Игровой досуг «Знакомство с шахматным королевством» с детьми старшей группы общеразвивающей направленности от 5-ти до 6-ти лет
материал (старшая группа) по теме
"Шахматы-это целый мир .Мир логики и эмоций,прекрасный и страстный мир со своими взлётами и падениями,радостями и печалями .В наших силах подарить ребенку золотой ключик в этот волшебный мир"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meropr.shahmaty.docx | 456.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №4 «Родничок»
Игровой досуг
«Знакомство с шахматным королевством»
с детьми старшей группы
общеразвивающей направленности от 5-ти до 6-ти лет
Воспитатели: Икизли В.И., Пашкевич О.С.
2015
Цель: познакомить детей со спортивной, интеллектуальной игрой шахматы.
Задачи: дать представление о шахматной доске, шахматных полях, шахматных фигурах; вызвать у детей интерес к игре в шахматы. Познакомить в игровой форме с историей шахмат.
Предварительная работа: беседа о игре в шахматы, знакомство с шахматной доской и шахматными фигурами.
Герои: ведущая, король, королева.
Материал и оборудование: мультимедийная презентация-письмо королевы, чертёж для постройки, маски 4 пешки, ), чёрные и белые шары, модули белые и чёрные, шахматное печенье.
Ход досуга
Дети заходят в музыкальный зал, садятся на стульчики.
Ведущая: Здравствуйте, ребята. Сегодня, мы пригласили вас в этот зал, чтобы совершить волшебное путешествие в Королевство Шахмат. Все вы знаете эту игру, но мало кто умеет играть.
Чтобы в шахматы играть,
Надо все законы знать:
Как поставить доску нам,
По каким ходить полям,
Где ладья стоит, где слон,
Где король воссел на трон.
Конь с ферзем дополнит ряд,
Пешек их прикрыл отряд,
Вот и армия в строю,
Не уронит честь в бою.
Ведущий: Ребята нам прислали электронное письмо, кто же это? Давайте прочитаем! «Ребята, помогите!
Шахматное Королевство восстановите!
В Королевстве плохие перемены –
Рухнули все наши стены.
Шахматные фигурки слёзы льют,
Вас, ребята, на помощь зовут.
Приходите, помогите,
Королевство обновите!
А поможет вам построить Королевство вот этот чертёж,
Который с постройкой точь-в-точь должен быть схож!
Берите чертёж, посмотрите внимательно
И приступайте к постройке старательно! (на экране чертёж)
«Шахматная Королева»
Дети приступают к конструированию Шахматного Королевства из напольных модулей чёрно-белого цвета. Под музыку входит шахматная королева.
Шахматная королева: Здравствуйте, ребята! Я – хозяйка Шахматного Королевства, я очень рада, что вы откликнулись на моё письмо и пришли мне на помощь. Молодцы, ребята! Какое красивое Королевство! Лучше прежнего стало!
А за это, я научу вас новой игре
На этой волшебной в клетку доске!
«Шахматы» эта игра называется,
И вам она точно понравится!
А сейчас, послушайте ребята откуда появились шахматы. Родиной шахмат считается Индия. Там ее когда-то называли «чаттураджа». Шахматная доска изображает поле сражения, на котором борются две армии. В давние времена армия не могла выступить в поход до тех пор, пока не была сыграна партия в шахматы. Тогда шахматных фигур не было, и по размеченным шахматным полям по знаку правителя передвигались специально назначенные для этого люди. Позже людей заменили фигуры (можно видеофильм показать или слайды).
Физкультминутка «Делай как я»
Шахматная королева: В Шахматном Королевстве живут шахматные фигуры. Названия каких фигур вы уже знаете? (дети отвечают)
Я познакомлю вас с жителями Шахматного Королевства! Итак, на шахматное поле выходят героические Пешки.
Мы – шахматные Пешки, В бою не любим спешки. Шагаем лишь вперёд, Назад не знаем ход. |
За нами «офицеры», За нами «Короли», «Ладьи» и «Королевы» И конные полки. |
Наискосок: налево и направо Мы «бить» имеем право. А коль в конец доски дойдём, Фигуру новую берём. |
Пешку малою фигурой звать нельзя: Она лишь в час своей кончины, Когда удастся ей достичь вершины, Получит звание «фигуры», хоть – Ферзя. |
Шахматная Королева:
Пешка, маленький солдат,
Лишь команды ждёт,
Чтоб с квадрата на квадрат
Отправиться вперёд.
На войну, не на парад
Пешка держит путь,
Ей нельзя пойти назад,
В сторону свернуть.
Всю доску пройти должна
Пешка до конца –
Превратится там она
В генерала, не в бойца.
