Консультация "Учим детей цветовосприятию"
консультация (средняя группа) на тему
консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_uchim_detey_tsvetovospriyatiyu.docx | 293.62 КБ |
Предварительный просмотр:
автономное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей №2 «Рябинка»
муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
городской округ город Радужный
Тема: «Учим детей цветовасприятию»
Подготовила: Ярмагомедова Д.С., воспитатель
ИЗУЧАЕМ ЦВЕТ, играя с детьми ДОМА
Если ребенку 3 – 5 лет
«Волшебник – карандаш»
У мамы и ребенка по пачке карандашей (фломастеров, красок). Листок один на двоих. Мама берет из своей коробки карандаш и проводит прямую, волнистую, зигзагообразную, в петельках линию. Ребенок должен назвать цвет, взять свой карандаш такого же цвета и продолжить линию. Через какое-то время можно поменяться ролями.
Если ребенок уже немного знает буквы и цифры, мама может начинать писать их, а ребенок продолжать. То же можно делать и с вычерчиванием геометрических фигур, с рисованием различных несложных силуэтов.
«Добавь фигуру другого цвета»
Из листа цветной бумаги вы вырезаете в центре любую геометрическую фигуру. Например, из красного листа - круг, из зеленого - треугольник, из синего - ромб. Сначала ребенок должен подобрать к каждому отверстию соответствующую по цвету и форме фигуру. Постепенно добавляете новые разноцветные фигуры. Малышу надо подобрать и вставить в рамку фигуру соответствующей формы, но другого цвета. Главное - не забудьте назвать фигуру и ее цвет.
«Игрушка – путешественник»
Поставьте на стол игрушку из киндер-сюрприза, а вокруг него справа, слева, впереди и сзади положите геометрические фигуры разных цветов.
А теперь попросите "игрушку" пойти вперед - пусть путешественник рассказывает, какие фигуры и какого цвета он проходит. Возвратившись в исходную точку, игрушка отправляется налево, направо, вперед.
Занимаясь таким образом, ребенок освоит, кроме названий цветов и фигур, такие понятия как "право", "лево", "вперед", "назад".
Если ребенку 5 лет
«Игры с блоками Дьенеша»
Пора убирать фигуры в коробку, но перед этим можно немного поиграть. Предложите ребенку собрать все красные фигуры (по цвету), все треугольники (по форме), все маленькие фигуры (по размеру). Если ваш малыш с этим легко справляется, попросите его собрать только красные маленькие тонкие треугольники. Комбинируйте названия фигур, цветов и размеров.
«Угадай спрятанный цвет»
Склеить кубик, каждая грань которого будет разного цвета. Катая его по полу, можно просить ребенка вспомнить и быстро называть цвет той грани, которая оказывается внизу.
«Справа, слева, вверх и вниз»
Перед малышом кладут полоски, на которых изображены геометрические фигуры. У ребенка также имеется набор карточек (отдельно изображенных фигур). Мама просит найти полоску, на которой круг расположен выше всех фигур, квадрат ниже треугольника, треугольник под кругом. Ребенок должен выложить названное из отдельных карточек, сравнить с полосками и выбрать правильную.
Полоски можно расположить горизонтально и тогда потренироваться в умении различать понятия "справа от...", "слева от...". Если малыш легко находит полоску, называемую вами, окрасьте фигуры в различные цвета и их оттенки. Теперь в характеристике полоски появятся названия цветов, оттенков. А если еще изменить размеры (сделать фигуры большими, средними и маленькими)? Кроме того, можно вместо фигур использовать разноцветные буквы и цифры.
Играя в полоски с фигурами (а их число в полоске можно увеличивать до 5-7), малыш не только запомнит цвета, оттенки и названия фигур, но и научится ориентироваться в пространстве, разовьет слуховую, зрительную память, наблюдательность, что, несомненно, пригодится ему в школе.
Попробуйте сами придумать возможные вопросы, которые вы предложите малышу.
