Нетрадиционное рисование.
статья на тему

Куличихина Оксана Геннадьевна

Опыт работы на тему "Нетрадиционное рисование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_netraditsionnomu_risovaniyu.docx17.13 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по нетрадиционному рисованию.

Воспитатель МДОУ детский сад №29 Куличихина Оксана Геннадьевна

Многие современные профессии требуют от человека творческого подхода к решению профессиональных задач. Воспитать  мобильную, креативную личность, умеющую принимать решение и нести за них ответственность. Поэтому, считаю, что важной задачей является художественно-эстетическое воспитание. Рисование нетрадиционными техниками, одно из самых занимательных удовольствий для детей.

Как говорил В.А. Сухомлинский "Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".

Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности ребенка выдающиеся педагоги Н.С. Александрова, Б.Г. Ананьева, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, С.Л. Рубинштейн, Н.П. Сакулина и др.

Проблема обучения детей дошкольного возраста разнообразным нетрадиционным  техникам находит отражение в исследованиях О.А. Белобрыкиной, Г.Н. Давыдовой, А.А. Фатеевой.

Опыт моей работы показал, что использование разнообразных доступных материалов и нетрадиционных техник дает положительный результат в развитии изобразительной деятельности детей. Важным условием развития изобразительной деятельности является разнообразие и вариативность работы. Поэтому целью моей работы является: развитие изобразительной деятельности дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

-Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.

-Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования.

-Развивать у детей художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание, устойчивый интерес к художественной деятельности.

-Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

-Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом и творческую самореализацию.

Мною разработана система работы по использованию нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в развитии творчества детей с раннего возраста и до старшей группы, с учетом возрастных особенностей детей. Особое внимание уделяется созданию благоприятных условий для развития детей, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми, что соответствует ФГОС дошкольного образования.

Представленный опыт соответствует основным принципам ФГОС дошкольного образования, а именно:

-полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения ) детского развития;

- индивидуализация дошкольного образования;

-содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений;

- партнерства с семьей;

-возрастной адекватности  (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).  

Развивать изобразительные способности нужно начинать с раннего детства, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением и если их не развивать, то интерес к художественной деятельности постепенно исчезнет.

Изобразительная деятельность детей с нетрадиционными материалами в нетрадиционной технике выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от грустных событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, обеспечивает положительно-эмоциональное состояние.

Прежде всего, я изучала литературу, освещающую использование нетрадиционных технологий в изобразительной деятельности дошкольников: О.А. Белобрыкина «Маленькие волшебники или на пути к творчеству», Г.Н.

Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» (1 и 2 часть ),

Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 2-3 лет», А.А. Грибовская «Коллективное творчество дошкольника», А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки».

Так же было важно и правильно подойти к вопросу создания предметно-развивающей среды. При переходе к ФГОС предметно-развивающая среда должна быть: содержательно-насыщенной, полифункциональной, трансформируемой, доступной, вариативной, безопасной. Для уголка приобретаю изобразительные материалы, собираю "бросовый" материал. Работа в центре изодеятельности позволяет решить задачи дифференцированного и индивидуального подхода. Материал подобран с учетом возрастных, индивидуальных способностей детей.

Имеется материал, как для девочек, так и для мальчиков.

Разнообразие современных художественных материалов дают ребенку возможность создать яркие и выразительные образы.

В процессе занятий главную роль я отвожу игре и созданию атмосферы увлеченности. Важно активизировать внимание на сюрпризный момент, просьба о помощи, сказки, стихи, загадки, музыкальное сопровождение. Использую различные дидактические игры и упражнения «Собери узор», «Камушки на берегу», «На что это похоже», «Волшебные картинки».

Я использую такие техники, которые дают ребенку возможность почувствовать себя экспериментатором, в результате чего, всегда получается интересный образ. Нетрадиционные техники просты и напоминают игру с сочетанием разных техник и материалов. Вот наиболее используемые техники, которые нравятся детям.

Младший возраст ( 2-4 года ):

-рисование пальчиком;

-рисование ладошкой;

-рисование манной крупой.

Средний возраст ( 4-5 лет ):

-печать поролоном;

-рисование жесткой полусухой кистью;

-восковые мелки + акварель;

-отпечатки листьев;

-рисование мятой бумагой.

Старший возраст ( 5-7 лет ):

-рисование песком, солью;

-рисование мыльными пузырями;

-кляксография с трубочкой;

-рисование нитками;

-граттаж;

-набрызг.

Детские работы я оформляю в виде фотовыставок для родителей. Так же для родителей созданы папки-передвижки «Советы родителям по работе с краской», консультации «Нетрадиционное рисование», проводятся родительские собрания «Развитие творческих способностей детей в процессе рисования нетрадиционными техниками», анкетирование «Любит ли ваш ребенок рисовать», практикум «Творим без кисточки» и мастер-класс по данной теме.

По результатам работы к концу года прослеживается положительная динамика в развитии у детей навыков в процессе рисования. Для оценки эффективности использования нетрадиционных способов изображения я провела диагностическое обследование (в основу, которой легла педагогическая диагностика Т.С. Комаровой ) по 4 критериям:

- оценка уровня владения нетрадиционными техниками изображения;

- оценка процесса деятельности;

- оценка продуктов деятельности;

- оценка творческого изображения.

Диагностики, проводимые мной в течение трех лет, показывают рост интереса детей к рисованию нетрадиционными способами, значительное обогащение их сенсорного опыта.

Работы детей стали более выразительные и оригинальные. Диагностические данные показали, что у большинства детей освоение нетрадиционных техник рисования высокого и среднего уровня. Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения.

В результате развития изобразительной деятельности современными нетрадиционными средствами:

-повысился уровень эмоционального благополучия дошкольников;

-дети проявляют больше самостоятельности, инициативы, творчества;

-через рисунок и цвет выражают свое отношение к окружающему миру;

-могут сочетать несколько техник для создания задуманного образа;

-дать оценку результатам своей деятельности.

В дальнейшем планирую продолжать обогащать и расширять художественно-эстетический опыт детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе: «Зимний пейзаж» (нетрадиционное рисование деревьев)

Цель: используя ассоциации из собственного опыта детей восприятия зимней природы вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.Задачи:Развивающие: развивать фантазию, внимание, ...

Открытое интегрированное занятие в старшей группе № 6 на тему «Весеннее настроение». (Нетрадиционная техника рисования «Весеннее дерево») Музыкальное+нетрадиционное рисование

1. Цель: познакомить детей с русской поэзией, с картинами известных художников, с музыкой П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича, А. Вивальди, развивать художественно- творческие способности детей, созд...

Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования.

В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей...

Конспект занятия по рисованию (нетрадиционное рисование с элементами аппликации) в ясельной группе «Елочка» Черникова Валентина Петровна. Цели: Познакомить детей с нетрадиционными способами рисования (рисование с ладошками и пальчиками)

Конспект занятия по изодеятельности (нетрадиционное рисование с элементами аппликации) в ясельной группе «Елочка»Черникова Валентина Петровна. Цели: Познакомить детей с не...