"Игры для развития логического мышления в детском саду и дома"
учебно-методическое пособие на тему
Методическое пособие для воспитателей и родителей, где представлены игры для развития логического мышления у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie.docx | 41.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 8»
Методическое пособие
для воспитателей и родителей:
«Игры для развития логического
мышления в детском саду и дома»
г. Канаш
Цель: Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателями, выработать у каждого родителя умения организовывать с ребенком игры по развитию математических способностей.
Актуальность. В современных обучающих программах важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.
Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.).
Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).
При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.
Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.
Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.
Логические задачи.
- Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое.
Что в яблоках одинаковое, что разное?
- Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге.
Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале?
- Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями.
Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?
4. Под елкой цветок не растет. Под березой не растет грибок.
Что растет под елкой?
- Все рыбы дышат жабрами. Щука – это рыба!
Что из этого следует?
- Некоторые мальчики любят играть в футбол. Значит ли это, что все, кто любит играть в футбол – мальчики?
Если ребенок не справляется с решением задачи, то, возможно он еще не научился концентрировать внимание и запоминать условие, в этом случае можно помочь ему сделать выводы уже из условия задачи. Прочитав первое условие, взрослый должен спросить, что ребенок узнал, что понял из него, так же и после второго предложения и т.д. Вполне возможно, что к концу условия ребенок догадается, какой должен быть ответ.
Обычные загадки, созданные народной мудростью, также способствуют развитию логического мышления ребенка:
- Два конца, два кольца, а посередине гвоздик? (ножницы).
- Висит груша, нельзя скушать? (лампочка).
- Зимой и летом одним цветом? (ёлка).
- Сидит дед, во сто шуб одет; кто его раздевает, тот слезы проливает? (лук).
- Длинноухий, пугливый, любит кушать морковь и капусту (Заяц).
- Рыжая, у неё пушистый хвост, ловко прыгает по деревьям (Белка)
Логические игры.
- Назови одним словом.
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом.
Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные;
лимон, яблоко, банан, слива - фрукты.
(Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Например: Транспорт - ..., птицы - ...)
- Классификация
Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.
- Найди лишнее слово
Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним".
Примеры:
- Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
- Храбрый, злой, смелый, отважный;
- Яблоко, слива, огурец, груша;
- Молоко, творог, сметана, хлеб;
- Час, минута, лето, секунда;
- Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
- Платье, свитер, шапка, рубашка;
- Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
- Береза, дуб, сосна, земляника;
- Книга, телевизор, радио, магнитофон.
- Чередование
Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.
- Сравнение предметов (понятий)
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?". После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"
Пары слов для сравнения:
- муха и бабочка;
- дом и избушка;
- стол и стул;
- книга и тетрадь;
- вода и молоко;
- топор и молоток;
- пианино и скрипка;
- шалость и драка;
- город и деревня.
- Отгадывание небылиц
Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.
Пример:
- Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?
- Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.
- Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.
- «Собери большую семью»
Подбираются картинки с изображением животных, овощей, фруктов, транспорта и т.п. Перед детьми раскладываются эти картинки и даётся задание собрать большие семьи»
- «Любимая еда»
Подбираются картинки с изображением животных и пищи для этих животных. Перед дошкольниками раскладываются картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагается каждому животному разложить его любимую еду.
- «Найди маму малышу»
Перед детьми раскладываются картинки домашних животных: собака, кошка, свинья, корова и т.п. и отдельно картинки: котёнка, щенка, поросёнка, телёнка и т.п., предлагается найти маму малышу.
- «Волшебный мешочек»
В мешочек подбираются игрушки: красного, синего, зелёного, желтого цветов. На столе раскладываются картинки с изображением: красного яблока, синего облака, зелёного кузнечика, жёлтого цыплёнка, дошкольникам предлагается подобрать им друзей по цвету, достав из мешочка соответствующие игрушки.
- «Разложи картинки»
Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Дошкольникам дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение дети составляют рассказ по картинкам.
- «Кто быстрее»
Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, а ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно также называть не только цвет, но и качество (например: вкус, форму) предмета.
- «Профессии»
Взрослый показывает детям картинки с профессиями людей и просит назвать, чем занимаются люди определенной профессии.
Например: доктор – лечит людей, строитель – строит дома, учитель – учит чему-либо детей в школе и т.д.
Можно заменить показом мимикой и пантомимикой.
