Консультация "Организация русских народных игр в ДОУ"
консультация на тему
Консультация для педагогов: “Организация русских народных игр в ДОУ”. Старший дошкольный возраст.
Образовательная область: художественно – эстетическое развитие.
Вид деятельности: музыка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_organizatsiy_narodnyh_igr_v_dou.docx | 27.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 5 “Золотая рыбка”.
Консультация для педагогов: “Организация русских народных игр в ДОУ”. Старший дошкольный возраст.
Образовательная область: художественно – эстетическое развитие.
Вид деятельности: музыка.
“Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь,
чем и как играют его дети”.
Народное изречение.
Понятие “игра” в народной культуре гораздо более широко и многообразно, чем в современности.
“Игрой” называли такие явления, как пляски, танцы, хождение под песни, подвижные игры и всеобщее веселье. Народные игры проникали во все сферы жизни человека. Игры сопутствовали человеку от рождения до старости и в каждом возрасте выполняли определённые функции. Так, для детей наиболее важным в игре являлись задачи физического и психического развития, для молодёжи – знакомства, для взрослых – проведение досуга, для людей пожилого возраста – общение и преодоление одиночества.
Народные игры являются предметом исследования многих педагогов, психологов, этнографов
(Л.С. Выготский, Е.А Покровский, В.И. Даль, И.И. Шангина и др.)
В ХХI веке в России нередким стало конфликтное и агрессивное поведение детей. Причинами этого явления является падение престижа народной культуры, исчезновение из детского обихода многих жанров игрового фольклора. А ведь именно игра помогает ребёнку усвоить социальный опыт многих поколений, развивает умение соотносить собственные и общественные ценности и нормы. Поэтому родителям и педагогам необходимо знать народные игры, в которых заключён опыт воспитания, отшлифованный многими поколениями.
Народные игры способствуют развитию силы, ловкости, выносливости; воспитывают чуткость к людям;
учат детей общаться, помогают усваивать нормы и ценности культуры. Благодаря многим играм будет расширяться процесс взаимодействия подрастающего поколения с окружающими людьми, дети будут учиться отстаивать свои интересы и своё место в социальной группе, у детей формируется опыт разнополых и разновозрастных связей, накапливается опыт коллективных эмоциональных переживаний.
Что же такое игра?
Разъясняет В.И. Даль – русский писатель, лексикограф: “Игра…то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для того служащие”.
”Психологический словарь” понятие “игра” раскрывает так: ”Игра – один из видов деятельности человека и животных…Детская игра – исторически возникающий вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности”.
Я.А. Коменский справедливо указывал на воспитательную роль игры в деле сближения ребёнка со сверстниками и рекомендовал родителям организовывать и поощрять совместные игры и развлечения детей друг с другом.
В современной литературе игра рассматривается как:
- особая деятельность ребёнка, которая изменяется и развёртывается как его субъективная деятельность;
- социально заданный ребёнку и усвоенный им вид деятельности;
- деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребёнка;
- социально – педагогическая форма организации детской жизни, “детского общества”.
Игра – средство многогранное, об игре известно далеко не всё. Но с уверенностью можно говорить, что это и самостоятельная деятельность, способствующая всестороннему развитию личности, и средство формирования и сплочения коллектива, и метод организации других видов деятельности,
и эмоциональное состояние, и способ общения.
В педагогической литературе принято делить игры детей на три большие группы:
- игры с готовыми “жёсткими” правилами;
- игры “вольные”, правила которых устанавливаются по ходу игровых действий;
- игры, в которых присутствуют и свободная игровая стихия, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по её ходу.
Каждый вид игр в педагогической литературе и на практике принято различать по внешним признакам ( содержание, место, время, количество участников, аксессуары) и внутренним признакам ( показатели, приметы, знаки ).
С.А. Шмаков предлагает взять человеческую деятельность, которую отражают игры и разделить все детские игры на следующие виды:
* двигательные игры (спортивные, подвижные, моторные);
* социальные игры (творческие, сюжетно – ролевые игры, драматические, деловые игры);
* комплексные игры (коллективно – творческая, досуговая деятельность, хороводные и орнаментальные (близкие к хороводным с определённым двигательным рисунком) игры);
* интеллектуально – творческие игры (предметные забавы, состязательные игры, сюжетно – интеллектуальные игры, дидактические игры и др.);
* игровые условности досуговой практики детей (знаково – символические средства). Деятельность, связанная с условностями, условным поведением, можно отнести к игре: сигнал, атрибут, знак, символ, обряд, обычай, ритуал, церемония и др.
К.Д. Ушинский, говоря о воспитательной работе с детьми, рекомендовал использовать народные игры; он призывал педагогов к собиранию народных игр.
