театрализованная игра у дошкольников.характеристика и значение
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
значение театрализованной игры для развития детей дошкольного возраста-исследовательская работа по самообразованию педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie.docx | 76.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
Теоретическая часть.
1.Характеристика театрализованной игры.
а)особенности театрализованных игр;
б)система работы по развитию театрализованных игр;
в)аспекты театрализовано-игровой деятельности.
2. Цели, задачи и содержание работы по театрализованным играм с детьми дошкольного возраста.
а)младший дошкольный возраст;
б)средний дошкольный возраст;
в)старший дошкольный возраст
3. Организация работы по театрализации.
а)принципы работы;
б)поэтапность в обучении;
в)театральное оборудование
4.Заключение.
Практическая часть.
Литература.
Теоретическая часть.
1. Характеристика театрализованной игры.
Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьсв, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.). Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Вместе с тем ныне в дошкольным учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах ее организации.
Согласно первой тенденции (назовем ее условно обучение), театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего "зрелища" на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации и движения в ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть "хорошим артистом". И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность. Еще бы - ведь и подготовка к спектаклю, и сам он так не похожи на игру!
Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать невмешательством взрослого. Правда, на практике оно часто перерастает в полное отсутствие внимания с его стороны к этому виду игровой деятельности: дети предоставлены самим себе, а, воспитатель только готовит атрибуты для "театра". Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюмов, фигурок героев... Младших дошкольников это привлекает прежде всего из-за возможности переодеться, а значит - измениться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5 - 7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней. Между тем музыкальный руководитель принес в группу новый сценарий спектакля... Круг замкнулся, и самостоятельной творческой театрализованной игре места в нем не осталось...
Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки научно обоснованной и практико-ориентированной педагогической технологии. Чтобы понять ее, необходимо прежде всего раскрыть основные теоретические идеи, лежащие в основе концепции развития театрализованной игры, и определиться с понятиями.
а)Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л.B. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С Фурмина и др.). Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер" управляет "артистами". "Озвучивая" героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.
Общим всех для театрализованных игр является наличие зрителей. Кроме того, они представляют собой "рубежный" вид деятельности, тесно связанный с литературным и художественным творчеством (А.Н. Леонтьев). Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности, а значит, развитие театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в контексте художественной деятельности.
Генезис становления последней раскрыт Н.А. Ветлугиной. С ее точки зрения, художественная деятельность состоит из трех этапов; восприятия, исполнения (как развития специальных умений) и творчества.
Не вызывает сомнения, что развитие изобразительной, литературной, музыкальной деятельности детей дошкольного возраста происходит в общем контексте становления художественной деятельности. Однако данный подход по отношению к театрализованной деятельности разработан недостаточно.
Вместе с тем анализ психолого-педагогической литературы и научных исследований (О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе и др.) доказывает целесообразность его применения для целенаправленного развития театрализованной деятельности в дошкольном возрасте.
б)Итак, система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:
• художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
• освоение специальных умений для становления основных ("актер", "режиссер") и дополнительных позиций ("сценарист", "оформитель", "костюмер");
• самостоятельная творческая деятельность.
Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).
Значит, театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трех аспектах.
Во-первых, в создании драматического содержания, т.е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета.
Во-вторых, в исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева.
В-третьих, в оформлении спектакля - в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровожцения, афиш, программок.
Из-за этих особенностей театрализованной деятельности по отношению к ней чаще используется термин "театрально-игровая деятельность", что также вызывает определенные трудности в педагогической работе, поскольку содержит ряд противоречий: между свободой ребенка в игре и обязательной содержательной основой театрализации; между импровизационностью игры и этапностью подготовки театрализации; между акцентом в игре на сам процесс, а в театрализации - на ее результат. Эти противоречия снимаются при условии организации театрально-игровой деятельности как самоценной свободной и творческой деятельности дошкольника.
в)Театрализованно-игровая деятельность детей рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах:
• как разновидность художественной деятельности, где интегрируется со следующими видами деятельности; литературная, музыкальная и изобразительная;
• как творческая сюжетная игра, бытующая в самостоятельном игровом опыте ребенка. Так достигается сочетание косвенного руководства ею с предоставлением ребенку возможности свободного самовыражения и бытование театрализованой игры в самостоятельной детской деятельности.
Таковы исходные теоретические положения. Раскроем теперь специфику целей, задач и содержания работы воспитателя с детьми разных возрастных групп.
