Консультация "Духовно-нравственное воспитание детей"
консультация (старшая группа) на тему
Дошкольное детство-это важный период в жизниребенка, когда формируются нравственные чувства, нравственный облик,позиции и поведение.Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный,терпеливый,предполагающий внутреннее изменение каждого ребенка, который может найти отражение не здесь и сейчас,в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno_nravstvennoe_konsultatsiya.docx | 21.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение Тульской области «Ефремовская начальная школа»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«Духовно-нравственное воспитание детей»
Воспитатель: Зубкова Т.И.
г.Ефремов
Нет в саду цветов негодных, некрасивых, непригодных,
Хуже трав или плодов - нет в саду таких цветов!
Нет в саду цветов – лентяев.
У заботливых хозяев нет неряшек, лежебок, грубый не найти цветок.
Нет болтливых и беспечных, хитрых, жадных, бессердечных.
Сорванцов и драчунов – нет в саду таких цветов!
Жизни сад благоухает, красотою восхищает, если в нем живут труды,
Если много доброты, если знание растет И любви чудесный плод!
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются:
- нравственные чувства: совесть, долг, вера, ответственность, гражданственность, патриотизм;
- нравственный облик: терпение, милосердие, кротость, незлобивость;
- нравственные позиции: способность к различению добра и зла, проявление самоотверженной любви, готовность к преодолению жизненных испытаний;
- нравственное поведение: готовность служения людям и Отечеству, проявление духовной рассудительности, послушания, доброй воли.
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, терпеливый, предполагающий внутреннее изменение каждого ребенка, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В.А.Сухомлинский.
Цель духовно-нравственного воспитания :
- воспитание духовно-нравственной личности ребенка,
- содействие обретению нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия.
- сохранение духовно-нравственного здоровья детей.
Задачи:
- приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,
- раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований,
- активизация позитивных, гармоничных выстроенных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде, опосредованных отношением к Творцу,
- формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу,
- охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей,
- создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.
В работе используем словесные, практические, наглядные методы работы. Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:
- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;
- цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.
- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Троица)
- знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.
- экскурсии на природу (красота Божьего мира);
- слушание колокольной и духовной музыки.
Продуктивная деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;
В группе имеется центр православной культуры, где собран теоретический и практический материал:
- литература для детей («детская Библия», рассказы и притчи для детей, стихотворения);
- литература для родителей;
- видеоматериалы:
- демонстрационный материал для проведения занятий;
- игры по духовно-нравственному воспитанию;
- иллюстрации;
- иконы.
В православном центре имеются колокола, иконы, подсвечники. Содержание центра представлено православной литературой для детей, раскрасками, подобраны детские православные журналы, православные календари, изготовлены дидактические игры по ознакомлению дошкольников с православной культурой, оформлены альбомы различной тематики: («Храмы г. Ефремова и района», «Святые места России», «Православные святые»).
Педагоги нашей группы интегрируют духовно-нравственное содержание воспитания в различные виды детской деятельности:
- игровая: проведение сюжетно-ролевых игр.
- дидактические: «Православные праздники»
- конструктивные: «Выложи из палочек», «Моделирование храма».
- словесные игры,
- подвижные игры,
- народные игры.
В организации сюжетно-ролевых игр учитываем нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив.
Для родителей предлагается информация о православных праздниках и семейных традициях, литература для семейного чтения, памятки о правилах поведения в храме, о православных праздниках и другие.
Формы работы с родителями:
- родительские собрания на духовно-нравственные темы;
- проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы), анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
- экскурсии;
- индивидуальная работа с детьми дома;
- совместные с родителями праздники, спектакли.
В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повысить духовно-нравственный потенциал педагогов и профессиональную компетентность в вопросах православного воспитания дошкольников, заинтересовать родителей к духовной жизни ребенка, родители включаются в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей.
В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. У многих семей налажен уклад жизни в соответствии с православными традициями. Например, верующая семья Афонина Саши, где священником является его дядя – крестный. Их семья постоянно посещает храм и причащается. Саша читает молитвы.
Взаимодействие сотрудников и родителей в деле духовного воспитания детей проходит через: занятия и праздники, совместные мероприятия детей, мам и бабушек, на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей, встречи со священнослужителем настоятелем Свято – Никольского храма иереем отцом Павлом.
В течение года обязательно ведётся работа о народных и православных праздниках, с которыми мы знакомим детей - Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Троица.
Знакомство с православным храмом, его архитектурной, особенностью, его назначением является одной из форм введения детей в духовную культуру, которое проходит в форме рассматривания фотографий храма Николая Чудотворца, посещение храма вместе с родителями.
Начиная знакомить детей с произведениями изобразительного искусства, вводящими детей в мир высоких духовно-нравственных образов, мы рассказываем о том, что первыми русскими художниками – живописцами были изобразители церковной живописи.
Слово «икона» значит «образ». Иконы можно видеть в храмах, домах, где живут православные люди, у нас в группе в спальне. Дети видят икону в автомашине у родителей.
Можно сделать вывод о том, что большинство родителей, (а именно 80% по результатам анкетирования) положительно относятся к духовному развитию своих детей и стараются использовать многие возможности для их нравственного развития. Празднуют христианские праздники. Для них стало это традицией.
В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по теме «Воспитание духовности у детей через основы православия." Консультация для родителей на тему "Молитва матери в деле воспитания детей в семье". Составила: Евдокимова Людмила Дмитриевна, воспитатель МБДОУ №12, ст. Каневская.
Консультация для родителей детей, посещающих кружок по ОПК....
Воспитание детей дошкольного возраста, проблемы воспитания детей.
Для многих родителей воспитание детей дошкольного возраста окутано постоянными тревогами, заботами, и чрезмерной любовью. Они заменяют жизнь ребенка своей, тем самым, не оставляя ему шанса на со...
Социально - нравственное воспитание детей второй младшей группы детского сада. Перспективное планирование по социально- нравственному воспитанию детей 3-4 лет "В гостях у сказки".
"В гостях у сказки" - методическая разработка, направленная на социально-нравственное развитие ребенка посредством рассказывания различных сказок, чтения художественной литературы, обыгрывания с...
Работа с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воспитание у детей любви к природе»
Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любо...
ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...
Выступление на окружной летней методической неделе «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в образовательном пространстве ДОУ» на тему «Применение проектной технологии в экологическом воспитании детей».
Применение проектной технологии в экологическом воспитании детей....
Воспитание детей. Полезные советы для родителей о воспитании детей
Воспитание детей. Полезные советы для родителей о воспитании детей...