Получаем новые цвета. Теплые и холодные цвета
«Волшебные превращения»
Для малыша смешивание красок – это не только возможность закрепить названия знакомых цветов, но и самое настоящее волшебство! Расскажите ему, почему красный, желтый и синий называют основными цветами. Все дело в том, что, имея всего три эти краски, мы можем получить любой другой необходимый цвет (кроме белого и черного). А вот сами эти цвета невозможно получить путем смешивания. Попробуем? Для пущей наглядности будем использовать не палитру, а стеклянные баночки (например, от детского питания) или прозрачные стаканчики. В пять из них нальем воды и растворим акриловые или гуашевые краски пяти цветов: красного, синего, желтого, черного и белого. Пусть малыш назовет их. Теперь возьмите пустую баночку и скажите ребенку таинственным голосом, что сейчас у вас получится настоящий фокус: в баночке появится оранжевая вода. Налейте в нее немного жидкости красного и желтого цветов, и у вас получится замечательный оранжевый раствор! Вот так фокус! Спросите у малыша, что можно раскрасить оранжевым цветом. Апельсин и мандарин, солнышко и цветок… Продолжим наши эксперименты. Смешаем синий и желтый растворы – получим зеленый. Добавим немного красной воды в синюю – получим фиолетовую. А если еще долить красной, выйдет бордовая. Всякий раз решайте вместе с малышом, какие предметы могут быть такого цвета, как получившийся в баночке. Оказывается, голубой цвет легко получить, смешав синий и белый, а розовый выйдет, если смешать белый с красным. А что получится, если в баночку с белой водой влить чуть-чуть черной? В банке будет серая вода. Причем, чем больше мы будем лить черной краски, тем темнее будет наш серый цвет. Пусть малыш под вашим руководством поэкспериментирует с цветной водой в свое удовольствие. Это так увлекательно, что провозиться можно долго. Только старайтесь обязательно как-нибудь «обозвать» получившийся цвет. Или предложите малышу обратное задание: вы называете цвет (например, коричневый), а малыш пытается его получить путем смешения красок. Для коричневого нам понадобится красный и зеленый.
«Тепло и холодно»
Малышу, который более-менее освоился с основными цветами, расскажите, что почти все цвета можно разделить на холодные и теплые. Так синяя, голубая, фиолетовая краски и все другие цвета, где заметны синие оттенки, считаются холодными. А красная, желтая, оранжевая краски (и все оттенки с желтыми полутонами) называют теплыми. Чтобы малышу было легче это запомнить, назовем холодные тона цветами неба, а теплые – цветами земли. Можно нарисовать вместе с ребенком теплую и холодную страну. Чтобы ярко увидеть разницу между холодной и теплой страной, их можно нарисовать на одном листе. Итак, рисуем желтую пустыню, песок, жгучее солнце, желто-зеленые верблюжьи колючки. И верблюд у нас окрашен в коричнево-желтые тона. А на холодном севере основными цветами станут белый, синий, голубой, фиолетовый. И даже шкура белого медведя слегка отливает холодной синевой. Действительно, на таких картинках разница между теплыми и холодными цветами особенно очевидна. Будто веет раскаленным зноем от одной картинки и снежным холодом от другой. Пусть малыш сам попробует получать более теплые и более холодные тона, добавляя разные цвета к одной и той же краске.
«Светофор»
Попробуйте сыграть с сыном или дочуркой в «Светофор». Конечно, в эту игру веселее играть на улице с компанией ребятишек, но можно и дома. Особенно, когда за окном стучит осенний дождь и на улицу не очень-то и выберешься. Итак, мама играет роль водящего-«светофора». Она загадывает какой-нибудь цвет (например, фиолетовый), а малыш должен постараться отыскать этот цвет в своей одежде, дотронуться до него рукой и без помех перейти «дорогу» – пройти мимо мамы из одного конца комнаты в другой. Если нужного цвета нет, кроха старается перебежать дорогу, а мама его ловит к общей радости обоих. Для этой игры лучше одеть малыша попестрее, чтобы цветовая палитра была больше. Если мама смогла отловить нарушителя, он становится «светофором» и загадывает цвет маме. Попробуйте перехитрить кроху и дотронуться до другого цвета. Сможет ли он заметить ошибку?
Несколько несложных правил обучения цветам ребенка
• Всегда произносите цвет в разном контексте, чтобы ребенок не воспринимал это как одно слово: это красный шарик, шарик красного цвета, это шарик, он красный и т.п.
