как организовать закаливание в домашних условиях
консультация (старшая группа) по теме

Красногирова Татьяна Ильинична

1.Сущность закаливания.

Организм ребенка непрерывно подвергается разнообразному воздействию внешней среды. Из всех факторов внешней среды наиболее длительное и непрерывное воздействие на организм оказывают воздушная среда, солнечная радиация и вода.

Внешняя среда не стабильна, она меняется (температура воздуха то резко повышается, то понижается). Изменения во внешней среде вызывают нарушения в привычной системе физиологических функций организма ребенка и ставят перед ним задачу быстрого приспособления, адаптации к этим новым условиям.

Чем меньше ребенок, тем хуже проходят в его организме процессы терморегуляции, тем быстрее, при неблагоприятных условиях среды, он может переохладиться или перегреться. Организм детей часто не успевает быстро отреагировать и защитить себя от холода или жары. Поэтому детей приходится искусственно ограждать как от воздействия холода, так и от перегревания для предупреждения у них различных заболеваний.

zakalivanie-detei-vodoi

Закаливание является важным звеном в системе физического воспитания детей, так как обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию внешней среды.

Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний играет важную роль охлаждение организма (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т. д.).

Цель закаливания - выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. С п особность ор га I шзма пр и спосаб л и ваться к определ е иным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора (холода, тепла и т. п.) и постепенного повышения его дозировки.

В процессе закаливания в организме ребенка происходят весьма сложные изменения. Клетки покровов тела и слизистых оболочек, нервные окончания и связанные с ними нервные центры начинают быстрее и целесообразнее реагировать на изменения окружающей среды. Все физиологические процессы в тканях и органах, в том числе расширение и сокращение кровеносных сосудов, протекают экономнее, быстрее и совершеннее. Кроме того, окрепшие под влиянием закаливания кожа и слизистые оболочки становятся менее чувствительными и проницательными для ряда болезнетворных микробов, а способность организма к борьбе с уже проникшими в него микробами возрастает.

В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к другим инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью,

 

жизнерадостностью, высокой работоспособностью» Однако всех этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.

2.Принципы закаливания.

Чтобы получить положительные результаты от применения закаливающих процедур, необходимо соблюдать следующие принципы:

  1. 1.Постепенность увеличения дозировки раздражителяПостепенность заключается прежде всего в том, что первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, гак и по длительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать. Закаливание лучше начинать в летнее время года, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны, и колебания ее не бывают резкими.
  2. 2.Последовательность применения закаливающих процедур. К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме; к обливанию не допускать детей прежде, чем они не привыкли к обтиранию, а к купанию в открытых водоемах -раньше, чем с ними не проведены обливания.
  3. 3.Систематичность начатых процедур» Нельзя прерывать закаливающие процедуры без серьезных к тому оснований, так как при этом исчезают тс приспособительные изменения, или «механизмы», которые вырабатываю гея в организме в процессе закаливания, и тем самым чувствительность его к внешнему раздражителю снова повышается. У детей дошкольного возраста они исчезают очень быстро, через 5-7 дней. А перерывы более 10 дней снимают полностью эффект закаливания. Поэтому начинают закаливание в теплое время года, когда под влиянием длительного пребывания навоздухе в облегченной одежде у детей тренируются защитные силы организма, и продолжают его в течение всего года без перерывов, не прекращая даже в случаях нетяжелых заболеваний детей и в период выздоровления. В холодное время года также не следует отменять закаливающие процедуры. В эти сезоны целесообразно варьироватьназначения, заменял более сложную в организационном плане и более продолжительную по времени процедуру менее трудоемкой.

4- Комплексность. Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они не сочетаются с мероприятиями в повседневной жизни ребенка, направленными на укрепление его организма (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений и т. д.), и если они непроводятся комплексно. Так, воздушные ванны желательно сочетать с подвижными играми, физическими упражнениями и физической работой. Эти виды деятельности сопровождаются активными движениями, вызывающими потребность в глубоком дыхании, при котором площадь слизистых оболочек дыхательных путей, соприкасающаяся с воздухом, увеличивается. Кроме того, при движениях усиливается теплообразование, предупреждающее в прохладную погоду организм от переохлаждения. После того, как ребенок привыкнет к воздушным ваннам, хорошо их объединить ссолнечными и водными процедурами, а в летнее время - с купанием.

5,  Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. Прежде
чем начать закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и
психическое развитие каждого ребенка. Терморегуляционные
механизмы имеют свои особенности в зависимости от возраста,
состояния здоровья, индивидуальных возможностей и уровня

закаленности ребенка.

6.  Активное и положительное отношение детей к закаливающим
процедурам.
 Результаты закаливания во м йогом зависят от того, как
относятся к нему дети. Страх перед процедурами и тем более
насильственное их проведение не будут способствовать

положительному воздействию их на организм. Важно так продумать и
организовать проведение процедур, чтобы они вызывали у детей
положитель н ые эм о ци и.

