Развитие лингвистической одаренности у детей дошкольного возраста.
статья на тему

Александрова Наталья Владимировна

Развитие лингвистической одаренности у детей дошкольного возраста в условиях учреждения дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие лингвистической одаренности у детей дошкольного возраста.

Александрова Н. В.

педагог дополнительного образования

МАУ ДО «ДТДиМ» МО г. Братска

Новый закон об образовании определил важную составляющую образования в Российской         Федерации - выявление и поддержку одаренных детей,  детей, проявивших выдающиеся способности.

Одарённость - это «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности»1 

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что можно утверждать о развитии лингвистических особенностей у дошкольника, если ребенок обладает ярко выраженной познавательной потребностью (стремлением к новому знанию, способу или условию действия), повышенной речевой активностью, наблюдательностью, целенаправленностью внимания к речевому окружению, развитым речевым, поэтическим слухом, способен к быстрому восприятию, переработке, сохранению сенсорной информации, не испытывает трудности в актуализации слов, успешно осуществляет перенос усвоенной грамматической формы, способен к языковому моделированию, замещению и символизации, проявляет самостоятельность и оригинальность в решении вербальных задач, способен применять речевые навыки и умения в любых ситуациях общения.

Лингвистическая одаренность учащихся – это «повышенный уровень способностей к ускоренным процессам мышления на чужом языке, к активной познавательной деятельности в области теории и истории языка, к креативности в выборе способов общения на иностранном языке, к устойчивой мотивации в изучении языка».2 

Составляющими лингвистической одаренности являются  «чувство языка», «языковая догадка или интуиция», «языковые и коммуникативные способности».

Именно в период дошкольного возраста у детей закладывается фундамент языковых и речевых способностей, необходимых для последующего изучения ими иностранного языка как средства общения. Успешным условием развития компонентов лингвистической одаренности является выбор методов обучения, обеспечивающих организацию процесса познания ребенком языковой действительности.  Добиться этого можно, используя проблемные, коммуникативные методы обучения.  Эти методы имеют большой спектр различных приемов: речевые логические задачи, творческие задания, моделирование, дидактические, театрализованные, ролевые игры.

Система развивающих упражнений по реализации функционально-смысловых элементов языка предполагает обучение выделению существенных признаков, понятий, категорий, сравнению и дифференциации сходных языковых явлений, грамматическому анализу, обобщению и классификации. Целесообразно использовать такие упражнения как «Убери лишнее», «Какая гласная буква есть во всех словах», «Одинаково ли читается гласная буква в словах?», «Сгруппируйте слова по указанному признаку», «Выберите рисунки и расположите их в той последовательности, в которой они встречаются в рассказе» и  пр.

Творческие упражнения по развитию языковой догадки, упражнения на словотворчество, упражнения по развитию логического мышления, построение рассуждений на лингвистическую тему, упражнение на исправление языковых ошибок, символическое изображение языковых явлений. Здесь возможно использование следующих упражнений: «Найди рифму», «Решение ребусов и кроссвордов», «Угадай предмет по описанию. Придумай свою загадку», «Придумай начало (конец) рассказа», «Ассоциации слова», «Оживи картинку» и др.

Для развития лингвистической одаренности особую роль играет использование  различных языковых игр.

Фонетические игры:

«Слышу – не слышу»: Работа с сигнальными карточками: педагог произносит слово, если учащийся слышит долгий гласный звук (если в названии слова есть …) – поднимает красную карточку, если краткий – зеленую.  

«Какое слово звучит?»: Учащимся предлагается набор из 5-10 слов. Педагог читает слова в произвольной форме с разной скоростью. Учащиеся должны: поставить порядок произнесения слов, отметить только произнесенные.

«Кто быстрее?»: Соединит слово, транскрипцию и картинку (перевод).

«Испорченный телефон» Дети сидят, образуя полукруг. Тому, кто сидит с краю, ведущий говорит английское слово (согласно пройденной или изучаемой теме). Слово передается на ухо другу. Если последний игрок сказал слово, которое загадал ведущий, значит «телефон не испорчен».

«Читай по губам»: Ведущий произносит английские слова без голоса. Игроки должны узнать слово по движению губ ведущего

Орфографические игры:

«Буквы рассыпались» - работа с буквами – карточками.

«Испорченный компьютер» - работа по исправлению ошибок.

«Волшебный лес»: задание -  собрать светлячков (бабочек, ягоды и т.д.) Распределяются роли: фея, волшебница, рыцарь и др. Каждый должен собрать своих светлячков. Каждому дается свое задание собрать только гласные буквы, только согласные, буквы, в названии которых есть звук [ei] и др.

Лексические игры:

«Угадай-ка». Педагог предлагает угадать, какое слово она загадала.

«Съедобное - несъедобное»: Ведущий называет слово по-английски и кидает мяч ребенку. Малыш должен поймать мяч, если слово обозначает съедобный предмет. Если же слово обозначает несъедобный предмет, мяч ловить не нужно.

«Что в мешке?»: Ведущий складывает игрушки в мешок. Затем подносит к каждому игроку. Ребенок запускает руку в мешок,  и отгадывает, что это за предмет. Говорит: «It is a….»Затем достает из мешка, и все смотрят, правильно ли он назвал.