2.а)Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста.
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и "игры рядом" к игре в группе из трех - пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого "типичного" образа в игре-драматизации.
Задачи и содержание работы.
Прежде всего необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ход занятий, вечеров развлечений он включает фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию.
Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок. Ступени работы следующие.
• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
• Игра-импровизация под музыку ("Веселый дождик", "Листочки летят по ветру и падают на дорожку", "Хоровод вокруг елки").
• Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель ("Катя, Катя маленька...", "Заинька, попляши...", В. Берестов "Больная кукла", А. Барто "Снег, снег").
• Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Земляничка"; Е. Чарушин "Утка с утятами").
• Ролевой диалог героев сказок ("Рукавичка", "Заюшкина избушка", "Три медведя").
• Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса").
• Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстам (В. Сутеев "Под грибом", К. Чуковский "Цыпленок").
У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов ("Этот пальчик - дедушка...", "Тили-бом", К. Ушинский "Петушок с семьей", А. Барто "Игрушки", В. Сутеев "Цыпленок и утенок".) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.
Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.
Первая группа умений связана с освоением позиции "зритель" (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо "артистам").
Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции "артист", включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и "вести" куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.
Третья группа умений - это умение взаимодействовать с другими участниками ифы: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и тд.
Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации, которое является важной частью работы с детьми. Постепенно они включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, а затем в совместные с взрослым импровизации типа "Знакомство", "Оказание помощи", "Разговор животного со своим детенышем" и пр. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы ("Солнышко и дождик", "В лесу", "Веселые обезьянки", "Котята играют" и т.п.).
б)Цели, задачи и содержание . работы с детьми среднего дошкольного возраста.
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от игры "для себя" к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат, от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные ("параллельные") роли, к игре в группе из пяти - семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление); от создания в игре-драматизации простого "типичного" образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена.
Задачи и содержание работы.
В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Работа воспитателя с детьми 4 - 5 лет должна состоять в поддержании их интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.
Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного возраста. Усложнение касается текстов, которые отныне отличаются более сложным содержанием, наличием смыслового и эмоционального подтекстов, интересными образами героев, оригинальными языковыми средствами. Помимо названных выше игр, в работе с детьми используются:
• многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух - трехчастных сказок о животных и волшебных сказок ("Зимовье зверей", "Лиса и волк", "Гуси-лебеди", "Красная Шапочка");
• игры-драматизации по текстам рассказов на темы "Дети и их игры", "Ребята и зверята", "Труд взрослых";
• постановка спектакля по произведению.
Содержательную основу составляют образно-игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера (например "Угадай, что я делаю", "Угадай, что со мной только что было", "Покажи, не называя, литературного героя" и т.п.).
Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры. В возрасте 4 - 5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Новым содержанием становятся действия с куклами на гапите. Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года - и с ширмой), театр ложек и пр. Дети показывают постановки по поэтическим и прозаическим текстам (С. Маршак "Сказка о глупом мышонке"; К. Чуковский "Путаница"), Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями ("Жили у бабуси"; С. Михалков "Котята"; Л. Зубкова "Мы делили апельсин").
Существенно усложняются театрально-игровые умения дошкольников.
Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции "зритель" (быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее "на сцене", отвечать на обращение "артистов", благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников-"артистов").
Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции "артист". Главным образом это подразумевает умение использовать средства нсвербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены (Машенька заблудилась в лесу - испугалась, увидела избушку - удивилась, придумала, как обмануть медведя, - обрадовалась), для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера (старый дед с трудом, но тянет репку; внучка тянет не очень старательно, хочет убежать и поиграть с подружками; мышка так боится кошки, что тянет изо всех сил). Развивается и умение "управлять" куклой: держать ее незаметно для зрителей, правильно "вести" куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие.
Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции "режиссер" в режиссерской театрализованной игре, т.е. умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнять его игрушками и фигурками по своему усмотрению.
Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями "оформителя спектакля", что подразумевает способность определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления воспитателем недостающих атрибутов для игры.
Пятая группа умений, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры.
Воспитатель должен уделять внимание развитию интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью разных средств выразительности. Импровизационность становится основой работы на этапе обсуждения способов воплощения образов героев и на этапе анализа результатов театрализованной игры. Детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать не на основе копирования взрослого или подражания другому ребенку, а в зависимости от своего понимания содержания текста.
