Особенности психического развития детей с ОНР
статья по теме
В статье рассказано о проблемах в развитии психических процессов детей с ОНР и об основных направлениях коррекционной работы в этой сфере.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_psihich.problemam_detey_s_onr.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности психического и личностного развития дошкольников с общим недоразвитием речи.
Служба психологической помощи функционирует в логопедических садах с 1994 года. На фоне углубленного изучения речи и неречевых процессов со стороны логопедов необходимо отметить, что работа психолога имеет особую важность в сфере профилактики и коррекции нарушений личностного развития.
У дошкольников с общим недоразвитием речи можно выделит следующие характерные проблемы:
2.При ограниченности речевого опыта и несовершенстве речевых средств у детей с ОНР недостаточно удовлетворяется потребность в речевом общении. Разговорная речь бедная, тесно связанная с той ситуацией, в которой ребенок в данный момент находиться. Связная и монологичная речь развивается трудно.
2.Существует значительное отставание в развитии психических процессов:
-неустойчивость и быстрая истощаемость внимания
-сниженный объем слуховой и зрительной памяти
-несформированность словесно-логического мышления, сложности в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
-недостаточное развитие базового слухового восприятия, и как следствие нарушение фонематического слуха и фонематического восприятия.
-бедность и нестойкость зрительных представлений. Отсутствие прочной связи слова со зрительным образом.
3.Детям с ОНР свойственны трудности при ориентировке в пространстве, дифференциации понятий «право», «лево», а также сложности при ориентировке в собственном теле. Последнее хорошо заметно при выполнении двигательных упражнений и во время изобразительной деятельности. В процессе рисования образа человека такие дети склоняются к схематическому рисунку, не изображают некоторые части тела, редко прорисовывают детали.
4.Отставание в развитии двигательной сферы, плохая координация движений, снижение скорости и ловкости выполнения При этом наибольшие трудности появляются при выполнении детьми движений по словесной инструкции ( без показа).
7.Состороны личностного развития у детей с ОНР возникают проблемы в социальной адаптации и взаимодействию с социальной средой. Речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими и на формировании его самооценки.
-Если говорить о характере взаимоотношений ребенка с окружающими, то из-за несформированности средств общения нарушается развитие и коммуникативных функций. Дети часто бывают не заинтересованы в контакте , не умеют ориентироваться в ситуации общения, договариваться, проявляют негативизм и отторжение, обладают скудной палитрой эмоций.
- Что касается самооценки, то у детей с ОНР она обычно занижена, что находит свое отражение в проявлении тревожности и агрессивности разной степени выраженности.
В зависимости от уровня коммуникативных нарушений и степени переживания ребенком речевого дефекта детей с ОНР можно разделить на три группы:
1. Дети, которые не демонстрируют переживания речевого дефекта и не проявляют трудностей при осуществлении контакта с окружающими ( как взрослыми , так и сверстниками), широко используя при этом невербальные средства общения.
2. Дети, демонстрирующие умеренное переживание речевого дефекта и имеющие определенные трудности при установлении контакта с окружающими. Они обычно не стремятся к общению, на вопросы стараются отвечать односложно, избегают ситуаций, требующих использования речи. В игре прибегают к невербальным средствам общения.
3.Дети, остро переживающие речевой дефект. Им свойственен речевой негативизм, что выражается в отказе от общения, замкнутости, агрессивности, заниженной самооценке. Такие дети, как правило, избегают общения со взрослыми и сверстниками, сторонятся коллективных игр, на занятиях в речевой контакт вступают только после длительной стимуляции.
Психокоррекционные занятия, имеющие целью помощь в разрешении данных проблем детям с ОНР, проходят в форме подгрупповых и индивидуальных занятий.
Реализуемые задачи:
- отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества.
-развитие взаимной эмпатии ( умения сопереживать).
- снижение психоэмоционального напряжения, коррекция тревожности .
-коррекция агрессивных и иных негативных проявлений, препятствующих общению.
-создание положительного эмоционального фона в группе.
-развитие у детей способности регулировать свои эмоциональные состояния.
-работа над пластикой тела, над координацией движений и развитием токтильного восприятия.
Каждое занятие состоит из
-вступительного этапа ( сплочение группы, раскрепощение участников, установление доверительных отношений и снятие негативного настроения)
- коррекционного этапа ( основное содержание работы по плану)
-релаксационного этапа( снятие мышечных зажимов, развитие воображения, развитие чувства собственного тела, снижение психо-эмоциональног напряжения и тревожности).
-заключительного этап ( подведение итогов, закрепление полученных навыков, получение обратной связи)
Занятия проводятся не менее 2 раз в неделю и длятся от15 до 30 минут. Содержание и организационные формы занятий определяются этапом работы и психологическим настроем группы. Эффективность усвоения детьми навыков определяется возможностью их переноса в повседневную жизнь, а потому психокоррекционная работа по преодолению личностных проблем у детей с ОНР должна осуществляться в тесной взаимосвязи психолога с логопедом, воспитателями и родителями ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Возрастные особенности психического развития детей 3-4 лет"
В данном материале содержится сжатая психологическая характеристика детей 3-4 лет (общение, игровая деятельность, психические процессы, эмоциональная сфера, самооценка)....
"Возрастные особенности психического развития детей 4-5 лет"
В данном материале содержится сжатая психологическая характеристика детей 4-5 лет (возраст "Почемучек")....
"Возрастные особенности психического развития детей 5-6 лет"
В данном материале содержится сжатая психологическая характеристика ребнка 5-6 лет (взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, появление познавательной мотивации в общении, развитие эмоциональ...
"Возрастные особенности психического развития детей 6-7 лет"
В данном материале содержится сжатая психологическая характеристика на ребёнка 6-7 лет (произвольность, психические процессы, переход от ведущего вида деятельности - игры к учению)....
Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста. Возрастные особенности психического развития детей
Задачи воспитания и обученияПамятка для родителей....
особенности психического развития детей 5-6 лет с ОВЗ (задержкой психического развития)
Внимание детей с задержкой психического развития старшей группы компенсирующей направленности характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособно...
Особенности психического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП): особенности личности
Детский церебральный паралич – не отдельное заболевание, а множество синдромов, возникающих по разным причинам. Главной общей чертой у них является поражение мозга и, как следствие, нарушение сп...