Организация образовательной деятельности в современном дошкольном учреждении
статья по теме

Сечина Надежда Моисеевна

                 Статья раскрывает соображения относительно  организации образовательной деятельности в современном дошкольном учреждении Раскрыты виды современных занятий, требования, которые к ним предъявляются в соответствии с ФГОС. Статья поможет воспитателям упорядочить профессиональные знания,повысить свое педагогическое  мастерство, сделать работу разнообразной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация образовательной деятельности в современном дошкольном учреждении.

                     Развивающая функция образования в современном дошкольном образовании является авангардной, потому что именно она обеспечивает становление личности ребенка, позволяет сформировать его жизненную компетентность, ориентирует педагога на индивидуальные особенности дошкольника, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» о признании самоценности дошкольного периода детства.

   Чему учить ребенка - дошкольника?  Какими должны быть занятия? Стоит ли их проводить? Эти вопросы могут задавать люди, которые не понимают, что такое детский сад, детское сознание, ребенок дошкольного возраста.                  

             Педагоги - дошкольники, организуя образовательную деятельность детей, руководствуются основными документами : Федеральным законом РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ , Федеральным государственным образовательный стандартом дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2014 год./
            Образование  ребенка дошкольного возраста - это  формирование жизненной компетентности, усвоение  знаний, овладение умениями и навыками, способность использовать их в жизни . формирование культуры познания, создание фонда «могу». Понятие образовательный процесс охватывает все компоненты обучения: деятельность педагога, деятельность ребенка, средства, с помощью которых они реализуется.
           В современных дошкольных учреждениях, как и в любой сфере деятельности, работают люди, разные по уровню профессиональной подготовки, компетентности и самостоятельности, способности к творчеству.

 Есть создатели, "педагоги от БОГА», личностная и деятельная модель организации педагогической работы которых не вписывается ни в какие стандарты. И это очень хорошо, ведь благодаря этому создается своеобразная развивающая воспитательная среда.                                        

  Есть большая армия добросовестных воспитателей, которые искренне откликаются на инновационные движения, находятся в постоянном поиске способов совершенствования своей работы, но они, к сожалению, не всегда способны критически проанализировать воспринятую информацию, поэтому могут внедрять некачественные идеи, свято веря в их совершенство.

   Много у нас и молодых педагогов, которым не обойтись без дельных советов и рекомендаций. А в итоге, всем педагогам необходимы четкие указания и ориентиры в том, что можно назвать организацией содержания современного образования.

Принципы организации образовательного процесса

Принцип интеграции в содержание различных видов деятельности (интеграция-объединение в единое целое части и элементов системы на основе их взаимопроникновения, взаимозависимости и взаимодополняемости);       

•Принцип индивидуализации. Создание условий максимально приближенных к домашним. Возведение образовательного процесса к малым индивидуальным формам;
• Принцип многоканальности
 (включение всех органов - слух, зрение, тактильность и т.д.) в процесс обучения  и приоритет вито генных технологий обучения. Готовые знания - мертвые знания, но без них нельзя. Но раньше мертвые знания были доминирующими, сейчас - доминанта – вито генные, живые знания;
• Принцип обеспечения интеллектуальной и речевой активности
, включенности ребенка в образовательный процесс;
• Принцип разнообразных форм организации образовательного процесса
 (программа развития дает возможность дошкольным учреждениям право выбора модели организации).

Модели организации образовательного процесса

в дошкольном   учреждении.


         Проектная модель предполагает сознательную позицию каждого из участников от начала до финиша, ребенок - равноценный партнер.               Проектная деятельность приучает детей прилагать усилия, не надеясь на быстрый результат. Финал - презентация конечного результата. Реализация проекта предусматривает проведение цикла фронтальных занятий, экскурсий, различных форм организации индивидуальной и групповой работы.
       
Ситуативная модель организации образовательного процесса - детям доверяют самим выбрать из предложенного педагогом, что им интересно, или выбрать последовательность выполнения индивидуально - познавательных задач.