Влияние игры на становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции дошкольника.
Воображение – одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. Дошкольник создаёт в игре, сочиняет истории, рисует придуманные им персонажи. Ребёнок верит в свой воображаемый мир и живёт в воображаемой игровой ситуации – это одно из самых важных особенностей дошкольного возраста.
Произвольное поведение – важнейшее новообразование этого периода. Ребёнок начинает овладевать и управлять своим поведением в игре, подчиняясь образцу, который задан в форме обобщённого правила, или игровой роли, или действие конкретного человека, выступает как регулятор поведения. Сравнение своего поведения с образцом есть осознание своего поведения и отношения к нему с точки зрения этого образца. Ребёнок начинает понимать, что он умеет, а что нет, осознаёт не только свои действия, но и свои внутренние переживания – желания, предпочтения, настроения и т.д.
Практические рекомендации по организации русских народных игр.
Бубен (состязательная игра).
Цель. Развитие ловкости, быстроте. Тренировка внимания. Приобретение навыков общения со сверстниками.
Это игра “ловишки”. Бубен – водящий, выбирается по жребию. Он садится на землю и кричит:
“Бубен сел на пенёк, чтоб ловить простаков, пожалуйте”.
Играющие окружают бубен и поют:
“Бубен, бубен сел на бочку,
Продал нам он свою дочку
За нашего князя.
У нашего князя трое палаток –
Никто не проскочит.
Коза проскочила, хвост переломила,
Бубен порвала, нам рассказала.
Бубен озлился, за нами пустился,
В лужу свалился, весь измочился.
Мы убежали, языки показали,
Бубен дразнили, бегать просили.
Бубен ты бубен, не валяйся в луже,
А беги за нами, хватай руками”.
Бубен бежит за играющими, кого схватит, тот становиться на его место.
Пока бубен ловит дети его дразнят:
”Бубен, бубен, длинный нос,
Почём в городе овёс?
Три копейки с пятаком. Едет барин с колпаком”.
Гонка мяча по улице (состязательная игра).
Цель. Тренировка внимания. Приобретение навыков общения со сверстниками. Развитие ловкости, быстроты реакции.
Дети делятся на две команды и встают друг против друга на расстоянии 3-5 метров.
В каждой команде дети делятся на 1 и 2 номера и встают друг от друга на расстоянии одного шага. 1 номера в обеих партия составляют одну команду, 2 номера другую. По сигналу каждая команда перебрасывает мяч только своей команде друг за другом до пяти раз вперёд – назад.
Правила.
Ведущий за каждый коснувшийся земли мяч штрафует каждую команду на одно очко.
Если мяч упал, то передаётся другой команде.
Побеждает команда, набравшая меньшее количество штрафных очков.
Горелки (состязательная игра).
Цель. Тренировка внимания. Приобретение навыков общения со сверстниками. Развитие ловкости, умения бегать.
Сначала выбирают водящего. Его называют “горелка”. Водящий становится впереди всех на 1.5 метра. Ему строго запрещается смотреть назад. Позади него выстраиваются “горящие”, парами друг за другом. Затем все хором распевают:
“Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Стой подоле, гляди на поле,
Едут трубачи да едят калачи.
Погляди на небо: звёзды горят, журавли кричат:
“Гу, гу, убегу”
Раз, два, не воронь, а беги как огонь”.
На слова ”погляди на небо” водящий должен взглянуть на небо, а последняя пара разъединяется и идёт вперёд, обходя стоящих, на слова ”а беги как огонь”, поравнявшись с водящим бегут со всех ног, водящий догоняет, до кого дотрагивается ладонью по плечу, становится с ним в пару вперёд, кого не поймали,
становится “горелкой”. Игра продолжается до тех пор, пока все не набегаются.
Правила.
Горелка не должен оглядываться.
Он догоняет убегающих игроков сразу же, как они только пробегут мимо него.
Жмурки обыкновенные (состязательная игра).
Цель. Развитие навыков общения. Развитие ловкости. Снятие эмоционального напряжения.
- Кот, кот на чём стоишь? 2 вариант. – На чём стоишь?
- На квашине. – На мосту.
- Что в квашне? - Что пьёшь?
- Квас. – Квас.
- Лови мышей, а не нас. – Ищи три года нас.
1 вариант. После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит, задевая по плечу, кого задел, садятся на скамеечку.
2 вариант. Жмурка ловит ребёнка, не снимая повязки угадывает, кто это. Этот ребёнок становится жмуркой.
Правила игры.
Обязательно оговаривается где можно бегать, ограничиваются границы.
Если жмурка подходит близко к предмету, о который может ударится, играющие могут крикнуть “огонь”, но не кричать с целью отвлечь жмурку от играющего.
