ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ " ПЧЕЛКА И ЕЕ ДРУЗЬЯ
проект на тему

Гудкова Наталия Николаевна

ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ТВОРЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА

" ПЧЕЛКА И ЕЕ ДРУЗЬЯ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pchelka_i_ee_druzya.docx68.6 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ №52 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ПОЗНОВАТЕЛЬНО –  ТВОРЧЕСКИЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА

«ПЧЕЛКА И ЕЕ ДРУЗЬЯ».

ВОСПИТАТЕЛЬ: ГУДКОВА Н.Н

                                                                         ВОСПИТАТЕЛЬ: ГУДКОВА В.С.

2016 ГОД.

Сроки реализации: с 04.04.16. по 29.04.16. (краткосрочный)

Тип проекта: познавательный, творческий, игровой.

Разработчик проекта: Гудкова Н.Н.

Участник проекта: Гудкова В.С.

Продукт проекта: Коллективная работа « Пчелка и ее друзья»

Актуальность: Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли, К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. Ведь именно детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды деятельности детей. Здесь учитываются интересы детей и их желания.  В ходе беседы с детьми  выяснилось, что знания  о насекомых очень скудны. Таким образом, возникла проблема: «Кто такие насекомые? Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?». Участие в проекте позволит расширить представление детей о насекомых (бабочка, божья коровка, пчела, , муравей и др.), их пользе и вреде, научить правильному отношению к ним, развить творческие способности и поисковую деятельность.

Цель проекта: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации педагогического- образовательного проекта «Пчелка и ее друзья».

Задачи проекта:

• Формировать у детей элементарные представления о насекомых (Пчела, бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик, гусеница), их строении, способах передвижения.

• Воспитывать бережное отношение к живому.

• Развивать эмоциональную отзывчивость.

Предполагаемые  результаты:

• Проявление у детей ярко выраженного интереса к объектам природы - насекомым.

• Умение различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика, гусеница.

 •  Иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида насекомых (цвет, крылья, ноги, жало), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет).

• Знание о пользе или вреде, которую насекомые приносят людям и растениям.

• Бережное отношение к природе, стремление детей к правильному поведению по отношению к насекомым.

                                         Проект состоит из трех этапов:

I этап – Подготовительный:

• Разработка проекта
• Подбор литературных произведений о насекомых
• Подбор методической литературы и иллюстрированного материала по теме.
• Подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности
• Составление плана основного этапа.
• Определение целей и задач проектной деятельности.

• Обращение к родителям по теме проекта.
• Консультации  «Первая помощь при укусах насекомых».

II этап – Основной (реализация проекта):

1.Познавательные беседы по теме (с использованием иллюстраций, худ.литературы, развивающих игр)

«Шестиногие малыши. Насекомые»

 «Насекомые. Правила поведения при встрече с ними».
2. Просмотр презентации « Пчела и ее друзья»
3.ЧХЛ: стихи о насекомых. К. Чуковский «Муха-Цокотуха»,

4.Познание. Формирование целостности картины мира « Насекомые весной».
5.Пальчиковая гимнастика :

«Паучок»

«Дружно пальчики считаем»,
6. Просмотр мультфильмов «Тараканеще» В.Сутеев.
7.Дидактические игры:

«Четвертый  лишний»,

«Кто что умеет делать»,  

«На полянке».
8.Логоритмическая игра-упражнение

«Насекомые над лугом»
9. Подвижные игры:

«Поймай пчелку»,

 «Пчелы и шмели».

!0. Театрализованная игра « Превращение»
11.Творческо-продуктивная деятельность (лепка) « Гусеницы»

12. Творческо- продуктивная деятельность: Аппликация « Бабочка»

!3. Творческо- продуктивная деятельность. Коллективная работа «Пчелка и ее друзья».

III этап – Заключительная часть.
Анализ результативности:

1. У детей активизировался словарный запас.

 2. Появилось желание участвовать в подобных проектах.

3. Развился интерес к объектам природы-насекомым.

4. Вызван интерес к творческо-продуктивной деятельности.

5. Дети стали наиболее отзывчиво реагировать на просьбы взрослых.

 6. Сформировались более глубокие знания о насекомых.

 7. Вызван интерес к чтению художественной литературы, наблюдается проявление эмоций, сопереживание  персонажам.

 8. Повысился интерес к изготовлению работ, которые они могут продемонстрировать своим родителям.

 9. Стало проявляться чувство гуманного отношения к живой природе.

Приложение
• Познавательные беседы

• Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми по ознакомлению с природой (познавательное развитие)

• Конспект непосредственно образовательной деятельности лепка

• Обращение к родителям

• Консультация для родителей

• Художественное слово (стихи, загадки, заклички, )

• Пальчиковая гимнастика

•Физкультминутки
• Дидактические игры

• Сказка «Спор насекомых»

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ:

Цель:
- Знакомить детей с названиями и частями тела насекомых, местами их обитания; обобщающим понятием насекомые.
- Знакомить детей со способами питания, образом жизни насекомых, с тем, как насекомые защищаются от врагов, какую пользу или вред приносят, о значении насекомых для жизни других обитателей природы.

- Знакомить с правилами поведения при встрече с насекомыми (ОБЖ)

Словарь (лексический минимум):

Существительные: Насекомое, жук, бабочка, пчела, муравей, божья коровка, муха, голова, усы, крылья, лапки, мед, луг, сад, цветы, листья, трава, пруд.

Прилагательные: Красивый, большой, маленький, легкий, полосатый, полезный, вредный, черный, красный, желтый, разноцветный.

Глаголы: летать, ползать, садиться, кружиться, есть, пить, ловить, кусать.

Наречия: Высоко, низко, далеко, близко.

Беседа на тему: «Шестиногие малыши. Насекомые»

Цель: расширить и уточнить представления детей о насекомых воспитывать любознательность вызвать интерес к теме недели.

Ход беседы:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации с изображение насекомых.

- Кого вы видите на этих картинках? (глядя на картинки с насекомыми, дети называют тех, кого они знают). Жук, бабочка, пчела, комар, муравей, кузнечик - это насекомые.

Воспитатель предлагает детям еще раз назвать каждое насекомое. Затем воспитатель предлагает поиграть в подвижные игры про насекомых.

Подвижная игра «Поймай пчелку»

Количество игроков: любое. Дополнительно: веревка длиной 0,5 метра, платочек. К верёвочке привязывают  - "пчелку" (игрушку). Веревку с комаром можно прикрепить к прутику, а можно держать в руке. Взрослый держит веревочку так, чтобы "пчелка" находилась на 5-10 см. выше поднятой руки ребёнка. Ребёнок, подпрыгивая, старается дотронутся до пчелки ладонями.

Театрализованная игра «Превращения»

Теперь, дети, мне хочется поколдовать: «Раз, два ( Одевает корону феи) - вот и фея теперь я». А вас я превращу волшебной палочкой в насекомых

( Раздает картинки насекомых на палочках). Дети-насекомые летают, прыгают, порхают, издают характерные звуки, присущие комару («з-з-з»), пчеле («ж-ж-ж»), мухе («з-з-з»), шмелю («ж-ж-ж»).

Беседа на тему: «Насекомые. Правила поведения при встрече с ними».

Цель: знакомить с правилами поведения в природе (как вести себя при встрече с насекомыми).

Ход беседы:

- Каких насекомых вы ребята знаете? Когда появляются насекомые? Где они живут? Чем могут быть опасны насекомые? Как вести себя при  встрече с ними?

Воспитатель читает стихотворение М. Бородицкой

Меня ужалила пчела,
Я закричал: “Как ты могла?!”
Пчела в ответ:
“А как ты мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь мне он был ужасно нужен:
Я берегла его на ужин!”

Подвести детей к мысли, что в природе все взаимосвязано, а жестокое и даже небрежное отношение с ней ухудшает жизнь человека. Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать. Нельзя ловить и убивать насекомых.

-Ребята, вам понравилось стихотворение? А почему не надо трогать и обижать насекомых?(Они живые)  Да, насекомые живые. Их нельзя обижать. Но ими можно любоваться. Наблюдать как они летают, бегают, прыгают, играют, слушать как они жужжат.

Затем воспитатель вместе с детьми выполняет

 логоритмическое упражнение:

«Насекомые над лугом».

- Жу-жу-жу, - жужжит пчела:
- Я лечу издалека.
- Зу-зу-зу, - комар пищит.
- Уф-уф-уф, - как паровоз 
Шмель пыхтит, пыльцу повез. 
Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу.
Я любого разбужу».
Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как крылышками. 
Ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед.

Ритмично притопывают ногами.
Ритмично хлопают в ладоши.

Конспект совместной деятельности.

Познание. Формирование целостности картины мира:

«Насекомые весной».

Задачи: 

Уточнить знания детей о весне, названия насекомых, основных цветов; учить сочетать движения и речь.

Развивать внимание, логическое мышление; артикуляцию и интонационную выразительность речи.

Воспитывать аккуратность, бережное отношение ко всему живому.

Словарь: шмель, вспорхнул, насекомые, цветочная пыльца, жужжат.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о насекомых. Беседы с детьми о признаках весны, о насекомых .

Оборудование: Ковролин; картинки с признаками времен года; пенек, в котором размещены муляжи насекомых; рисунок солнышка; цветочки из картона разных цветов; картинки насекомых; картинки улья и норки шмеля, султанчики; шаблоны листочков, кружочки разного диаметра, клей, кисти, салфетки.

Ход совместной деятельности:

- Ребята, какое сейчас время года? Правильно, весна. А что происходит весной в природе?

(Тает снег, прилетают птицы, солнце жарче греет, появляются первые цветы, на деревьях набухают почки…).

- Верно, весной природа просыпается, появляются первые цветы, трава, выползают первые насекомые.

- Ребята, вот и нам волшебница весна подарила подарок, давайте посмотрим, что это?(Пенек).

- Правильно, но смотрите в нем кто – то спрятался. Кто это? (Пчела, шмель, муравей, бабочка, кузнечик, божья коровка, …).

- Как можно назвать их всех вместе? (Насекомые).

- Насекомые, чтобы уберечься от зимнего холода спрятались в пенечек и спали под корой всю зиму до теплой весны. Давайте, мы возьмем насекомых и положим ближе к весеннему солнышку.

(Дети достают из пенечка по одному насекомому, называют его и кладут к солнышку).

- Чем похожи все насекомые? (Они маленькие, у них много ног, есть крылышки, усики и т.д.).

- Чем питаются насекомые? (Травкой, цветочной пыльцой, нектаром).

- Смотрите, сколько распустилось весенних разноцветных цветов. Назовите, какого цвета вы здесь видите цветы? (Красные, желтые, синие и т. д.)

- Молодцы, а давайте поможем насекомым перебраться на цветы. В этом задании нам помогут загадки. Послушайте первую загадку:

Шевелились у цветка,

Все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

- Посадим ее на синий цветочек (ребенок показывает нужный цветочек и кладет на него насекомое).

Не птица, а с крыльями.

Над цветами летает,

Медок собирает. (Пчела)

- Ее цветочек красный. А где живут пчелы? (В улье).

Толстенький, мохнатенький,

Летит за сладеньким. (Шмель)

- Его цветочек желтый. А где живут шмели? (В норках под землей).

- Мы сейчас поиграем в игру «Пчелы и шмели».

Подвижная Игра: « Пчелы и шмели».

- Девочки будут пчелками, будут жить в улье, вот здесь (картинка улья). Когда мы их позовем, они будут летать вокруг цветов, собирать в цветочках мед и жужжать: ж – ж – ж. А мальчики будут шмелями, будут жить в норках, вот здесь (картинка норки). Когда мы их позовем, будут летать тоже, собирать мед и говорить: з – з – з. Если пойдет дождик., надо быстро спрятаться к себе в домик.

- Молодцы, все были внимательными пчелками и шмелями. Молодцы ребята!

Конспект совместной деятельности

продуктивной деятельности (лепка):

«Гусеничка».

Цель: Продолжать обогащать знания детей о насекомых.

 Задачи:

1. Закреплять у детей умение работать с пластилином,  используя различные приемы и способы. Развивать мелкую моторику.

2.Формировать умение отщипывать или отрезать стекой нужное количество пластилина от бруска.

3. Закреплять умение скатывать маленькие шарики из пластилина.

4. Продолжать развивать интерес к лепке, навыки аккуратного обращения с материалом.

5.Воспитывать терпеливость, усидчивость на занятии.

6.Обогащать активный словарный запас. Ввести в пассивный словарь детей существительное с обобщающим значением «насекомые».

7. Формировать умение рассказывать о некоторых насекомых. Развивать навыки фразовой речи.

8. Воспитывать нравственные качества: любовь к насекомым, трудолюбие.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о насекомых. Беседы с детьми  о насекомых .

Оборудование: Пластилин, стека, доска для лепки, картонный лист.

Наглядный материал: картинка с гусеницей, бабочкой.

Методические приемы: вопросы к детям, указания, объяснения, художественное слово, игровые приемы, похвала, поощрения.

Ход совместной деятельности:

Вводная часть: Воспитатель: Со мной всегда происходят какие-то истории. Наверно, потому, что я внимательно смотрю по сторонам и под ноги и замечаю много всего интересного и необычного. А вы ребятки внимательные? (Да!)

(выкладывает зеленый листочек, заранее вырезанный  из бумаги)

Иду я однажды, вижу - лежит листок. Ну, листок и листок, обыкновенный такой, зелененький. Я бы дальше пошла, но мне показалось, что на нем блеснула бусинка. (скатывает на глазах у детей шарик, прикрепляю его к листу)

Я остановилась, смотрю – а их уже 2, присмотрелась уже 3… Ну, тут я просто встала рядом и смотрю, а бусинки все появляются и появляются – уже 4, 5, 6. Седьмая была самая большая. А на ней появились глазки, носик и ротик. (Свой рассказ воспитатель сопровождает действиями, скатывает шарики и прикрепляет их между собой получая образ гусеницы, из черного пластилина делаю глаза, нос и рот). Как вы думаете, кто это был?

( Гусеница!)

Основная часть: Да, правильно. Посмотрите, какая гусеница пришла к нам в гости на занятие (показ игрушки). Она мне сказала: «Спасибо, ты заметила меня, не наступила на листок ».

- А если бы я наступила, то ее не было бы. А вы видели когда-нибудь гусеницу? (Да!)

- Ребята давайте слепим из пластилина друзей для нашей гостьи, чтобы ей было не скучно? И посмотрим, у кого получится самая красивая.

Но сначала мы немножко поиграем.

Двигательная пауза « Бабочка».

Этот странный дом без окон

 (Дети лежат на спинах, вытянувшись; руки вдоль туловища, ногами в центр круга.)
У людей зовется «кокон».
 Свив на ветке этот дом,

 (Переворачиваются на левый бок, подкладывают ладонь под щеку.)
Дремлет гусеница в нем.

 (Переворачиваются на другой бок, руку под щеку.)

Спит без просыпа всю зиму.

(Переворачиваются на спину, потягиваются лежа.)
Но зима промчалась мимо –
 Март, апрель, капель, весна… 

(Медленно садятся.)
Просыпайся, соня – сонюшка!

 (Потягиваются сидя.)

Под весенним ярким солнышком

 (Встают, потягиваются стоя.)
Гусенице не до сна – 

(Бегут по кругу, машут руками, как бабочка.)
Стала бабочкой она!

Молодцы ребята! А теперь давайте приступим и слепим наших гусениц.

 (выполнение работы)

       Воспитатель: Ребята лепим кружочки сначала маленькие, а потом один побольше. (дети лепят своих гусениц, прикрепляя детали к заранее подготовленным картонным листикам,по окончании дети с воспитателем рассматривают своих гусениц, воспитатель даёт только положительную оценку всем детям).

Заключительная часть: Вот мы с вами каких красивых гусениц слепили. Понравилось вам лепить их? (Да) Вот как хорошо, теперь у нашей Гусенички (игрушки), будет много друзей, и она не будет скучать.  И мне понравилось, как у вас это получилось. Молодцы! Все очень старались.

Конспект совместной деятельности

Художественное творчество(Аппликация):

«БАБОЧКА».

Цель: Продолжать обогащать знания детей о насекомых.

Задачи:

Побуждать детей создавать образ бабочки на основе незавершенной композиции ( силуэт бабочки).

Закреплять умение  намазывать клей на обратную сторону и приклеивать, располагая кружочки хаотично на крыльях бабочки.

Развивать чувство формы и цвета.

Закреплять знание детей о бабочки и ее строении ( Крылья, голова, тело).

Активизировать словарь по теме.

Продолжать учить элементам бумажной пластики.

Вызвать интерес к аппликации.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций на тему:

«Бабочки».

Материал: Готовое изделие ( Бабочка приготовленная заранее воспитателем, для примера). Заготовки силуэтов бабочек по количеству детей, кружечки разного цвета ( из цветной бумаги, заранее приготовленные воспитателем), Бумага белая А-4, кисти, клей ПВА, клеенка, влажные салфетки.

                                              Ход совместной деятельности:

Вводная часть: Воспитатель: Ребята  я хочу загадать вам загадку:

Шевелились у цветка.

Все четыре лепестка. 
Я сорвать его хотел – 

Он вспорхнул и улетел. 
                                 (
Бабочка).

Правильно ребята, бабочка.

Основная часть: Посмотрите, какую бабочку я приготовила для вас

( показывает бабочку приготовленную заранее), давайте ее рассмотрим: какие у нее большие крылышки, смотрите какие они красивые, на них разноцветные шарики. Вам нравится эта бабочка? ( Да). Ребята, а я приготовила для вас тоже бабочек  ( Достает и раздает силуэты бабочек), но они не такие красивые как эта бабочка, посмотрите на них, они просто белые. Ребята давайте украсим ваши бабочки вот этими разноцветными кружечками ( показывает кружечки, заранее вырезанные из цветной бумаги), я приготовила для вас кисточки и клей, мы наклеим кружечки на крылышки ваших бабочек и они станут удивительно красивыми ( Давайте!)

Но прежде давайте немного поиграем:

Двигательная пауза : «Бабочка»

Утром бабочка проснулась.(дети потягиваются)

Потянулась, встрепенулась.

Раз – росой она умылась.( Наклоны, имитируют умывание)

Два  - изящно покружилась.(Покружились)

Три – нагнулась и присела.( наклон и приседание)

На четыре – улетела.( Взмахи руками- крыльями)

Молодцы ребята. Теперь берите кисти, набирайте клей на ворс и намазывайте на обратную сторону ( Воспитатель показывает детям как надо делать), теперь прикрепляйте намазанной стороной кружек на вашу бабочку.

Заключительная часть: Молодцы ребята , смотрите какие разноцветные крылья у ваших бабочек, они удивительно красивые. Когда крылышки у ваших бабочек подсохнут я прикреплю к ним палочки и ваши бабочки будут летать. ( Позже воспитатель прикрепляет свернутые из бумаги трубочки по центру обратной стороны бабочки, тем самым получая игрушку- бабочку).

Конспект совместной деятельности .

Художественное творчество.

Коллективная работа (Аппликация с элементами рисования):

«Пчелка и ее друзья».

Цель: Закреплять знания детей о мире насекомых.

Задачи:

Воспитывать умение работать сообща, в команде.

Развивать чувство формы и цвета.

Активизировать словарь по теме.

Вызвать интерес к созданию  коллективных композиций.

Воспитывать в детях любовь к живому, бережное отношение к природе.

Предварительная работа: Дидактическая игра « На полянку», рассматривание иллюстраций на тему : « Насекомые».

Материал: Ватман с изображением цветочной поляны, муравейника, дерево на котором изображен улей, солнышко без лучиков и облака голубого цвета

 ( Заранее нарисованные воспитателем). Вырезанные силуэты насекомых

(  заранее приготовленные воспитателем),  кисти, клей ПВА, клеенка, влажные салфетки. Гуашь.

                                              Ход совместной деятельности:

Вводная часть: Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, каких насекомых мы с вами уже знаем ( Ответы детей). Молодцы ребята, как же вы много знаете. Смотрите что я приготовила вам( Достает ватман с нарисованной поляной). Давайте мы с вами рассмотрим чего изображено на этой картине ( Ответы детей).

Основная часть: А теперь давайте посмотрите внимательно, чего не хватает на нашей поляне? ( Ответы детей), правильно ребята, нет лучиков на нашем солнышке, а давайте их нарисуем ( Давайте). Возьмем кисточки , наберем на ворс желтой краски и проведем прямые линии вокруг нашего солнышка и оно засияет своим светом ( Дети выполняют задание воспитателя).

Молодцы ребята, посмотрите чего еще тут не хватает , здесь есть цветочки, но нет бабочек, есть муравейник, но нет муравьев, есть улей, но нет пчел.

А у меня есть насекомые и я хочу предложить вам поселить их на нашу полянку туда – где они должны быть. ( Дети соглашаются).

Хорошо, но прежде давайте немного поиграем:

Двигательная пауза : « Гусеница»

Этот странный дом без окон

 (Дети лежат на спинах, вытянувшись; руки вдоль туловища, ногами в центр круга.)
У людей зовется «кокон». Свив на ветке этот дом,

 (Переворачиваются на левый бок, подкладывают ладонь под щеку.)
Дремлет гусеница в нем.

 (Переворачиваются на другой бок, руку под щеку.)

Спит без просыпа всю зиму.

(Переворачиваются на спину, потягиваются лежа.)
Но зима промчалась мимо –
 Март, апрель, капель, весна… 

(Медленно садятся.)
Просыпайся, соня – сонюшка!

 (Потягиваются сидя.)

Под весенним ярким солнышком

 (Встают, потягиваются стоя.)
Гусенице не до сна – 

(Бегут по кругу, машут руками, как бабочка.)
Стала бабочкой она!

Молодцы ребята, а теперь давайте приклеим наших насекомых на нашу полянку ( Дети выбирают себе понравившееся насекомое, намазывают клей на обратную сторону и приклеивают на полянку на свои места: Пчелку на улей, муравья на муравейник, бабочек на цветы).

Заключительная часть: Молодцы  Ребята, посмотрите  какая у нас получилась поляна, на ней живут и пчелки и их друзья. Давайте мы повесим нашу картину , что бы ей могли любоваться не только мы, но и наши гости.

( Воспитатель, вместе с детьми, вывешивает картину на демонстрационный  стенд.)

Обращение к родителям

Уважаемые родители!!!

В нашей группе на этой неделе реализуется экологический проект по теме: «Пчелка и ее друзья».

 Юных познавателей мира, несомненно привлечет многочисленное царство насекомых. Как известно, дети могут долго рассматривать жука, бабочек или гусениц. Они задают много вопросов и удивляются такому неповторимому поведению насекомых. Маленьких эрудитов интересует все, что ползет, летит или жжужит. А кто, как не родители помогут разобраться малышу в этом огромном мире маленьких насекомых.

Что рассказать ребенку о насекомых? Расскажите ребенку, что насекомые хоть и имеют маленький размер, но они такие же живые, как мы. Поведайте, что группа насекомых и их многочисленных видов разнообразней даже чем весь животный мир, включая рыб, птиц и зверей. Ученые ежегодно открывают новые виды насекомых. Насекомые умеют говорить. Для малыша будет интересным узнать, что насекомые умеют говорить. Только это они делаю не с помощью слов, как люди, а через прикосновения, звуки, запахи, зрительные сигналы. Оказывается, что пчела исполняет в своем улее танец, после того, как найдет поляну с цветами. Ее движения расскажут другим пчелам о том, где находится полянка и какие там растут растения. Муравьи передают информацию с помощью своих усиков. Расскажите крохе, что насекомые одеваются в разные цвета. Кузнечики, например, прячутся таким образом от врагов в зеленой травке. Саранча - серого цвета, она становится совершенно незаметной на серой земле. Яркие цветные бабочки кажутся нам такими пестрыми, когда летают в воздухе. Но когда они садятся на цветок, их трудно найти. Многие насекомые защищаются от хищников. Для этого они могут маскироваться под растения. Многие букашки похожи на листья или веточки. Самые умелые мастера маскировки - это палочники. Эти насекомые живут на деревьях, имеют коричневую или зеленую окраску и похожи на сучки стебельки.

Ваш малыш познает мир каждый день. Вы станете для него лучшим учителем, если разнообразите его знания информацией о животном и растительном мире. Вокруг столько прекрасного и удивительного. Наша цель - показать это детскому взору.

Так же будем благодарны в предоставлении интересного информационного и демонстрационного материала по теме недели.

                                                                                                   Воспитатели.

Консультация для родителей

«Первая помощь при укусах насекомых»

Пчёлы и осы составляют обширную группу отряда перепончатокрылых. Контакты детей с пчёлами и осами происходят чаще, чем с другими ядовитыми животными. При поражении острое оружие с силой вонзается в кожу, и токсин проникает в кровь пострадавшего. Уколы наносят только самки.

 Единичные укусы пчёл  здоровые люди переносят легко. Они, как правило, вызывают местную реакцию. Кожа краснеет, появляется припухлость, ощущается сильная болезненность, жжение, зуд. Однако, сильную токсическую реакцию вызывают даже одиночные укусы в голову, кровеносный сосуд, в полость рта. При этом появляются головокружение, головная боль, тошнота, слабость. Иногда отмечается рвота, повышение температуры тела, обморок. Есть дети особо чувствительные к яду перепончатокрылых насекомых. Помимо обычных реакций, у них при повторном укусе и возникают крапивница, слезоточение, обильные выделения из носа. В тяжёлых случаях возможен отёк гортани – осложнение, требующее экстренной медицинской помощи.

Частота возникновения аллергических реакций на укусы осами и пчёлами очень велика. У чувствительных детей резкая реакция может развиться в ответ на один укус. Следует заметить, что ужаления пчёлами более тяжелы, чем укусы ос и шмелей, так как первые оставляют в ранке жало с ядовитой железой.

Если ребёнка ужалила пчела, прежде всего, необходимо удалить жало с места поражения. Эту процедуру нужно делать осторожно, чтобы не выдавить содержимое ядовитой железы в ранку. После извлечения жало следует уничтожить, иначе, попав случайно на кожу, оно может вновь вонзиться с помощью сокращения мышц ядовитой железы. Затем на место поражения кладут лёд или полотенце, смоченное холодной водой. Использовать для охлаждения землю, глину, как порой делают, нельзя – это может привести к инфицированию, развитию столбняка.

В том случае, когда реакция на укус  насекомого бурная, необходима неотложная медицинская помощь. Поэтому следует как можно быстрее вызвать врача или доставить потерпевшего в ближайшее лечебное учреждение. До прибытия врача нужно уложить ребёнка, высоко приподняв ему голову. Можно дать ребёнка таблетку противоаллергического средства.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ.

Стихи.

***

В лесу летают мотыльки, Ползут козявки и жуки.

Природа – мать им жизнь дала. У них у всех свои дела.

Ты их увидишь на пути – Не обижай, а отойди!

Без насекомых лес, друг мой.  И одинокий, и пустой…

 ***        

Когда в душистом сосняке. Присядешь летом на пеньке,

Внимательно вглядись вокруг –Ты многое заметишь, друг!

Личинку тащит муравей. Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук. Уселся золотистый жук.

Порхает лёгкий мотылёк. Пьёт хоботком душистый сок,

И собирает мёд пчела. Все заняты, у всех дела!

Мой друг, внимательно вглядись. Волшебную увидишь жизнь!

***

Пчёлка золотая. Над цветком порхает,

Сок душистый пьёт- Собирает мёд.

 ***

Я – большой мохнатый шмель. Разбудил меня апрель

Жаркими лучами. Звонкими ручьями.

Я летаю, я жужжу. Над поляною кружу,

Яркий выберу цветок – Буду пить душистый сок!

***                                                                      

Склонились низко лозы. Над гладью тихих вод,

Мы – быстрые стрекозы. Здесь водим хоровод.

Без всякого усилья. Скользим мы над водой,

Сверкают наши крылья. Прозрачною слюдой.

***

Я беззаботный мотылёк. Хоть я живу всего денёк,

Но не грущу напрасно- Ведь жизнь моя прекрасна!

В небесном голубом просторе. Купаюсь я, как будто в море,

Я не грущу напрасно- Ведь жизнь моя прекрасна.

Ромашками белеет луг. Порхают бабочки вокруг.

Я не грущу напрасно- Ведь жизнь моя прекрасна!

Подарит мне живой цветок. Медовый золотистый сок,

Я не грущу напрасно – Ведь жизнь моя прекрасна!

***

Божья коровка, алая спинка. Уцепилась ловко коровка за травинку,

Вверх неспешным ходом. Ползет по стебельку

К пахнущему медом. Яркому цветку.

Поедает быстро. Коровка вредных тлей,

И цветок душистый. Спасибо скажет ей!

***

Незваная гостья

Муха, муха-надоеда .Прилетела к нам к обеду.

Видит муха: стол накрыт. По тарелкам суп разлит.

Хлеб нарезан – можно есть. Только где же мухе сесть?

Села муха на окошко. Съела муха хлеба крошку.

Тряпкой муху мы прогнали: «В гости мы тебя не звали!»

***

Таракан

Рыжеусый хулиган. Таракан, таракан,

Рыжеусый хулиган! Днём ты дремлешь в уголке

В щелочке на потолке. Ночь придёт, погаснет свет –

Никого на кухне нет. На охоту ты идёшь:

Начинается грабеж! Шаришь ты по грязным мискам,

Из которых  ела киска. Лакомишься манной кашей,

Сладкий кофе пьешь из чашки. Веселишься ты всю ночь.

- Уходи, разбойник, прочь!

***

Паук.
На тоненькой ветке висят паутинки. Из них паучата рисуют картинки.
Сегодня по плану урок рисованья. Им важный паук объясняет заданье:
"Возьмите росинку, добавьте рассвета. Измерьте на глаз расстоянье до лета,
Поймайте на слух полет стрекозы. И капельку влейте сосновой слезы,
И лапкой проворной весело, смело - Вперед, паучата, скорее за дело!"
И замер у ветки шалун – ветерок. Чтоб вздохом своим не сорвать им урок.
                                                                                                Галина Бахарева

***

Сороконожка
Как-то раз сороконожку. Пригласили на обед.
Ждут жучки, букашки, мошки. А ее всё нет и нет.
Наконец сороконожка. Появилась у стола.
- Опоздала я немножко. Еле-еле приползла.
Ведь такое невезенье. Как же мне не опоздать?
Там у входа объявленье: "Просьба ноги вытирать!"

Загадки

У неё четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие, большие глаза.

Называют её…

                                          ( Стрекоза)

Жу-жу, жу-жу,
 Я на ветке сижу, 
Я на ветке сижу, 
Букву «ж» все твержу. 
Зная твердо букву эту, 
Я жужжу весной и летом. 
                                               (Жук)


Кто над нами
Вверх ногами 
Ходит, не страшится. 
Упасть не боится? 
                                               (Муха) 

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок.

                                                       (Бабочка)


Над цветком порхает, пляшет, 
Веерком узорным машет. 
                                                (Бабочка) 

Домовитая хозяйка 
Полетела над лужайкой, 
Похлопочет над цветком 
Он поделится медком. 
                                                       (Пчела)

 Сок цветов душистых пьёт,

Дарит нам и воск, и мёд.

Людям всем она мила,

А зовут её…

                                                         (Пчела)

На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. 
                                                     (Кузнечик) 

С ветки на тропинку, 
С травки на былинку 
Прыгает пружинка 
Зеленая спинка. 
                                                      (Кузнечик)

Восемь ног, как восемь рук, 
Вышивают шелком круг. 
Мастер в шелке знает толк. 
Покупайте, мухи, шелк! 
                                                       (Паук)

Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может.

                                                     (Гусеница)

Самого не видно, а песню слышно,

Летит, пищит, случай не упустит:

Сядет и укусит.

                                                     (Комар)

Заклички про насекомых

Божья коровка,

Улети на небо,

Там твои детки,

Кушают конфетки.

Всем по одной

А тебе не одной.

Божья коровка,

Ты лети на небо,

Принеси нам хлеба

Черного и белого,

Только не горелого.и белого,
Только не горелого.

Свет-светлячок,

Посвети в кулачок.

Посвети немножко,

Дам тебе горошка,

Кувшин творога

И кусок пирога.           

Сказка «Спор насекомых». 
   Бабочка: - Я - самая красивая. Посмотрите на мои крылышки – разве они не прекрасны?! Недаром мною все любуются, поэты посвящают мне стихотворения, художники пишут с меня картины. Я – лучшее украшение природы! 
Кузнечик: - Да, но ты не умеешь петь. Люди замолкают, чтобы послушать мое чудесное пение – стрекотание. Меня называют скрипачом. Я – чудесная скрипка природы! 
Божья коровка: - Посмотрите на меня. Я не только красива, но и приношу пользу – уничтожаю тлей и тем сохраняю растения. Может, я не так прекрасна, как бабочка, и не умею петь, как кузнечик, зато я – нужнее вас. 
Пчелка: - Все ерунда. Надо много работать, чтобы быть нужной. Я день-деньской собираю мед. Человек давно оценил мои заслуги и оберегает меня, строит для меня домики – ульи. Нужнее меня никого нет! 
Комарик: - Нам особо нечем похвастаться. 
Муха: - Да. 
Муха и комар вместе: - Без нас, поверьте, природе тоже будет плохо. 
Все насекомые (смех на разные голоса): - Ха-ха, хи-хи. 
Божья коровка: - От вас только вред. 
Бабочка: - Недаром вас люди не любят. 
Кузнечик: - Вы кусаетесь и болезни разносите. 
Пчела: - Вы никому не нужны. 
Комар: - Я кусаюсь не со зла, а чтобы род свой продолжить. 
Муха: - И болезни я не специально разношу. 
Комар и муха вместе: - Без нас многие животные погибли бы или голодали. Стрекозы, пауки, птицы, лягушки и даже ящерицы нас обожают. Значит, мы тоже нужны. 
Пчела (после паузы): - Получается, что все мы лучшие и нужные. 
Божья коровка: - Да, и каждый в чем-то своем. 
Бабочка: - А если кого-то совсем не станет, то плохо будет другим животным. 
Кузнечик: - А от этого станет плохо и людям. 
Комар и муха: - Если мы есть, значит, это надо природе. 
Все насекомые дружно: - Мы – часть природы. Люди, не обижайте нас! 

Стихи для имитации насекомых

Муравей

(имитируем движения)

Муравей нашел былинку. Много было с ней хлопот.
Как бревно взвалил на спинку. И её домой несёт.

Он сгибается под ношей, Он ползет уже с трудом.
Но зато - какой хороший. Муравьи возводят дом.
                                                                              З. Александрова

Стрекоза

Летит стрекоза. Как горошины глаза.
(Бежим по кругу, расставив руки. Сомкнутым большим и указательными пальцами показываем глаза стрекозы)
Вверх-вниз,
(сначала бежим на носочках, потом в полуприседе)
взад-вперед,
(меняем направление бега)
Как прозрачный самолёт.
(свободно летаем по ковру)

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

« Дружно пальчики считаем».

Дружно пальчики считаем. Насекомых называем:
(сжимаем и разжимаем пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха. Это жук с зеленым брюхом.
(Поочередно сгибаем пальцы в кулак)
Это кто же тут звенит?
(вращаем мизинцем)
Ой, сюда комар летит! Прячьтесь!
(прячем руки за спину).

Паучок

Паучок ходил по ветке, (руки скрещены)
А за ним ходили детки.
(пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки)
Дождик с неба вдруг полил,
(кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение - дождик)
Паучков на землю смыл.
(хлопок ладонями по столу/коленям)
Солнце стало пригревать,
(ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками - солнышко светит)
Паучок ползёт опять,
(действия аналогичны первоначальным)
А за ним ползут все детки,
. Чтобы погулять на ветке.

("Паучки" ползают на голове).

Пчела и жук.

(Во время этой потешки нужно сжать обе ладошки в кулаки. Читая стихотворение, вращаем одним кулачком вокруг другого: на первый куплет в одну сторону, на второй куплет - в другую)

Жу-жу-жу - Пчела жужжит
И вокруг цветка кружит.

Жу-жу-жу - В цветке том жук:
Хря, пчела, жужжишь вокруг!

 

                                                               

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:

Дидактическая игра: «Четвёртый лишний».

Цель: Развивать умение классифицировать представителей живого мира, различать их. Закреплять знания о насекомых. Игра способствует развитию памяти, внимания и мышления.

Материал: Картинки с изображением насекомых и других животных и птиц. .( заяц, ёж, лиса, шмель, ворона, паук, ласточка, воробей, бабочка, стрекоза, медведь, пчела , жук, пчела, волк, таракан, муха, береза, ромашка, кузнечик, пчела, божья коровка.)

Ход игры: Воспитатель: Смотрите ребята я приготовила вам картинки

 ( Случайно  роняет и перемешивает их) Что же теперь делать? Вы поможете мне их правильно разложить по местам? ( Да). Воспитатель раскладывает по несколько картинок и спрашивает ребенка: Кто лишний? объясните свой выбор, почему? Например:

заяц, ёж, лиса, шмель;

ворона, паук, ласточка, воробей;

бабочка, стрекоза, медведь, пчела; и т.д.

Дидактическая игра: «Кто что умеет делать»

Цель: Расширять и активизировать глагольный словарь, развивать диалогическую речь., развивает мышление, память, внимание.

Материал: Картинки с изображением насекомых.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает картинки с изображением насекомых. Воспитатель рассказывает детям, кто что умеет делать (летать, порхать, жужжать, пить нектар, махать крылышками, прыгать) .

Например:

Бабочка, что делает?. (Летает, порхает), гусеница, что делает?. (Ползает, ест, прячется). Затем воспитатель перемешивает картинки, раскладывает их снова и предлагает детям выбрать одну из них и рассказать кто изображен на картинке, чем он питается, где живет. Если ребенку трудно рассказывать самостоятельно , воспитатель задает наводящие вопросы, ребенок отвечает:

Например: Как называется это насекомое ( Пчела).  Где она живет? ( в улие)

                    Какую пользу пчелы приносят людям? ( собирают нектар и делают мед) И т.д.

Дидактическая игра:  «На полянке»

Цель: Уточнять и расширять словарь по теме. Закреплять понимание предлогов «на», «под». Игра способствует развитию внимания и мышления.

Материал: Картинки с изображением цветка, листочка и насекомых.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает картинки с изображением цветка и листочка,

Детям раздаются изображения насекомых. Воспитатель просит разместить насекомых на доске: посадить бабочку на цветок, жука – под листок и т. д.

Если ребенок не справляется , воспитатель помогает ему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект по теме: "Пчелка и ее друзья"

Разработка проектной деятельности с детьми старшей группы....

Презентация к педагогическому проекту "О Дружбе и друзьях"

Авторы: Масленникова Екатерина Викторовна, старший воспитательИванова Людмила Михайловна - воспитательФетисова Елена Евгеньевна - педагог-психолог...

Педагогический проект "О дружбе и друзьях"

Материал отправлен на публикацию в МЦКО...

Педагогический проект "О дружбе и друзьях"

приложение к презентации педагогического проекта "О Дружбе и друзьях"...

Педагогический проект "Комнатные растения наши друзья"

Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Наличие комнатных растений в помещении детского сада имеет особое знач...

Презентация педагогического проекта "Комнатные растения наши друзья"

Развитие интереса к окружающему миру, формирование реалистических представлений о природе, расширение у детей знаний и представлений о комнатных растениях и их свойствах, привитие ребенку внимательног...

Педагогический проект "Птички - невелички пернатые друзья".

Сформировать интерес у детей к зимующим птицам....