Консультация "Духовно-нравственное воспитание детей"
консультация (старшая группа) на тему

Зубкова Татьяна Ивановна

Дошкольное детство-это важный период в жизниребенка, когда формируются нравственные чувства, нравственный облик,позиции и поведение.Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный,терпеливый,предполагающий внутреннее изменение каждого ребенка, который может найти отражение не здесь и сейчас,в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno_nravstvennoe_konsultatsiya.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение Тульской области      «Ефремовская начальная школа»     

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Духовно-нравственное воспитание детей»

                                                                           Воспитатель: Зубкова Т.И.

                                                   г.Ефремов

 Нет в саду цветов негодных, некрасивых, непригодных,

      Хуже трав или плодов - нет в саду таких цветов!

      Нет в саду  цветов – лентяев.

У заботливых хозяев нет неряшек, лежебок, грубый не найти цветок.

     Нет болтливых и беспечных, хитрых, жадных, бессердечных.

     Сорванцов и драчунов – нет в саду таких цветов!

Жизни сад благоухает, красотою восхищает, если в нем живут труды,

   Если много доброты, если знание растет И любви чудесный плод!

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются:

- нравственные чувства: совесть, долг, вера, ответственность, гражданственность, патриотизм;

- нравственный облик: терпение, милосердие, кротость, незлобивость;  

- нравственные позиции: способность к различению добра и зла, проявление самоотверженной любви, готовность к преодолению жизненных испытаний;

- нравственное поведение: готовность служения людям и Отечеству, проявление духовной рассудительности, послушания, доброй воли.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, терпеливый, предполагающий внутреннее изменение каждого ребенка, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В.А.Сухомлинский.

Цель духовно-нравственного воспитания :

-  воспитание духовно-нравственной личности ребенка,

 - содействие обретению нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия.

 - сохранение духовно-нравственного здоровья детей.

Задачи:

 - приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,

 - раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований,

 - активизация позитивных, гармоничных выстроенных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде, опосредованных отношением к Творцу,

 - формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу,

- охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей,

- создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.

В работе используем словесные, практические, наглядные методы работы. Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:

- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;

- цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.

- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Троица)

- знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.

- экскурсии на природу (красота Божьего мира);

- слушание колокольной и духовной музыки.

Продуктивная деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;

В группе имеется центр православной культуры, где собран теоретический и практический материал:

- литература для детей («детская Библия», рассказы и притчи для детей, стихотворения);

- литература для родителей;

- видеоматериалы:

- демонстрационный материал для проведения занятий;

- игры по духовно-нравственному воспитанию;

- иллюстрации;

- иконы.

В православном центре имеются колокола, иконы, подсвечники. Содержание центра представлено православной литературой для детей, раскрасками, подобраны детские православные журналы, православные календари, изготовлены дидактические игры по ознакомлению дошкольников с православной культурой, оформлены альбомы различной тематики: («Храмы г. Ефремова и района», «Святые места России», «Православные святые»).

Педагоги нашей группы  интегрируют духовно-нравственное содержание воспитания в различные виды детской деятельности:

- игровая: проведение сюжетно-ролевых игр.

 - дидактические: «Православные праздники»

 - конструктивные: «Выложи из палочек», «Моделирование храма».

 - словесные игры,

 - подвижные игры,

 - народные игры.

В организации сюжетно-ролевых игр учитываем нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив.

        Для родителей предлагается информация о православных праздниках и семейных традициях, литература для семейного чтения, памятки о правилах поведения в храме, о православных праздниках и другие.

Формы работы с родителями:

  • родительские собрания на духовно-нравственные темы;
  • проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы), анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
  • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
  • экскурсии;
  • индивидуальная работа с детьми дома;
  • совместные с родителями праздники, спектакли.

В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повысить духовно-нравственный потенциал педагогов и профессиональную компетентность в вопросах православного воспитания дошкольников, заинтересовать родителей к духовной жизни ребенка, родители включаются в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей.

В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. У многих семей налажен уклад жизни в соответствии с православными традициями. Например, верующая семья Афонина Саши, где священником является его дядя – крестный. Их семья постоянно посещает храм и причащается. Саша читает молитвы.

Взаимодействие сотрудников и родителей в деле духовного воспитания детей проходит через: занятия и праздники, совместные мероприятия детей, мам и бабушек, на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей, встречи со священнослужителем настоятелем Свято – Никольского храма иереем отцом Павлом.

В течение года обязательно ведётся работа о народных и православных праздниках, с которыми мы знакомим детей - Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Троица.

Знакомство с православным храмом, его архитектурной, особенностью, его назначением является одной из форм введения детей в духовную культуру, которое проходит в форме рассматривания фотографий храма Николая Чудотворца, посещение храма вместе с родителями.

Начиная знакомить детей с произведениями изобразительного искусства, вводящими детей в мир высоких духовно-нравственных образов, мы рассказываем о том, что первыми русскими художниками – живописцами были изобразители церковной живописи.

Слово «икона» значит «образ». Иконы можно видеть в храмах, домах, где живут православные люди, у нас в группе в спальне. Дети видят икону в автомашине у родителей.

Можно сделать вывод о том, что большинство родителей, (а именно 80% по результатам анкетирования) положительно относятся к духовному развитию своих детей и стараются использовать многие возможности для их нравственного развития. Празднуют христианские праздники. Для них стало это традицией.

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание детей дошкольного возраста, проблемы воспитания детей.

Для многих родителей воспитание детей дошкольного возраста окутано постоянными тревогами, заботами, и чрезмерной любовью. Они заменяют жизнь ребенка своей, тем самым, не оставляя ему шанса на со...

Социально - нравственное воспитание детей второй младшей группы детского сада. Перспективное планирование по социально- нравственному воспитанию детей 3-4 лет "В гостях у сказки".

"В гостях у сказки"  - методическая разработка, направленная на социально-нравственное развитие ребенка посредством рассказывания различных сказок, чтения художественной литературы, обыгрывания с...

Работа с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воспитание у детей любви к природе»

Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любо...

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Воспитание детей. Полезные советы для родителей о воспитании детей

Воспитание детей. Полезные советы для родителей о воспитании детей...