КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
картотека на тему
Предварительный просмотр:
Дидактические игры для детей по возрастам
Дидактические игры для детей.
Дидактические игры созданы для обучения через игру. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и со взрослыми.
Дидактические игры для детей можно разделить на три группы: словесные игры, настольные игры и игры с предметами (игрушками, природным материалом).
Словесные игры - это игры для детей, построенные на словах и действиях играющих. В словесных играх дети углубляют свои знания и представления о предметах, открывают что-то новое. В таких играх дети должны самостоятельно находить признаки сходства и различия предметов, группировать их по различным свойствам, описывать предметы, отгадывать предметы по описанию, выделять характерные признаки и т.д.
Дети с увлечением играют в настольно-печатные игры. Это может быть домино, парные картинки или лото. Каждая игра ставит перед ребенком различные развивающие задачи, которые он должен решить в процессе игры.
Игры с предметами, в них можно использовать как игрушки, так и реальные предметы. Играя в такие игры, ребенок сравнивает предметы, устанавливает их сходство и различие. Такие игры очень важны, потому что с их помощью ребенок знакомится с признаками предметов: цветом, формой, величиной, узнает свойства предметов (мягкий-жесткий, мокрый-сухой и т.д.) В играх с предметами дети учатся устанавливать последовательность, сравнивать, классифицировать.
Обязательным компонентом дидактической игры являются ее правила. Правила служат тому, чтобы организовать поведение ребенка и его действия. Правила делают игру напряженной и интересной, ставят запреты и предписания, которым должен следовать ребенок в процессе игры. Для соблюдения правил ребенок должен учиться преодолевать отрицательные эмоции, которые проявляются из-за неудачных результатов, учиться прилагать усилия воли. Когда вы определяете правила игры, в которую хотите играть, не ставьте слишком жестких или невыполнимых пока для ребенка условий. Ребенок должен получать радость от выполнения задания.
Дидактические игры для детей разного возраста отличаются разным содержанием и обучающими задачами.
Дидактические игры для детей 2-3 лет.
Игра «Зайчик и белка» («Кто и где?»)
Дидактическая задача. Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве;
совершенствовать понимание речи взрослого; расширять словарь.
Игровая задача. Угадать, где находятся игрушки; правильно определить место,
куда надо посадить игрушку.
Игровое правило. Не ошибаться в действиях.
Ход игры Воспитатель подзывает детей к елочке, под которой сидит зайчик. Проводится
дидактическая игра «Кто и где?»
Педагог спрашивает у детей: «Где сидит зайчик? (Под елочкой.) Затем показывает
на белку на ветке и спрашивает: «Где сидит белочка?» (На елочке.) Потом сообщает, что белочка поскакала за грибами и спрашивает: «Где она теперь?» (За елочкой.)
Воспитатель. Вдруг зайка увидел волка и убежал. Далеко он от елочки или близко? Почему? Белочка увидела грибок под елкой и сорвала его. Далеко она от елки или близко? Почему?
Воспитатель показывает инсценировку:
Белочка по веткам скачет сверху вниз,
Белочка, за ветки лапками держись.
Зайка, заинька косой, зайка прыгает босой,
Чтобы зайке не дрожать, надо тапочки связать.
Затем педагог вызывает детей по одному и предлагает выполнить действия с
игрушками: птичка прыгнула на ветку, грибок растет под елочкой, матрешка стоит близко от домика, кукла сидит на диване и др. Белка и зайка стоят на столике, и при неверных действиях малышей отворачиваются.
Дидактические игры для детей 3-4 лет.
При организации дидактических игр для детей от 3 до 4 лет необходимо хорошо знать их возрастные особенности: внимание малышей пока еще не устойчиво, они быстро отвлекаются. Но в то же время дети в этом возрасте становятся более самостоятельными, возрастает стремление самоутвердиться: "Я сам!". Учитывая это, нужно использовать игры, повышающие интерес малыша к знаниям и, конечно, к игрушке, которая может привлечь ребенка своей яркостью, интересным содержанием.
Важно, чтобы в игре сочетались активные движения и действия с умственной задачей.
При проведении дидактической игры с детьми четвертого года жизни взрослый объясняет правила по ходу игры. Например, в игре "Собери пирамидку" ребенку сначала дается задание снять все кольца со стержня, затем найти самое большое кольцо и надеть его на палочку и т.д.
Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вносится что-то новое и более сложное. Поэтому рекомендуется повторять игры в разнообразных вариантах, с постепенным их усложнением.
Дидактические игры с предметами для детей 3-4 лет. Что изменилось? (Игра с матрешками).
Дидактическая задача. Упражнять детей в правильном назывании предметов и их действий (матрешка спряталась, стоит на месте, прибежала), замечать и называть различие в цвете одежды и размере матрешек, воспитывать у детей зрительную память, произвольное запоминание, наблюдательность, речь.
Игровые правила. Отвечает только тот, кого называет матрешка-мама (самая большая матрешка).
Игровые действия. Отгадывание, что изменилось в расположении матрешек.
Ход игры. Взрослый показывает детям поочереднопять разных по размеру разноцветных матрешек. Дети рассматривают их. Все матрешки разные по величине и одеты в разные сарафаны и платочки. Вместе с детьми взрослый называет цвета одежды, отмечает, что по величине все матрешки разные.
Дети сидят за столиком полукругом так, чтобы всем были видны матрешки.
Взрослый задает вопрос:
- Дети, что вы видите на моем столе?
- Матрешки, - отвечают дети хором.
- Посмотрите, какие матрешки по росту. (Ставит рядом две, потом три, а затем четыре матрешки.) Одинаковые по росту или нет? ("Разные".) А что у них разное? Посмотрите внимательно!
Вначале дети затрудняются ответить правильно, взрослый помогает им наводящими вопросами:
- Посмотрите на платочки. Какие они? (Прикасается то к одной, то к другой матрешке.) Правильно. У одной матрешки платочек красный, у другой - зеленый, а у этой - синий. Как мы скажем про платочки одним словом? ("Платочки у матрешек разного цвета".) А сарафаны? Как можно сказать? Правильно. Сарафаны у них тоже разные. (Вместе с детьми называет, какого цвета у каждой матрешки сарафан: красный, зеленый, синий.) Посмотрите на них и запомните, как матрешки одеты.
А теперь поиграем так: я закрою ширмой матрешек, а вы потом узнаете, какая матрешка спрячется. Но нужно отвечать только по одному, поэтому, кто заметит, подойдет ко мне и скажет тихо-тихо, чтобы другие не слышали.
Далее взрослый обращает внимание детей на размер матрешек: прячет за ширмой то одну, то другую матрешку, то сразу две.
При повторном проведении игры отвечает тот, на кого укажет матрешка.
В игре можно использовать и другие предметы, в зависимости от того, какие задачи решаются.
Дидактические игры для детей 4-5 лет.
Дети в возрасте от 4 до 5 лет обладают большей устойчивостью внимания. В этом возрасте совершенствуется осязательное, зрительное и слуховое восприятие, развивается процесс запоминания и припоминания. Они начинают различать более сложные формы предметов, звукосочетания. Увеличивается словарный запас, развивается мышление. Наряду с обобщенными внешними признаками дети начинают группировать предметы по материалу, качеству и назначению, устанавливают простейшие причинные связи в знакомых явлениях.
Дидактические игры для детей 4-5 лет должны способствовать развитию личности ребенка. Игры для этого возраста уточняют и закрепляют знания о свойствах предметов, их назначении. Детям 4-5 лет игтересны игры, сочетающие движения с решением умственных задач.
Используйте чаще словесные игры для детей пятого года жизни, и не только с целью развития речи, но и для решения умственных задач.
Дидактические игры для детей 4-5 лет разнообразны и развивают сенсорные способности ребенка, знания о природе и предметах окружающего мира, восприятие, мышление, речь, память, волю.
Дидактические игры с предметами для детей 4-5 лет. Из чего сделано?
Дидактическая задача. Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (резина, металл, дерево, стекло, пластмасса); активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры.
Игровые правила. Класть предметы можно только на тот поднос, который сделан из того же материала.
Игровые действия. Угадывание на ощупь предмета, отгадывание предмета по описанию; поиск предметов, сделанных из разных материалов; группировка их по качеству; использование "чудесного мешочка".
Ход игры. Для этой игры подбираются предметы, сделанные из разного материала: деревянные, резиновые, пластмассовые, металлические, стеклянные.
До начала игры взрослый проводит короткую беседу и уточняет знания детей о том, что все окружающие нас предметы сделаны из разных материалов; просит вспомнить, какие они знают материалы, а так же сделанные из них вещи.
Затем предлагается поиграть в новую игру, в ходе которой дети должны называть, из чего сделан предмет, помещаемый ребенком в мешочек. Нужно на ощупь, не глядя на предмет, узнать, из чего он сделан, и рассказать о нем так, чтобы остальные дети по описанию узнали и правильно назвали его. Мешочек открывается лишь в том случае, если и тот, кто описывал предмет, и кто отгадывал, не ошиблись.
Для того чтобы все играющие учились определять предметы по материалу, взрослый вторую половину игры проводит с другим содержанием, например, в разведчиков. Предлагает всем детям пройти по комнате, найти предметы, сделанные из разных материалов, и положить их так: металлические - положить на поднос, сделанный из металла, пластмассовые - на пластмассовый и т.д.
В конце игры взрослый отмечает тех разведчиков, которые были наблюдательными, находчивыми, помогли товарищам найти нужный предмет.
Усложнением игры может быть увеличение количества отобранных предметов, а так же их не ярко выраженное качество.
Дидактические игры для детей 5-6 лет.
Дидактические игры для детей 5-6 лет имеют свои отличия, связанные с возрастными особенностями ребенка этого возраста.
Детям в возрасте пяти лет свойственна любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному. Детям очень нравится самим отгадывать загадки, находить правильное решение задачи. Расширяется объем знаний, меняется и характер умственной деятельности. Возникают новые формы мышления, анализ становится все более детальным, а синтез все более обощенным и точным. Дети шестого года жизни уже понимают связь между окружающими предметами и явлениями, причины явлений и их особенности.
Отбирая дидактические игры для детей 5-6 лет надо обращать внимание на степень трудности игровых правил и действий, чтобы при их выполнении ребенок проявлял усилия ума и воли.
В играх детей важное место занимает соревнование. Предоставьте ребенку большую свободу в выборе игры и в творческом решении ее задач.
Роль взрослого в играх для детей 5-6 лет в основном сводится к объяснению правил игры. В этом возрасте дети уже могут действовать самостоятельно, без участия взрослого, это относится в основном к настольно-печатным играм.
Очень важно правильно подобрать игру, проанализировать, есть ли у ребенка необходимые знания, представления. В конце игры обязательно надо хвалить детей, делать акцент на позитивных моментах, поощрять успехи.
Дидактические игры с предметами для детей 5-6 лет. Не ошибись!
Дидактическая задача. Упражнять детей в различении предметов по материалу; закреплять знания о таких свойствах предметов, как твердый, мягкий, шероховатый, плотный, гладкий, блестящий, матовый.
Игровые правила. Собирать в корзинку предметы одинакового качества, рассказывать о свойствах предметов.
Игровые действия. Поиск предметов ведут звенья, они соревнуются: кто больше найдет одинаковых по материалу предметов, тот и выигрывает. Поиск начинается и заканчивается по сигналу ведущего.
Ход игры. Игра начинается с краткой беседы взрослого с детьми о предметах, которые окружают их в комнате.
Взрослый в процессе беседы уточняет знания детей о том, что предметов в комнате много и все они сделаны из какого-либо материала.
- А теперь посмотрите на эту игрушку! (Показывает матрешку.) Как вы думаете, из чего она сделана? (Дети отвечают.) Да, она сделана из дерева. А вот этот предмет из чего сделан? (Показывает ножницы. Дети отвечают.) Этот предмет, вы правильно сказали, сделан из металла.
Подойди, Лена, к столу, возьми в руки матрешку и ножницы и скажи, что холоднее: ножницы или матрешка. Правильно Лена сказала, что ножницы холоднее. Металл холодный, а дерево теплее.
А теперь скажите, из чего сделан этот шарик? (Показывает пластмассовый шарик. Дети отвечают.) Да, он сделан из пластмассы. Посмотрите, как он подпрыгивает! Как можно сказать об этом свойстве пластмассы? (Она упругая. Шарик прыгает.) А вот этот пузырек из чего сделан? Правильно, он сделан из стекла. Что можно сказать о свойстве стекла?
Взрослый подводит детей к ответу: оно хрупкое, легко бьется. Поэтому с предметами, сделанными из стекла, надо быть всегда очень осторожными.
- Сейчас, ребята, мы поиграем в игру "Не ошибись!". У нас будет четыре звена. Выберем считалочкой звеньевых. Каждому звеньевому дадим по корзинке: вот на этой корзинке наклеен шарик. (Показывает корзинку с шариком.) Сюда надо будет найти и положить все предметы, сделанные... Из чего они сделаны?
- Из пластмассы, - отвечают дети.
- А на этой корзинке наклеена картинка с ножницами. Сюда будем собирать все предметы...
- Металлические.
- А в эту корзинку (на ней наклеена матрешка) - будем складывать предметы...
- Деревянные.
- В эту корзинку положим все предметы...
- Стеклянные.
- Начинать поиск и заканчивать только по сигналу: удар в бубен. Кто больше соберет предметов, тот и выигрывает.
Считалкой выбирают четырех звеньевых. Они берут корзинки и вместе с членами своего звена (их должно быть поровну) после звука бубна идут собирать предметы. После второго удара бубна все подходят к взрослому, поочереди выкладывают предметы, пересчитывают их, проверяют, не было ли допущено ошибки, рассказывают о свойствах предметов.
В конце объявляется звено-победитель. Победителей приветствуют аплодисментами.
Игру можно варьировать, используя предметы, сделанные из других материалов: картона, ткани, резины и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....
Картотека (средняя группа) на тему: Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы
Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы...
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.
Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....
Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...