          Занятийная модель - форма организации обучения, регламентированная деятельность, направленная на овладение способами познания.

         Основной формой обучения дошкольников в процессе организованной познавательной деятельности было и остается занятие (непосредственно –образовательная деятельность), и именно это понятие многими трактуется по - разному. Достаточно распространенным был (а в некоторых дошкольных учреждениях и остаётся) подход, при котором занятие воспринимается как урок формирования ЗНАНИЙ на подобие школьного урока. Аргументируется такое положение вещей тем, что детей надо готовить к школе с пеленок, чтобы в школе было легче (кому?). Воспитатели, которые отстаивают эту позицию, пытаются воплотить в занятии все признаки школьного урока: жесткую дисциплину, монологизированную форму («Дети, закройте рты, внимательно слушайте меня»), минимум нерегламентированной, эмоциональной активности со стороны детей.
          Существует также и подход, который является крайней противоположностью того, о котором шла речь выше - преобразования занятия на шоу, игру или другое развлечение. И такие занятия нужны. Однако они отнюдь не могут быть постоянной формой организации познавательной деятельности детей.

   Таким образом, есть необходимость разобраться прежде всего с терминологией. 

Что такое современное занятие в дошкольном образовательном учреждении? Какие виды и типы занятий описаны в литературе и реально применяются на практике?
      Динамические, тематические, интегрированные, комбинированные, комплексные, сюжетные, сюжетно-игровые, литературные, художественные, доминантные
- вот неполный перечень занятий, которые упоминаются в периодической литературе.

Классификация занятий с позиции направленности содержания.
      Традиционно в дошкольном учреждении наиболее распространенными были и остаются
однонаправленные занятия.

           Предметное занятие имеет как сильные, так и слабые стороны. Положительным является то, что большинство предметных занятий, которые являются, по сути, учебно-познавательными, дают возможность формировать у дошкольников четкую систему представлений, знаний, определенные умения и навыки в рамках отдельных образовательных областей (математика, развитие речи, ознакомление с природой, изобразительная деятельность и т.д.). Для дошкольника, который только начинает знакомиться с миром, это необходимо. На предметных занятиях приоритетной, к сожалению, остается учебно-дисциплинарная модель взаимодействия, доминирует объяснительно-информативный метод обучения ,что часто приводит к снижению познавательного интереса, формированию у дошкольников интеллектуального потребительства.

   Предметные занятия различаются по ведущей отрасли знаний - речевое, математическое , природоведческое, валеологическое , музыкальное, физкультурное и т.д. Такие занятия сопровождаются указанием на определенную тематику. Предметное занятие может быть тематическим, когда все задачи, которые педагог планирует развязать, подчинены раскрытию определенной темы средствами конкретной деятельности. Например, занятие по формированию элементарных математических представлений на тему "в гостях у медведей" {по мотивам сказки "Три медведя'), в ходе которого через разные составляющие математической области (форма, величина, счет, пространственное ориентирование) задачи будут реализованы через тему гостевания.

    Однако, предметное занятие может и не быть тематическим. Большинство повседневных занятий, которые чаще всего проводят воспитатели, именно такие.
              Современная дидактика объявила ведущим принципом организации образовательного процесса принцип интеграции, реализация которого позволяет обеспечить системность знаний детей, привязкой к жизни. Поэтому параллельно с предметными проводятся
разнонаправленные занятия, содержание которых объединяет разные отрасли званий и виды деятельности. К этой группе можно отнести интегрированные и комплексные занятия, их специфику можно лучше понять в сопоставлении с однонаправленным занятием.

