Мастер-класс. Мелкая моторика рук.
план-конспект занятия (младшая группа) на тему
Цель :Повышение профессиональной компетентности родителей в вопросах мелкой моторики в домашних условиях..
Задачи:-
1.Активизировать самостоятельную работу родителей. Дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
2.Вызвать интерес у родителей к различным изобразительным материалам и желание действовать с ним;
3.Доставить детям положительные эмоции от совместной деятельности с родителями.
4..Познакомить с приемами рисования пальчиками и ладошкой.
5.Раскрыть актуальность пальчиковых игр.
Предварительная работа:
1.Подготовка образцов изобразительного бросового природного материала.
2.Составление конспекта ,нахождения необходимого методического материала.
3.Приготовление памяток, рекомендаций, для каждого родителя.
4.Организация родителей на практические занятия «Мастер класс»
План:
1.Представлена выставка литературы по теме: развитие мелкой моторики у детей.
2.Практические занятия.
3.Раздача буклетов-памяток для родителей.
4.Обмен мнениями, впечатлениями.
Участники:- родители и дети.
Форма проведения: Мастер-класс.
Вступление
В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом и т.д.), тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
Ход мероприятия.
Воспитатель.
Уважаемые родители!
Глядя на представленный материал на ваших столах, вы догадались ,какова тема нашего мастер-класса.
Мелкая моторика рук- это разнообразные движения , пальчиками и ладонями .Давно уже не секрет, что очень важно развивать у ребенка « мелкую моторику рук», которая на прямую связанна с развитием речи.
Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова отмечала ,что кисть руки надо рассматривать как орган речи .Если развитие движений пальцев руки соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Если ребенок до трех лет по каким-то причинам не усвоил речь и начал обучаться с трехлетнего возраста ,то на самом деле окажется ,что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи ,чем полугодовалому. (Л.Г. Выготский)
Выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые ,дети не могут точно воспроизвести заданную позу не могут ее удержать ,не говоря уже о том ,что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков ,как застегивание и расстегивание пуговиц ,молний. и.т. д
Родителей и педагогов всегда волновал и волнует вопрос ;как обеспечить полноценное развитие в дошкольном возрасте ,как правильно подготовить его к школе.
Существует несколько разновидностей упражнений для развития мелкой моторики.
1.Игра с карандашом
Содержание:
· Плавно вращать карандаш большим и указательным пальцами левой и правой руки.
· Перебор карандаша всеми пальцами левой и правой руки.
· Вращение карандаша ладонями обеих рук.
· Зажимание карандаша между двумя пальцами обеих рук (указательным и средним, средним и безымянным и т.д.).
·
Предлагаю вам поиграть в игру карандаш.
Карандаш в руках держу
Поиграть я с ним хочу.
Карандаш в ладони взяли
И немного пошуршали
Карандашик я возьму
Каждый пальчик быть послушным научу.
· Рис1. Рис2 .
2.Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры очень эмоциональны увлекательны. Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках ,попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг)
Я подготовила игры с пальчиками и упражнения ,которым хочу вас научит. (Воспитатель проговаривает слова с показом движений пальцев рук ,а родитель повторяют упражнения).
«Пальчиковая семья»
Цель :Активизировать движения пальцев
Воспитатель загибает и разгибает пальчики малыша попеременно на правой и левой руке ,сопровождая движения словами.
Этот пальчик- в лес пошел,
Этот пальчик-гриб нашел,
Этот пальчик-всё порезал,
Этот пальчик – всё пожарил,
Этот пальчик-всё поел потому и потолстел.
«Игра с проговариванием потешек» .
Потешка-«Пальчики уснули».
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит,
Никто больше не шумит
(Взять ладонь ребенка в руку и загибать пальцы по очереди ,начиная с мизинца.)
Хорошо раскатывать руками стихотворение:
Мы капусту рубим-рубим (поочередно ударяем ребрами ладоней о поверхность стола)
Мы капусту солим-солим (солим небольшими щепотками левой и правой руки)
Мы морковку трем-трем (потираем ладошкой)
Мы капусту жмем- жмем (сжимаем- разжимаем левую и правую руки в кулачки.
«Фруктовая ладошка»
Поочередно разгибают пальчики из кулачка ,начиная с большого
Это пальчик-апельсин,
Он ,конечно не один,
Это пальчик-слива,
Вкусная красивая,
Это пальчик-абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик- груша,
Просит: Ну-ка, скушай!
Этот пальчик ананас,
Фрукт для вас и для нас.
(показывают ладошками вокруг и на себя).
Самомассаж пальчиков.
Соединение пальчиков ,начиная с мизинцев в ладони зажат мячик шарик надо не уронить Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку при этом ладони не касаются друг друга.
На базар ходили мы (-мизинцы)
Много груш там и хурмы, (безымянные пальцы)
Есть лимоны апельсины, (средние пальцы)
Дыни слива мандарины ,(указательные пальцы)
Но купили мы арбуз -(большие пальцы)
Это самый вкусный груз .(пальцы сжимают в кулак ,зажимая шарик ,большой отводят вверх)
Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика но и разнообразные действия с предметами
3. «Пальчиковые шаги» — это увлекательные задания, которые не только готовят руку ребенка к письму, но также развивают его память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, что, в свою очередь, способствует развитию речи. Эти упражнения, предлагаемые детям в игровой форме, важны еще и потому, что в процессе работы малыш имеет возможность эмоционального общения со взрослым.
Пособие может быть использовано для развивающей работы с детьми в семье, в дошкольных образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования.
4. Игра с прищепками.
С их помощью можно развивать не только мелкую моторику, но и научиться считать, развивать фантазию.
5. Крышки, изготовленные из пластмассы разного цвета, легко моются и при необходимости могут быть подвержены обработке, бывают разного размера и привлекают внимание детей всех возрастов, поэтому их можно использовать в играх по сенсорному развитию детей с самого раннего возраста. Развитие мелкой моторики, нормализация состояния мелких мышц руки, развитие зрительно- моторной координации можно осуществить в играх с мелкими предметами- разноцветными крышечками.
6. Игра «ДИНГ РИНГ.»
- мелкую моторику;
-внимание;
-закреплять представление о цвете;
-пространственную ориентировку и др.
В комплект игры входит: цветные резинки для волос, карточки с заданиями.
Содержание игры: надеть резинки на пальчики, согласно предлагаемой карточке, можно проводить соревнования- кто быстрей наденет резинки.
7. Сухой аквариум. (для детей 2-7 лет) .
«Сухой аквариум» - набор цветных крышек, собранных в пластмассовом тазике или коробке, можно предложить ребенку в любое время: когда у него плохое настроение, или, наоборот, он слишком возбужден, или ему просто нечем заняться. Главная ценность этого пособия в том, что малыш не боится что-то сломать или потерять. Погружаясь как можно глубже в наполнитель «аквариума» (крышки, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения координированными.
Самомассаж кистей и пальцев рук в «сухом аквариуме» («бассейне») способствует:
- нормализации мышечного тонуса;
- стимуляции тактильных ощущений;
- увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;
- формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.
Вариант 1. «Купание» рук в «сухом аквариуме», погружение в крышки кистей рук, рук по локоть, по плечи, шуршание крышками.Самомассаж в «сухом бассейне» можно выполнять под музыку или сопровождать стихотворным текстом:Опустить кисти рук в «бассейн», перемешать крышки, одновременно сжимая и разжимая кисти рук, приговаривая: В «бассейне» крышки разные: зеленые и красные.Решили мы их посмотреть и пальцы запустили,Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили.
Вариант 2. На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», перемешать крышки, затем найти и достать игрушки.
Игры с цветными крышками научат малышей ориентироваться в цветовой гамме, дадут понятие о величине, будут способствовать развитию мелкой моторики рук, научат решать логические задачи, разовьют творческие способности.
Советы родителям:
Также можно рисовать на подносе с манкой.
Рисовать пальчиками и ладошками используя для этого пальчиковые краски (хорошо растворимую гуашь.)
Нанизывать макароны, пуговицы на нить.
Катать с шипами мячи между ладонями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер- класс. Развитие мелкой моторики.
В наши дни развитие мелкой моторики актуально. От того, как развита моторика зависит степень развития речи....
мастер класс по мелкой моторике
проведение мастер - класса с педагогами ДОУ по развитию мелкой моторики...
Мастер-класс по мелкой моторике
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонк...
МАСТЕР – КЛАСС «Развитие мелкой моторики детей как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму».
В ходе мастер-класса вашему вниманию будут предложены варианты простых, но значимых заданий, которые можно проводить как в процессе НОД, так и в свободной и самостоятельной деятельности детей....
Мастер-класс «Развитие мелкой моторики у детей в продуктивной деятельности(нетрадиционной аппликативной технике – обратной аппликации)»
Мастер-класс «Развитие мелкой моторики у детей в продуктивной деятельности(нетрадиционной аппликативной технике – обратной аппликации)» из пластилина...
Презентация к мастер-классу "Развитие мелкой моторики у младших дошкольников"
Презентация к мастер-классу "Развитие мелкой моторики у младших дошкольников"...