Мастер-класс. Мелкая моторика рук.
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Абилова Галина Владимировна.

Цель :Повышение профессиональной  компетентности родителей в вопросах мелкой моторики в домашних условиях..

 

Задачи:-

 

         1.Активизировать самостоятельную работу родителей. Дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

          2.Вызвать интерес у родителей к различным изобразительным материалам и желание действовать с ним;

3.Доставить детям положительные эмоции от совместной деятельности с родителями.

         4..Познакомить с приемами рисования  пальчиками и ладошкой.

          5.Раскрыть актуальность пальчиковых игр.

 

 

Предварительная  работа:

 

1.Подготовка образцов изобразительного бросового природного материала.

2.Составление конспекта ,нахождения необходимого методического материала.

3.Приготовление памяток, рекомендаций, для каждого родителя.

4.Организация родителей на практические занятия «Мастер класс»

 

План:

 

1.Представлена выставка литературы по теме: развитие мелкой моторики у детей.

2.Практические занятия.

3.Раздача буклетов-памяток для родителей.

4.Обмен мнениями, впечатлениями.

 

Участники:- родители и дети.

Форма проведения: Мастер-класс.

Вступление

  В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом и т.д.), тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

Ход мероприятия.

Воспитатель.

 Уважаемые родители!

Глядя на представленный материал на ваших столах, вы догадались ,какова тема нашего мастер-класса.

Мелкая моторика рук- это разнообразные движения , пальчиками и ладонями .Давно уже не секрет, что очень важно развивать у ребенка   «  мелкую моторику рук», которая на прямую связанна с развитием  речи.

Известный  исследователь  детской речи М.М.Кольцова отмечала ,что кисть руки надо рассматривать как орган речи .Если  развитие движений пальцев руки соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

 Если ребенок до трех лет по каким-то причинам не усвоил речь и начал обучаться с трехлетнего возраста ,то на самом деле окажется ,что трехлетнему ребенку гораздо  труднее обучаться речи ,чем полугодовалому.      (Л.Г. Выготский)

Выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые ,дети не могут точно воспроизвести заданную позу не могут ее удержать ,не говоря уже о том ,что  большинство  детей затрудняются в овладении таких навыков ,как застегивание и расстегивание пуговиц ,молний.  и.т. д

Родителей и педагогов всегда волновал и волнует вопрос ;как обеспечить полноценное развитие в дошкольном возрасте ,как правильно подготовить его к школе.

Существует несколько разновидностей упражнений для  развития мелкой моторики.

1.Игра с карандашом

Содержание:

·           Плавно вращать карандаш большим и указательным пальцами левой и правой руки.

·           Перебор карандаша всеми пальцами левой и правой руки.

·           Вращение карандаша ладонями обеих рук.

·           Зажимание карандаша между двумя пальцами обеих рук (указательным и средним, средним и безымянным и т.д.).

·            

Предлагаю вам поиграть в игру карандаш.

 

 

Карандаш в руках держу

Поиграть я  с ним хочу.

Карандаш в ладони взяли

И немного пошуршали

Карандашик я возьму

Каждый пальчик быть послушным научу.

 

 

·           Рис1. Рис2     .
 

 

 

 

 

 

2.Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры очень эмоциональны увлекательны. Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках ,попробуем и мы  с  Вами поиграть в такие игры   (совместно с родителями проводится  игротренинг)

 

 

Я подготовила игры с пальчиками и упражнения ,которым хочу вас научит. (Воспитатель проговаривает слова с показом движений пальцев рук ,а родитель повторяют упражнения).

                                        «Пальчиковая семья»

 

Цель :Активизировать движения пальцев

Воспитатель загибает и разгибает пальчики малыша попеременно на правой и левой руке ,сопровождая движения словами.

 

Этот пальчик- в лес пошел,

Этот пальчик-гриб нашел,

Этот пальчик-всё порезал,

Этот пальчик – всё пожарил,

Этот пальчик-всё поел потому и потолстел.

 

«Игра с проговариванием  потешек» .

 

Потешка-«Пальчики уснули».  

 

 

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот пальчик крепко спит,

Никто больше не шумит

(Взять ладонь ребенка в руку и загибать пальцы по очереди ,начиная с мизинца.)

 

                             Хорошо раскатывать  руками стихотворение:

 

Мы капусту рубим-рубим (поочередно ударяем ребрами  ладоней о поверхность стола)

Мы капусту солим-солим (солим небольшими щепотками левой и правой руки)

Мы морковку трем-трем (потираем ладошкой)

Мы капусту жмем- жмем (сжимаем- разжимаем левую и правую руки в кулачки.

 

                                                «Фруктовая ладошка»

 

Поочередно разгибают пальчики из кулачка ,начиная с большого

Это пальчик-апельсин,

Он ,конечно не один,

Это пальчик-слива,

Вкусная красивая,

Это пальчик-абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик- груша,

Просит: Ну-ка, скушай!

Этот пальчик ананас,

Фрукт для вас и для нас.

(показывают ладошками вокруг и на себя).

 

Самомассаж  пальчиков.

 

Соединение пальчиков ,начиная с мизинцев в ладони зажат мячик шарик надо не уронить Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку при этом ладони не касаются друг друга.

На базар ходили мы   (-мизинцы)

Много груш там и хурмы,  (безымянные пальцы)

Есть лимоны апельсины,  (средние пальцы)

Дыни слива мандарины ,(указательные пальцы)

Но купили мы арбуз  -(большие пальцы)

Это самый вкусный груз .(пальцы сжимают в кулак ,зажимая шарик ,большой отводят вверх)

 Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика но и разнообразные действия с предметами

 

 

3. «Пальчиковые шаги» — это увлекательные задания, которые не только готовят руку ребенка к письму, но также развивают его память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, что, в свою очередь, способствует развитию речи. Эти упражнения, предлагаемые детям в игровой форме, важны еще и потому, что в процессе работы малыш имеет возможность эмоционального общения со взрослым.
Пособие может быть использовано для развивающей работы с детьми в семье, в дошкольных образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования.

 

4. Игра с прищепками.

С их помощью можно развивать не только мелкую моторику, но и научиться считать, развивать фантазию.

5.  Крышки, изготовленные из пластмассы разного цвета, легко моются и при необходимости могут быть подвержены обработке, бывают разного размера и привлекают внимание детей всех возрастов, поэтому их можно использовать в играх по сенсорному развитию детей с самого раннего возраста. Развитие мелкой моторики, нормализация состояния мелких мышц руки, развитие зрительно- моторной координации можно осуществить в играх с мелкими предметами- разноцветными крышечками.

 

    

6. Игра «ДИНГ РИНГ.»

- мелкую моторику;
-внимание;
-закреплять представление о цвете;
-пространственную ориентировку и др.

В комплект игры входит: цветные резинки для волос, карточки с заданиями.
Содержание игры: надеть резинки на пальчики, согласно предлагаемой карточке, можно проводить соревнования- кто быстрей наденет резинки. 

 

 

 

 

7. Сухой аквариум. (для детей 2-7 лет) . 

«Сухой аквариум» - набор цветных крышек, собранных в пластмассовом тазике или коробке, можно предложить ребенку в любое время: когда у него плохое настроение, или, наоборот, он слишком возбужден, или ему просто нечем заняться. Главная ценность этого пособия в том, что малыш не боится что-то сломать или потерять. Погружаясь как можно глубже в наполнитель «аквариума» (крышки, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения координированными. 

Самомассаж кистей и пальцев рук в «сухом аквариуме» («бассейне») способствует: 
- нормализации мышечного тонуса; 
- стимуляции тактильных ощущений; 
- увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук; 
- формированию произвольных, координированных движений пальцев рук. 

Вариант 1. «Купание» рук в «сухом аквариуме», погружение в крышки кистей рук, рук по локоть, по плечи, шуршание крышками.Самомассаж в «сухом бассейне» можно выполнять под музыку или сопровождать стихотворным текстом:Опустить кисти рук в «бассейн», перемешать крышки, одновременно сжимая и разжимая кисти рук, приговаривая: В «бассейне» крышки разные: зеленые и красные.Решили мы их посмотреть и пальцы запустили,Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили. 

Вариант 2. На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», перемешать крышки, затем найти и достать игрушки. 

Игры с цветными крышками научат малышей ориентироваться в цветовой гамме, дадут понятие о величине, будут способствовать развитию мелкой моторики рук, научат решать логические задачи, разовьют творческие способности. 
 

 

Советы родителям:

Также можно рисовать на подносе с манкой.

Рисовать пальчиками и ладошками используя для этого пальчиковые краски (хорошо растворимую гуашь.)

Нанизывать макароны, пуговицы на нить.

Катать с  шипами  мячи между ладонями.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс. Развитие мелкой моторики.

В наши дни развитие мелкой моторики  актуально. От того, как развита моторика зависит степень развития речи....

мастер класс по мелкой моторике

проведение мастер - класса с педагогами ДОУ по развитию мелкой моторики...

Мастер-класс по мелкой моторике

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонк...

МАСТЕР – КЛАСС «Развитие мелкой моторики детей как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму».

В ходе мастер-класса вашему вниманию будут предложены варианты простых, но значимых заданий, которые можно проводить как в процессе НОД, так и в свободной и самостоятельной деятельности детей....

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики у детей в продуктивной деятельности(нетрадиционной аппликативной технике – обратной аппликации)»

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики у детей  в продуктивной   деятельности(нетрадиционной аппликативной технике – обратной аппликации)» из пластилина...

Презентация к мастер-классу "Развитие мелкой моторики у младших дошкольников"

Презентация к мастер-классу "Развитие мелкой моторики у младших дошкольников"...