в)Цели, задачи и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений; от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя; от игры, в которой центром является "артист", к игре, в которой представлен комплекс позиций "артист", "режиссер", "сценарист", "оформитель", "костюмер", но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с каким-либо одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов; от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.
Задачи и содержание работы.
Первая - формирование положительного отношения детей к театрализованным играм. Это подразумевает углубление их интереса к определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, наличие интереса к театральной культуре, осознание причин положительного или индифферентного отношения к игре, связанного с наличием или отсутствием интереса и способности к самовыражению в театрализованной деятельности.
Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей становится приобщение детей к театральной культуре, т.е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных профессии, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный) кукольный, театр зверей, клоунада и пр.)
В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театралъно-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Углубление опыта игры-драматизации заключается в том, что дети становятся более активными и самостоятельными в выборе содержания игр, относятся к выбору творчески. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе "коллажа" из нескольких литературных произведений. Например, "Путешествие по сказкам А.С. Пушкина", "Новые приключения героев сказок Ш. Перро" и пр. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с "живой рукой", тростевых кукол.
Усложняются тексты для постановок Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных ("Лиса и журавль", "Заяц и еж"), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.
Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной ифы, в том числе игры-фантазирования. Она становится основой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры "с продолжением". Они осваивают и новую для себя игру "В театр", предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.
У детей развиваются специальные умения, обеспечивающие освоение комплекса игровых позиций.
Первая группа умений связана с совершенствованием позиции зрителя как "умного, доброго советчика".
Вторая группа предполагает углубление позиции "артист", развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовыражаться с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и языковой выразительности.
Третья группа обеспечивает становление позиции "режиссер-сценарист", что подразумевает способность воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.
Четвертая группа позволяет ребенку овладеть некоторыми умениями оформителя-костюмера, т.е. способностью обозначать место "сцены" и "зрительного зала", отбирать, творчески использовать предметы-заместители и самостоятельно изготовленные атрибуты и элементы костюмов, изготавливать афиши, приглашения и пр.
Пятая группа умений предполагает использование позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу (переход из игрового плана в план реальных отношений) и при анализе результатов театрализованной постановки.
Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и субъективную позицию в театрализованной игре. Достигается это, в том числе, средствами стимулирования их интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью средств выразительности. На конкретных примерах необходимо помочь ребенку понять, что "лучшая импровизация всегда подготовлена". Подготовка достигается наличием предшествующего опыта, умением интерпретировать содержание текста и осмысливать образы героев, определенным уровнем освоения разных средств реализации своих задумок и т.д. Решение данной задачи требует предоставления детям права выбора средств для импровизации и самовыражения.
3. Организация работы по театрализации.
а)Реализация названных задач и содержания работы с детьми всех возрастных групп требует учета основных принципов организации театрализованной игры.
Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты.
Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.
Согласно принципу импровизационности театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.
Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализованно-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс.
Это предполагает, в том числе, организацию работы по театрализации с учетом этапов художественной деятельности.
б)Первый этап посвящен углублению художественного восприятия литературного текста (содержание, смысловой и эмоциональный подтекст и образность). Отсюда и цель работы - обогащение познавательного и эмоционального опыта по теме и идее произведения для театрализации. Ее реализация требует проведения занятий по познавательному и речевому развитию детей, а также по изобразительной и музыкальной деятельности в соответствии с содержанием литературного произведения, В совместной деятельности воспитателя и детей вне занятий проводятся ознакомление с текстом, работа по углублению восприятия (беседы, рассматривание книжных иллюстраций, слушание и анализ аудиозаписей, дидактические игры, лексические упражнения, викторины и пр.). Материалы предметно-развивающей среды призваны стимулировать интерес детей к общению с книгой.
Второй этап имеет целью развитие умений передавать образы с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности. Основным методом ее реализации выступают образно-игровые этюды. Создание образа - задача сложная для дошкольников, поэтому необходима специальная работа. Углублению понимания детьми героев литературного произведения, мотивов их поступков, состояний и настроений способствуют занятия по познавательному и речевому развитию, по изобразительной и музыкальной деятельности, подвижные игры с текстами, лексические упражнения, рассматривание разных видов наглядности и т.д.
Предметно-развивающая среда должна обеспечивать самостоятельную игровую и художественную деятельность детей на основе текста.