Родителю следует завести на ребенка специальную тетрадку, в которой ежедневно отмечать дату, температуру воздуха, воды, продолжительность процедуры, а также реакцию на нее ребенка. Хороший сон, нормальный аппетит, бодрое настроение ребенка, а в дальнейшем улучшение его физического развития и здоровья будут свидетельствовать о положительном действии закаливающих процедур.

3. Закаливание воздухом.

Воздух является наиболее доступным средством закачивания в любое время года. В атмосфере движение воздуха совершается интенсивнее, чем в помещении. В результате систематического пребывания на воздухе организм ребенка вырабатывает способность быстро адаптироваться к новым температурным условиям.

sakaliwanie2

Закаливание воздухом начинается с хорошей вентиляции помещения, в котором находится ребенок. Оздоровительный эффект его тем больше, чем большая поверхность кожи подвергается влиянию воздуха, поэтомунеобходимо постепенно приучать ребенка ходить в облегченной одежде (в зимнее время в помещении, а в теплую погоду в не его).

Во время воздушной ванны на тело ребенка действует температура, влажность и скорость движения воздуха, в весенне-летний период - еще и

отраженные, рассеянные солнечные лучи. С детьми первого года жизни воздушные ванны можно проводить спустя 30 - 40 минут после приема пищи, а старше года - через 1 — 1,5 часа.

Воздушные ванны хорошо сочетать с массажем, пассивной и активной гимнастикой (дети первого года жизни), подвижными играми, работой в саду и на огороде (старшие дошкольники). Во время движений и трудовой деятельности в организме ребенка образуется тепло, которое предохраняет от переохлаждения и простудных заболеваний.

Маленьких детей во время воздушной ванны на несколько минут оставляют в одних распашонках, а затем и полностью раздевают. Дети старше года вначале принимают воздушные ванны в майках, трусах и легкой обуви, по мере закаливания - в трусах и, если позволяют условия, босыми.

Хождение босиком является хорошим средством закаливания, укрепления и формирования свода стопы. В летнее время детей надо приучать ходить босиком по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок). Начинать ходить босиком следует в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время с 2 - 3 минут до 10 - 12 минут и более. Минимальная температура воздуха, при которой детям разрешается ходить босиком, 22 - 20°.                

4.Закаливание солнцем.

 

Лучистая энергия солнца оказывает огромное влияние на жизнедеятельность организма. Солнечные лучи, кроме видимых, содержат невидимые лучи: инфракрасные и ультрафиолетовые, которые, главным образом, и оказывают биологическое влияние на живой организм.

sakaliwanie3

 

Под воздействием солнечных лучей химические и биологическиепроцессы в клетках и тканях ускоряются, общий обмен веществ повышается. Под влиянием ультрафиолетовых лучей вырабатывается активный витаминD. Изменяется и общее состояние организма, улучшаются настроение, сон, аппетит, повышаются работоспособность и сопротивляемость к различного рода заболеваниям.

Однако солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном их использовании, в противном случае они могут причинить вред, вызвать тяжелые ожоги, заболевание глаз, обострение некоторых болезней. Даже при кратковременном действии солнца на коже детей, не привыкших к нему, может появиться покраснение (эритема, ожог I степени), при более длительном его действии могут образоваться пузыри (ожог II степени) и даже омертвение кожи (ожог Ш степени). Солнечные ожоги даже I степени, особенно если они обширны, сопровождаются общейболезненной реакцией: может повыситься температура тела, появиться озноб, вялость, головная боль, тошнота. Поэтому солнечные ванны надо проводить осторожно. 

Закаливание солнцем может осуществляться на прогулке, особенно в весенне-летнее время; при обычной разнообразной деятельности ребенка. Начинают со свето-воздушных ванн в тени деревьев, затем переходят к местным солнечным ваннам, для чего ребенку оголяют руки и ноги (на голове при этом должен быть светлый головной убор). Для проведения солнечных ванн игры ребенка организуют под прямыми солнечными лучами на 5 - 6 минут, а потом уводят его в тень. По мере появления загара солнечные ванны становятся общими, для этого его раздевают, оставляя в трусах и майке, а затем - в одних трусах. Непрерывное пребывание ребенка под прямыми солнечными лучами вначале составляет 5 минут и постепенно доводится до 10 минут. В течение дня продолжительность солнечных ванн может составить 40-50 минут.

 

5.3акаливание водой (водные процедуры).

 

Водные процедуры могут быть местными (умывание, ножные ванны, обтирание или обливание до пояса) и общими (обтирание и обливание всего тела, купание в бассейнах, открытых водоемах). Их начинают с таких температур воды, которые не вызывают большого напряжения терморегуляционных механизмов ребенка (28 - 36°), и проводят тогда, когда тело его не переохлаждено и не перегрето.

