ЛИЧНОСТЬ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА В ИСТОРИИ НАШЕГО ОТЕЧЕСТВА
статья на тему

Курчина Ирина Александровна

Имя киевского князя Владимира Святого, Крестителя Руси занимает в русской истории достойное место. Подвиг князя Владимира, язычника в начальный период княжения, соизмерим с апостольским и подвижническим. Стараниями князя Русская земля в качестве государственной религии приняла христианство около 989 года, и это событие на тысячелетие определило весь ход нашей истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_lichnost_.docx30.59 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИЧНОСТЬ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА В ИСТОРИИ НАШЕГО ОТЕЧЕСТВА

Андрющенко К.А., Курчина И.А.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №32 «Журавушка», город Губкин

И на берег вышел, душой возрожден,

Владимир для новой державы,

И в Русь милосердия внес он закон -

Дела стародавних, далеких времен,

Преданья невянущей славы!..[1]

А.К. Толстой

Имя киевского князя Владимира Святого, Крестителя Руси занимает в русской истории достойное место. Подвиг князя Владимира, язычника в начальный период княжения, соизмерим с апостольским и подвижническим. Стараниями князя Русская земля в качестве государственной религии приняла христианство около 989 года, и это событие на тысячелетие определило весь ход нашей истории.

Жизнь князя Владимира до принятия христианства нельзя было назвать праведной. Родился он около 962 года от киевского князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы княгини Ольги, матери Святослава. Как свидетельствуют Летописи, Ольга, разгневавшись на свою рабыню, сослала её в отдаленное селение Будутину Весь. Здесь и родился будущий киевский князь, а впоследствии и великий русский святой. Ребёнка у опальной матери отобрали вскоре после его рождения. Воспитывался он в Киеве при дворе своей бабки, княгини Ольги. Но на долгие годы за ним закрепилось обидное прозвище «робичич», то есть «сын рабыни»[2].

Незадолго до своего окончательного отъезда на Дунай летом 969 года, князь Святослав разделил Русскую землю между своими сыновьями. Ярополку, старшему из сыновей, достался Киев, Олегу - Древлянская земля. Новгородцы, по совету дяди Владимира по матери, Добрыни, попросили себе на княжение Малушиного сына. Святослав согласился. Так еще ребенком Владимир стал новгородским князем.

Весной 972 года Святослав погиб, и его сыновья стали княжить в своих землях самостоятельно, открыто выражая неприязнь друг другу. Около 977 года между Ярополком и Олегом началась война, в результате которой Олег погиб. Напуганный этим известием Владимир бежал из Новгорода «за море» к варягам. Спустя некоторое время во главе наемного варяжского войска он вновь появился в Новгороде, захваченном к тому времени наместниками Ярополка. Так началась война между Владимиром и его братом. Успех в войне сопутствовал Владимиру. Летом 978 года он осадил Киев. Ярополк бежал в город Родню, который также был осажден войсками Владимира. И Владимир решился на братоубийство. С этого злодейского убийства и начинается киевское княжение Владимира, которое продолжалось долгих тридцать семь лет.

Как свидетельствуют Летописцы, до принятия им христианства Владимир был жесток, злопамятен, наделен самыми разными пороками, среди которых, прежде всего, называют непомерное сластолюбие. У Владимира той поры было пять жен. Кроме законных жен, князь имел сотни наложниц. Владимир был убежденным язычником и ярым противником христианства. Вскоре после вступления в Киев он устроил на холме возле своего дворца настоящий языческий пантеон, где поставил изваяния языческих богов: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симрагла и Мокоши. «И поклонялись люди им, нарицая их богами, и приводили сынов своих и дочерей, и приносили жертвы бесам… И осквернилась кровьми земля Русская и холм тот»[3], рассказывает летопись. Изваяния Перуна, ставшего по воле Владимира главным божеством Древней Руси, устанавливались и в других древнерусских городах. В 983 году, после одного из походов Владимира, на «Перуновом холме» было решено устроить и человеческие жертвоприношения.

В то же время Владимир проявляет заботу об укреплении государства. Он совершает несколько успешных походов против поляков, ятвягов, волжских болгар, хазар, подчиняет власти Киева ряд восточнославянских племен (радимичей, вятичей), присоединяет к Руси Червенские города (Волынь). Различные области Русского государства скрепляются более прочными узами, чем прежде. Языческая реформа Владимира свидетельствует о том, что князь стремится внести что-то новое и в прежние верования. Представительство в пантеоне Владимира божеств разных этнических групп Русской земли (славянских, финно-угорских, балтийских племен, остатков прежнего иранского населения), их подчинение княжескому богу Перуну и введение единого для всей страны государственного культа Перуна - все это должно было олицетворять единство Древнерусского государства, главенство Киева и киевского князя.