Третий этап связан с творчеством ребенка в речевой, игровой и других видах художественной деятельности в процессе освоения игровых позиций "зритель", "артист", "сценарист-режиссер", "оформитель-костюмер". Даннай цель может реализовываться как на занятиях по изобразительной деятельности (коллективное рисование афиши; изготовление приглашений), так и в совместной деятельности воспитателя и детей. В старшей группе целесообразны углубленная работа по развитию речевого творчества и ознакомление детей с деятельностью занятых в постановке спектакля. Творчество в самостоятельной игровой и речевой деятельности стимулируется предметной средой.
в)Условно театральное оборудование можно поделить на:
А) театрально-игровой материал (игрушки, куклы, плоскостные фигурки, пальчиковые персонажи);
Б) дополнительный реквизит: плоскости, стол, фланелеграф, ширмы, проекционный аппарат, занавеси и т. д.;
В) декорации (плоскостные, полуобъемные, с устойчивой и подвижной основой или статические, нарисованные, сконструированные);
Г) элементы костюмов (шапочки, манишки, манжеты);
Д) информационный материал: афиши, объявления, пригласительные билеты;
Е) возможно специальная мебель для оборудования театральных зон.
Требования к оборудованию:
А) соответствие возрастным возможностям детей;
Б) прочность, безопасность, гигиеничность;
В) доступность, простота по конструкции, условность при исполнении;
Г) привлекательность, эстетический вид, соответствие материала форме и конструкции.
При размещении оборудования важно учитывать пространство помещения, характер и стиль его оформления. Необходимо, чтобы он естественно вписывался в интерьер, не вызывал чувства захламленности и случайности.
4. Заключение.
Театрализованная игра — один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!
В процессе театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
- развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;
- происходит развитие различных анализаторов;
- активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, медико-интонационная сторона речи, темп, выразительность;
- совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;
- развивается эмоционально-волевая сфера;
-происходит коррекция поведения;
- развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
- стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
- участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
Занимаясь с детьми театрализованными играми, вы сделаете жизнь ваших воспитанников интересной и содержательной, наполните ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное — навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.
Практическая часть.
План работы. Старший возраст.
Октябрь:
- Наглядно-дидактическая игра «Я-модельер»
- Игра-выставка «Коллекции любимой одежды»
- Наглядно-дидактическая игра «Я-стилист»
- Игра-соревнование «Причёски, выполненные на глазах у зрителей»
Ноябрь:
- Подготовка к музыкальному спектаклю по сказке К.И. Чуковского «Муха-цокотуха»
- Показ музыкального спектакля
Декабрь:
- Подготовка к показу сценки Г. Орловой «В лесу у деда Мороза»
- Показ сценки
Январь:
- Игра «Мир красоты»
- Игра «Портрет сказочного героя»
Февраль:
- Подготовка к театрализованной игре «Мама» по сказке Братьев Гримм «Волк и семеро козлят»,
Март:
- Продолжение подготовки к показу спектакля 2. Показ мюзикла «Мама»
Апрель:
- Подготовка к разыгрыванию сказки «Заюшкина избушка» Разыгрывание сказки
- Разыгрывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» на новый лад» (Элементы мимики, пантомимики).
Работа над данной темой продолжается . А пока результаты работы радуют. Диагностика, проведённая в конце учебного года показала, что уровень развития творческих способностей детей повышается.Сценическая игра детей повышается от спектакля к спектаклю.
Игра-драматизация русской народной сказки «Заюшкина избушка» старшая группа
Цель. Научить инсценировать русскую народную сказку «Заюшкина избушка».
Задачи. Познакомить с правилами кукловождения; совершенствовать умение рассказывать сказку по ролям;
учить соотносить движения куклы и слова; учить интонацией передавать настроение героя; воспитывать чувство сопереживания, сочувствия; ввести в активный словарь детей «сказочную» лексику (лубяная, несу косу, сижу на печи).
Материал. Плоскостное изображение ледяной и лубяной избушек, деревья, кусты; куклы-варежки: лиса, заяц, петух, медведь, собака, волк; ширма в рост ребенка.
Ход игры-драматизации
Ведущий. Посмотрите и послушайте сказку «Заюшкина избушка».
Жили-были Лиса и Заяц. У Лисы была избушка ледяная, а у Зайца - лубяная. Пришла весна-красна. Под теплыми лучами весеннего солнышка избушка Лисы растаяла, а избушка Зайца стоит как ни в чем не бывало. Вот и побежала Лиса к соседу
Лиса. Заинька-соседушка, пусти меня погреться. Пусти, родненький!