Вслед за Пешками маршируют две Ладьи — белая и чёрная:
1 | Я силой и мощью своей Лишь по прямым полям И линиям прокладываю путь. |
2 | И горе тем, кто на пути моём Пытается «вздремнуть». |
Шахматная Королева:
Видимо Ладья упряма,
Если ходит только прямо.
Не петляет: прыг да скок,
Не шагает наискосок.
Так от края и до края
Может двигаться она.
Эта башня боевая
Неуклюжа, но сильна!
Посмотрите, каковы
Сильные защитники мои!
После Ладьи на поле выходят Слоны — белый и чёрный:
1 | Когда мы встанем в строй, Нас спутает любой. Но лишь начнётся бой, У каждого путь – свой. |
2 | Я смел, силён, достаточно высок. Предпочитаю ходить и «бить» Всегда по-своему: наискосок! |
Шахматная Королева:
Если Слон на белом поле
Встал вначале (не забудь!),
Он другой не хочет доли –
Знает только белый путь.
А когда на поле чёрном
Слон стоит, вступая в бой,
Ходит, правилам покорный,
Чёрной тропкой Слон такой.
До конца игры Слоны
Цвету одному верны!
- А сейчас пришло время представить вам моих скакунов!
На поле выходят Кони — белый и чёрный:
1 | Прыгнет Конь – подковы звяк! Необычен каждый шаг: Буква «Г» и так и сяк. Получается зигзаг! |
2 | И повадки у лошадки Необычны и смешны: Притаится, словно в прятки, И скакнёт из-за спины. |
Шахматная Королева:
Посмотрите-ка, друзья:
В каждом углу стоит Ладья.
Рядом с Ладьями Кони видны,
Рядом с Конями встали Слоны.
А перед ними стали стеной
Пешки-малышки – одна за другой.
С целой армией такой
Можно отправляться в бой!
Ведущая: Шахматная королева, мне кажется, одной фигуры не хватает!
Король: Звучит музыка, выходит Король взрослый: Здравствуйте ребята!
Шахматная Королева: Здравствуйте, Ваше Величество!
Король: Что вы хотели узнать обо мне?
Ведущая: Мы мало знаем о короле, хотим, чтобы вы рассказали о себе.
Король: Тогда слушайте внимательно. Меня в шахматах не бьют, я –владыка страны шахматных чудес. Я –самая главная фигура, без меня играть нельзя, а без вас уважаемые фигуры (пауза). Королева –можно.
Ведущая: А как вы ходите?
Король: Я хожу на одну клетку вокруг себя, по диагонали, вертикали, горизонтали.
Ведущая: А сейчас непревзойденное искусство шахматных передвижений по нашей доске продемонстрирует его Королевское Величество. Похлопаем.
Король: (Под звуки торжественной музыки совершает свой 1-ый ход, шагает вправо, назад, марширует то в одну сторону, то в другую сторону).
Садим короля на трон.
Ведущая: Приглашаем короля и королеву на королевский танец.
Физкультминутка: «Мы маленькие звёзды»
Звучит шум ветра. Все шахматные фигуры падают с шахматной доски.
Шахматная королева: Ах, какое несчастье случилось. Все шахматные фигуры разбросал шалун ветер. Что же делать? Как теперь в шахматы играть?
Ведущий: Не расстраивайтесь, ваше Величество. Наши ребята вам помогут. Они все фигуры на место поставят.
Проводится аттракцион «Расставь шахматные фигуры» (с каждой группы по 1 человеку).
Шахматная королева: К сожалению ребята, пора прощаться и на прощание я дарю вам вот эту шахматную шкатулку, в ней шахматное печенье, вам на угощенье.
До свидания, уважаемые гости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая совместная деятельность по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста,,Путешествие за сокровищами"
Игровое занятие по физической культуре ,,Путешествие за сокровищами"...
Познавательно-игровой досуг «Знакомство с шахматным королевством»
Цель: познакомить детей со спортивной, интеллектуальной игрой шахматы....
Конспект игрового занятия «Путешествие в шахматное королевство».
Конспект игрового занятия«Путешествие в шахматное королевство»....
Конспект игрового занятия «Путешествие в шахматное королевство».
Конспект игрового занятия«Путешествие в шахматное королевство»....
Конспект открытого занятия для родителей. Игровое упражнение с использованием Лего мозаики с детьми старшей группы комбинированной направленности «Подарим маме посуду».
Конспект открытого занятия для родителей....
Конспект игрового упражнения с использованием Лего мозаики с детьми старшей группы комбинированной направленности "Чайная посуда"
Конспект игрового упражнения с использованием Лего мозаики с детьми старшей группы комбинированной направленности«Чайная посуда»...
Перспективный план игровых упражнений с использованием Лего мозаики с детьми старшей группы комбинированной направленности.
Перспективный план игровых упражнений с использованием Лего мозаики с детьми старшей группы комбинированной направленности....