      На предметном занятии воспитатель, как правило, решает ряд задач, связанных с усвоением одной отрасли знаний. Преимущество интегрированного занятия заключается в возможности формирования системных знаний, поскольку в ходе его задействуются элементы знаний из различных областей. Поскольку в интегрированном занятии сочетаются разные виды деятельности и расширяется информационное поле, оно продолжительнее по времени в сравнении с традиционным предметным занятием. Так, в старшей группе его продолжительность может составлять 40-45 минут. При этом разнообразие способов обучения, регулярная смена видов деятельности, эмоциональная насыщенность занятия позволяют сохранить высокий уровень работоспособности детей и педагога. Сигналом к окончанию занятия является снижение познавательной активности детей, появление первых признаков усталости. Интегрированные занятия, направлены на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационно-предметном поле занятия.
           
 Комплексное занятие   направлено на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами деятельности, которые последовательно сменяют друг друга и этот переход ощутим: порисовали, теперь поиграем, а потом послушаем сказку.
             Если предметное занятие может и не быть тематическим, а лишь направленным на решение определенного ряда образовательных задач, то интегрированное и комплексное занятия нетематическими быть не могут! Интегрированное или комплексное занятие обязательно тематическое, поскольку тема в таком занятии является стержнем,
 ключевой идеей, осью, вокруг которой объединяются разные виды деятельности и разные области знаний.
             Адаптируя классическую модель классификации с дидактическими целями, можно выделить
занятия по формированию новых знаний, занятия на закрепление ранее усвоенных знаний и занятия по контролю качества усвоения знаний, умений, навыков, которые в дошкольной дидактике традиционно называют итоговыми.
            В группу занятий по формированию новых знаний относятся однонаправленные, т.е. предметные занятия. Уже говорилось об их нацеленности на решение конкретных образовательных, развивающих задач, на формирование новых умений, ознакомление с новой для детей информацией.

   По характеру деятельности это могут быть образовательно-игровые или образовательно - познавательные занятия.                  

 Образовательно-игровым считается занятие, в котором для реализации образовательных задач активно применяют элементы игры. В основу такого занятия может быть положен игровой или литературный сюжет, в котором   присутствуют разнообразные образовательно-развивающие задачи, упражнения, монологизированные фрагменты, через которые воспитатель сообщает детям о неизвестном или малоизвестном. Игровые занятия преимущественно используют в работе с младшими дошкольниками, хоть они очень нравятся и старшим детям.

Образовательно-познавательное занятие по характеру деятельности приближено к занятиям урочного типа.
         
К занятиям второй группы - на закрепление ранее сформированных знаний - относятся образовательно-игровые, сюжетно-игровые и игровые занятия. 

 Сюжетно-игровые занятия характеризует наличие единой сюжетной линии, которая является стержнем всего занятия и определяет его логику. Игровые элементы могут быть представлены театрализацией, драматизацией, игровыми ситуациями, подвижными, словесными играми и т.д. Сюжет занятия может быть подсказан содержанием любого литературного или фольклорного произведения, например, по мотивам украинской сказки "Рукавичка".
          Игровое занятие также имеет свою специфику: оно строится на основе игрового сюжета и имеет все признаки игры: игровые роли, игровые правила, игровые действия, подведение итогов игры.
           К третьей группе занятий, направленных на осуществление контрольно-оценочной деятельности, относятся занятия-соревнования, занятия-шоу и занятия - игра.
         
Занятия-соревнования не обязательно должны быть спортивного характера. Это могут быть интеллектуальные соревнования -- турнир знатоков или викторина по любой отрасли знаний; художественный конкурс, выставка, участники которой демонстрируют свои художественные таланты. Заметим, учитывая психологические особенности дошкольников, целесообразность занятий-соревнований очевидна лишь в отношении старших детей, причем должен доминировать именно процесс презентации достижений, а не сравнение.
           
