"Игры для развития логического мышления в детском саду и дома"
учебно-методическое пособие на тему

Желтухина Наталия Юрьевна

Методическое пособие для воспитателей и родителей, где представлены игры для развития логического мышления у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie.docx41.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад № 8»

Методическое пособие

для воспитателей и родителей:

«Игры для развития логического

 мышления в детском саду и дома»

г. Канаш


Цель: Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателями, выработать у каждого родителя   умения организовывать с ребенком игры по развитию математических способностей.

Актуальность. В современных обучающих программах важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.

Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и  т. п.).

Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).

При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.


Логические задачи.

  1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое.

Что в яблоках одинаковое, что разное?

  1. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге.

             Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале?

  1. Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями.

Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?

4.  Под елкой цветок не растет.  Под березой не растет грибок.

 Что растет под елкой?

  1. Все рыбы дышат жабрами. Щука – это рыба!

Что из этого следует?

  1.  Некоторые мальчики любят играть в футбол. Значит ли это, что все, кто любит   играть в футбол – мальчики?

Если ребенок не справляется с решением задачи, то, возможно он еще не научился концентрировать внимание и запоминать условие, в этом случае  можно помочь ему сделать выводы уже из условия задачи. Прочитав первое условие, взрослый должен спросить, что ребенок узнал, что понял из него, так же и после второго предложения и т.д. Вполне возможно, что к концу условия ребенок догадается, какой должен быть ответ.

Обычные загадки, созданные народной мудростью, также способствуют развитию логического мышления ребенка:

  1. Два конца, два кольца, а посередине гвоздик? (ножницы).
  2. Висит груша, нельзя скушать? (лампочка).
  3. Зимой и летом одним цветом? (ёлка).
  4. Сидит дед, во сто шуб одет; кто его раздевает, тот слезы проливает? (лук).
  5. Длинноухий, пугливый, любит кушать морковь и капусту (Заяц).
  6. Рыжая, у неё пушистый хвост, ловко прыгает по деревьям (Белка) 

Логические игры.

  1. Назови одним словом.

Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом.

Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные;

                   лимон, яблоко, банан, слива - фрукты.

(Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Например: Транспорт - ...,  птицы - ...)

  1. Классификация

Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.

  1. Найди лишнее слово

Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним".

Примеры:

  • Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
  • Храбрый, злой, смелый, отважный;
  • Яблоко, слива, огурец, груша;
  • Молоко, творог, сметана, хлеб;
  • Час, минута, лето, секунда;
  • Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
  • Платье, свитер, шапка, рубашка;
  • Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
  • Береза, дуб, сосна, земляника;
  • Книга, телевизор, радио, магнитофон.

  1. Чередование

Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.

  1. Сравнение предметов (понятий)

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?". После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"

Пары слов для сравнения:

  • муха и бабочка;
  • дом и избушка;
  • стол и стул;
  • книга и тетрадь;
  • вода и молоко;
  • топор и молоток;
  • пианино и скрипка;
  • шалость и драка;
  • город и деревня.

  1. Отгадывание небылиц

Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.

Пример:  

  • Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?
  • Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.
  • Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.

  1. «Собери большую семью»      

Подбираются картинки с изображением животных, овощей, фруктов, транспорта и т.п. Перед детьми  раскладываются эти картинки и даётся задание собрать большие семьи»  

  1. «Любимая еда»

Подбираются картинки с изображением животных и пищи для этих животных. Перед дошкольниками раскладываются картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагается каждому животному разложить его любимую еду.

  1.  «Найди маму малышу»

Перед детьми раскладываются картинки домашних животных: собака, кошка, свинья, корова и т.п. и отдельно картинки: котёнка, щенка, поросёнка, телёнка и т.п., предлагается найти маму малышу.

  1. «Волшебный мешочек»   

В мешочек подбираются игрушки: красного, синего, зелёного, желтого цветов. На столе раскладываются картинки с изображением: красного яблока, синего облака, зелёного кузнечика, жёлтого цыплёнка, дошкольникам предлагается подобрать им друзей по цвету, достав из мешочка соответствующие игрушки.

  1.  «Разложи картинки»

Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Дошкольникам дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение дети составляют рассказ по картинкам.

  1. «Кто быстрее»

Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, а ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно также называть не только цвет, но и качество (например: вкус, форму) предмета.

  1. «Профессии»    

Взрослый показывает детям картинки с профессиями людей и просит назвать, чем занимаются люди определенной профессии.

Например: доктор – лечит людей, строитель – строит дома, учитель – учит чему-либо детей в школе и т.д.

Можно заменить показом мимикой и пантомимикой.

  1. «Скажи мне наоборот»

Предложите дошкольникам игру «Я буду говорить слово, а вы тоже скажите мне его же, только наоборот, например, большой – маленький.» Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый, сильный – слабый, тяжелый – легкий, трусливый – храбрый, белый – черный, твердый – мягкий, шершавый – гладкий и т.д.

  1. «Угадай»                            

Взрослый предлагает угадать о каком животном, овоще, фрукте, транспорте и т.п. он говорит. Обязательно нужно давать детям конкретное, чёткое описание каждого предмета.

Например: Это фрукт. Он красный, круглый, сочный (Яблоко).

  1. «Перелётные и зимующие птицы»

Перед дошкольниками раскладываются картинки с изображением перелётных и зимующих птиц, а также две одинаковые картинки с изображением дерева. Им нужно на одно дерево посадить всех перелётных птиц, например: ласточка, скворец, грач, кукушка, жайворонок и т.д., а на другое – зимующих, например: синица, воробей, ворона, снегирь  и т.д.

  1. «Летает, плавает, ползает»  

Взрослый даёт детям картинки с изображением тех, кто умеет: летать, плавать, ползать. После чего на столе раскладывает картинки с изображением: неба, моря, травы и просит соотнести животного, птицу, насекомое, рыбу и т.п. с соответствующей картинкой, задавая при этом вопрос: «Что умеет делать…»

Например : птица, жук… – летать; заяц, кузнечик – прыгать…; змея, улитка – ползать…)

  1.  «Найди похожее»

Дошкольникам предлагаются геометрические фигуры и различные предметы. Задание – нужно сформировать группы предметов по сходству с определённой геометрической фигурой.

 Например: круг – кольцо, крышка…, квадрат – коробочка, кубик… и т.д.

  1.  «Домашние и дикие животные»

Перед детьми раскладываются картинки с изображением домашних и диких животных, а также две картинки: на первой изображён дом, на второй – лес. Им нужно вокруг дома разложить домашних животных, а вокруг леса – диких.

  1.  «Наша любимая зима и любимое лето»

Взрослый на столе перед дошкольниками раскладывает две картинки «Зима» и «Лето», а также картинки с изображением различной зимней, летней одежды и аксессуары. Детям нужно соотнести к поре года то, что люди обычно носят, когда она наступает.

Например: «Зима» – шуба, шарф, рукавички…, «Лето» – шорты, майка, шляпа…

Тема: «Грибы»

  1. Словесная игра «Назови и объясни».
  • Взяли мы с утра корзинки

И пошли в лесок.

И нашли мы под осинкой

Маленький грибок. Какой? ( Подосиновик).

  • А у Пети с Васей

Руки словно в масле.

Отгадаете, малыши,

Какой гриб они нашли? ( Маслёнок)

  • Самый яркий и красивый

И полезный для зверей.

Не клади его в корзину:

Он опасен для людей! ( Мухомор)

Вопросы: Что за гриб? Какую пользу приносит животным? Чем опасен для людей? Может ли быть полезен людям?

  1. Словесная игра «Объяснялки».

Объясни происхождение названий (подосиновик, подберезовик, масленок, лисичка, рыжик, мухомор, земляника, черника, употребляя сенсорные понятия).

  1. Логические задачи.
  • Дети в лесу собирали грибы. У мальчиков были большие красные вёдра без дна. У девочек – маленькие зеленые. Кто больше соберёт грибов? (Девочки)
  • Шли двое. Остановились. Один у другого спрашивает:

- Это чёрная?

- Нет, красная.

- А почему она белая?

- Потому что зеленая. (О смородине).

Тема: «Овощи и фрукты».

  1. Логические задачи.

Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее, груша или персик? (Груша).

  1. Дидактическая игра «Разложи картинки в свои конверты».

У каждого ребенка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами (разными по цвету и величине) и набор картинок с изображением овощей и фруктов. Дети должны разложить картинки в конверт, по форме, цвету или величине.

  1. Дидактическая игра «Куда пойдешь, что найдешь»?

У каждого ребенка большая карточка с изображением леса (огорода, сада) и конверт с набором картинок (овощи, фрукты, грибы, ягоды). Дети должны рассказать, что изображено на карточке, и опираясь на сенсорные эталоны, подобрать нужные картинки.

  1. Небылицы. Найти несуразицы в тексте.

Квадратный спелый помидор

Раз забрался на забор.

И увидел, как на грядке,

Овощи играли в прятки.

Длинный красный огурец

Под листочек свой залез.

А зеленая морковка

В борозду скатилась ловко.

Ну а сладкая редиска

Наклонилась низко-низко.

Только Машенька пришла,

Сразу овощи нашла.

Тема: «Деревья».

  1. Логические задачи.

На какое дерево садится ворона после дождя? (На мокрое).

  1. Игра «Посади дерево».

Играют двое. У каждого игрока по 10 деревьев (У одного елочки, у другого – березки). Игровое поле – доска 16х16 клеток.

Игроки по очереди «высаживают» на поле по одному дереву. Задача – образовать цепочку из 3 деревьев, опираясь при этом на сенсорные качества.

За каждую вновь образованную цепочку у соперника забирается одно дерево. Игрок, у которого остались два дерева, считается проигравшим.

  1. Словесная игра «Чересчур».

Дети должны отвечать на вопросы.

  • Если съесть одну конфету – вкусно, приятно. А если много? (Заболят зубы, живот).
  • Одна таблетка помогает, а если съесть много таблеток? (Можно отравиться и даже умереть).
  • Хорошо, когда в лесу много сугробов. Почему? (Зимой снег оберегает деревья от мороза, а весной растает – будет много воды. Деревья смогут впитывать влагу и быстро расти).
  • А что будет, если лес окажется по самую макушку в снегу? (Лес весной может захлебнуться. Когда снег начнёт таять, воды будет очень много, поэтому деревья могут погибнуть).
  • А если снега будет слишком мало? (Деревьям будет холодно, они могут замёрзнуть и погибнуть).

Тема: Мебель.

  1. Логические задачи.
  • У стола 4 угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется? (5)
  • Что может быть горячим, так и холодным? (Утюг, холодильник, плита).

  1. Небылицы «Путаница».

Это стул - на нем лежат,

Это стол - на нем сидят.

Вот кровать - на ней едят.

В шифоньере – гости спят.

В холодильнике – платья висят,

А на диване - продукты лежат.

  1. Словесная игра «Концовки».

Дети должны закончить предложение:

  • Есть стол выше стула, значит стул (ниже стола).
  • Если магнитофон меньше телевизора, значит (телевизор больше магнитофона).
  • Если диван мягче кресла, значит кресло (жёстче дивана) и т. д.

Тема: Посуда, пища.

  1. Хитрые вопросы.
  • Что может быть как горячим, так и холодным? (Кастрюля, сковорода, чайник, чай, суп).
  • Что никогда не поместится в кастрюлю? (Ее собственная крышка).
  • Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой).

  1. Небылицы. «Повар – Неумеха».

Повар сварил из картошки компот,

От него у детей разболелся живот.

Повар сварил очень сладкие щи,

В щах апельсины и сливы ищи.

На блюдо сложил мясные конфеты,

Детей угостил шоколадной котлетой.

Тема: Одежда, обувь.

  1. Логические задачи.

Мальчик пошел гулять в разных ботинках: один черный, а другой - желтый. Ребята стали смеяться над ним, и он говорит: «Что же мне делать? У меня дома остались два разных ботинка. Не пойму, куда девались одинаковые». Помогите мальчику.

  1. Какая Одежда?

Летом, в жаркие часы,

Только майка да трусы.

А зимою нам нужны

Свитер, теплые штаны,

Шарф, пальто, сандалии,

Шапка и так далее.

Шапка свитер

Впрочем, я

Я запутался, друзья! (Сандалии - летняя обувь).

 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевых игр и упражнения для развития речи в детском саду и дома .

В этой работе собраны речевые игры для средней группы....

Игры по пожарной безопасности в детском саду и дома.

Дидактический материал для игровой деятельности по пожарной безопасности....

Консультация "Игры детей младшего возраста в детском саду и дома"

Консультация "Игры детей младшего возраста в детском саду и дома"...

Консультация для родителей "Игры с сенсорной коробкой в детском саду и дома"

Данная консультация предназначена в помощь родителям по развитию сенсорных навыков и ощущений, способствует развитию речи через тактильные ощущения и мелкую моторику рук...

План-конспект родительского собрания «Развитие речи в детском саду и дома»

План-конспект родительского собрания«Развитие речи в детском саду и дома»...