Водные процедуры имеют перед воздушными и солнечными ваннами то преимущество, что их можно легко дозировать. При обливании водой, купании в открытых водоемах на тело человека оказывает влияние не только температура, но и давление воды, а при приеме солевых, хвойных ванн, купании в море, лечебных источниках - еще и химический ее состав. Обтирание кожи после любой водной процедуры сухим полотенцем обеспечивает хороший ее массаж, способствует лучшему кровообращению. Так как водные процедуры являются возбуждающим и тонизирующим средством, их следует проводить после утреннего или дневного сна.

 

Умывание, которое ежедневно проводят по утрам с гигиенической целью, при определенной организации можег оказать на детей закаливающее влияние. Для этого температуру воды при умывании постепенно (через каждые 2-3 дня) снижают на 1 ° и доводят ее для детей от года до 2 лет с 28 до 20°, для детей от 2 до 3 лет - до 16°, для детей 3 лет и старше - до 14°.

Детям до 2 лет обычно моют лицо и кисти рук, 2-3 лет, кроме этого, шею и руки до локтя, от 3 лет и старше при умывании можно обмынать и верхнюю часть груди.

В раннем возрасте подмывание детей также можно использовать как закаливающую процедуру. При этом температура воды постепенно снижается с 29 - 30° до 22 - 20° (на 2° через каждые 5-6 дней).

Ножные ванны являются хорошим средством закаливания. Они способствуют закаливанию всего организма. Кроме того, ежедневные ножные ванны снижают потливость ног, являются профилактикой против плоскостопия. 

Местное обливание ног должно проводиться при температуре воздуха не ниже 20°. Во время процедуры смачивают нижнюю половину голени и стопы. Обливание продолжается 15 - 20 секунд, затем ноги обтирают сухим полотенцем до легкого порозовения кожи. Эффект закаливания будет только в том случае, если прохладную воду лить на теплые ноги ребенка. Обливание ног обычно проводят после дневного сна. Летом целесообразно обливание ног сочетать с их мытьем после прогулки - ноги моют теплой водой с мылом и обливают водой соответствующей температуры Температура воды снижается через I - 2 дня на 2°.

Контрастное обливание может быть щадящим, когда вначале ноги обливают теплой водой 36 - 35°, а затем сразу же прохладной - 24 - 25°, после чего опять следует обливание теплой водой. Постепенно температура теплой воды повышается до 40°, а прохладной снижается до 18°. Закапчивают процедуру сухим растиранием. Такой метод обливаниярекомендуется детям ослабленным и перенесшим болезнь. Закаленным детям и редко болеющим эту процедуру лучше проводить в обратном порядке, начиная с холодной воды 24 - 25°, потом переходят к теплой воде 35 - 36° и затем вновь к холодной с таким же постепенным изменением температуры. После обливания - сухое растирание.

Общие водные процедуры (обтирание, обливание, купание) проводятся не раньше чем через 30 - 40 минут после приема пищи.

Обтирание водой можно начинать с 3-месячного возраста. Детям первого года жизни пред обтиранием водой в течение I - 2 недель следует проводить сухое растирание кожи до слабого покраснения.

Рукавички из мягкой материи, которыми обтирают ребенка, кладут в большой таз с водой нужной температуры. В воду добавляют морскую или поваренную соль (2 ст. л. на ведро). После обтирания хорошо смоченной рукавичкой тело ребенка сразу же растирают сухим банным полотенцем Грудным детям сначала обтирают руки и ноги, затем шею, грудь, живот и только после этого спину.

Примерная температура воды при обтирании.

Возраст детей

Начальная

температура

Предельная температура

Первый год жизни

От года до 3 лет

От 4 до 7 лет

35° 34°

32°

28° 25°

22°

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_organizovat_zakalivanie.docx13.06 КБ

Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Закаливание в домашних условиях"

Консультация для родителей дошкольников...

Консультация для родителей "Закаливание в домашних условиях"

Домашний режим ребенка должен быть продолжением режима детского учреждения, а если в детский сад малыш не ходит, то дома ему необхо­дим соответствующий возрасту и чет­ко соблюдаемый распорядок д...

Закаливание в домашних условиях

Материалплению - консультация для родителей по сохранению и укреплению здоровья детей....

Консультация для родителей "Закаливание в домашних условиях"

Консультация для родителей "Закаливание в домашних условиях". Не для кого не секрет, что здоровье детей - самое главное богатство родителей. Как укрепить здоровье детей, как сделать белее устойчивыми ...

Консультация для родителей "Закаливание в домашних условиях"

В статье предствлены основные принципы закаливающих процедур, методы и рекомендации для успешного внедрения системы в домашних условиях....

ЗАКАЛИВАНИЕ - ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД БОРЬБЫ С РЕСПИРАТОРНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАКАЛИВАНИЮ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ.

   В связи с повышенной восприимчивостью детей с речевыми нарушениями к простудным и инфекционным заболеваниям, плохой приспособляемостью к изменяющимся условиям внешней среды (темпер...