Занятие-игра имеет тренинговый характер, дети упражняются в применении тех или иных способов действий, закрепляют уточняют или расширяют знания, полученные раньше. Если в сюжетном занятии воспитатель является ключевой фигурой, то в занятии - игре его роль - помогать детям создавать и развертывать игровой сюжет.
             В последнее время в детских садах приобрели особую популярность
занятия-шоу как вид итоговых, показательных занятий. Эти занятия для гостей, для зрителей. Следовательно, непредвиденные действия детей и других участников шоу не приветствуются, следовательно, творчество сразу гасится, случайности исключаются. Каждому отведено свое место и роль от начала до конца. Это занятие можно отнести к разряду развлечений, поскольку оно насыщено разнообразными сюрпризными моментами, концертными номерами. Занятия-шоу уместно организовывать во время презентации опыта работы, однако, к сожалению, именно этот вид занятий большинство воспитателей выбирает для открытых показов, ведь здесь на первом плане - сам педагог (его артистические способности, мастерство, внешняя привлекательность и т.д.), а не дети. Преимущество такого занятия заключается в том, что дети получают яркие эмоциональные, возможно даже эстетические впечатления. Недостатки - в том, что речевая, интеллектуальная активность детей на таком занятии не предвидится, следовательно, о его развивающем эффекте говорить не приходится. Такие занятия требуют длительной подготовки и изнурительных репетиций, физических и материальных вложений и, реально, не могут проводиться часто.

     Современное занятие по способу организации детей.
 Рекомендуется в течение дня спланировать и правильно провести одно групповое занятие, одно - подгрупповое и одно индивидуальное.

Наиболее целесообразный способ организации интегрированного или комплексного занятия – общегрупповой, поскольку воспитатель применяет различные виды деятельности, сменяющие друг друга, использует разнообразные средства, что делает его результативным, да и по эмоциональной насыщенностью такое занятие почти невозможно повторить дважды.
                  Что касается предметных, однонаправленных занятий, то их, учитывая данные психологических, медицинских и педагогических исследований, которые свидетельствуют о низком уровне развития психических процессов у значительного числа дошкольников, несформированность, по разным причинам, навыков образовательной деятельности, характерную для многих детей гиперактивность, целесообразнее проводить подгруппами, поскольку воспитателю легче организовать индивидуальную работу с небольшим количеством детей: оказать им помощь, скорректировать собственные действия.
                  Что касается индивидуальных занятий, то значительное количество воспитателей смешивают понятия
индивидуальная работа и индивидуальное занятие.

          Индивидуальная работа, по сути, является реактивным действием на каждый отдельный профессиональный случай, которых во время рабочего дня случается без счета и требует адекватного реагирования (Вася не произносит звук "К", Марину следует научить инициировать свои действия, предлагать себя в качестве игрового партнера, Олега - упражнять в сдерживании агрессивных проявлений и т.п.). В отличие от индивидуальной работы индивидуальное занятие - спланированное действие, важный элемент системы образования, что является неизменным для всех детей группы. Индивидуальное занятие может проводиться в любое, удобное для воспитателя и детей время (прием, прогулка, самостоятельная деятельность, вечернее время), что дает возможность максимально учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка (для "совят", например, индивидуальные занятия целесообразнее проводить во второй половине дня).

      Основные требования к проведению современного занятия


-  Наличие мотиваций;
-  Связь с жизнью;
-  Игровая форма;
-  Инновационная деятельность;
-  Физкультурно-оздоровительная направленность;
-  Самостоятельная поисковая деятельность;
-  Создание ситуации успеха;
-  Рациональное использование наглядности, помещения группы;
-  Наличие новизны;
-  Опосредованные способы воздействия на детей (поощрения, положительные оценки, тактичные советы);
-  Дифференцированный и индивидуальный подход;

-  Ориентировка на «зону ближайшего развития».
                    Соображения относительно современного занятия в дошкольном учреждении помогут воспитателям повысить свое педагогическое и мастерство, упорядочить профессиональные знания, сделать работу разнообразной.

    Развивающая функция образования в современном дошкольном образовании является авангардной, потому что именно она обеспечивает становление личности ребенка, позволяет сформировать его жизненную компетентность, ориентирует педагога на индивидуальные особенности дошкольника, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» о признании самоценности дошкольного периода детства.

   Чему учить ребенка - дошкольника?  Какими должны быть занятия? Стоит ли их проводить? Эти вопросы могут задавать люди, которые не понимают, что такое детский сад, детское сознание, ребенок дошкольного возраста.                  

             Педагоги - дошкольники, организуя образовательную деятельность детей, руководствуются основными документами : Федеральным законом РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ , Федеральным государственным образовательный стандартом дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2014 год./
            Образование  ребенка дошкольного возраста - это  формирование жизненной компетентности, усвоение  знаний, овладение умениями и навыками, способность использовать их в жизни . формирование культуры познания, создание фонда «могу». Понятие образовательный процесс охватывает все компоненты обучения: деятельность педагога, деятельность ребенка, средства, с помощью которых они реализуется.
           В современных дошкольных учреждениях, как и в любой сфере деятельности, работают люди, разные по уровню профессиональной подготовки, компетентности и самостоятельности, способности к творчеству.

 Есть создатели, "педагоги от БОГА», личностная и деятельная модель организации педагогической работы которых не вписывается ни в какие стандарты. И это очень хорошо, ведь благодаря этому создается своеобразная развивающая воспитательная среда.                                        

  Есть большая армия добросовестных воспитателей, которые искренне откликаются на инновационные движения, находятся в постоянном поиске способов совершенствования своей работы, но они, к сожалению, не всегда способны критически проанализировать воспринятую информацию, поэтому могут внедрять некачественные идеи, свято веря в их совершенство.

   Много у нас и молодых педагогов, которым не обойтись без дельных советов и рекомендаций. А в итоге, всем педагогам необходимы четкие указания и ориентиры в том, что можно назвать организацией содержания современного образования.

Принципы организации образовательного процесса

Принцип интеграции в содержание различных видов деятельности (интеграция-объединение в единое целое части и элементов системы на основе их взаимопроникновения, взаимозависимости и взаимодополняемости);       

•Принцип индивидуализации. Создание условий максимально приближенных к домашним. Возведение образовательного процесса к малым индивидуальным формам;
• Принцип многоканальности
 (включение всех органов - слух, зрение, тактильность и т.д.) в процесс обучения  и приоритет вито генных технологий обучения. Готовые знания - мертвые знания, но без них нельзя. Но раньше мертвые знания были доминирующими, сейчас - доминанта – вито генные, живые знания;
• Принцип обеспечения интеллектуальной и речевой активности
, включенности ребенка в образовательный процесс;
• Принцип разнообразных форм организации образовательного процесса
 (программа развития дает возможность дошкольным учреждениям право выбора модели организации).

Модели организации образовательного процесса

в дошкольном   учреждении.


         Проектная модель предполагает сознательную позицию каждого из участников от начала до финиша, ребенок - равноценный партнер.               Проектная деятельность приучает детей прилагать усилия, не надеясь на быстрый результат. Финал - презентация конечного результата. Реализация проекта предусматривает проведение цикла фронтальных занятий, экскурсий, различных форм организации индивидуальной и групповой работы.
       
Ситуативная модель организации образовательного процесса - детям доверяют самим выбрать из предложенного педагогом, что им интересно, или выбрать последовательность выполнения индивидуально - познавательных задач.

          Занятийная модель - форма организации обучения, регламентированная деятельность, направленная на овладение способами познания.

