Нетрадиционное рисование.
статья на тему
Опыт работы на тему "Нетрадиционное рисование"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_po_netraditsionnomu_risovaniyu.docx | 17.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по нетрадиционному рисованию.
Воспитатель МДОУ детский сад №29 Куличихина Оксана Геннадьевна
Многие современные профессии требуют от человека творческого подхода к решению профессиональных задач. Воспитать мобильную, креативную личность, умеющую принимать решение и нести за них ответственность. Поэтому, считаю, что важной задачей является художественно-эстетическое воспитание. Рисование нетрадиционными техниками, одно из самых занимательных удовольствий для детей.
Как говорил В.А. Сухомлинский "Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности ребенка выдающиеся педагоги Н.С. Александрова, Б.Г. Ананьева, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, С.Л. Рубинштейн, Н.П. Сакулина и др.
Проблема обучения детей дошкольного возраста разнообразным нетрадиционным техникам находит отражение в исследованиях О.А. Белобрыкиной, Г.Н. Давыдовой, А.А. Фатеевой.
Опыт моей работы показал, что использование разнообразных доступных материалов и нетрадиционных техник дает положительный результат в развитии изобразительной деятельности детей. Важным условием развития изобразительной деятельности является разнообразие и вариативность работы. Поэтому целью моей работы является: развитие изобразительной деятельности дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
-Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.
-Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования.
-Развивать у детей художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание, устойчивый интерес к художественной деятельности.
-Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
-Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом и творческую самореализацию.
Мною разработана система работы по использованию нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в развитии творчества детей с раннего возраста и до старшей группы, с учетом возрастных особенностей детей. Особое внимание уделяется созданию благоприятных условий для развития детей, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми, что соответствует ФГОС дошкольного образования.
Представленный опыт соответствует основным принципам ФГОС дошкольного образования, а именно:
-полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения ) детского развития;
- индивидуализация дошкольного образования;
-содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений;
- партнерства с семьей;
-возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Развивать изобразительные способности нужно начинать с раннего детства, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением и если их не развивать, то интерес к художественной деятельности постепенно исчезнет.
Изобразительная деятельность детей с нетрадиционными материалами в нетрадиционной технике выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от грустных событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, обеспечивает положительно-эмоциональное состояние.
Прежде всего, я изучала литературу, освещающую использование нетрадиционных технологий в изобразительной деятельности дошкольников: О.А. Белобрыкина «Маленькие волшебники или на пути к творчеству», Г.Н.
Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» (1 и 2 часть ),
Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 2-3 лет», А.А. Грибовская «Коллективное творчество дошкольника», А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки».
Так же было важно и правильно подойти к вопросу создания предметно-развивающей среды. При переходе к ФГОС предметно-развивающая среда должна быть: содержательно-насыщенной, полифункциональной, трансформируемой, доступной, вариативной, безопасной. Для уголка приобретаю изобразительные материалы, собираю "бросовый" материал. Работа в центре изодеятельности позволяет решить задачи дифференцированного и индивидуального подхода. Материал подобран с учетом возрастных, индивидуальных способностей детей.
Имеется материал, как для девочек, так и для мальчиков.
Разнообразие современных художественных материалов дают ребенку возможность создать яркие и выразительные образы.
В процессе занятий главную роль я отвожу игре и созданию атмосферы увлеченности. Важно активизировать внимание на сюрпризный момент, просьба о помощи, сказки, стихи, загадки, музыкальное сопровождение. Использую различные дидактические игры и упражнения «Собери узор», «Камушки на берегу», «На что это похоже», «Волшебные картинки».
Я использую такие техники, которые дают ребенку возможность почувствовать себя экспериментатором, в результате чего, всегда получается интересный образ. Нетрадиционные техники просты и напоминают игру с сочетанием разных техник и материалов. Вот наиболее используемые техники, которые нравятся детям.
Младший возраст ( 2-4 года ):
-рисование пальчиком;
-рисование ладошкой;
-рисование манной крупой.
Средний возраст ( 4-5 лет ):
-печать поролоном;
-рисование жесткой полусухой кистью;
-восковые мелки + акварель;
-отпечатки листьев;
-рисование мятой бумагой.
Старший возраст ( 5-7 лет ):
-рисование песком, солью;
-рисование мыльными пузырями;
-кляксография с трубочкой;
-рисование нитками;
-граттаж;
-набрызг.
Детские работы я оформляю в виде фотовыставок для родителей. Так же для родителей созданы папки-передвижки «Советы родителям по работе с краской», консультации «Нетрадиционное рисование», проводятся родительские собрания «Развитие творческих способностей детей в процессе рисования нетрадиционными техниками», анкетирование «Любит ли ваш ребенок рисовать», практикум «Творим без кисточки» и мастер-класс по данной теме.
По результатам работы к концу года прослеживается положительная динамика в развитии у детей навыков в процессе рисования. Для оценки эффективности использования нетрадиционных способов изображения я провела диагностическое обследование (в основу, которой легла педагогическая диагностика Т.С. Комаровой ) по 4 критериям:
- оценка уровня владения нетрадиционными техниками изображения;
- оценка процесса деятельности;
- оценка продуктов деятельности;
- оценка творческого изображения.
Диагностики, проводимые мной в течение трех лет, показывают рост интереса детей к рисованию нетрадиционными способами, значительное обогащение их сенсорного опыта.
Работы детей стали более выразительные и оригинальные. Диагностические данные показали, что у большинства детей освоение нетрадиционных техник рисования высокого и среднего уровня. Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения.
В результате развития изобразительной деятельности современными нетрадиционными средствами:
-повысился уровень эмоционального благополучия дошкольников;
-дети проявляют больше самостоятельности, инициативы, творчества;
-через рисунок и цвет выражают свое отношение к окружающему миру;
-могут сочетать несколько техник для создания задуманного образа;
-дать оценку результатам своей деятельности.
В дальнейшем планирую продолжать обогащать и расширять художественно-эстетический опыт детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"
Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе: «Зимний пейзаж» (нетрадиционное рисование деревьев)
Цель: используя ассоциации из собственного опыта детей восприятия зимней природы вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.Задачи:Развивающие: развивать фантазию, внимание, ...
Открытое интегрированное занятие в старшей группе № 6 на тему «Весеннее настроение». (Нетрадиционная техника рисования «Весеннее дерево») Музыкальное+нетрадиционное рисование
1. Цель: познакомить детей с русской поэзией, с картинами известных художников, с музыкой П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича, А. Вивальди, развивать художественно- творческие способности детей, созд...
Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования.
В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей...
Конспект занятия по рисованию (нетрадиционное рисование с элементами аппликации) в ясельной группе «Елочка» Черникова Валентина Петровна. Цели: Познакомить детей с нетрадиционными способами рисования (рисование с ладошками и пальчиками)
Конспект занятия по изодеятельности (нетрадиционное рисование с элементами аппликации) в ясельной группе «Елочка»Черникова Валентина Петровна. Цели: Познакомить детей с не...
НОД по нетрадиционному рисованию "Аквариум для рыбок" (с использованием нетрадиционных техник рисования)
НОД по изобразительной деятельности во второй младшей группе...
Консультация на тему: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техник нетрадиционного рисования»
Виды техник нетрадиционного рисования...