Игровой досуг «Знакомство с шахматным королевством» с детьми старшей группы общеразвивающей направленности от 5-ти до 6-ти лет
материал (старшая группа) по теме

Икизли Валентина ивановна

"Шахматы-это целый мир .Мир логики и эмоций,прекрасный и страстный мир со своими взлётами и падениями,радостями и печалями .В наших силах подарить ребенку золотой ключик в этот волшебный мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropr.shahmaty.docx456.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4  «Родничок»

Игровой досуг

«Знакомство с шахматным королевством»

с детьми старшей группы

общеразвивающей направленности от 5-ти до 6-ти лет

Воспитатели: Икизли В.И., Пашкевич О.С.

                                                                             

2015

Цель: познакомить детей со спортивной, интеллектуальной  игрой шахматы.

Задачи: дать представление о шахматной доске, шахматных полях, шахматных фигурах; вызвать у детей интерес к игре в шахматы. Познакомить в игровой форме с историей шахмат.

Предварительная работа: беседа о игре в шахматы, знакомство с шахматной доской и шахматными фигурами.

Герои: ведущая, король, королева.

Материал и оборудование: мультимедийная презентация-письмо королевы, чертёж для постройки, маски 4 пешки, ), чёрные и белые шары, модули белые и чёрные, шахматное печенье.

Ход досуга

Дети заходят в музыкальный зал, садятся на стульчики.

Ведущая: Здравствуйте, ребята. Сегодня, мы пригласили вас в этот зал, чтобы совершить волшебное путешествие в Королевство Шахмат. Все вы знаете эту игру, но мало кто умеет играть.

Чтобы в шахматы играть,

Надо все законы знать:

Как поставить доску нам,

По каким ходить полям,

Где ладья стоит, где слон,

Где король воссел на трон.

Конь с ферзем дополнит ряд,

Пешек их прикрыл отряд,

Вот и армия в строю,

Не уронит честь в бою.

Ведущий: Ребята нам прислали электронное письмо, кто же это? Давайте прочитаем!  «Ребята, помогите!

Шахматное Королевство восстановите!

В Королевстве плохие перемены –

Рухнули все наши стены.

Шахматные фигурки слёзы льют,

Вас, ребята, на помощь зовут.

Приходите, помогите,

Королевство обновите!

А поможет вам построить Королевство вот этот чертёж,

Который с постройкой точь-в-точь должен быть схож!

Берите чертёж, посмотрите внимательно

И приступайте к постройке старательно! (на экране чертёж)

«Шахматная Королева»

Дети приступают к конструированию Шахматного Королевства из напольных модулей чёрно-белого цвета. Под музыку входит шахматная королева.

Шахматная королева: Здравствуйте, ребята! Я – хозяйка Шахматного Королевства, я очень рада, что вы откликнулись на моё письмо и пришли мне на помощь. Молодцы, ребята! Какое красивое Королевство! Лучше прежнего стало!

А за это, я научу вас новой игре

На этой волшебной в клетку доске!

«Шахматы» эта игра называется,

И вам она точно понравится!

А сейчас, послушайте ребята откуда появились шахматы. Родиной шахмат считается Индия. Там ее когда-то называли «чаттураджа». Шахматная доска изображает поле сражения, на котором борются две армии. В давние времена армия не могла выступить в поход до тех пор, пока не была сыграна партия в шахматы. Тогда шахматных фигур не было, и по размеченным шахматным полям по знаку правителя передвигались специально назначенные для этого люди. Позже людей заменили фигуры (можно видеофильм показать или слайды).

Физкультминутка «Делай как я»

Шахматная королева: В Шахматном Королевстве живут шахматные фигуры. Названия каких фигур вы уже знаете? (дети отвечают)

Я познакомлю вас с жителями Шахматного Королевства! Итак, на шахматное поле выходят героические Пешки.

Мы – шахматные Пешки,

В бою не любим спешки.

Шагаем лишь вперёд,

Назад не знаем ход.

За нами «офицеры»,

За нами «Короли»,

«Ладьи» и «Королевы»

И конные полки.

Наискосок: налево и направо

Мы «бить» имеем право.

А коль в конец доски дойдём,

Фигуру новую берём.

Пешку малою фигурой звать нельзя:

Она лишь в час своей кончины,

Когда удастся ей достичь вершины,

Получит звание «фигуры», хоть – Ферзя.

Шахматная Королева:

Пешка, маленький солдат,

Лишь команды ждёт,

Чтоб с квадрата на квадрат

Отправиться вперёд.

На войну, не на парад

Пешка держит путь,

Ей нельзя пойти назад,

В сторону свернуть.

Всю доску пройти должна

Пешка до конца –

Превратится там она

В генерала, не в бойца.

Вслед за Пешками маршируют две Ладьи — белая и чёрная:

1

Я силой и мощью своей

Лишь по прямым полям

И линиям прокладываю путь.