         Основной формой обучения дошкольников в процессе организованной познавательной деятельности было и остается занятие (непосредственно –образовательная деятельность), и именно это понятие многими трактуется по - разному. Достаточно распространенным был (а в некоторых дошкольных учреждениях и остаётся) подход, при котором занятие воспринимается как урок формирования ЗНАНИЙ на подобие школьного урока. Аргументируется такое положение вещей тем, что детей надо готовить к школе с пеленок, чтобы в школе было легче (кому?). Воспитатели, которые отстаивают эту позицию, пытаются воплотить в занятии все признаки школьного урока: жесткую дисциплину, монологизированную форму («Дети, закройте рты, внимательно слушайте меня»), минимум нерегламентированной, эмоциональной активности со стороны детей.
          Существует также и подход, который является крайней противоположностью того, о котором шла речь выше - преобразования занятия на шоу, игру или другое развлечение. И такие занятия нужны. Однако они отнюдь не могут быть постоянной формой организации познавательной деятельности детей.

   Таким образом, есть необходимость разобраться прежде всего с терминологией. 

Что такое современное занятие в дошкольном образовательном учреждении? Какие виды и типы занятий описаны в литературе и реально применяются на практике?
      Динамические, тематические, интегрированные, комбинированные, комплексные, сюжетные, сюжетно-игровые, литературные, художественные, доминантные
- вот неполный перечень занятий, которые упоминаются в периодической литературе.

Классификация занятий с позиции направленности содержания.
      Традиционно в дошкольном учреждении наиболее распространенными были и остаются
однонаправленные занятия.

           Предметное занятие имеет как сильные, так и слабые стороны. Положительным является то, что большинство предметных занятий, которые являются, по сути, учебно-познавательными, дают возможность формировать у дошкольников четкую систему представлений, знаний, определенные умения и навыки в рамках отдельных образовательных областей (математика, развитие речи, ознакомление с природой, изобразительная деятельность и т.д.). Для дошкольника, который только начинает знакомиться с миром, это необходимо. На предметных занятиях приоритетной, к сожалению, остается учебно-дисциплинарная модель взаимодействия, доминирует объяснительно-информативный метод обучения ,что часто приводит к снижению познавательного интереса, формированию у дошкольников интеллектуального потребительства.

   Предметные занятия различаются по ведущей отрасли знаний - речевое, математическое , природоведческое, валеологическое , музыкальное, физкультурное и т.д. Такие занятия сопровождаются указанием на определенную тематику. Предметное занятие может быть тематическим, когда все задачи, которые педагог планирует развязать, подчинены раскрытию определенной темы средствами конкретной деятельности. Например, занятие по формированию элементарных математических представлений на тему "в гостях у медведей" {по мотивам сказки "Три медведя'), в ходе которого через разные составляющие математической области (форма, величина, счет, пространственное ориентирование) задачи будут реализованы через тему гостевания.

    Однако, предметное занятие может и не быть тематическим. Большинство повседневных занятий, которые чаще всего проводят воспитатели, именно такие.
              Современная дидактика объявила ведущим принципом организации образовательного процесса принцип интеграции, реализация которого позволяет обеспечить системность знаний детей, привязкой к жизни. Поэтому параллельно с предметными проводятся
разнонаправленные занятия, содержание которых объединяет разные отрасли званий и виды деятельности. К этой группе можно отнести интегрированные и комплексные занятия, их специфику можно лучше понять в сопоставлении с однонаправленным занятием.

      На предметном занятии воспитатель, как правило, решает ряд задач, связанных с усвоением одной отрасли знаний. Преимущество интегрированного занятия заключается в возможности формирования системных знаний, поскольку в ходе его задействуются элементы знаний из различных областей. Поскольку в интегрированном занятии сочетаются разные виды деятельности и расширяется информационное поле, оно продолжительнее по времени в сравнении с традиционным предметным занятием. Так, в старшей группе его продолжительность может составлять 40-45 минут. При этом разнообразие способов обучения, регулярная смена видов деятельности, эмоциональная насыщенность занятия позволяют сохранить высокий уровень работоспособности детей и педагога. Сигналом к окончанию занятия является снижение познавательной активности детей, появление первых признаков усталости. Интегрированные занятия, направлены на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационно-предметном поле занятия.
           
