебе абсолютно запрещается при любых обстоятельствах чистить зубы и нельзя ложиться спать до полуночи!» Если это говорится с доброй усмешкой, такой прием воспитания только укрепляет родительский авторитет и приводит к положительным результатам. Параллельно ребенок осознает условность запретов, понимает, что к ним надо подходить осознанно.

Кроме этих мер, необходимо осознать, что пришло время для более самостоятельного выбора ребенка, предоставления ему больших возможностей, чтобы определить, кто этот маленький человек и что ему нужно. Необходимо показать малышу, что вы понимаете: он становится личностью, у которой расширяются права и привилегии. Малыш, конечно, понимает, что сразу стать взрослым человеком, отвечающим за свои поступки, невозможно, это требует долгого времени, и здесь родители и воспитатели могут помочь ему.

Ниже даны примеры фраз, которые можно использовать.

«Ты еще не настолько взрослый, чтобы переходить через дорогу самостоятельно, но уже достаточно большой, чтобы выбрать, что будешь есть на завтрак: овсяные хлопья или яичницу с колбасой».

•      «Ты еще не настолько взрослый, чтобы решать, когда тебе ложиться спать, но уже достаточно взрослый, чтобы выбирать, где ты будешь играть днем: во дворе или дома».

При внимательном, мудром и заботливом отношении к ребенку он может не проявлять столь острые формы негативного поведения или быстро преодолевать эту фазу развития.

Осваивая негативные формы поведения, ребенок в будущем сможет сказать «нет» торговцу наркотиками, отказаться от участия в драке.

При благоприятном выходе из «кризиса 3-х лет» ребенок вступает в качественно новые отношения с родителями. У него появляется гордость за свои достижения. Это выражается в определенном комплексе поведения.

•     Стремление к достижению результата своей деятельности: дети не просто манипулируют с предметами, но настойчиво ищут нужный способ решения задачи. Неудача, как правило, не приводит к отказу от задуманного — они не меняют своих намерений и конечной цели.

•     Достигнув желаемого, дети стремятся тут же продемонстрировать свои усилия взрослому, без одобрения которого эти усилия в значительной степени теряют свою ценность (отрицательное или безразличное отношение взрослого к их результату может обидеть ребенка, даже ранить его психику).

•     Обострение чувства собственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию своих достижений, эмоциональных вспышках по пустякам, в баловстве и преувеличении собственных успехов.

Однако следует учитывать, что индивидуальные отклонения могут достигать 5-6 месяцев в ту или иную сторону, и это нормально.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Возрастные особенности психического развития детей 3-4 лет"

В данном материале содержится сжатая психологическая характеристика детей 3-4 лет (общение, игровая деятельность, психические процессы, эмоциональная сфера, самооценка)....

"Возрастные особенности психического развития детей 4-5 лет"

В данном материале содержится сжатая психологическая характеристика детей 4-5 лет (возраст "Почемучек")....

"Возрастные особенности психического развития детей 5-6 лет"

В данном материале содержится  сжатая психологическая характеристика ребнка 5-6 лет (взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, появление познавательной мотивации в общении, развитие эмоциональ...

"Возрастные особенности психического развития детей 6-7 лет"

В данном материале содержится сжатая психологическая характеристика на ребёнка 6-7 лет (произвольность, психические процессы, переход от ведущего вида деятельности - игры к учению)....

Особенности психического развития детей с ОНР

В статье рассказано о проблемах в развитии психических процессов детей с ОНР и об основных направлениях коррекционной работы в этой сфере....

особенности психического развития детей 5-6 лет с ОВЗ (задержкой психического развития)

Внимание детей с задержкой психического развития старшей группы компенсирующей направленности характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособно...