Рекомендации и консультации для воспитателей
консультация

Андреева Валентина Петровна

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка – детский сад «Фантазия»

Консультация для педагогов:

«Инновационные формы взаимодействия с семьей»

Подготовила:

старший воспитатель

Андреева В.П.

2017 год

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и педагогов.

В основе современной концепции дошкольного воспитания лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество - это совместная деятельность, в которой никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие - это способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения

Работа с семьей – важная задача образовательной системы. Организация взаимодействия педагогов и родителей отвечает потребностям сегодняшней жизни, способствует объединению усилий детского сада и семьи в укреплении здоровья, воспитании и обучении детей дошкольного возраста, поиску новых организационных способов привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом, способствует также созданию условий для повышения педагогической культуры родителей.

И семья, и дошкольная организация по-своему передают ребенку социальный опыт, накопленный поколениями. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Они, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, а должны действовать в единстве. Детский сад и семья должны стремиться к созданию основной воспитательно-образовательной микросреды – единого образовательного пространства развития ребенка. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

В работе с родителями я выделяю следующие приоритетные задачи:

- Повышение педагогической культуры родителей, активизация и обогащение их педагогических знаний и умений.

- Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

- Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание. О нетрадиционном проведении родительских собраний мы говорим в том случае, если педагог относится к родителям как к партнерам по общению, учитывает их опыт воспитания, потребности в знаниях, использует методы активизации.

Для творческого общения существует такая форма работы с семьей как тематические выставки (темы выставок разнообразны: «Чудо-картошка», «Декоративно – прикладное творчество», «Мои любимые игрушки», «Добрые дела нашей семьи», «Вещи из бабушкиного сундука», «Подарки для любимой мамы», поделки из природного материала, из соленого теста и др.). Эти выставки предоставляют родителям и детям организовать совместную деятельность. Активность родителей в создании фотогазет и выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.

В заключение необходимо отметить, что преимущества инновационных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны: положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие:

– учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе. Что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;

– возможность родителям самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей;

– укрепление внутрисемейных связей, что тоже, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на протяжении всех времен.

 Традиционные формы организации общения педагогов и родителей

Коллективные формы

1. Родительские собрания (общие, групповые) – форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях ДОУ и семьи.

2. Конференции.

3. Круглые столы.

4. Экскурсии по ДОУ с целью ознакомления родителей со специалистами, профилем и задачами ДОУ.

Индивидуальные формы

1. Педагогические беседы с родителями.

2. Тематические консультации (проводятся специалистами). 3. Заочные консультации – ящик (конверт) для вопросов родителей.

4. Посещение семьи ребенка.

 5. Переписка с родителями, индивидуальные памятки.

Наглядно - информационные формы

1. Записи бесед с детьми.

2. Видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов и занятий.

3. Фотографии.

4. Выставки детских работ.

5. Стенды, ширмы, папки-передвижки.

Используемая литература:

 

1. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. М.: ТЦ Сфера, 2005.

2. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М.: ТЦ Сфера, 2008.

3. Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума / Т.П. Колодяжная, Р.М. и др. Ростов-н/Д, 2002.

4. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учеб. пособие / А.Н. Ганичева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 249 с.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД «ФАНТАЗИЯ»

Рекомендации для воспитателей

«Практические игры на развитие у дошкольников безопасного поведения»

Подготовила: воспитатель

В.П.Андреева

        

Пыть-Ях

«Практические игры на развитие у дошкольников навыков безопасного поведения»

Обеспечение безопасности жизни детей - одна из основных задач для педагогов ДОУ. При этом важно не просто оградить малыша от опасностей, а научить его, подготовить к возможной встрече с ними.

Очевидно, что перед началом целенаправленной работы с детьми необходимо изучить особенности представлений дошкольников о правилах безопасного поведения. Для выявления уровня знаний детей по всем видам опасности проводится комплексная беседа, в процессе которой уточняются представления дошкольников:

  • об источниках опасности, типичных ситуациях (дома, на улице. на природе, при контактах с незнакомыми людьми);
  • о мерах предосторожности;
  • о действиях в опасных ситуациях.

         Знание даёт чувство надёжности. Ребёнок, который доверяет своему опыту и знаниям, действует более разумно. Поэтому важно создать для ребёнка чувство уверенности, чтобы он ощущал себя защищенным всегда. Знание и есть основа уверенности.

         Игра для ребёнка - это не просто способ провести время. В ней он отражает своё видение действительности. Игра учит жить. Перед тем, как научить ребёнка правильно вести себя в опасных ситуациях, мы должны знать, каким образом дети справляются с трудностями.

Один из блоков - опасности в природе.

  • В ДОУ с детьми проводятся экскурсии за пределы детской площадки детского сада. Целью экскурсии может быть ознакомление детей с правилами поведения в природе.
  • - Беседа - интервью. Цель - выявление знаний ребёнка. Примерные вопросы: 

- Какие опасности могут подстерегать в лесу? Что делать если заблудился? Где можно прятаться во время грозы?

- Как нужно вести себя на воде летом? Зимой? Как нужно пользоваться водой?

- Каких насекомых ты знаешь? Где они живут? Можно ли их трогать? Почему?

- Можно ли гладить бездомную кошку или собаку? Почему? Что нельзя делать при общении с кошкой или собакой?

- Какие лекарственные растения ты знаешь? Какие ядовитые? Назови съедобные грибы. Назови несъедобные грибы.

Игра «Паровозик». Цель: научить детей чувствовать, когда один из вагончиков  не на месте. В этом случае необходимо позвать паровоз. Все должны держаться друг за друга, чтобы никто не потерялся.

Может использоваться, когда группа детей идёт на прогулку, экскурсию. Вырабатываются навыки сотрудничества и совместного движения. Детям объясняют. Что они поедут кататься на воображаемом поезде, который идёт до определённой станции. Взрослый открывает кассу. Каждый покупает билет. Все вместе дети создают поезд, идущий до цели.

Игра «Интервью с деревом». Цель: собрать информацию о разных деревьях, понять, что они - наши друзья. Деревья могут рассказать о многом, подружитесь с ними.

Игра «Звуковая гамма». 

Цель: знание природы даёт чувство защищённости. Ребёнок могут испугать незнакомые звуки.

Игра «Гроза»  

Цель. Знакомить детей с правилами поведения во время грозы.

Вопросы:

Когда чаще бывает гроза?

В какое время года?

По каким признакам в природе можно догадаться, что приближается гроза?

Что бывает вначале - молния или гром?

Знаете ли вы правила поведения во время грозы в лесу? В поле? В огороде?

Загадка:  Грохочет без рук, горит без огня. (гром и молния.)

Пословица: Та гроза не страшна, которая прошла.

Ядовитые растения.

Цель: учить детей узнавать ядовитые растения; дать знания о том, что ядами этих растений человек может отравиться.

Игра « Распутай путаницу»

   На столе лежат картинки, на которых нарисованы отдельные части растений, детям предлагается их соединить.

Вопросы: какие растения вы знаете?

Какие из названных растения ядовиты?

Загадка:  на зелёном шнурочке - белые звоночки. (ландыш)                           Игра с воспитателями.

    Мальчик Петя гулял по лесу и увидел красивые белые цветы: « Какие красивые и душистые цветочки у ландыша! Наверное и ягоды вкусные?» - воскликнул Петя.

Прав ли мальчик Петя? ( Не прав.)

Почему? ( у ландыша ягоды ядовитые, их есть нельзя.)

Какие ещё ядовитые растения вы знаете? (Лютик, вороний глаз, белена, дурман.)

Нужно их уничтожать? (Нет. Это пища для птиц и зверей. Растения очищают воздух, имеют лечебные свойства. Некоторые занесены в Красную книгу.)

Как нужно обращаться с ядовитыми или незнакомыми вам растениями? (Не рвать.)

Думаю, что мы ответили на вопрос Пети. Если он встретит ландыши в лесу, то не будет их трогать.

Съедобные и несъедобные грибы.

Цель: учить детей отличать съедобные грибы от несъедобных; дать знания о том. Что в пищу можно употреблять съедобные грибы только после обработки (варки, засолки).  

Игра. Слепи грибок.

    Предлагается пластилин. Даётся задание; вылепите настоящий опёнок и ложный. Важно отметить их отличительные особенности.

Загадка: очень похож он на белый гриб, но в отличие от него всегда ядовит, у него желтоватая  ножка , если его ты разломишь, то сразу краснеет, потом посинеет, а белый грибок постоянно   белеет. (Желчный гриб.)

Советы детям.

   Никогда     не собирайте для употребления в пищу незнакомые грибы.           Никогда не берите в рот сырых грибов.

Внимательно осмотрите место, где нашли грибы, там могут быть ещё грибы.

Старые грибы не срывайте: пусть рассеивают споры, чтобы выросли грибы на следующий год.

Не съедобные грибы (мухоморы, поганки и другие) оставьте для обитателей леса. Они ими лечатся.                                

Насекомые

   Цель: дать знание о правилах поведения при встрече с разными насекомыми, формировать представления о разнообразных насекомых.

Вопросы :

Каких насекомых вы знаете?

Когда появляются насекомые?

Где живут насекомые?

Чем отличаются насекомые от птиц?

Что случится, если не будет насекомых?

Игра. « Кто где живёт»

Дети делятся на две группы. Одни держат картинки с изображением среды обитания насекомых, другие – картинки с изображением насекомых. По сигналу «В дома» каждое насекомое должно «залететь» в свой «дом».  

«Паровозики и машины»

Цель игры: научить правилам регулирования железнодорожного движения (паровозов и машин)

«Мы юные автомобилисты»

Цель игры: получив «права» дети должны показать свои знания на игровой площадке».

«Трамвай»

Цель игры: учить двигаться парами, учить распознавать сигналы светофора и в соответствии с ним менять направление движения.

«Красный, желтый, зеленый»

Цель игры: игра способствует изучению правил дорожного движения.

«Воробышки и автомобиль»

Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, начинать движение и менять его с сигнала воспитателя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  • Программа «Детство».
  • Азбука «АУ!». Методическое пособие. О. Г. Жукова. «Детство -  Пресс».

 



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «ФАНТАЗИЯ»

Консультация для воспитателей

«Игры в адаптационный период»

Подготовила:

старший воспитатель

В.П.Андреева

        

Пыть-Ях

2015-2016 учебный год

Игры в адаптационный период

Иди ко мне.

Воспитатель отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе  ,   ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» . Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» Игра повторяется.

Выдувание мыльных пузырей.

Воспитатель выдувает мыльные пузыри. Пробует получить их  , покачивая трубочкой, а не дуя в нее. Считает , сколько пузырей  может  удержаться за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает  у детей, куда он  пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри.

Хоровод.

Воспитатель держит ребенка за руки и ходит по кругу, приговаривая:

                                  Вокруг розовых кустов ,

                                  Среди травок и цветов  

                                  Кружим, кружим хоровод.

                                  До того мы докружились,

                                  Что на землю повалились.

                                                   БУХ!

        

Выдувание мыльных пузырей.  2 ВАРИАНТ.

Воспитатель и ребенок идут навстречу друг другу. Останавливаются и в такт хлопками приговаривают.

                             Вокруг розовых кустов ,

                             Среди травок и цветов  

                             Водим, водим  хоровод.

                             Как заканчиваем круг,

                             Дружно прыгнем вдруг.

                                           ГЕЙ!

Затем вместе подпрыгивают.

Игра способствует развитию согласованности движений.

Покружимся.

Воспитатель берет игрушечного мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружится , прижимая к себе игрушку.

Затем воспитатель читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за воспитателем выполняет его движения.

                            Я кружусь, кружусь, кружусь,

                            А потом остановлюсь.

                             Быстро – быстро покружусь,

                             Тихо-тихо покружусь,

                             Я кружусь, кружусь, кружусь

                             И на землю повалюсь!

Солнышко и дождик.

Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края ковра или стены, и смотрят в «окошечко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять!». Дети бегают. По сигналу «Дождик! Скорей домой!» бегут на свои места и присаживаются за стульчиками. Затем игра повторяется.

Хоровод с куклой (проводиться с 2-3 детьми)

Воспитатель  приносит новую куклу, здоровается с детьми, гладит каждого по голове. Затем просит по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Воспитатель  ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую песенку или мелодию.

Догонялки.

Кукла, знакомая детям по игре «Хоровод с куклой», говорит, что хочет поиграть в догонялки.

Воспитатель  побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму. Кукла их догоняет, ищет, радуется , что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки».

Солнечные зайчики.

Воспитатель  маленьким зеркальцем пускает солнечных  зайчиков , декламируя :

                                                     Солнечные зайчики

                                                     Играют на стене.

                                                      Помани их пальчиком,

                                                      Пусть бегут к  тебе!

По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать.

Игру можно повторить 2-3 раза.

Игра собачкой.

Воспитатель подходит с собачкой  и говорит:

                                                        Гав-гав! Кто там?

                                                        Это песик в гости к нам.

                                                        Я собачку ставлю на пол.

                                                        Дай, собачка, Пете лапу!

Воспитатель  подходит с собачкой к ребенку, предлагает взять его за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку : «Спасибо!»

При повторении игры воспитатель  называет имя другого ребенка.

Поезд.

Воспитатель  предлагает поиграть в  «поезд»: «Я- паровоз, а вы вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали»,- говорит  воспитатель, и все начинают двигаться , приговаривая «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, потом в другом, затем замедляет ход, останавливается и сообщает : «Остановка». Через некоторое время поезд отправляется в путь.

Игра способствует отработке основных движений - бега и ходьбы.

Кто в кулачке?

Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, что большие  пальцы оказываются внутри. Показывает несколько раз как это делать ,

И просит его повторить. Возможно, придется помочь убрать большой палец в кулак.

Затем воспитатель читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения.

                Кто залез ко мне в кулак?

                Это, может быть , сверчок?        Дети сжимают  

                                                                       пальцы в кулак.

                Ну-ка, ну-ка, вылезай!

                Это пальчик?  Ай-ай-ай!            Выставляют

                                                                      вперед большой палец.

Игра с кистями рук.

(выполняя движения, воспитатель просит ребенка повторить их).

Взрослый опускает пальцы вниз и шевелит ими – это «струи дождя». Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцем- «кисточкой» кружочки на  щеках ребенка, проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на подбородке.

Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие действия, воспитатель создает определенную последовательность звуков, например: стук-хлоп, стук-стук-хлоп, стук-хлоп-хлоп и т.п.

Дуть во что-нибудь и на что-нибудь.

Воспитатель дует на маленький воздушный шарик через соломинку, заставляя его перемешаться по комнате. Дует на все пальцы, затем на каждый отдельно.  Сдувает листочек с ладони ребенка. Дует на цветочек или травинку. Ребенок повторяет действия взрослого.

Подуй на шарик, подуй на вертушку, подуй в рожок.

На уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик, а перед ним на стол кладут вертушки и рожок. Воспитатель показывает , как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетал, и предлагает ребенку повторить действие.  Затем воспитатель дует на вертушку, чтобы она завер-телась, дует в рожок. Ребенок повторяет.

Игра способствует развитию речевого аппарата.

Прогулки по очертаниям разных фигур.

С помощью ленты на полу изображают круги, квадраты, треугольники ит.д. воспитатель показывает ребенку, как идти по ленте (начиная с  круга). Он берет малыша за руку, идет вместе с ним и поет на любой мотив: «Мы идем по кругу, тра-ля-ля-ля , тра-ля-ля. Мы идем по кругу, тра-ля-ля-ля».

Так проходят все фигуры. Затем воспитатель  пробует вместе с ребенком пойти по ним , пятясь назад, боком, на цыпочках, перепрыгивая через фигуры и т.д.

Игра способствует развитию представлений о предметах.

Вместе с мишкой.

Воспитатель беседует «на равных» с мишкой и ребенком,  например: «Катя, тебе нравится пить из чашки?», «Миша, а тебе нравится пить из чашки?» делает вид , что поит мишку чаем. Затем проделывает с мишкой другие манипуляции.

Данные действия формируют у ребенка навыки сюжетной игры

Зайка.

Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребенок- «заинька»- сидит в кругу на стуле ( «спит» ).

Педагог поет песенку:

                                                     Зайка, зайка, что с тобой?

                                                     Ты сидишь совсем больной.

                                                      Ты не хочешь поиграть,

                                                      С нами вместе поплясать.

                                                      Зайка, зайка, попляши

                                                      И другого поищи.

После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Затем игра повторяется.

Позови.

Дети сидят на стульчиках. Воспитатель рассматривает вместе сними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает покатать мяч друг другу. Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля, с кем ты хочешь поиграть? Позови». мальчик зовет: «Вова, иди играть». После игры Коля садится на место, а Вова зовет следующего ребенка.

Используемая литература:

  1. А.С. Роньжина «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению.- М.,2003.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Рекомендации воспитателям работающим с детьми с ЗПР"

Воспитатель, работающий в группе комбинированной или компенсирующей направленности для детей с ЗПР, должен учитывать психофизические, речевые особенности и возможности детей данной категории....

Консультация для воспитателей. Сайт воспитателя. Рекомендации по ведению сайта. Выбор, оформление и создание страницы на сайте педагогом/

С введением федеральных государственных образовательных стандартов образование на сегодняшний день даёт возможность каждому педагогу проанализировать свою профессиональную деятельность и выявить, а чт...

Консультация для воспитателей "Рекомендации для воспитателей по работе с детьми с ОВЗ"

В настоящее время в дошколньых образовательных учреждениях все больше открывается групп компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья. В данной статье мы рассматриваем...

Консультация для воспитателей на тему: «Рекомендации для воспитателей по обучению метания детей».

Рекомендации для воспитателей по обучению метания детей: Метание из-за головы:Ребенок стоит лицом в сторону броска, правая нога сзади на носке; если метание выполняется правой рукой, то мяч держи...

Консультация для воспитателей на тему: «Рекомендации воспитателям по организации коррекционной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста имеющие речевые нарушения».

Консультация для воспитателейна тему: «Рекомендации воспитателям по организации коррекционной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста имеющие речевые нарушения»....

Консультации для воспитателей Рекомендации для воспитателей по организации детского досуга летом.

Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является организация досуга детей. С одной стороны, хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем возд...