Заяц. Заходи, Лисонька.
Ведущий. Не успела Лиса войти в избушку, как тут же стала гнать бедного Зайца.
Лиса (в окошке). Уходи прочь, Косой! Чтобы духу твоего не было!
Ведущий. Погнала Лиса Зайца. Сел он на пенек и заплакал. Идет мимо Собака: «Ав-ав-ав! О чем, Заяц, плачешь?».
Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у нее избушка растаяла. Она и попросилась ко мне погреться да меня и выгнала.
Собака. Не плачь, Заяц. Я ее выгоню!
Ведущий. Пошла Собака к избушке и стала гнать Лису.
Собака. Ав-ав-ав! Поди, Лиса, прочь. Ав-ав-ав!
Лиса (в окошке). Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Ведущий. Испугалась Собака и в лес убежала. А Заяц по-прежнему сидит на пеньке и плачет. Идет мимо Волк.
Волк (участливо). О чем, Заяц, плачешь?
Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у нее избушка растаяла -она и попросилась ко мне погреться да меня и выгнала.
Волк. Не плачь, Заинька. Я ее выгоню!
Заяц. Нет, не выгонишь. Собака гнала ~ не выгнала, и ты, Волк, не выгонишь.
Волк. Нет, выгоню!
Ведущий. Подошел Волк к избушке и стал гнать Лису.
Волк. Поди, Лиса, вон!
Ведущий. А Лиса Волка ничуть испугалась.
Лиса (е окошке). Как выскочу, как е прыгну, пойдут клочки по закоулочкам
Ведущий. Испугался Волк и . убежал. Идет мимо Зайца Медведь.
Медведь (участливо). О чем, Заяц плачешь?
Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у Лисы ледяная. Пришла весна, избушка у Лисы и рас яла. Она попросилась ко мне погрет да меня и выгнала.
Медведь (важно). Не плачь, Зайчик, я ее выгоню!
Заяц. Нет, Медведь, не выгонишь. бака гнала - не выгнала, Волк гнал - невыгнал, и ты, Медведь, не выгонишь.
Медведь (упрямо). Нет, вы-го-ню!
Ведущий. Подошел Медведь к бушке и стал гнать Лису.
Медведь (рычит). Поди вон, Лиса! Не-мед-лен-но!
Ведущий. А Лиса не испугалась.
Лиса (в окошке). Как выскочу, как прыгну, пойдут клочки по закоулочкам.
Ведущий. Испугался Медведь и в убежал. Идет мимо Зайца Петух.
Петух. Ку-ка-ре-ку! (Участливо) чем, Зайка, плачешь?
Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у Лисы ледяная. Пришла весна, избушка у Лисы и растаяла. Она попросилась ко мне погреться да меня и выгнала.
Петух. Я ее сейчас выгоню!
Заяц. Нет. Не выгонишь. Собака гнала - не выгнала, Волк гнал - не выгнал. Медведь гнал - не выгнал, и ты, Петушок, не выгонишь.
Петух. Нет, я выгоню! Я - храбрый Петух! Ку-ка-ре-ку!
Ведущий. Подошел Петух к избе и стал гнать Лису.
Петух. Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу Лису посечи! Поди, Лиса, вон.
Лиса. Шубу надеваю...
Петух. Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу Лису посечи! Ступай, Лиса
Ведущий. Лиса испугалась и убежала. И стали Заяц и Петух жить поживать в Зайкиной избушке. Вот и сказке конец!
Музыкалный спектакль «Мама».
Действующие лица:
-Коза;
-Козлята;
-Медведи;
-Ласточки;
-Попугай;
-Овечка;
-Барашек;
-Забияки(Рысь,Ослик и Волчонок)
Сцена1.
Под музыку Ю.Антонова «Утро» Коза собирает ягоды в лесу.
Песня:
Над полем солнышко взошло- утро!
Всегда земле светлым-светло утром!
Проснулся лес, проснулся луг-утро!
Все просыпается вокруг утром!
Ля-ля-ля-ля-ля-ля….
Медведица: (Козе)Как живешь, где была?
Коза: Спелых ягод набрала,
А теперь тороплюсь,
За детишек я боюсь!
Появился дядя Серый,
Его мысли не чисты!
Баран: Волку нынче нету веры!
Овечка: Ой,шевелятся кусты!
Коза: Тороплюсь,тороплюсь,за детишек я боюсь!(уходит в лес)
Сцена2. Домик Козы(козлята одни)
Песня:
Мама в лес ушла,
Остались одни мы дома.