 Комплексное занятие   направлено на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами деятельности, которые последовательно сменяют друг друга и этот переход ощутим: порисовали, теперь поиграем, а потом послушаем сказку.
             Если предметное занятие может и не быть тематическим, а лишь направленным на решение определенного ряда образовательных задач, то интегрированное и комплексное занятия нетематическими быть не могут! Интегрированное или комплексное занятие обязательно тематическое, поскольку тема в таком занятии является стержнем,
 ключевой идеей, осью, вокруг которой объединяются разные виды деятельности и разные области знаний.
             Адаптируя классическую модель классификации с дидактическими целями, можно выделить
занятия по формированию новых знаний, занятия на закрепление ранее усвоенных знаний и занятия по контролю качества усвоения знаний, умений, навыков, которые в дошкольной дидактике традиционно называют итоговыми.
            В группу занятий по формированию новых знаний относятся однонаправленные, т.е. предметные занятия. Уже говорилось об их нацеленности на решение конкретных образовательных, развивающих задач, на формирование новых умений, ознакомление с новой для детей информацией.

   По характеру деятельности это могут быть образовательно-игровые или образовательно - познавательные занятия.                  

 Образовательно-игровым считается занятие, в котором для реализации образовательных задач активно применяют элементы игры. В основу такого занятия может быть положен игровой или литературный сюжет, в котором   присутствуют разнообразные образовательно-развивающие задачи, упражнения, монологизированные фрагменты, через которые воспитатель сообщает детям о неизвестном или малоизвестном. Игровые занятия преимущественно используют в работе с младшими дошкольниками, хоть они очень нравятся и старшим детям.

Образовательно-познавательное занятие по характеру деятельности приближено к занятиям урочного типа.
         
К занятиям второй группы - на закрепление ранее сформированных знаний - относятся образовательно-игровые, сюжетно-игровые и игровые занятия. 

 Сюжетно-игровые занятия характеризует наличие единой сюжетной линии, которая является стержнем всего занятия и определяет его логику. Игровые элементы могут быть представлены театрализацией, драматизацией, игровыми ситуациями, подвижными, словесными играми и т.д. Сюжет занятия может быть подсказан содержанием любого литературного или фольклорного произведения, например, по мотивам украинской сказки "Рукавичка".
          Игровое занятие также имеет свою специфику: оно строится на основе игрового сюжета и имеет все признаки игры: игровые роли, игровые правила, игровые действия, подведение итогов игры.
           К третьей группе занятий, направленных на осуществление контрольно-оценочной деятельности, относятся занятия-соревнования, занятия-шоу и занятия - игра.
         
Занятия-соревнования не обязательно должны быть спортивного характера. Это могут быть интеллектуальные соревнования -- турнир знатоков или викторина по любой отрасли знаний; художественный конкурс, выставка, участники которой демонстрируют свои художественные таланты. Заметим, учитывая психологические особенности дошкольников, целесообразность занятий-соревнований очевидна лишь в отношении старших детей, причем должен доминировать именно процесс презентации достижений, а не сравнение.
           
Занятие-игра имеет тренинговый характер, дети упражняются в применении тех или иных способов действий, закрепляют уточняют или расширяют знания, полученные раньше. Если в сюжетном занятии воспитатель является ключевой фигурой, то в занятии - игре его роль - помогать детям создавать и развертывать игровой сюжет.
             В последнее время в детских садах приобрели особую популярность
занятия-шоу как вид итоговых, показательных занятий. Эти занятия для гостей, для зрителей. Следовательно, непредвиденные действия детей и других участников шоу не приветствуются, следовательно, творчество сразу гасится, случайности исключаются. Каждому отведено свое место и роль от начала до конца. Это занятие можно отнести к разряду развлечений, поскольку оно насыщено разнообразными сюрпризными моментами, концертными номерами. Занятия-шоу уместно организовывать во время презентации опыта работы, однако, к сожалению, именно этот вид занятий большинство воспитателей выбирает для открытых показов, ведь здесь на первом плане - сам педагог (его артистические способности, мастерство, внешняя привлекательность и т.д.), а не дети. Преимущество такого занятия заключается в том, что дети получают яркие эмоциональные, возможно даже эстетические впечатления. Недостатки - в том, что речевая, интеллектуальная активность детей на таком занятии не предвидится, следовательно, о его развивающем эффекте говорить не приходится. Такие занятия требуют длительной подготовки и изнурительных репетиций, физических и материальных вложений и, реально, не могут проводиться часто.

