Рабочая программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОВЗ.
статья по теме

В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования актуализирована важнейшая задача современного российского общества – обеспечение разностороннего развития каждого ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, поддержку его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей, движения по индивидуальной траектории развития.

Коррекционная помощь воспитанникам с отклонениями в развитии является одним из приоритетных  направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы обусловлена ростом числа детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, особенно у детей с нарушением зрения, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_pechati.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Т.П.Арапова, Л.В.Дурнева, О.Г.Кальченко, С.В.Папина, Н.В.Погонина

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №260»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ НЕДОРАЗВИТИЕ ЗРЕНИЯ И РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования актуализирована важнейшая задача современного российского общества – обеспечение разностороннего развития каждого ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, поддержку его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей, движения по индивидуальной траектории развития.

Коррекционная помощь воспитанникам с отклонениями в развитии является одним из приоритетных  направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы обусловлена ростом числа детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, особенно у детей с нарушением зрения, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте. Исходя из этого, мы разработали «Программу коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющими недоразвитие зрения и речевые нарушения».

Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей  образовательного учреждения, региона и муниципалитета,  образовательных потребностей и запросов  воспитанников. Рабочая программа носит коррекционно-развивающую направленность, является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости. Она составлена в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования, разработанной и утвержденной образовательной организацией, включает целевой, содержательный и организационный разделы.

Программа  разработана для групп воспитанников младшего, среднего  и старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, в которых воспитываются дети с речевым недоразвитием, имеющие разные психолого-медико-педагогические заключения: дизартрия, синдром алалии, фонетический дефект, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи.

Данная рабочая программа разработана на основе современных достижений логопедической науки и практики, специальной и детской психологии, специальной педагогики (Н.Е. Веракса, Н.В. Микляева, Ж.М. Глозман, С.Н. Шаховская, О.Г. Ушакова, Т.Б. Филичева, С.В. Коноваленко, Н.Нищева и т.д.), отражающих представления о структуре речевого нарушения, особенностях развития детей с нарушениями речи, а также о специфике оказания коррекционно-развивающей помощи детям дошкольного возраста.

Теоретическая основа программы:

  • концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений;
  • учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей;
  • концепция соотношения мышления и речи;
  • концепция о целостности  языка как системы и роли речи в психическом развитии ребенка;
  • концепция о соотношении элементарных и высших психических функций в процессе развития ребенка;
  • современные представления о структуре речевого дефекта.

Цель программы: создание оптимальных психолого-педагогических условий, способствующих преодолению речевых нарушений воспитанников с нарушениями зрения и речи, оказания им квалифицированной помощи в освоении основной образовательной программы ДОО  и осуществления своевременного полноценного личностного развития, поддержки позитивной социализации и индивидуализации.

Основная задача программы: овладение воспитанниками самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Программой предусмотрено:

  • своевременное выявление детей с нарушениями речи и определение их особых образовательных потребностей, обусловленных недостатками в физическом и психическом развитии;
  • создание условий, способствующих освоению детьми с нарушениями зрения и речи программы и их  интеграции в ДОО;
  • осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи воспитанникам с учетом особенностей психического и физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
  • разработка и реализация индивидуальных планов коррекционной работы с детьми ОВЗ, организация индивидуальной и групповой непосредственно образовательной деятельности;
  • реализация системы мероприятий по социальной адаптации воспитанников с нарушением зрения и речи, формированию здорового образа жизни;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) воспитанников по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Решение обозначенных в программе целей и задач возможно только при систематической и целенаправленной поддержке учителем – логопедом  различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Принципы, определяющие содержание коррекционной работы в логопедических группах дошкольного учреждения:

- принципы, сформулированные  на основе требований  ФГОС;

- основные принципы дошкольного образования;

- коррекционные принципы;

- принципы доступности, системности, здоровьесбережения, учета возрастных особенностей, мобильности, вариативности.

Согласно целям и задачам образовательной области «Речевое развитие» основным планируемым результатом работы в этой области является достижение ребенком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных нарушениями речи, обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.

Ожидаемый результат

Дети:

  • понимают обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
  • фонетически правильно оформляют звуковую сторону речи;
  • правильно  передают  слоговую  структуру  слов,  используемых  в  самостоятельной речи;
  • пользуются  в  самостоятельной  речи  простыми  распространенными  и  сложными предложениями, владеют  навыками  объединения их в рассказ;
  • владеют элементарными навыками пересказа;
  • владеют навыками диалогической речи;
  • владеют навыками словообразования: продуцирование названия  существительных от глаголов,  прилагательных  от  существительных  и  глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и прочее;
  • грамматически  правильно  оформляют  самостоятельную  речь  в  соответствии  с нормами языка: падежные, родовидовые окончания слов проговариваются четко, простые и почти все сложные предлоги – употребляются  адекватно;
  • используют  в  спонтанном  общении  различные  лексико-грамматические категории (существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения и т.д.)

Особое внимание в программе уделяется взаимодействию специалистов и педагогов ДОУ по комплексному сопровождению детей с ОВЗ, сотрудничеству с семьями воспитанников.

Программа  рецензирована и рекомендована к работе в ДОО с учетом ФГОС.

Список литературы

  1. Под ред. Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» [текст]: программа  /  Н.Е. Вераксы,  М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.- 361 с.
  2. Нищева Н.В. «Примерная вариативная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» [текст]: программа  / Н.В. Нищева. - СПб: Детство-Пресс, 2015.
  3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи [текст]: программа /  Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В.Туманова. - М.: Просвещение, 2010.
  4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа) [текст]: программа и методические рекомендации / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. – М.: 2004.
  5. Лапп Е.А. Развитие связной речи детей 5-7 лет с нарушениями зрения [текст]: планирование и конспекты / Е.А. Лапп. – М.: СФЕРА, 2006. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной логопедической группе для детей с ФФНР

Рабочая программа составлена в соответствии с современными требованиями, с учетом ФГТ. В программу входит перспективный план и подробное календарно - тематическое планирование коррекционно - развивающ...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной логопедической группе для детей с ФФНР

Рабочая программа разработана в соответствии с современными требованиями, с учетом ФГТ. Содержит перспективное планирование и подробный календарно - тематический план коррекционно - развивающей деятел...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...