Жизнь так весела:
Будем мы петь и плясать
Да на крышу взлетать!
Козочка: Выше всех лечу
И долечу я до неба
Вам сказать хочу:
Мама вернется сейчас….
Не волнуйся за нас…
Забияки подкрадываются к домику:
Мы пришли сюда
Мы вас играть научим!
Козочка: Там ,где вы беда
Прочь,а не то изобьем!
Забияки: Ни за что не уйдем!
Козлятки: Ну-ка,быстро прочь отсюда!
Ну-ка,быстро прочь отсюда!
Появляется Коза.
Коза: Уходите,уходите! (Забияки уходят)
Как вели себя,ребятки?(козочке) Отвечай одна за всех!
Козочка: не волнуйся,все в порядке!
Козленок-малыш: Мама ,можно взять орех?
(коза угощает всех козлят)
Сцена3.
Забияки: Посмотрите,посмотрите,
Вон шагает наш спаситель!
Он козлятам и мамаше
Отомстит за слезы наши!
Выходит Волк
Песня:
Насочиняли сказки детям
Выдумать их пустяк!
По свету напустили сплетен:
Волки- бяки!
Что не случится- мы в ответе
Волк, почему то враг!
Разве похожи мы на бяк?
Выходят Забияки: (подпевают)Серый Волк невинен как дитя!
Серый Волк напрасно оклеветан кем –то!
Волк: Если когда-то из овина
Ночью овца сбежит
Все говорят,что в том повинны
Волки-бяки!
Несправедливая картина
Наш искажает вид
Кто же сказал,что - Волк бандит?
Забияки: (подпевают)Серый Волк невинен как дитя!
Серый Волк напрасно оклеветан кем –то!
Волк: Только садится нам на шею
Мы не позволим,нет
И постоять за себя сумеют
Волки-бяки!
То ,что на свете нет нас умнее,
Думаю не секрет,
Клеветникам скажу в ответ!
Коза подходит к Волку:
Хватит,хватит,замолчите!
И запомните, я не из пугливых!
Я не знаю, почему ты не взлюбил моих козлят?
Если ты их пальцем тронешь
Будешь сам потом не рад!
Волк: Я сосед по кличке Серый!
Коза: Я –соседка тетя Маша!
Волк: Шум мне действует на нервы!
Коза: Я хозяйка в доме нашем!
Волк: Жить в таком соседстве трудно.Я не сплю ни днем ,ни ночью!
Коза: Спишь,как суслик,беспробудно!
Волк: Но не очень -то ,не очень!
Песня:
Волк: Я подчиняться мне заставлю,
Слово мое -закон!
Ты поплотнее запирай свои ставни,
Тетя Маша!
Коза: Знай я на место тебя поставлю,
Ишь ты,грозится он
Прямо скажу: «Убирайся вон!»
Волк: Ну это мы еще посмотрим!(уходит)
Сцена4. Волк зовет Забияк(садятся полукругом)
Волк: Ну, племянник, садись,
Сядь поближе, Осленок,
Слушай ,умница, Рысь
План продуман и тонок!
Ты -приходишь сюда,
Ты- таишься в засаде
Не оставим следа-
Сбоку, спереди ,сзади!
Рысь: Замечательный план!
Чтоб шумели не слишком
Попадутся в капкан
Тут козлятам и крышка!
Осленок:Приходилось ходить
Нам троим втихомолку
Но связала нас нить
Навсегда с Серым Волком!
Волчонок: Первый сделали шаг!
Мы свое наверстаем!
Больше нету бродяг-
Мы волчиная стая!
(Уходят,обнявшись)
Домик Козы
Коза: Ребята,я отправляюсь на ярмарку
А вы не кричите,рядом бродит Волк,
Учтите!открывайте двери,если
Вам спою такую песню:
Песня Козы: Динь-дон,я -ваша мама
Я -ваша мама,вот мой дом!
Динь-дон,маму встречайте,
Маму встречайте впятером!
Ля-ля-ля,была я на ярмарке,
Ля-ля-ля,стою у дверей,
Ля-ля-ля,вернулась с подарками,
Дверь откройте,дверь откройте скорей1
Динь-дон,я ваша мама,
Я-ваша мама,вот мой дом!
Коза: Запомните эту песню и никому не открывайте!
Коза уходит
Волк крадется к домику Козы
Волк: (стучит) динь-дон,я –ваша мамка!
Я –ваша –мамка!
Тишина
Опять стучит: Откройте мамане!
Козлята: Это не мама,это Волк! Уходи прочь!
Волк: Да, простым пением их не возьмешь!
Здесь особая хитрость нужна!(уходит)
Сцена 5 Ярмарка
Песня:
1.Эх,ярмарка свела меня с ума,
Мне нравится такая кутерьма!
У всех сияют счастьем лица,
Все танцует и кружится!
Будто сказка к нам пришла сама!
Припев: посмотришь –пропадешь,
Любой товар хорош!
И там ,и там, и тут
Тебя сюрпризы ждут!
2.Эх,ярмарка- веселая игра!
Пришла ты к нам счастливая пора.
Как жаль ,что нам нельзя беспечно
Веселится бесконечно.
Веселится с ночи до утра!
Припев: посмотришь –пропадешь,
Любой товар хорош!
И там ,и там, и тут
Тебя сюрпризы ждут!
Медведи:(поют)
1.Ото всякой от болезни
Нету ничего полезней
Чем душистый сладкий мед
Всем он силы придает
Танцуют
2.Выпьешь на ночь чай с малиной
И не страшен грипп с ангиной!
Слушай,что сказал медведь,
И не будешь ты болеть!
Танцуют
3.Медведица:Я сама читала в книге
Много пользы в землянике.
Землянику надо есть,
Витаминов в ней не счесть!
Танцуют и уходят
Выбегают Ласточки:
1.Не страшат нас расстояния
И дожди и холода
Каждый год весною ранней
Прилетаем мы сюда.
2.Песня ласточек недаром
Как и прежде молода.
Мы друзьям надежным старым
Не изменим никогда!
Совместный ярмарочный танец с использованием «Карусели»
Сцена 6.
Козлята дома.
Песня: Мы одни опять
Скучно,ужасно скучно!
Нам нельзя гулять,
Надо сидеть под замком,
Стал не весел наш дом.
Козочка: Скучно,ну и что ж,
Но дома сидеть надежней.
Выйдешь-пропадешь!
Волк - Серый Волк, цап- царап,
Нет страшней его лап!
Братик Козленок: Я гулять хочу
Ваш Волк мне совсем не страшен!
Встречу-проучу!
Мне ли боятся волков?
Козочка: братец, ты бестолков!
Сцена7. Волк и забияки
Волк: Настал наш час, Коза ушла! Козлята одни!
Рысь: А зачем нам Козлята?
Волчонок: Мы их съедим!
Волк: Фу,как примитивно! Мы их поймаем и потребуем с Козы выкуп- миллион монет!
Все: У-У-У!
Волк: А теперь за работу!
Волк тренирует голос, а забияки помогают ему замаскироваться под Козу
Все четверо берут веревку и подкрадываются к домику Козы.
Волк стучится в дверь и поет песню Козы тоненьким голоском.
Динь-дон,я -ваша мама
Я -ваша мама,вот мой дом!
Динь-дон,маму встречайте,
Маму встречайте впятером!
Ля-ля-ля,была я на ярмарке,
Ля-ля-ля,стою у дверей,
Ля-ля-ля,вернулась с подарками,
Дверь откройте,дверь откройте скорей!
Козлята открывают дверь,Забияки их хватают и уводят в лес
Волк оставляет Козе записку,где требует выкуп-миллион монет.
Сцена8.Коза и соседи.
Коза возвращается с Ярмарки в хорошем настроении ,напевая песенку, видит пустой дом и записку. Читает ее и плачет. Идет к соседям.
Коза: Соседи, Волк украл моих козлят, уходя ,я их учила, но, видимо, перехитрил их Серый.(плачет)
Песня Овечки и Барашка:
Припев:.Пошла молодежь, так много хотят,
Им все отдаешь и вот результат!
1.Не знают они домашних забот
Я ночью и днем тружусь напролет
Здесь сходишь с ума, и ночью, и днем
Балуешь сама и плачешь потом!
Припев:.Пошла молодежь, так много хотят,
Им все отдаешь и вот результат!
2.Коза: всегда я детьми довольна была
Кого не возьми , послушны, милы….
Припев: .Пошла молодежь, так много хотят,
Им все отдаешь и вот результат!
Все уходят, жалея Козу
Сцена9. Забияки
Осленок: Тетя маша,здесь,откуда?
Чую волку будет худо!
Рысь: Чую близится расплата,
Мне чего-то страшновато…
Волчонок: Зря мы Волку помогали
И сообщниками стали
Что нам делать? Вот беда!