Играющим на разрешается прятаться за какие – либо предметы, можно приседать, пролазить на четвереньках.
Жмурки “Слепой козёл” (разновидность игры “Жмурки”)
Жмурка стоит не середине, а подводят его к двери или на границу игровой площадки.
Жмурка как бы стучит в дверь, между игроками происходит такой диалог:
Дети. Кто там?
Водящий. Слепой козёл.
Дети хором. Слепой козёл не ходи к нам ногой.
Иди в кут, где холсты ткут,
Там тебе холстик дадут!
Водящий опять стучится.
Дети. Кто там?
Водящий. Дядька Апанас!
Дети. Дядька Апанас лови шибче нас!
После этого все разбегаются, жмурка ловит и угадывает ребёнка.
Игры “Жмурки” + “Колокольцы - бубенцы” (состязательная игра).
Цель. Развитие навыков общения. Развитие ловкости. Снятие эмоционального напряжения.
Жмурка выбирается считалочкой, а того, кого он будет догонять ведущий предлагает выбрать в игре “Колокольцы - бубенцы”.
Жмурка стоит в середине круга, с завязанными глазами. Дети идут по кругу и поют песенку, а ведущий идёт за кругом с колокольчиком:
Колокольцы – бубенцы раззвонились удальцы,
Дили –дон, дили – дон….делают паузу и останавливаются
Ведущий даёт в руку колокольчик, тому ребёнку, за которым остановился.
Ребёнок пропевает: угадай откуда звон.
Жмурка угадывает по голосу, кто пел. Если он угадал, то ребёнок входит в круг и жмурка по звону колокольчика пытается его догнать.
Правила.
Дети ведут себя тихо, так как жмурка слушает звон колокольчика.
Если жмурка подходит к детям, то можно крикнуть “огонь”.
Дети не должны разрывать круг, не дать возможности игрокам расходиться.
Второй вариант игры с разными музыкальными инструментами.
Выбирается три жмурки, они в середине, дети двигаются по кругу, на окончание музыки, ведущий отдаёт детям трещотку, потом колокольчик, потом дудочку. Жмурки должны поймать детей именно с определёнными инструментами (договор заранее какие).
Можно игра в жмурки на месте (если ограничено пространство), когда игроки разбегаются и замирают на месте, жмурки их ловят.
Игра “Колокольцы – бубенцы” может проводится как самостоятельная игра, ребёнок поющий слова “угадай откуда звон” может менять тембр голоса, чтобы водящему было тяжело отгадывать, мелодии ребёнок может тоже придумывать свои варианты. Если водящий отгадывает правильно, поющий ребёнок становится водящим.
Игра “У дядюшки Трифона” (хороводная игра).
Цель. Развитие навыков общения. Развитие координации движений.
Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий, он предлагает всем поискать дядюшку Трифона. Играющие идут по кругу, в середине идёт навстречу ведущий и говорят нараспев слова:
“У дядюшки Трифона было семеро детей,
Семеро сыновей. Они не пили, и не ели,
Друг на друга всё смотрели
Разом делали вот так ”…… на эти слов все останавливаются.
Ведущий берёт за руку ребёнка около кого остановился и выводит его на середину, со словами: Ну-ка, дядюшка Трифон, покажи, что твои детки делали?
Ребёнок показывает движение все повторяют. Можно показывать плясовые движения или любое другое. Дети могут сначала угадать, что он делает назвать. А потом исполнить.
Коза (драматическая игра).
Цель. Развитие эмпатии, понимание чувства другого.
Выбирается из играющих коза. Все смеются над ней и дразнят:
“Коза, коза, коза - дереза”.
Коза сердится(изображает) и грозится их забодать. Ведут с ней разговор:
“Наша, козушка, ты не ела сегодня?” (коза мотает головой, что ела)
- “Козушка, где ты была?”
- “В поле”.
- “Что ты там делала?”
- “Травку ела”.
- “Зачем сюда пришла?”
- “Отдохнуть, а вы мне помешали”.
После этих слов коза догоняет деток.
Колечко (состязательная игра).
Цель. Развитие ловкости, координации движений. Развитие навыков общения. Снятие эмоционального напряжения.
Берётся маленькое колечко, можно пластмассовое, главное, чтобы оно помещалось в ладошку ребёнка. Берут верёвку, продевают кольцо в верёвку, концы завязывают.
Играющие становятся в круг, держа верёвку, колечко прячется у одного из играющих.
Водящий становится в середину, по сигналу дети начинают незаметно передвигать кольцо друг за другом, водящий следит за движением. Произвольно он подбегает к играющим и задевает ладошкой по руке играющего, это означает что играющий раскрывает ладонь. Если водящий нашёл кольцо, то он становится на место играющего, игра продолжается, с новым водящим.