«Чего не хватает?» («What’s the missing?»): Ведущий расставляет игрушки. Просит детей назвать их и запомнить и по команде «Close your eyes!» закрыть глаза. Затем убирает одну из игрушек и по команде «Open your eyes!» просит детей открыть глаза и угадать, какой игрушки не хватает.

"Is it true or not?": Игру можно проводить с мячом. Водящий кидает мяч любому из игроков и называет словосочетание, задавая вопрос: "Is it true or not?" Игрок ловит мяч и отвечает: "Yes, it’s true", либо "No, it’s not true". Затем он становится водящим и кидает мяч следующему игроку. Например: Yellow lemon, Pink pig, Orange bear,  Brown monkey, White snow Red crocodile, Purple mouse, Green grapes, Gray elephant, Purple cucumber, Blue apple, Black sun.

Речевые игры:  

«We go to the Zoo».  Задание. Расскажите, кто живет в зоопарке.

Ролевая игра «At the cafe». Представьте, что вы очень проголодались и зашли в кафе, а официант разговаривает только на английском языке. Скажи ему, что бы ты хотел покушать и попить.  

Сюжетно-ролевая игра «В магазине»: Дети выбирают роли продавца и покупателя. Продавец раскладывает продукты и встречает покупателей. Задание: Мама готовит дома борщ (салат, кашу, и т.д.), какие продукты нужно ей купить?

Проектный метод также применяется как практический и действенный способ развития лингвистической одаренности способностей детей, позволяя на практике реализовать идеи личностно-ориентированного подхода. Элементы проектной деятельности необходимо вводить в образовательный процесс с самых ранних этапов обучения английскому языку, поскольку работа над проектом создаёт благоприятные условия для практического применения коммуникативных навыков в ситуациях, приближенных к реальной жизни. Дошкольники с удовольствием выполняют индивидуальные мини-проекты по темам: «Моя семья», «Любимые игрушки», «Любимые животные», развивая языковые и коммуникативные способности.

Выбор проекта зависит от различных факторов: педагогической целесообразности, интересов учащихся, их психологических особенностей, склонностей. Обоснованием выбора моего проекта «Умная книга «Секреты чтения английских букв» стало желание не только заложить прочную основу умения читать на английском языке у дошкольников, но и развить лингвистические способности.

Целью проекта стало: Обучение чтению через развитие познавательных навыков, критического и творческого мышления, аналитических умений учащегося. Продукт проекта: «Умная книга «Секреты чтения английских слов», сделанная учащимися. Для достижения поставленной цели определены три вида задач: Образовательные задачи:  Научить читать слова в открытом и закрытом слогах; Формировать умение рассказывать о своей работе и представлять ее; Увеличить  лексический запас. Формировать сочетание буквенного и  звукового образ слова. Развивающие: Развивать умение формулировать цель, планировать действия для достижения цели; Развивать логическое мышление через умение сравнивать, обобщать, выделять главное, делать  выводы,  принимать  решение,  аргументировать свою  позицию. Воспитательные: Воспитывать уверенность в своих силах; Формировать интерес к английскому языку; Развивать умение оценивать результат своей работы и деятельности; Воспитание культуры общения, толерантности.

В ходе реализации проекта были созданы условия для развития умений точно и глубоко анализировать и усваивать учебный материал, философски его осмысливать, развивать мышление, память, внимание. Деятельность в рамках проекта позволила  учащимся учиться понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими или подчиняться правилам, а так же представлять свою точку зрения и отстаивать ее. Выполнение творческих работ: моделирование и изготовление страниц книги позволило реализовать творческий потенциал каждого ребенка. В результате работы над проектом учащиеся имели возможность продемонстрировать свои лингвистические способности.  

Правильный отбор и использование методов обучения, обеспечивающих организацию процесса познания ребенком языковой действительности, способствует развитию у учащихся эмоциональных чувств гармонии в языке, пониманию системных свойств языка, которые сопровождают процесс порождения и восприятия речи, развивают способность раскрывать значение незнакомого слова (словосочетания) через контекст; использовать знания в области словообразования, умении понять уже известные многозначные слова в новых значениях.

Результаты практической работы по развитию лингвистической одаренности у детей дошкольного возраста показывают высокий уровень познавательной активности учащихся, сохраняющийся в течение всего процесса изучения иностранного языка, активность и результативность участия в различных олимпиадах и конкурсах, а так же успешность при изучении гуманитарных предметов.  

Литература:

  1. Рабочая концепция одаренности. — 2-е изд., расш. и перераб. — М., 2003. — с. 95.
  2. Игна О.Н. «Слагаемые» лингвистической одаренности и способностей к иностранным языкам. http://cyberleninka.ru/article/n/slagaemye-lingvisticheskoy-odarennosti-i-sposobnostey-k-inostrannym-yazykam
  3. Маслыко Е.А., Бабинская П.К. «Настольная книга преподавателя иностранного языка», - Минск: Вышэйшая школа, 1998, - 522 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада "Одаренный ребенок".

      Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако, возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлен...

Программа «Одаренный ребенок» Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Программа «Одаренный ребенок» Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада...

Программа «Одаренный ребенок» Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Программа «Одаренный ребенок» Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада...

Рабочая программа «Одаренный ребенок» Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка. Это объясняется, во-первых, значимос...

Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада МБДОУ ДС №69 «Чайка» «Одаренный ребенок»

Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность...

Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Одаренный ребенок»

Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада«Одаренный ребенок»  СодержаниеПояснительная записка___...