Паспорт проекта "Мой родной город Елец"
проект (старшая группа) на тему
Любовь к своей земле, родному городу, своему народу – это понятное и естественное явление для разумного человека. Ведь он родился в этом городе, делал там первые шаги, начал познавать окружающий мир, впервые произнес слово «мама». В этом городе жили многие поколения его предков. Но эта любовь не возникает сама по себе, ее нужно деликатно и ненавязчиво прививать, причем с самого раннего детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta_svoy.docx | 55.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
«МОЙ РОДНОЙ
ГОРОД ЕЛЕЦ»
составила
воспитатель
старшей логопедической группы
Е.А.Чурсина
Тип проекта:
Познавательно – исследовательский
Продолжительность проекта: 2 недели
Участники: воспитатели группы, учитель – логопед, дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников.
Актуальность:
патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, народным промыслам и традициям, гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.
Патриотизм, применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и сознание себя частью окружающего мира.
Город Елец является древнейшим городом, с богатой историей, с массой достопримечательностей. Ельчанам есть чем гордиться! Елецкие умельцы известны далеко за пределами не только Ельца, Липецкой области, но и России. Но «о не каждый ее житель знает историю своего города, его святыни. Молодые родители не всегда находят время для приобщения своих малышей к достопримечательностям города, его традициям, его культуре и т.д. А развитие духовно-нравственных начал начинается с раннего возраста, именно, с любви к своей малой Родине. А чтобы любить свою улицу, город, его традиции, их надо знать.
Мы хотим, чтобы дети лучше знали свой город, его историю, традиции полюбили его.
Цель проекта:
Воспитание у детей любви к родному городу Ельцу и его истории, народным промыслам.
Задачи проекта:
«Познание»
формировать представление детей об истории, достопримечательностях, символике города, о традиционных народных промыслах города Ельца
развивать познавательный интерес детей к поиску совместно с родителями, информации о своем городе.
«Коммуникация»
формировать у детей навыки коммуникативной культуры, умение строить содержательное и связное суждение, умозаключение; расширить словарный запас;
«Социализация»
формировать познавательный интерес к историческому прошлому и настоящему родного города, чувство любви к родному краю;
приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
«Труд»
формировать представления о профессиях людей, работающих в нашем городе; воспитывать умение сотрудничать
«Художественное творчество»
Развивать художественно – творческие способности детей в рисовании, аппликации.
Участие родителей в реализации проекта:
совместные с ребенком прогулки по городу, осмотр достопримечательностей, посещение театров, музеев, помощь в оформлении фотоальбома «Любимые места в городе Ельце», совместные рисунки с детьми «Улица, на которой я живу», «Достопримечательности города Ельца».
Предварительная работа:
выявление интереса детей к истории родного города и формирование данного интереса у воспитанников группы;
создание предметно – развивающей среды, связанной с краеведением: книги, альбомы, открытки, фотографии, карты области, города.
План реализации проекта.
- Беседа: «Чем славен город Елец?»
- НОД «Малая Родина – город Елец»
- Фотовыставка «Любимые места в городе Ельце»
- Виртуальная экскурсии на фабрику елецких кружев (или музей).
- НОД: «Елецкие кружева».
- Организация временной выставки «Елецкие кружева».
7. Выставка детских работ «Город , в котором я живу»
8. Оформление альбома «Мой родной город»
9. Клуб знатоков города. Игра «Что? Где? Когда?»
дидактические игры: «Узнай по описанию», «Продолжи фразу», «Когда это бывает»
настольно – печатные игры: «Путешествие по Липецкой области»
Предполагаемый результат:
у детей сформируются представления о Ельце как старинном городе, о старинных зданиях Ельца; бережному отношению к культурным ценностям родного города;
познавательный интерес к традиционному елецкому кружевоплетению;
умение договариваться в совместной деятельности; желание видеть и наблюдать «красивое» в предметах кружевоплетения; навыки творческой деятельности; пополнение словарного запаса.
Продукт проектной деятельности: альбома «Мой родной город»
Презентация проекта: Клуб знатоков города. Игра «Что? Где? Когда?»
Образовательная деятельность
«Познавательное развитие»
формирование целостной картины мира
Тема:
«Город, что сердцу дорог»
Цель:
Воспитывать любовь, интерес к родному городу; уважение к его истории, жителям; чувство гордости за свою малую родину;
Задачи:
дать детям представления о географии города Ельца, его местонахождении на карте России, области; расширять и углублять знания детей о родном городе, его истории, достопримечательностях; показать детям связь прошлого с настоящим города; формировать у детей понятие «малая родина»; активизировать словарь детей: Вознесенский собор, красная площадь, куранты, фонтан; воспитывать любовь, интерес к родному городу; уважение к его истории, жителям; чувство гордости за свою малую родину;
Оборудование: фотографии и иллюстрации о городе Ельце, доска для демонстрации фотоматериалов, карта России и Липецкой области, проектор для просмотра слайдов о городе, изображение герба, флага города.
Содержание НОД:
- Дети, вспомните, как называется наша страна?
Как вы думаете, наша страна маленькая или большая?
Хотите посмотреть, как изображается наша страна на карте? Мы с вами живём в огромной стране - России, где много разных городов. Сегодня мы поговорим о нашем городе.
- Как называется наш город?
- Попробуйте показать наш город на карте. (Рассматривание города на карте России).
. Кто знает, почему наш город носит название -Елец? (В случае затруднения, подсказка воспитателя: чаще всего город называли по названию протекающей реки).
- Кто догадался, по названию какой реки назван наш город? (Ельчик).
- Сейчас эта река стала совсем мелкой, превратилась в ручей, а в
давние времена именно возле реки Ельчик (Елец) появилось первое поселение.
- Вокруг нашего города много сел и деревень. Кто был в деревне {селе?)
- Как называется деревня, в которой вы побывали?
- Чем отличается город от деревни? (Рассуждения детей).
- Ребята, а кто знает, на какой реке стоит наш город? (Быстрая Сосна).
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок -город, улица, дом, где он родился. Хотите узнать, как появился наш город? Послушайте. (Краткий рассказ воспитателя о возникновении города. Рассказ сопровождается показом слайдов с фотографиями города разных лет).
- Вам нравится наш город? Давайте подберем слова, чтобы ответить на вопрос: какой наш город? (Красивый, молодой, чистый, уютный, современный, многолюдный, шумный, просторный и др.)
Физкультминутка «Мы по городу шагаем»:
Мы по городу шагаем,
Много видим, наблюдаем:
Площади и магазины,
Тротуары и машины,
Скверы, Улицы, мосты,
Деревья, парки и кусты.
- Ребята, вы с родителями бывали в разных красивых местах нашего города. Расскажите, где вы бывали, какие памятные места и достопримечательности вам запомнились.
(Рассказы детей, просмотр слайдов «Достопримечательности города»).
- Ребята, что это за дерево? (Сосна).
Как же оно связано с нашим городом. - На гербе и флаге нашего города изображена сосна.
А кто еще изображен на гербе города Ельца?( Олень)
(Рассматривание герба и флага Ельца). - Кто знает, чем славится наш город?
- У нас в городе плетут известные по все стране Елецкие кружева, делают валенки.
Воспитатель: - Ребята в народе говорят : «Всякому милее своя сторона», «Где родился, там и сгодился». О чем говорят нам эти пословицы? (рассуждения детей)
Мы с вами замечательно путешествовали по прошлому и настоящему нашего города. Получите на память открытки с видами города Ельца.
Беседа
«Чем славен город Елец?»
Цель:
формировать познавательный интерес к прошлому города Ельца; воспитывать эстетические чувства и чувство сопричастности к родному городу.
Задачи:
закрепить представления детей о Ельце как старинном, древнем городе;
побуждать интерес к историческим зданиям города;
показать детям красоту старинных зданий;
вызвать желание рассматривать, наблюдать, любоваться;
вызвать интерес к традиционным промыслам елецких умельцев;
воспитывать эстетические чувства и чувство сопричастности к родному городу.
Материалы: географическая карта РФ и Липецкой области, фотографии с изображением старинных зданий.
Содержание.
- Ребята, как называется наша страна, в которой мы с вами живем? (мы живем в России). Давайте вспомним стихи о Родине.
Чтение стихов детьми.
Люблю поле и березки,
И скамейку под окном,
Заскучаю – вытру слезки,
Вспоминая о родном.
Никуда я не уеду,
Буду здесь работать, жить
Сердцу место дорогое
Буду я всегда любить! Место это знаю я,
А вы знаете, друзья? (Родина). ае"
- Какой город является столицей нашей Родины? Найдите его карте. (Работа с картой).
- А как называется наш город? (Наш город называется Елец).
- А в какой области находится Елец? Давайте найдем на карте облас ти город Елец. (Работа с картой).
- А как вы думаете, наш город молодой или старинный?
(Рассуждения детей. Педагог подводит детей к выводу о том, что
город Елец старинный).
- Елец - старинный русский город, ему много-много лет. А каким еще другим словом можно сказать, чтобы подчеркнуть, что городу много-много лет, что он очень старый? (Древний город).
- Действительно, город Елец является одним из древнейших городов России. Я вам скажу очень интересное о Ельце. Наш город Елец на один год старше Москвы.
- Какие старинные здания вы видели в нашем городе? (Монастыри, храмы, церкви, Вознесенский собор).
- Давайте посмотрим альбом с фотографиями нашего города.
(Дети рассматривают фотографии и рассказывают, где они видели
то или иное старинное здание, и что они о нем знают).
- Какое старинное здание вам больше всего нравится?
- Давайте полюбуемся этим зданием.
- Какое здание самое известное не только в Ельце, но и в России. (Вознесенский собор. Еще раз все вместе рассматриваем и любуемся)
- Когда в наш город приезжают гости, туристы или путешественники, они с большим интересом рассматривают эти здания, покупают о крытки с их изображением, фотографируют.
- Вам приятно, что мы живем в этом городе?
- А новые, современные здания строятся в нашем городе?
- Расскажите о них: на какой улице, какое здание.
- На берегах какой реки раскинулся город Елец? (Река Сосна)-
- Но наш город славится не только монастырями, храмами, монастырями, Вознесенским собором). Догадайтесь, чем еще славен наш город-по-другому можно сказать, чем знаменит наш город?
(Рассуждения детей. Педагог подводит детей к выводу о том, что прод Елец славен народными промыслами. Ведет работу по осмыслению м&ьми понятия "народные промыслы" в случае, если дети не знают или „поминает им о значении этого словосочетания).
- Кто-нибудь из ваших родственников или знакомых работает на
фабрике, где плетут кружева?
. - Кружевной промысел принес славу елецким умельцам не только в России, но и во всем мире. Вы об этом знаете? \ - Какой еще можно вспомнить народный промысел?
- Известным народным промыслом в Ельце является и «катание» валенок. Скажите, а что такое валенки? (Обувь).
- Кто-нибудь из ваших родственников или знакомых работает на фабрике, где делают («катают») валенки?
- А теперь давайте немного пофантазируем. Представьте, что вам на улице встречается турист из другого города и спрашивает: "Чем знаменит твой город Елец?" Что вы ему ответите?
Образовательная деятельность.
Тема: «Елецкие кружева»
Цель:
воспитание бережного отношения к сохранению традиционного народного промысла елецких умельцев: кружевоплетение; формирование художественно-эстетического восприятия.
Задачи:
расширить и уточнить представления детей о традиционном народном промысле елецких умельцев: кружевоплетение;
дать представление о профессии кружевницы;
обогатить словарь детей (кружевоплетение, кружевница, коклюшки);
знакомить с региональным декоративным искусством: рисование кружев по образцу;
учить детей рассматривать, выражать свое отношение;
формировать навыки совместной деятельности.
Содержание.
- Мы с вами уже говорили, какими народными промыслами славен Чащ город. Вспомните.
- Сегодня мы с вами поговорим о кружевах и о кружевоплетении. В нашем городе есть музей елецкого кружева. Кто был в этом музее? С кем вы ходили в музей? Хотите посмотреть?
Далее показ фрагмента «Дом елецкого кружева» из видеофильма прогулка по Ельцу - 2012» (интернет-ресурс)
- Вот в каком знаменитом городе мы с вами живем!
- Какие кружевные изделия у вас есть дома?
- Они вам нравятся? А маме, бабушке нравятся?
- А чем нравятся изделия из кружева?
- Какие кружевные изделия можно изготовить? (Скатерти, салфетки, воротнички, шляпы, пелерины, пальто, жакеты, шарфы, панно и т.д.) Можно продемонстрировать либо реальные предметы, либо их изображение).
- Догадайтесь, что означает слово кружевоплетение? (Плетение
кружев. Изготовление кружев плетением).
- Кружева не шьют, а, действительно, плетут. Из чего плетут кружева?
- Чем плетут кружево? (Коклюшками. Специальными деревянными палочками. Демонстрация коклюшек на фотографии, картинке или слайде).
- На чем лежит кружево, когда его плетут? (На специальных подушках. Демонстрация подушек на фотографии, картинке или слайде).
- Кто видел, как плетут кружево? Где видели, как плетут кружево, и кто плел кружево?
- Как называют мастерицу, которая плетет кружево?
- Вы когда-нибудь пробовали плести кружево?
- Вам хочется посмотреть, как плетут кружево?
- Давайте я вам покажу как это делается ( демонстрируется плетение на подушке)
- А сейчас предлагаю вам рассмотреть кружева на фотографиях (можно слайды, рисунки).
- Какие узоры вы видите? Из каких знакомых вам фигур, предметов они состоят? (Кружочки, квадратики, листочки, цветы и т.д.)
- На что похожи кружева? (Подводим к выводу: кружева похожи на паутинку, которая превращается в цветы, листья, растения, узоры).
- Как вы думаете, такие кружева нравятся многим людям?
- Такие кружева, конечно, нравятся многим-многим любителям кружевных изделий. На больших международных выставках изделия елецких кружевниц получили золотые медали. Вот так их высоко оценили.
- А вы хотите попробовать нарисовать кружева?
(На столах вырезанные шаблоны воротничков, салфеток; образцы узоров. Дети выбирают шаблон, образец узора и выполняют рисунки). Рисование узора. Анализ детских работ.
- Давайте мы с вами организуем маленькую выставку елецких кружев. Хотите? (Выставка работ детей).
- Сегодня мы попросим ваших мам, бабушек принести на нашу вы
ставку изделия с елецким кружевом (на выставке можно разместить
различные предметы из кружев, фотографии, детские рисунки кружев, салфеток и воротничков), чтобы мы могли еще раз полюбоваться
ими.
Клуб знатоков города.
Игра: «Что? Где? Когда?»
Итоговое мероприятие.
Цель: закрепить знания детей о городе Ельце.
Задачи:
Формировать интерес к прошлому и настоящему родного города.
Воспитывать патриотизм.
Закреплять и систематизировать полученные ранее знания о род» крае. Продолжать развивать монологическую речь, умение правил строить предложения.
Развивать стремление любить и беречь природу.
Вызвать чувство восхищения, любви, уважения и гордости по от шению ко всему, что связано с городом.
Прививать желание читать стихи, обогащать словарь детей.
Предварительная работа:
Рассматривание альбомов, фотографий «Прошлое и настоящее
нашего города» , выставка рисунков «По дороге в детский сад», коллективное изготовление газеты «Наша улица».
Оборудование: .
Столы, стулья, круг с 8-ю цветными секторами; гонг, конверты с задания, фотографии города, выставка книг о городе, «черный ящик», схема города Ельца, мультимедийная установка, презентация «Родной мой город Елец», альбом наш город
Содержание.
Звучит песня о родине. Дети под музыку проходят в группу, встают полукругом перед экраном. (Слайд о нашем городе).
Ребенок читает стихотворение о Родине (Слайд о нашем городе).
На широком просторе,
Предрассветной порой,
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждым годом все краше,
Дорогие края...
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья!
- Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой родной дом, твоя родная земля. Каждому человеку дорог тот край, где он живет, независимо от того, большой ли этот город, маленький ли городок или даже деревня. (Слайд о нашем городе).
- Люди с давних времен слагали песни, пословицы и поговорки о родной земле. Какие пословицы и поговорки о Родине вы знаете? (Слайд о нашем городе).
Дети называют пословицы и поговорки о Родине.
-У нашего народа сложено много стихов о родном крае. Кто хочет рассказать стихи о Родине?
Жу ра-жура-журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
Лучше нет родного края!
***
Малая родина -
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья.
Ласковая родина - малая моя!
- Предлагаю вам одну интересную игру: «Что?Где? Когда?».
Поиграть в нее хотите?
Дети проходят и садятся за стол. (Слайд о нашем городе).
- Сейчас мы с вами превращаемся в знатоков клуба «Что? Где? Когда?»
На столе круг с конвертами на 8 цветных секторах. Каждый выберет конверт Мой вопрос - а ваш ответ. На вопрос ответите мой, Если знаете город свой.
- Так, кажется, все готово?
- Внимание! Мы начинаем игру с разминки. Нужно ответить на» вопросы:
- Как называется наша страна?
- Как называется улица, на которой находится наш детский сад?
- Какая река протекают в Липецке?
- Как называют жителей нашего города?
- Что изображено на флаге Липецка?
- Молодцы! На все вопросы сумели дать верные ответы! А сейчас отдохнем и вспомним, чем знаменит наш край.
- Давайте поприветствуем наших гостей. Девочки хоровод «Кружева елецкие».
(Исполняется народный танец «Кружева елецкие»).
- Итак, мы начинаем! Первый раунд! (Гонг).
(Ребенок крутит волчок, находит нужный сектор, берет конверт передает воспитателю. В каждом конверте перечислены все задания, воспитатель озвучивает их по порядку. Перед каждым заданием воспитатель объявляет номер раунда).
Задания для секторов:
1.- В игре конверт, который прислали работники краеведческого музея : Какие символы есть у каждой страны и у каждого города? (Герб, \ флаг). Что изображено на гербе нашего города? (После ответа детей демонстрируется слайд с изображением герба и флага города Ельца)
2. - Внимание, черный ящик. (Звучит музыка). Заведующая нашим садом хочет, чтобы вы отгадали, что находится в черном ящике? (открывает конверт, читает)
_ Это символ нашего города. На нем изображено дерево – сосна и олень. Что это? (Ответы детей). Я предлагаю вам составить из частей герб нашего города. Давайте разделимся на две команды: кто быстрее справится с заданием.
Игра «Сложи герб города» (Музыка)
3. Этот конверт прислали работники известной Елецкой фабрики
загадка о валенках
4. В игре конверт с синего сектора, вам задает вопрос известный в нашем городе фотохудожник. Внимание на экран!
Посмотри на эти фото.
Здесь знакомо тебе что-то?
Это твой любимый край,
Место это ты узнай?
Что же изображено на фотографии?(слайде)?(Городской парк)
Динамическая пауза «Автобус». Н. Железнова.
6. В игре конверт от иностранных гостей, которые впервые в нашем городе: «Почему наш город носит название Елец?»(от реки Елец, Ельчик)
7. В игре конверт от строителей нашего города.
В небольшом нашем городе есть,
Много славных и памятных мест.
Эту схему вы прочтите,
Интересные места найдите.
Внимательно рассмотрите фотографии (слайды) и скажите, что на
них изображено? (Демонстрация фотографий (слайдов) с изображением
достопримечательностей города Ельца: Вознесенский собор, куранты, пожарная часть, дом –музей Т.Хренникова, И. Бунина)
8. В игре конверт от работниц нашего знаменитой фабрики. Посмотрите на фотографию (слайд). Человек какой профессии изображен. ( кружевница)
- Подходит к концу заседание клуба знатоков нашего города. Всем нам приятно было видеть, что вы любите и знаете свои город, а значит, вы- настоящие ельчане!
Звучит песня гр. Браво «Этот город» (Слайд).
Развивающие игры по краеведению.
«Знатоки города (села)»
Цель:
закреплять знания о памятных местах города (села), развивать пространственное мышление.
Оборудование и материалы:
разрезные картинки- открытки с достопримечательностями города, фишки.
Содержание игры:
Воспитатель делит детей на две команды. Предлагает по фрагменту открытки назвать памятное место. За правильный ответ команда полу фишку. В конце игры подводится итог.
«Узнай по описанию»
Цель:
закреплять представления о достопримечательностях своего города (села).
Оборудование и материалы: фотографии, открытки с достопримечательностями города (села)
Содержание игры:
Воспитатель предлагает прослушать короткие рассказы о достопримечательностях края, узнать по описанию место, выбрать открытку и назвать памятное место.
«Продолжи фразу»
Цель: закрепить знания детей о родном крае.
Содержание игры:
Воспитатель предлагает детям продолжить начатую им фразу.
Примерные фразы для продолжения:
Наш город (поселок) называется ...
Жителей нашего города (района) называют...
Через наш город протекает река...
В нашем городе (селе) много красивых мест - это...
В нашем городе есть главная площадь, она называется ...
Название нашего города (села), связано с...
В нашем городе (селе) есть предприятия, где производят ...
Наш детский сад находится на улице...
«Бином-фантазии о родном крае»
Цель:
учить находить отличия и сходства при сравнении характерных особенностей старого и современного города (села): старинные и современные улицы и площади, сравнение их названий; сравнение зданий; особенности одежды жителей в прошлом и настоящем; профессии жителей в прошлом и современном городе (селе); сравнение условий быта; сравнение игрушек и игр детей.
Материалы и оборудование: фотографии, открытки, рисунки с изображением прошлого и настоящего в истории города (села)
Содержание игры:
Воспитатель предлагает сравнить игрушки детей в прошлом и настоящем: чем отличаются? Чем похожи? фотографии или открытки зданий, чем отличаются? Чем похожи? Предлагает сравнить одежду женщин, мужчин, детей в прошлом и настоящем: чем отличается? Чем похожа? и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект - программа по изучению истории родного города «Мой родной город - Лениногорск»
Представленный материал поможет нам интересно и творчески решить трудную и благородную задачу - воспитание юного патриота России. Цель программы: Воспитание любви к родным местам, к ма...
День города Елец
Предлагаемый материал содержит примерный сценарий праздника, приуроченный к юбилею родного города....
КВН по патриотическому воспитанию "Мой родной город - Елец
Цель:Расширять кругозор детей о родном г.Ельце, как частице нашей Родины.Задачи:· Уточнить и обобщить знания детей о родном городе;·...
Конспект «Мой любимый город Елец»
middot; Познакомить детей с достопримечательностью города- домом- музеем им.Т.Н. Хренникова....
Интеллектуальная викторина: " Моя малая Родина-город Елец"
Цель: дать возможность детям прочувствовать особенность и уникальность нашего края в пространстве страны; воспитывать уважение, любовь и гордость к родному краю;познакомить детей с известны...
Выступление на районном мастер классе "Настольные игры :домино "Родной мой город Клин" и пазлы "Любимые места города" на тему "Игровые технологии при ознакомлении с родным городом"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 38 «ИВУШКА» Выступление на районном мастер классе, «Настольные игры: домино «Родно...
Паспорт мини-проекта "Мой любимый уголок родного города"
Цель: обогащение представлений детей о родном городе.Задачи: дать представление о главных достопримечательностях города;познакомить детей с гербом Сарова;способствовать обогащению словаря названиями г...