Все: Весь народ бежит сюда!(убегают)
Ласточка: Тетя Маша,идите сюда!
Мы сейчас расставим сети,
А ты замани в них Волка !
Вот ! Держи! Медведица дает мешок с деньгами
Коза(держит мешок) Волк,выходи!
Я принесла то, что ты просил!
Волк: Деньги! Денежки! (потирает руки и тянется к мешку)
Коза пятится назад от Волка.Они танцуют танец «Танго»
В конце танца Волк прыгает в сети за деньгами
Коза:Я смеюсь на Волка глядя.
Спесь он где-то растерял!
Отчего молчишь ты, дядя,
Словно в рот воды набрал?
Овца: Ты как я погляжу
Горячился когда-то,
Но попал сам в капкан.
Отвечай, где козлята?
Из-за кустов выползают на коленях Забияки:
Перед вами втроем мы прощения просим,
Обещанье даем, что бродяжничать бросим!
Коза: Где мои козлята?
Забияки: Сейчас приведем!
Забияки приводят Козлят,все радуются и поют песню « Мама»
Песня:
Припев:Мама - первое слово,
Главное слово
В каждой судьбе.
Мама жизнь подарила,
Мир подарила
Мне и тебе.
1.Так бывает, ночью
Бессонною
Мама потихоньку
Всплакнёт,
Как там дочка,
Как там сынок её,
Лишь под утро
Мама уснёт.
Припев: Мама - первое слово,
Главное слово
В каждой судьбе.
Мама жизнь подарила,
Мир подарила
Мне и тебе.
2.Мама землю и солнце,
Жизнь подарила
Мне и тебе.
Так бывает,
Если случится вдруг,
В доме вашем горе-беда,
Мама, самый лучший
Надёжный друг,
Будет с вами
Рядом всегда.
Припев:Мама - первое слово,
Главное слово
В каждой судьбе.
Мама жизнь подарила,
Мир подарила
Мне и тебе.
Мама землю и солнце,
Жизнь подарила
Мне и тебе.
3.Так бывает,
Станешь взрослее ты
И как птица,
Ввысь улетишь.
Кем бы ни был, знай,
Что для мамы ты,
Как и прежде,
Милый малыш.
Припев:Мама - первое слово,
Главное слово
В каждой судьбе.
Мама жизнь подарила,
Мир подарила
Мне и тебе.
Роли исполняли… Под апплодисменты дети уходят из музыкального зала
Литература:
1. Журнал "Дошкольное воспитание" № 4, 2005.
2.Акулова О.В. Театрализованные игры//Дошкольное воспитание.2005-№4
3.Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.-М.,1991
4.Детство:Программа развития и воспитания детей в детей в детском саду//В.И.Логинова, Т.И.Бабаева. СПб.: Детство-Пресс,2010
5. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду:пособие для работников дошкольного учреждения-М.: ТЦ Сфера, 2001 г.
6. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду «школьная пресса» -2000 г.
7 .Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр — дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек.- Москва, Просвещение, 1982
8. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей.- Москва, 1972
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие театрализованной игры, ее значение в развитии коммуникативных навыков у детей 4- 5 лет
Понятие театрализованной игры, ее значение в развитии коммуникативных навыков у детей 4- 5 лет С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллект...
Значение театрализованной игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.
Театр – один из самых доступных видов искусства для детей, и с его помощью можно решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии. Театрализация педагогического процесса привлекательна т...
Понятие театрализованной игры , ее значение, классификация в развитии коммуникативных навыков у детей 4- 5 лет.
Понятие театрализованной игры , ее значение, классификация в развитии коммуникативных навыков у детей 4- 5 лет. С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском к...
Понятие театрализованной игры, ее значение в развитии коммуникативных навыков у детей 3 – 5 лет
Актуальность: Тему считаю актуальной, так как театрализованная игра - это наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки выражения эмоций, переживаний. Театр– это благоприятные условия для ...
Понятие театрализованной игры, ее значение в развитии коммуникативных навыков у детей 4- 5 лет
С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально...
Понятие «Театрализованная игра» и ее значение на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.
С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реали...
Театрализованные игры и их значение в жизни детей дошкольного возраста.
Работа по развитию у дошкольников творческих навыков в процессе театрализованных игр у детей углубляет знания об окружающем мире, развивает внимание, память, воображение, активизирует и обогащае...