Однако Владимира не могла удовлетворить эта языческая реформа, изменившая лишь внешнее обличье старых богов. Личные поиски веры совпали с требованиями времени. Русь окончательно теряла черты прежней военной федерации отдельных племен, превращалась в единое государство, игравшее все большую роль в европейской и мировой политике. Все это требовало изменений в сфере идеологии. И она пришла вместе с крещением Владимира.

Подробный и яркий рассказ о крещении киевского князя можно найти в Летописи и Житии святого Владимира. Далеко не сразу он пришел к своей вере. Соседние государства настойчиво звали князя принять свои религии. И то, что он выбрал христианское вероучение (причем в его восточном, православном варианте), конечно же, не случайно. Ко времени княжения Владимира Русь уже давно и хорошо знала христианство. Христианами были и ближайшие соседи, и родичи восточных славян - поляки, чехи, болгары. Главное же заключалось в том, что русские, как и другие славянские народы, еще за сто лет до Владимира получили возможность знакомиться со Словом Божием на своем родном языке. Славянское богослужение, священные и богослужебные книги, переведенные на славянский язык святыми Кириллом и Мефодием, первоучителями славян, и их учениками, - все это давало возможность христианству укорениться на Руси, стать со временем поистине родным для народа.

К концу 80-х годов X века Византийская империя оказалась на пороге национальной катастрофы. Жестокое поражение в войне с болгарами (986 год) и особенно мятеж, поднятый прославленным византийским полководцем Вардой Фокой, объявившим себя императором (987), вынудили императоров-соправителей Василия II (будущего Василия Болгаробойцы) и Константина VIII обратиться за военной помощью к русскому князю Владимиру. (Это соответствовало условиям русско-византийского договора, заключенного отцом Владимира Святославом.) Владимир пообещал предоставить помощь, но взамен потребовал от императоров руки их порфирородной сестры. И гордые правители Ромейской державы вынуждены были согласиться на это неслыханное и унизительное для них требование, конечно, при условии крещения Владимира. В 987-м или в самом начале 988 года, предположительно, в Киеве Владимир принял крещение. Он получил и новое имя - Василий, данное ему, вероятно, в честь византийского императора Василия II[4].

Шеститысячный русский корпус прибыл в Константинополь и принял самое активное участие в подавлении мятежа; именно руссы сыграли решающую роль в разгроме войск Варды Фоки (сам он погиб в апреле 989 года). Однако императоры не спешили выполнить свое обещание относительно женитьбы Владимира на Анне. Разгневанный Владимир двинул свое войско на Корсунь и, лишь завладев городом, вынудил византийцев подчиниться. В Корсуни и произошло бракосочетание Владимира с византийской царевной. Здесь же, вероятно, приняли крещение многие бояре и дружинники киевского князя.

Покидая город, Владимир вывез из него многие святыни - церковные сосуды, иконы, мощи святого Климента Римского и его ученика Фива. Взяты были также античные изваяния и квадрига медных коней, поставленная впоследствии в Киеве, близ Десятинной церкви. Клир этой киевской церкви состоял из священников-корсунян, также вывезенных князем из завоеванного города. Вероятно, именно выдающаяся роль Корсуни в христианизации Руси и привела к появлению легенды о крещении князя Владимира именно в этом городе. (Впрочем, следует оговориться, что такая реконструкция событий, связанных с принятием христианства князем Владимиром, не является единственной.)

После возвращения Владимира в Киев (989) начинается крещение народа.

Летопись рассказывает о свержении Владимиром языческих кумиров, поставленных им самим за несколько лет до этого. Крещение киевлян происходило в водах реки Почайны, притока Днепра. Совершали таинство священники «царицыны» (то есть приехавшие на Русь с царевной Анной) и «корсунские» (то есть привезенные князем из Корсуни). На месте прежнего языческого святилища была поставлена церковь святого Василия - небесного покровителя князя. Позднее греческие мастера построили в Киеве церковь Пресвятой Богородицы, получившую название Десятинной - главный храм Киевской Руси Владимировой поры. С этой церковью связана важнейшая церковно-административная реформа князя Владимира - установление церковной десятины[5].

