«Свойства воздуха» (конспект непосредственно образовательной деятельности)
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Автором представлен конспект НОД по познавательному развитию дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sidorova_nataliya_sergeevna.docx | 21.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
«СВОЙСТВА ВОЗДУХА»
(план-конспект непосредственно образовательной деятельности)
с детьми старшего дошкольного возраста
Интеграция образовательных областей:
-Познавательное развитие.
-Социально- коммуникативное развитие.
-Речевое развитие.
Задачи:
- Обнаружить воздух и выявить его свойства (занимает место в других предметах; легче воды; имеет силу) («Познавательное развитие»);
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования («Познавательное развитие»);
- Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми
и сверстниками во время исследований. («Социально-коммуникативное развитие»); - Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий в иследованиях(«Социально-коммуникативное развитие»);
- Активизировать речь и обогащать словарь детей (свойства; прозрачный; невидимый; без запаха; не имеет формы; ёмкость; выделением воздушных пузырьков; провести опыт; упругий)(«Речевое развитие»).
Методы и приемы:
Практические: проведение опытов, для определения свойств воздуха.
Наглядные: наблюдение за опытами проводимых воспитателем.
Словесные: постановка и решение вопросов проблемного характера.
Материалы и оборудование:
мыльные пузыри, пакеты, вертушки, воздушные шарики, трубочки для коктейлей, ёмкости с водой, кусочки поролона, брусочек дерева, комочек земли.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Физминутка |
Игровая | Игра с правилами (подвижная «Самолёты») |
Познавательно-исследовательская | Наблюдения, решение проблемных ситуаций, экспериментирование |
Коммуникативная | Беседы, отгадывание загадок, вопросы |
Восприятие (художественной литературы и фольклора) | Разучивание |
Элементарный бытовой труд, Самообслуживание | Поручения ( индивидуальные), задания |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Воспитатель предлагает детям закрыть нос и рот рукой. Воспитатель предлагает ответить почему мы не можем дышать? | Дети выполняют действия. Дети высказывают свои предположения: не хватает воздуха, не поступает воздух. | Дети обнаружили воздух, знают, что без него мы не сможем дышать. |
2 | Воспитатель читает стихотворение и сообщает о том, что речь сегодня пойдёт о свойствах воздуха: На прогулку выходи, Свежим воздухом дыши. Только помни при уходе, Одеваться по погоде. С воздухом будем дружить, Чтоб здоровыми нам быть. | Дети слушают стихотворение. | Создан интерес к предстоящей деятельности. |
3 | Воспитатель берёт пустой пакет, набирает в него воздух, закручивает и предлагает детям ответить, что в пакете? Почему пакет стал упругим? | Дети наблюдают за действиями воспитателя, Решение проблемной ситуации: в пакете – воздух, а пакет стал упругим, потому что воздух занял место в пакете. | Дети принимают активное участие в познавательном процессе. |
4 | Воспитатель предлагает вспомнить, что о воздухе дети уже знают. | Дети перечисляют свойства воздуха о которых они уже знают (прозрачный, невидимый, без запаха, не имеет формы) | Дети знают свойства воздуха (прозрачный, невидимый, без запаха, не имеет формы) |
5 | Воспитатель предлагает подумать, в чём может находиться воздух. Предлагает детям по подгруппам пройти к столам, где приготовлено оборудование для проведения опытов и принять участие в опытах, где можно обнаружить воздух. Опыт 1 «Загадочные пузырьки». Проверить: правильные ли выводы сделали дети в результате проведения опыта. | Дети высказывают свои предположения: в закрытой банке, в закрытом пакете, в шарике и тд. Дети проходят к столу Дети рассматривают твёрдые предметы, погружают их в воду, наблюдают за выделением воздушных пузырьков. Обсуждают, что это (воздух); откуда он взялся, (вода вытесняет воздух). Рассматривают, что изменилось в предметах(намокли, стали тяжелее и пр.) Вывод: воздух есть в воде. | Дети знают, что воздух есть в предметах, в воде. Дети знают, что вода вытесняет воздух, поэтому мы можем наблюдать за выделением воздушных пузырьков из намокших предметов, намокшие предметы становятся тяжелее.
|
6 | Опыт 2 «Надувание мыльных пузырей». Проверить: правильные ли выводы сделали дети в результате проведения опыта. | Дети надувают, на сколько возможно, большой пузырь. Выясняют, почему надувается и лопается мыльный пузырь (в каплю воды, попадает воздух; чем его больше, тем больше пузырь; лопается мыльный пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле или когда задеваешь и рвёшь его оболочку). Обсуждают, как надуть самый большой пузырь (надувать осторожно, долго к нему не прикасаться). Вывод: воздух занимает место. | Дети знают, что мыльный пузырь лопается, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле или когда задеваешь и рвёшь его оболочку. |
7 | Воспитатель организовывает физминутку под текст стихотворения: Кустик гнётся на ветру После физминутки воспитатель предлагает детям вернуться на свои места и продолжить опыты. | Дети выполняют движения повторяя за воспитателем. Дети возвращаются к проведению опытов. | Сменить статическое положение. Снять эмоциональное напряжение. |
8 | Опыт 3 «Надуй шарик». Проверить: правильные ли выводы сделали дети в результате проведения опыта. | Дети проводят опыт. Ход: воспитатель предлагает детям надуть шарики. Обсуждают причину различия в свойствах: один упругий, потому что он надут сильно, а другой – мягкий. Воспитатель предлагает подумать, одинаковое ли количество воздуха в шариках. Дети отвечают, что разное Вывод: воздух занимает место. | Дети знают, почему один шарик более упругий (в нём воздуха больше), а другой – мягкий (в нём воздуха меньше). |
9 | Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, и всё же, Без него мы жить не можем. (Воздух) | Дети слушают, думают, предлагают варианты ответов. | Дети отгадывают загадку. |
Итоговое мероприятие: игра «Самолёты».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе"Удивительные свойства воздуха".
Здесь вы найдёте конспект занятия экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе....
Конспект Непосредственно - образовательной деятельности в рамках реализации образовательной области «Познание» «Свойства воды и воздуха»
Формирование первых навыков рационального природопользования в процессе экспериментирования....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВО...
Конспект непосредственно образовательной деятельности опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе Образовательная область «Познавательное развитие» Тема «Воздух и его свойства»
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми подготовительной группы....
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательно - исследовательскому деятельности "Свойства воздуха".
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательно - исследовательской деятельности "Свойства воздуха"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе Образовательная область «Познавательное развитие» Тема «Свойства воздуха» (с использованием здоровьесберегающих технологий, технологии проектной д
Цель. Обобщить представления детей о воздухе....