- «Скажи мне наоборот»
Предложите дошкольникам игру «Я буду говорить слово, а вы тоже скажите мне его же, только наоборот, например, большой – маленький.» Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый, сильный – слабый, тяжелый – легкий, трусливый – храбрый, белый – черный, твердый – мягкий, шершавый – гладкий и т.д.
- «Угадай»
Взрослый предлагает угадать о каком животном, овоще, фрукте, транспорте и т.п. он говорит. Обязательно нужно давать детям конкретное, чёткое описание каждого предмета.
Например: Это фрукт. Он красный, круглый, сочный (Яблоко).
- «Перелётные и зимующие птицы»
Перед дошкольниками раскладываются картинки с изображением перелётных и зимующих птиц, а также две одинаковые картинки с изображением дерева. Им нужно на одно дерево посадить всех перелётных птиц, например: ласточка, скворец, грач, кукушка, жайворонок и т.д., а на другое – зимующих, например: синица, воробей, ворона, снегирь и т.д.
- «Летает, плавает, ползает»
Взрослый даёт детям картинки с изображением тех, кто умеет: летать, плавать, ползать. После чего на столе раскладывает картинки с изображением: неба, моря, травы и просит соотнести животного, птицу, насекомое, рыбу и т.п. с соответствующей картинкой, задавая при этом вопрос: «Что умеет делать…»
Например : птица, жук… – летать; заяц, кузнечик – прыгать…; змея, улитка – ползать…)
- «Найди похожее»
Дошкольникам предлагаются геометрические фигуры и различные предметы. Задание – нужно сформировать группы предметов по сходству с определённой геометрической фигурой.
Например: круг – кольцо, крышка…, квадрат – коробочка, кубик… и т.д.
- «Домашние и дикие животные»
Перед детьми раскладываются картинки с изображением домашних и диких животных, а также две картинки: на первой изображён дом, на второй – лес. Им нужно вокруг дома разложить домашних животных, а вокруг леса – диких.
- «Наша любимая зима и любимое лето»
Взрослый на столе перед дошкольниками раскладывает две картинки «Зима» и «Лето», а также картинки с изображением различной зимней, летней одежды и аксессуары. Детям нужно соотнести к поре года то, что люди обычно носят, когда она наступает.
Например: «Зима» – шуба, шарф, рукавички…, «Лето» – шорты, майка, шляпа…
Тема: «Грибы»
- Словесная игра «Назови и объясни».
- Взяли мы с утра корзинки
И пошли в лесок.
И нашли мы под осинкой
Маленький грибок. Какой? ( Подосиновик).
- А у Пети с Васей
Руки словно в масле.
Отгадаете, малыши,
Какой гриб они нашли? ( Маслёнок)
- Самый яркий и красивый
И полезный для зверей.
Не клади его в корзину:
Он опасен для людей! ( Мухомор)
Вопросы: Что за гриб? Какую пользу приносит животным? Чем опасен для людей? Может ли быть полезен людям?
- Словесная игра «Объяснялки».
Объясни происхождение названий (подосиновик, подберезовик, масленок, лисичка, рыжик, мухомор, земляника, черника, употребляя сенсорные понятия).
- Логические задачи.
- Дети в лесу собирали грибы. У мальчиков были большие красные вёдра без дна. У девочек – маленькие зеленые. Кто больше соберёт грибов? (Девочки)
- Шли двое. Остановились. Один у другого спрашивает:
- Это чёрная?
- Нет, красная.
- А почему она белая?
- Потому что зеленая. (О смородине).
Тема: «Овощи и фрукты».
- Логические задачи.
Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее, груша или персик? (Груша).
- Дидактическая игра «Разложи картинки в свои конверты».
У каждого ребенка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами (разными по цвету и величине) и набор картинок с изображением овощей и фруктов. Дети должны разложить картинки в конверт, по форме, цвету или величине.
- Дидактическая игра «Куда пойдешь, что найдешь»?
У каждого ребенка большая карточка с изображением леса (огорода, сада) и конверт с набором картинок (овощи, фрукты, грибы, ягоды). Дети должны рассказать, что изображено на карточке, и опираясь на сенсорные эталоны, подобрать нужные картинки.
- Небылицы. Найти несуразицы в тексте.
Квадратный спелый помидор
Раз забрался на забор.
И увидел, как на грядке,
Овощи играли в прятки.
Длинный красный огурец
Под листочек свой залез.
А зеленая морковка
В борозду скатилась ловко.
Ну а сладкая редиска
Наклонилась низко-низко.
Только Машенька пришла,
Сразу овощи нашла.
Тема: «Деревья».
- Логические задачи.
На какое дерево садится ворона после дождя? (На мокрое).
- Игра «Посади дерево».
Играют двое. У каждого игрока по 10 деревьев (У одного елочки, у другого – березки). Игровое поле – доска 16х16 клеток.
Игроки по очереди «высаживают» на поле по одному дереву. Задача – образовать цепочку из 3 деревьев, опираясь при этом на сенсорные качества.
За каждую вновь образованную цепочку у соперника забирается одно дерево. Игрок, у которого остались два дерева, считается проигравшим.
- Словесная игра «Чересчур».
Дети должны отвечать на вопросы.
- Если съесть одну конфету – вкусно, приятно. А если много? (Заболят зубы, живот).
- Одна таблетка помогает, а если съесть много таблеток? (Можно отравиться и даже умереть).
- Хорошо, когда в лесу много сугробов. Почему? (Зимой снег оберегает деревья от мороза, а весной растает – будет много воды. Деревья смогут впитывать влагу и быстро расти).
- А что будет, если лес окажется по самую макушку в снегу? (Лес весной может захлебнуться. Когда снег начнёт таять, воды будет очень много, поэтому деревья могут погибнуть).
- А если снега будет слишком мало? (Деревьям будет холодно, они могут замёрзнуть и погибнуть).
Тема: Мебель.
- Логические задачи.
- У стола 4 угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется? (5)
- Что может быть горячим, так и холодным? (Утюг, холодильник, плита).
- Небылицы «Путаница».
Это стул - на нем лежат,
Это стол - на нем сидят.
Вот кровать - на ней едят.
В шифоньере – гости спят.
В холодильнике – платья висят,
А на диване - продукты лежат.
- Словесная игра «Концовки».
Дети должны закончить предложение:
- Есть стол выше стула, значит стул (ниже стола).
- Если магнитофон меньше телевизора, значит (телевизор больше магнитофона).
- Если диван мягче кресла, значит кресло (жёстче дивана) и т. д.
Тема: Посуда, пища.
- Хитрые вопросы.
- Что может быть как горячим, так и холодным? (Кастрюля, сковорода, чайник, чай, суп).
- Что никогда не поместится в кастрюлю? (Ее собственная крышка).
- Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой).
- Небылицы. «Повар – Неумеха».
Повар сварил из картошки компот,
От него у детей разболелся живот.
Повар сварил очень сладкие щи,
В щах апельсины и сливы ищи.
На блюдо сложил мясные конфеты,
Детей угостил шоколадной котлетой.
Тема: Одежда, обувь.
- Логические задачи.
Мальчик пошел гулять в разных ботинках: один черный, а другой - желтый. Ребята стали смеяться над ним, и он говорит: «Что же мне делать? У меня дома остались два разных ботинка. Не пойму, куда девались одинаковые». Помогите мальчику.
- Какая Одежда?
Летом, в жаркие часы,
Только майка да трусы.
А зимою нам нужны
Свитер, теплые штаны,
Шарф, пальто, сандалии,
Шапка и так далее.
Шапка свитер
Впрочем, я
Я запутался, друзья! (Сандалии - летняя обувь).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА».
Речевое развитие дошкольников....
Речевых игр и упражнения для развития речи в детском саду и дома .
В этой работе собраны речевые игры для средней группы....
Игры по пожарной безопасности в детском саду и дома.
Дидактический материал для игровой деятельности по пожарной безопасности....
Консультация "Игры детей младшего возраста в детском саду и дома"
Консультация "Игры детей младшего возраста в детском саду и дома"...
«Творческое развитие дошкольников в детском саду и дома»
Доклад к педсовету...
Консультация для родителей "Игры с сенсорной коробкой в детском саду и дома"
Данная консультация предназначена в помощь родителям по развитию сенсорных навыков и ощущений, способствует развитию речи через тактильные ощущения и мелкую моторику рук...
План-конспект родительского собрания «Развитие речи в детском саду и дома»
План-конспект родительского собрания«Развитие речи в детском саду и дома»...