Скорость передачи кольца можно менять.
Король (драматическая игра) по типу “Что мы делали не скажем, кого видели покажем”.
Цель. Ознакомление с особенностями различных профессий. Формирование у ребёнка положительного отношения к труду. Развитие познавательного интереса к знаниям, стремления применять знания на практике.
По желанию выбирается Король. Остальные работниками. Король садится на определённое место, а работники договариваются на кукую работу они будут к нему наниматься. Договорившись, подходят к королю и говорят:
- Здравствуй, король!
- Здравствуйте.
- Нужны вам работники?
- Нужны.
-Какие?
В это время дети начинают изображать телодвижениями кто плотника, кто строителя, кто портного и т.д. Король должен назвать работу каждого, если он не угадал, то пытается угадывать снова. Если король назвал всё верно, то он бежит за работниками.
Кого поймал то он становится королём, если не поймал, остаётся ещё на игру.
Дети могут загадать одну профессию, тогда они должны показывать все одинаково или разные, тогда король называет каждую. Можно не менять короля , когда он догонит ребёнка, а брать его с собой, как бы король выбрал себе этого работника и играть пока король не возьмёт себе на работу всех работников. При этом обязательно проговаривается какового работника выбрал себе король, что он будет у него делать:
Строить, шить одежду и т.д.
Кот и мышь (состязательная игра).
Цель. Развитие навыков общения. Снятие эмоционального напряжения.
Играющие встают парами (5-6 пар), встают в два ряда лицом друг к другу. Берутся за руки, образуя проход – нору. В одном ряду стоят коты, в другом мыши. Игру начинает первая пара, кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышка может спрятаться в норе. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается пока все коты не переловят мышей.
Правила.
Коту нельзя забегать в нору.
Кот и мыши не должны убегать далеко от норы.
Волк без логова (подвижная состязательная игра).
Цель. Развитие ловкости, быстроты реакции. Развитие навыков общения.
При помощи считалки выбирают двух водящих: волк - он будет убегать, охотник – он будет догонять волка. Все остальные дети разбиваются на пары и встают в произвольном порядке. Каждая пара стоит лицом к друг другу, подняв над головой сцепленные руки. Получается домик или логово. Когда волк убегает от охотника он может забежать в любой домик и составить пару с одним из детей. Волк встаёт между играющими и тот, к кому он встал спиной становится волком вместо него. А другой волком бежит от охотника. Тот волк, который попался охотнику становится новым охотником. А прежний охотник встаёт в любую пару. Один из игроков этой пары становится новым волком.
Правила.
Если охотник оказывается неловким, то его можно заменить.
Игра “Передал – садись” (состязательная игра).
Цель. Развитие силы, ловкости, выносливости. Побуждение к активному взаимодействию с окружающими людьми.
Играющие делятся на две команды и выстраиваются в две колонны параллельно, становясь друг за другом. Выбирают капитанов, которые становятся лицом к команде на расстоянии 8-10 шагов. У капитанов в руках по мячу, перед капитанами проводится линия. По сигналу оба капитана перебрасывают мяч (установленным способом: снизу или из-за головы) стоящему в колонне первому ребёнку. Поймав мяч, ребёнок бросает обратно капитану и приседает. Затем капитаны бросают следующему игроку и т.д. Получив мяч от последнего игрока, вся команда встаёт.
Усложнение игры.
Последний игрок, получив мяч от капитана, бежит на его место, ведя мяч ударами о землю, а капитан становится в колонну первым. Игра продолжается с новым капитаном и так пока все дети не побудут в роли капитанов.
Побеждают команды которые выполнили первыми.
Правила.
Никто не должен пропускать своей очереди.
Если игроки не поймали мяч, они должны сбегать за ним и перебросить.
Если установлен способ передачи мяча, то нарушавшая команда получает штрафное очко, если команда закончила игру, но имеет большее количество штрафных очков, то она победительницей не считается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Русская народная культура". Русские народные посиделки в средней группе
В данном материале представлена "паутинка" проекта "Русская народная культура" и конспект презентации проекта "Русские народные посиделки в средней группе"...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо
Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1. «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...
Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры
В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Приобщение детей 5-7 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими народными календарными праздниками»
Целью данного проекта является развитие у детей дошкольного возраста устойчевого интнреса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками....
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»
В статье рассматривается вид деятельности дошкольников - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....
Приобщение дошкольников к народной культуре с помощью русских народных игр "Калейдоскоп русских народных игр".
Материалы проекта ценны в педагогическом отношении, русские народные игры оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, ...
- Мне нравится (1)