Христианизация Руси растянулась, по крайней мере, на несколько десятилетий. Не везде этот процесс происходил мирно. Так, в Новгороде имели место кровавые столкновения между представителями княжеской администрации и местным населением.

Принятие христианства совершенно изменило князя Владимира. Нет сомнений, что он искренне и всей душой принял новую веру. Летопись и княжеское Житие более всего отмечают его исключительное милосердие и нищелюбие. Владимир начал творить множество добрых дел. Он повелел всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор и брать все, что ему потребно, - едой, питьем или деньгами. Более того, узнав, что больные и немощные не могут добраться до его двора, князь повелел развозить для них по городу пропитание.

В историческую память народа киевский князь вошел не только как Владимир Святой, но и как Владимир Красное Солнышко - легендарный князь русских былин, которому несли службу все русские былинные богатыри. Любовь народа снискали не только его христианские добродетели, но и неустанная забота об обороне Русской земли.

15 июля 1015 года он скончался в сельце Берестовом близ Киева. Мощи святого князя Владимира, как и мощи блаженной княгини Ольги, разделили трагическую участь Киевской Десятинной церкви, разрушенной татарами в 1240 году. На многие столетия гробница святого князя оказалась погребенной под развалинами храма.

Список литературы

  1. Толстой А.К. Песня о походе Владимира на Корсунь / А.К. Толстой // Толстой А.К. Избранное. – Москва : Моск. рабочий, 1982. – С.67.
  2. Карпов А.Ю. Владимир Святой / А.Ю. Карпов. - Москва : Молодая гвардия, 2006. – С.34.
  3. Усачёв А.С. Из истории русской средневековой агиографии : два произведения о равноапостольном князе Владимире Святославиче (исследования и тексты) / А.С. Усачёв // Вестник церковной истории. - 2006. - №2 - С.5.
  4. Карпов А.Ю. Владимир Святой / А.Ю. Карпов. - Москва : Молодая гвардия, 2006. – 464 с
  5. Крещение Руси. Владимир Красное солнышко. - Москва: Белый город, 2000. – С.18. 


[1] Толстой А.К. Песня о походе Владимира на Корсунь / А.К. Толстой // Толстой А.К. Избранное. – Москва : Моск. рабочий, 1982. – С.67.

[2] Карпов А.Ю. Владимир Святой / А.Ю. Карпов. - Москва : Молодая гвардия, 2006. – С. 34.

[3] Усачёв А.С. Из истории русской средневековой агиографии : два произведения о равноапостольном князе Владимире Святославиче (исследования и тексты) / А.С. Усачёв // Вестник церковной истории. - 2006. - №2 - С. 5.

[4] Карпов А.Ю. Владимир Святой / А.Ю. Карпов. - Москва : Молодая гвардия, 2006. – 464 с.

[5] Крещение Руси. Владимир Красное солнышко. - Москва: Белый город, 2000. – С.18. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историческим прошлым России и выдающимися людьми (на примере события Крещение Руси и личности Князя Владимира"

О важности приобщения ребенка к историческим событиям нашей России, народа, написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы  живем...

« Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историческим прошлым России и выдающимися людьми (на примере события Крещения Руси и личности Князя Владимира).

Консультация для педагогов по ознакомлению с историческим прошлым России и выдающими людьми, на примере личности Князя Владимира....

« Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историческим прошлым России и выдающимися людьми (на примере события Крещения Руси и личности Князя Владимира).

Консультация для педагогов по ознакомлению с историческим прошлым России и выдающими людьми, на примере личности Князя Владимира....

Миссия святого князя Владимира и его сына князя Ярослава Мудрого в развитии культурной жизни на Руси.

Программное содержание:1.     Расширение знаний детей об истории книги, о князе Владимире и его сыне князе Ярославе Мудром.2.     Воспитание бережного отношения...

ЛИЧНОСТЬ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА В ИСТОРИИ НАШЕГО ОТЕЧЕСТВА

Имя киевского князя Владимира Святого, Крестителя Руси занимает в русской истории достойное место. Подвиг князя Владимира, язычника в начальный период княжения, соизмерим с апостольским и подвижническ...

Личность Святого равноапостольного князя Владимира в истории нашего Отечества

В статье рассказывается о ратных подвигах князя Владимира и главных событиях крещения Руси....

Проект «Святой князь Владимир – креститель Руси»

Проект по духовно - нравственному воспитаниюКнязь Владимир Русь крестил,Храмы всюду возводил.Православной веры людиПодвиг его не забудут.И с тех пор все каждый годПрославляют Крестный Ход.Автор неизве...