Проект "Прадедушкина медаль"
методическая разработка (старшая группа) на тему
Проект «Прадедушкина медаль» для детей старшей и подготовительной групп Итог проекта - Книга пямяти
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pradedushkina_medal.docx | 830.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской федерации
Департамент образования Кемеровской области
Управление образования Топкинского муниципального района
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 «Колосок»
Проект «Прадедушкина медаль»
для детей старшей и подготовительной групп
Подготовила: Андронова А.В.
село Топки
2015
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...»
Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношение к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям.
Психологи утверждают, что нравственные качества не могут возникнуть путём естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт и от средств и методов воспитания. Отечественные психологи и педагоги отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Это должен сделать взрослый, используя новые современные гуманитарные технологии. Такой технологией является технология проектирования, ориентированная на отношения «ребёнок - взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности. Использование технологии проектирования позволяет развивать актуальное для человека поисковое поведение и позволяет педагогу сделать первый вклад в культуру личности: сотрудничество, созидание, диалог, дружба, толерантность – компоненты «культуры мира». В ходе совместной с детьми деятельности над проектом значимые взрослые содействуют восхождению личности ребёнка к культуре: дети овладевают позитивными образцами поведения в обществе, позитивным и ответственным отношением к себе, к окружающим, дети получают право на саморазвитие.
Поэтому одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей.
В нашем детском саду на протяжении ряда лет реализуются задачи патриотического воспитания подрастающего поколения. Происходит это как на специально организованных занятиях, так и в других видах детской деятельности (чтение художественной литературы, просмотр видеоматериалов, встречи с интересными людьми, экскурсии в городской выставочный зал, библиотеку, краеведческий музей, дидактические и сюжетно-ролевые игры, викторины и др.). Используются при этом различные формы, методы и приемы.
Для достижения наиболее эффективных результатов в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников педагоги нашего учреждения, ориентируясь на зону актуального и ближайшего развития своих воспитанников, приняли решение использовать педагогическую технологию проектирования, ориентированную не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.
Организатором и руководителем детской проектной деятельности выступает воспитатель, который становится для ребенка не только источником информации, консультантом и экспертом, но и партнером, и помощником в его саморазвитии.
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра. Этот праздник развивает и укрепляет в детях чувство справедливости, помогает осознать свою национальную принадлежность, особенность истории своей страны, призывает любить Родину и близких.
Обратив внимание на то, что старшие дошкольники страдают дефицитом знаний об ВОВ, участии членов семьи старшего поколения в Великой отечественной войне, был составлен проект «Дедушкина медаль».
Цель проекта состояла в осуществлении нравственно-патриотического воспитания детей на основе изучения истории своей семьи и своей страны.
Для реализации поставленной цели были определены задачи:
- познакомить детей с историей Великой Отечественной войны;
- познакомить с памятникам героям войны в с.Топки;
- изучить военные песни и стихи, прочитать рассказы;
- сформировать интерес к истории своей семьи;
- раскрыть понятие Родины, привить любовь к Отечеству и близким людям.
Был разработан специальный план работы, который обеспечил постепенное осознание детьми значимости таких ценностей, как Родина, семья, история.
Творческий проект нашего дошкольного учреждения «Дедушкина медаль» был успешно осуществлен в период с февраля по май 2015 года, и работа в данном направлении продолжается по настоящее время.
Педагоги познакомили детей с историей Великой Отечественной войны через рассказы и произведения о подвигах русских солдат. Неизгладимое впечатление оказало на воспитанников посещение памятника и возложение цветов героям погибшим в Великой отечественной войне.
После экскурсии дети передавали свои впечатления в рисунках. Все работы были представлены на тематической выставке, посвященной Дню Победы, в детском саду.
У дошкольников сформировался естественный интерес к истории своей Родины и семьи. Дети совместно с воспитателями приступили к третьему этапу программы – опросу родителей о войне и о судьбе своих воевавших родственников. Каждому хотелось побольше узнать о причастности членов семьи к освобождению России от врага.
В тесном взаимодействии с родителями была проведена поисковая работа в кругу семьи. Побеседовав с родителями, бабушками и дедушками, дети приносили имеющиеся фотографии близких, принимавших участие в освобождении нашей Родины. Ребята, приходя в детсад, делились друг с другом о том, что они узнали, приносили в группы фотографии, рассказы (записанные родителями со слов детей, иллюстрации к данным рассказам, на основе которых постепенно всеми вместе составлялась книга «Книга памяти Великой отечественной войны».
Педагоги стремились к тому, чтобы дети как можно больше вовлеклись в процесс оформления альбома, и занимал позицию советчика, а не руководителя творческой затеи. Ребята чувствовали свою ответственность за то, что они делали, и испытывали от этого удовольствие.
В процессе составления книги ребята не только использовали полученные знания о войне, но и развивали свой эстетический вкус, навыки работы с ножницами, клеем и др. По тому, как увлеченно шла работа, видно было понимание детьми ценности своего труда и осознание значимости Великой Отечественной войны.
В целом можно сказать, что по поведению ребят было видно, насколько они прониклись уважением ко Дню Победы, любовью к своей стране и своей семье.
Глядя на наших ребят, можно с уверенностью сказать, что память о героях Великой Отечественной войны не умрет!
Проект «Прадедушкина медаль»
Актуальность:
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. В специализированной государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг. говорится: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов». В настоящее время Государственная Дума России и Совет Федерации готовят законопроект о патриотическом воспитании граждан. Планируется, что документ соберет в себя абсолютно все возможные способы патриотического воспитания граждан.
Системе образования отведена ведущая роль в гражданском и патриотическом становлении подрастающего поколения.
Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка. Перед специалистами дошкольного образования стоит задача найти наиболее верный метод приобщения ребенка к социально-значимым ценностям. Социокультурная ситуация современного общества обусловливает необходимость применять инновационные формы работы с дошкольниками.
Проводя воспитательно-образовательную программу, педагоги должны понимать, что любовь к Родине – высшее проявление любви ребенка к своим родителям, близким и родному селу, поэтому формировать гражданственность нужно начиная с малых, понятных детям вещей.
Патриотизм необходимо прививать через любовь к истории своей семьи. В данном проекте мы обращаемся к теме 70-летия Великой Отечественной войны, потому что это способствует связи поколений.
Цель: нравственно-патриотическое воспитание детей на основе изучения истории своей семьи и страны (привить детям любовь и уважение к истории своей семьи и страны).
Задачи:
- Знакомство детей с историей Великой Отечественной войны, с рассказами о подвигах русских солдат;
- Посещение памятников воинам Великой Отечественной войны в с. Топки;
- Организация домашней беседы детей с родителями о родственниках-участниках ВОВ (Организация поисковой деятельности детей по сбору информации о родственниках-участниках Великой Отечественной войны);
- Систематизация собранного материала в виде книги-альбома;
- Проведение праздника, посвященного Дню Победы, презентация книги.
Возраст детей на которых рассчитан проект: подготовительная к школе группа (6-й и 7-й год жизни)
Участники проекта: дети, воспитатели групп, музыкальный руководитель, родители
Срок реализации проекта: февраль-май 2015 года.
Тип проекта: творческий.
По характеру: внутри ДОУ.
По количеству участников: коллективный.
По продолжительности: долгосрочный.
Форма проведения: занятия, экскурсии, самостоятельная деятельность детей, музыкальные занятия, работа с родителями, проведения праздника.
Ожидаемые результаты: создание книги-альбома для группы.
Прежде всего наметили этапы работы:
Организационно-технологические – срок: февраль.
1 этап Начальный
Цель: Формулировка проблемы, темы по нравственно-патриотическому воспитанию.
Данный этап позволил определить проблему, тему и выбор участников данного проекта.
2 этап Планирование
Цель: Формулировка цели, задач и методов для их достижения
Определение критериев оценки результатов.
Использованная форма работы позволила получить первый результат. Разработана теоретическая часть проекта и оформлена в соответствии с требованиями.
Внедренческие - срок март, апрель
3 этап Принятие решения Цель: Выбор оптимального варианта планов деятельности.
Работа с информацией, синтез и анализ идей позволил выбрать оптимальный вариант плана деятельности
4 этап Выполнение Цель: Реализация проекта в образовательную практику.
Заявленные формы работы оказались результативными: беседы, экскурсии, совместная деятельность детей и педагогов, поисковая деятельность. Теоретические основы проекта были реализованы в практику, проект оформлен
Презентационные - срок май
5 этап Оценка результатов Цель: подведение итогов
Участие проектной группы в коллективном анализе проекта и самооценке позволил сделать выводы о достигнутых результатах (успехах и неудачах).
6 этап Защита проекта Цель: Проведение праздника, посвященного Дню Победы, презентация книги.
План мероприятий
- Рассказ педагога о Великой Отечественной войне, подвигах русских солдат.
- Чтение и обсуждение серии рассказов о подвигах защитников русской земли во время Великой Отечественной войны (Л. Кассиль. Твои защитники. Солдатская медаль и пр.).
- Вместе с воспитателем дети разрабатывают план действий.
- Экскурсия к памятнику защитникам Отечества в с.Топки.
- Беседа с родственниками дома с целью: воевали ли старшие члены семьи и были ли у них медали и за что.
- При помощи родителей запись этих рассказов, создание рисунков, фотографий.
- Создание книги для группы.
- Презентация книги на празднике, посвященном Дню Победы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья в газету "Доросли до первых медалей!!!"
Статья в районную газету "Победа". "Гимнастика – это самый массовый, самый красивый, самый доступный вид спорта. Данным видом спорта можно начинать заниматься с самого раннего возраста и у...
Исследовательский проект "Из истории медалей"
Исследовательский проект, который ребенок защищал на Региональном туре конкурса исследовательских работ и творческих проектов "Я-исследователь", этот же проект был представлен на окружной конкурс "Муз...
Медаль для награждения победителей игры "Что? Где? Когда?"
В рамках проводимого занятия - развлечения "Что? Где? Когда?" по теме "Мой город" участники получают награду - медали "Знатоку родного города"...
У нас сегодня опять золотая медаль.
У нас сегодня пятая медаль. Молодец!!!Каждая мама хочет, чтобы ее ребенок был самым умным, самым красивым и самым здоровым. Развивая малыша, нужно помнить о том, как важны для него занятия спорт...
У нас сегодня опять золотая медаль.
У нас сегодня пятая медаль. Молодец!!!Каждая мама хочет, чтобы ее ребенок был самым умным, самым красивым и самым здоровым. Развивая малыша, нужно помнить о том, как важны для него занятия спорт...
Проект "Дедушкина медаль"
Эта методическая разработка посвещённая героическим дням нашей Родины, Дню Победы. Работа по проекту расчитана на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В разработке вы найдёт...
Итоговое занятие проектной деятельности "Дедушкина медаль"
Мы с детьми подготовительной группы участвовали в проектной деятельности "Дедушкина медаль". Многие семьи во время ВОВ потеряли своих близких, но матерьял об участниках был утерян.Участвуя в...