2

И горе тем, кто на пути моём

Пытается «вздремнуть».

Шахматная Королева:

Видимо Ладья упряма,

Если ходит только прямо.

Не петляет: прыг да скок,

Не шагает наискосок.

Так от края и до края

Может двигаться она.

Эта башня боевая

Неуклюжа, но сильна!

Посмотрите, каковы

Сильные защитники мои!

После Ладьи на поле выходят Слоны — белый и чёрный:

1

Когда мы встанем в строй,

Нас спутает любой.

Но лишь начнётся бой,

У каждого путь – свой.

2

Я смел, силён, достаточно высок.

Предпочитаю ходить и «бить»

Всегда по-своему: наискосок!

Шахматная Королева:

Если Слон на белом поле

Встал вначале (не забудь!),

Он другой не хочет доли –

Знает только белый путь.

А когда на поле чёрном

Слон стоит, вступая в бой,

Ходит, правилам покорный,

Чёрной тропкой Слон такой.

До конца игры Слоны

Цвету одному верны!

- А сейчас пришло время представить вам моих скакунов!

На поле выходят Кони — белый и чёрный:

1

Прыгнет Конь – подковы звяк!

Необычен каждый шаг:

Буква «Г» и так и сяк.

Получается зигзаг!

2

И повадки у лошадки

Необычны и смешны:

Притаится, словно в прятки,

И скакнёт из-за спины.

Шахматная Королева:

Посмотрите-ка, друзья:

В каждом углу стоит Ладья.

Рядом с Ладьями Кони видны,

Рядом с Конями встали Слоны.

А перед ними стали стеной

Пешки-малышки – одна за другой.

С целой армией такой

Можно отправляться в бой!

Ведущая: Шахматная королева, мне кажется, одной фигуры не хватает!

Король: Звучит музыка, выходит Король взрослый: Здравствуйте ребята!

Шахматная Королева: Здравствуйте, Ваше Величество!

Король: Что вы хотели узнать обо мне?

Ведущая: Мы мало знаем о короле, хотим, чтобы вы рассказали о себе.

Король: Тогда слушайте внимательно. Меня в шахматах не бьют, я –владыка страны шахматных чудес. Я –самая главная фигура, без меня играть нельзя, а без вас уважаемые фигуры (пауза). Королева –можно.

Ведущая: А как вы ходите?

Король: Я хожу на одну клетку вокруг себя, по диагонали, вертикали, горизонтали.

Ведущая: А сейчас непревзойденное искусство шахматных передвижений по нашей доске продемонстрирует его Королевское Величество. Похлопаем.

Король: (Под звуки торжественной музыки совершает свой 1-ый ход, шагает вправо, назад, марширует то в одну сторону, то в другую сторону).

Садим короля на трон.

Ведущая: Приглашаем короля и королеву на королевский танец. 

Физкультминутка: «Мы маленькие звёзды»

Звучит шум ветра. Все шахматные фигуры падают с шахматной доски.

Шахматная королева: Ах, какое несчастье случилось. Все шахматные фигуры разбросал шалун ветер. Что же делать? Как теперь в шахматы играть?

Ведущий: Не расстраивайтесь, ваше Величество. Наши ребята вам помогут. Они все фигуры на место поставят.

Проводится аттракцион «Расставь шахматные фигуры»  (с каждой группы по 1 человеку).

Шахматная королева: К сожалению ребята, пора прощаться и на прощание я дарю вам вот эту шахматную шкатулку, в ней шахматное печенье, вам на угощенье.

 До свидания, уважаемые гости.

H:\Шахматное развлечение\Шахматное королевство\DSCN1794.JPGE:\Шахматное развлечение\ФОТОШахматное королевство\DSCN1813.JPGE:\Шахматное развлечение\ФОТОШахматное королевство\DSCN1812.JPGE:\Шахматное развлечение\ФОТОШахматное королевство\DSCN1747.JPGE:\Шахматное развлечение\ФОТОШахматное королевство\DSCN1789.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-игровой досуг «Знакомство с шахматным королевством»

Цель: познакомить детей со спортивной, интеллектуальной  игрой шахматы....

Конспект игрового занятия «Путешествие в шахматное королевство».

Конспект игрового занятия«Путешествие в шахматное королевство»....

Конспект игрового занятия «Путешествие в шахматное королевство».

Конспект игрового занятия«Путешествие в шахматное королевство»....

Конспект игрового упражнения с использованием Лего мозаики с детьми старшей группы комбинированной направленности "Чайная посуда"

Конспект игрового упражнения с использованием Лего  мозаики с детьми старшей группы комбинированной направленности«Чайная посуда»...

Перспективный план игровых упражнений с использованием Лего мозаики с детьми старшей группы комбинированной направленности.

Перспективный план игровых упражнений с использованием Лего мозаики с детьми старшей группы комбинированной направленности....