• Привязывайте цвета к предметам;
• Не начинайте изучать новый цвет, пока ребенок не усвоит предыдущий! (начинаем с красного, а затем знакомимся с желтым, зеленым, синим)
• Учите нецеленаправленно, а между делом и в игровой форме.
• Учитывайте возраст ребенка, характер (есть дети, которые медленно усваивают информацию, зато запомнив в спокойной обстановке один раз, уже никогда не забывают, другим – достаточно повторить один раз, и они все запоминают, но только в подвижной игровой форме и т.п.)
Учим различать и называть цвета
• Когда одеваете ребенка, называйте цвет одежды;
• Рассматривая на улице что-либо, называйте цвет;
• Когда рисуете или играете с ребенком, называйте цвет;
• Когда обедаете, сервируйте стол вместе с малышом, называйте цвет.
• Проговаривайте свои действия, упоминая цвета.
Простые игры для запоминания цветов
В игры, которые помогают запомнить цвета, можно играть где угодно: на детской площадке, дома, в транспорте.
1. Найти как можно больше предметов одного и того же цвета (например в квартире).
2. «А у тебя – а у меня» - у меня колготки черного цвета, а у тебя? У меня туфли красного цвета, а у тебя? И так далее.
3. Рассыпьте 2 коробки разноцветных карандашей, покажите карандаш любого цвета и попросите малыша «Дай мне такой же».
4. Дарить игрушкам предметы определенного цвета: мишке все коричневое, зайке все оранжевое и так далее.
5. Что бывает зеленым? (или – что бывает красного цвета?).
6. Сортируем игрушки: нет ничего проще, когда вы убираете вместе с малышом комнату, сортировать игрушки по цвету.
7. Кормим зверей цветной едой. Например, кошка ест только белые кубики (молочные), обезьяна любит желтые бананы( все предметы желтого отдаем ей).
8. Читать стихи о радуге.
9. Учить цвета с помощью машин на улице. Это очень увлекает не только детей, но и взрослых.
10. Самый вредный способ обучения цветам – учить различать цвета с помощью цветных конфет, драже. Угадал – съел. Не угадал, кладет в сторонку.
11. Сделать цветные домики для любимых героев из мультфильмов.
12. Взять цветной картон, вырезать цветные фигурки (кружочки, квадратики и пр.). Разложить целые цветные листы и просить ребенка отнести фигурку на коврик того же цвета, называя при этом цвета: отнеси желтый круг на желтый коврик, а теперь красный треугольник на красный коврик.
Рекомендованная литература:
«Давайте поиграем» А. А. Столяр, изд. Просвещение, 1991 г.
«Домашняя школа мышления», изд. Знание, 1982 г.
«Тайны здоровья ребенка» Т. Г. Глушанюк, Л. Н. Волкова, изд. Интерспект, 1994 г
Источник: http://doshvozrast.ru/rabrod/konsultacrod53.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цветовосприятие как средство развития индивидуальных творческих художественных способностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе с церебральным параличом
Данная работа включает практический материал по формированию сенсорной сферы у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом. В работе отражается как ...
Развитие цветовосприятия и цветоощущения у детей раннего возраста посредством использования системы дидактических игр и упражнений
Познание ребёнка начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира , с ощущений и восприятий .Первый источник знаний о мире — ощущения. С помощью ощущений ребёнок ...
Картотека дидактических игр и игровых упражнений на развитие цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста
Это не авторская разработка,а подборка с указанием дидактической задачи,игровых правил,игровых действий и хода игры....
Формирование цветовосприятия с помощью аппликации у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата
В моей работе представленно поэтапное формирование цветовосприятия у детей среднего дошкольного возраста...
Консультация для родителей Учим детей цветовосприятию
Родителям представлены игры на развитие цветового восприятия у детей в которые можно играть с детьми дома. Даны некоторые простые советы по обучению дошкольников цвету....
Обучение детей цветовосприятию .
Развитие цветовосприятия у старших дошкольников. В советской и зарубежной психологии по проблеме восприятия цвета детьми дошкольного возраста проведено много исследований. Э.Мейман, Н.И.Красногор...