     Современное занятие по способу организации детей.
 Рекомендуется в течение дня спланировать и правильно провести одно групповое занятие, одно - подгрупповое и одно индивидуальное.

Наиболее целесообразный способ организации интегрированного или комплексного занятия – общегрупповой, поскольку воспитатель применяет различные виды деятельности, сменяющие друг друга, использует разнообразные средства, что делает его результативным, да и по эмоциональной насыщенностью такое занятие почти невозможно повторить дважды.
                  Что касается предметных, однонаправленных занятий, то их, учитывая данные психологических, медицинских и педагогических исследований, которые свидетельствуют о низком уровне развития психических процессов у значительного числа дошкольников, несформированность, по разным причинам, навыков образовательной деятельности, характерную для многих детей гиперактивность, целесообразнее проводить подгруппами, поскольку воспитателю легче организовать индивидуальную работу с небольшим количеством детей: оказать им помощь, скорректировать собственные действия.
                  Что касается индивидуальных занятий, то значительное количество воспитателей смешивают понятия
индивидуальная работа и индивидуальное занятие.

          Индивидуальная работа, по сути, является реактивным действием на каждый отдельный профессиональный случай, которых во время рабочего дня случается без счета и требует адекватного реагирования (Вася не произносит звук "К", Марину следует научить инициировать свои действия, предлагать себя в качестве игрового партнера, Олега - упражнять в сдерживании агрессивных проявлений и т.п.). В отличие от индивидуальной работы индивидуальное занятие - спланированное действие, важный элемент системы образования, что является неизменным для всех детей группы. Индивидуальное занятие может проводиться в любое, удобное для воспитателя и детей время (прием, прогулка, самостоятельная деятельность, вечернее время), что дает возможность максимально учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка (для "совят", например, индивидуальные занятия целесообразнее проводить во второй половине дня).

      Основные требования к проведению современного занятия


-  Наличие мотиваций;
-  Связь с жизнью;
-  Игровая форма;
-  Инновационная деятельность;
-  Физкультурно-оздоровительная направленность;
-  Самостоятельная поисковая деятельность;
-  Создание ситуации успеха;
-  Рациональное использование наглядности, помещения группы;
-  Наличие новизны;
-  Опосредованные способы воздействия на детей (поощрения, положительные оценки, тактичные советы);
-  Дифференцированный и индивидуальный подход;

-  Ориентировка на «зону ближайшего развития».
                    Соображения относительно современного занятия в дошкольном учреждении помогут воспитателям повысить свое педагогическое и мастерство, упорядочить профессиональные знания, сделать работу разнообразной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам удовлетворенности родителей качеством образовательной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении»

Одной из главных задач современного дошкольного образования является обеспечение высокого  качества образования. Наиболее значимым признаком качества дошкольного образования считается  удовл...

Формы организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, обеспечивающие интеграцию образовательных областей.

Материал полезен педагогам организующим деятельность на основе модульного построения образовательного процесса....

«Лепбук как форма работы в организации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста» Образовательная область социально – коммуникативное развитие (социализация)

Цель: Освоение лепбука как одной из форм работы организации образовательной деятельности в детском саду.Задачи:   Учиться принимать собственные решения, опираясь на приобретённые ЗУНы...

Онлайн-сервисы (с электронными ссылками) для организации образовательной деятельности на уровне дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Онлайн-сервисы (с электронными ссылками) для организацииобразовательной деятельности на уровне дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий...