консультация Сюжетно-ролевая игра
консультация (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Игра занимает очень важное, если не сказать центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Вместе с тем игра детей в детском саду не достигает должного уровня, постепенно уходит из их жизни. Чтобы разобраться в причинах такой ситуации необходимо развести несколько тесно связанных проблем:
- какой должна быть игра на разных этапах дошкольного детства,
- какова специфика педагогических воздействий по отношению к игре, по
сравнению с другими видами детской деятельности,
- что подлежит оценке - собственно деятельность воспитателя по организации
игры детей, тематическое содержание игры или игровые умения детей.
1 слайд Игра на разных этапах дошкольного детства
На основе многочисленных исследований установлено, что на возрастном этапе
3 – 5 лет ребёнок может принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с партнёром – сверстником;
5 – 7 лет – развёртывать в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам 2- 3 партнёров – сверстников, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия.
Для того чтобы осуществить адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, необходимо:
- хорошо понимать её специфику;
- иметь представления о её развивающем значении;
- знать какой она должна быть на каждом возрастном этапе;
-уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов.
Последнее особенно важно для воспитателей, в чём мы и попробуем убедиться.
Развивающие значение игры
Педагогами и психологами установлено, что, прежде всего в игре развивается способность к воображению, образному мышлению (игра имеет большое значение для умственного развития ребенка). Для развития личности (принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми).
Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимоотношения, учится пояснять свои действия и намерения. Согласовывать их с другими детьми. Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом ребёнка она более усложняется, и не только по своему тематическому содержанию.
Тематическое содержание не может служить критерием уровня игры. Например, трёхлетний ребёнок может играть в «космонавта», выполняя два, три игровых действия:
Надевает шлем, садится в «ракету» и крутит штурвал.
Основным критерием оценки уровня игровой деятельности должны быть игровые умения детей, которые усложняются на каждом возрастном этапе.
В современных психолого – педагогических исследованиях показано, что игровые умения не возникают у детей спонтанно, сами по себе, а передаются другими людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть».
В детском саду воспитатель должен помочь детям овладеть игровыми умениями втягивая его в игру.
2 слайд. Принципы организации сюжетной игры в детском саду
- Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми.
- Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развернуть игру таким образом, чтобы дети «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения.
- Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка, как на осуществлении игрового действия, так и на пояснении его смысла
- На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двухчастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.
Остановимся на первом принципе.
В совместной игре с детьми воспитатель должен занимать позицию «играющего партнёра». Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребёнка ( а не занятием или действие по инструкции), если он почувствует в этой деятельности не давление воспитателя – взрослого, которому в любом случае надо подчиняться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнёра.
Второй принцип. Воспитателю необходимо строить игру с детьми таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе они сразу ставились перед необходимостью
Использовать новый, более сложный способ построения игры. Так, начиная с 3, 4 лет (младший и средний возраст) можно «втягивать детей в совместную игру, которую взрослый разворачивает в виде цепочки ролевых диалогов и тем самым « открыть» для детей игровую роль, сформировать умение использовать роль в качестве основного «строительного» блока игры.
В старшем дошкольном возрасте воспитатель может втягивать детей в своеобразную игру – придумывание, которая позволяет детям освоить новый способ – творческое комбинирование разнообразных событий, а также новые возможности игры.
Если строить совместную игру с детьми разного дошкольного возраста подобным образом, то можно сформировать у детей соответствующие их возрастным возможностям
игровые умения.
Третий принцип. Чтобы успешно играть с кем – то, ребёнку необходимо хорошо понимать смысл действий партнёра и самому быть понятым. Для этого он должен пояснять партнёру и игровое действие, и принятую игровую роль в игре. Поэтому воспитатель, играя с ребёнком, должен пояснять игровые действия сам («Я теперь шофер, Ты кто, врач? Куда плывёт наш пароход? И т. п.) Пояснять друг другу игровые замыслы, согласовывать их в процессе игры – задача непростая даже для детей старшего дошкольного возраста. Поэтому творческая сюжетная игра самостоятельно может развёртываться детьми лишь в небольших группах.
3 слайд. Организация игры во второй младшей группе
К трём годам у детей складывается условное предметное действие, посредством которого ребёнок развёртывает самостоятельную игру. Действие с предметами «понарошку» подготавливает возможность понимания ребёнком того. что и он сам в игре может быть кем – то иным мамой, доктором. Трёхлетний ребёнок становится способен овладеть ролью.
Какими же умениями должны овладеть дети, чтобы в полной мере использовать роль как способ построения игры?
- Уметь принять на себя игровую роль и обозначать её для партнёра
(понимать, что сейчас в игре он не Петя, а «шофёр», чтобы партнёр понимал, что он сейчас имеет дело с «шофёром» автобуса)
- Уметь осуществлять специфические для роли условные предметные действия.
(доктор делает укол, шофёр ведёт машину …)
Уметь развёртывать специфическое ролевое взаимодействие (ролевой диалог).
( доктор узнаёт у пациента, что его беспокоит, говорить как «доктор с
«пациентом»)
- Для детей 4 – го года жизни достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, развёртывать специфические игровые действия, развёртывать парное ролевое взаимодействие элементарный ролевой диалог с партнёром – сверстником.
Каким же образом можно сформировать эти игровые умения у детей?
4 слайд. Задача воспитателя при работе с детьми 4 – го года жизни – построить игру с детьми таким образом, чтобы её центральным моментом стало именно ролевое поведение.
Для формирования ролевого поведения следует начинать совместную игру с детьми в следующей последовательности:
- Воспитатель берёт на себя основную роль и втягивает ребёнка в совместную игру, предлагая ему дополнительную роль.
- Подключается к игре ребёнка, беря на себя дополнительную роль, а затем уступает её другому ребёнку.
Игра с детьми может начинаться таким образом. Привести пример Стр. 45
Внимание, внимание в нашей группе открылся магазин и т. д.
В игре воспитатель неоднократно называние своей роли («Я доктор, полечу больного мишку) (Заходите больной» и т. п.)
Воспитатель внимательно наблюдает за самостоятельной игрой детей и как бы подытоживает, напоминает «Ты как мама покормила дочку» , «Ты как доктор полечил больного мишку».
Приём параллельной роли.
Воспитатель подключается к игре, используя, дополнительную роль ( «Петя, ты кто? Шофёр, можно я буду пассажиром, мне нужно в магазин, вы можете меня подвести)
Воспитатель может развернуть ролевой диалог с ребёнком, выполняющим основную роль, например «Покупателя с продавцом». Аналогично можно играть «В доктора – больных», шофёра – пассажиров и т. п. Пример, как непринуждённо присоединиться к игре ребёнка, который без цельно крутит штурвал корабля. (Стр 49)
5 слайд Методические приёмы для активизации ролевых диалогов, речевого
взаимодействия детей.
- Игра воспитателя с детьми в «телефонный разговор»
- Первоначально проводится игра по мотивам стихотворения К. Чуковского «Телефон» Взрослый берёт на себя роль Чукоши разворачивает поочерёдно разговор с героями.
- Свободная игра в «телефонный разговор» с парами детей.
- «Телефонные разговоры» с парными взаимодополнительными ролями
Воспитатель берёт на себя основную роль, например «доктора» (Стр. 50)
«Телефонные разговоры» организуются не для того, чтобы воспитанники играли в такие игры, а для развёртывания ролевого взаимодействия детей друг с другом в свободной самостоятельной игре.
- Игры по сказочным сюжетам «Репка», «Колобок», «Волк и козлята»
Воспитатель может планировать
6 слайд. Организация игры в средней группе.
Задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни – переводить их к более сложному ролевому поведению в игре:
- формировать умение изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров,
- умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнёров в процессе развёртывания игры.
Чтобы подключиться к игре сверстников, ребёнок должен найти себе роль, подходящую по смыслу к их ролям, в ходе игры соотносить свои действия с действиями разных партнёров.
Каким же образом можно сформировать эти умения у детей средней группы?
- Совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый является не руководителем и оценивателем, а участником, партнёром детей.
- Игра должна развёртываться особым образом, так, чтобы для ребёнка «открылась» необходимость соотнести свою роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры, для развёртывания интересного сюжета.
Остановимся подробнее на структуре сюжетов. Любую интересующую детей тему, которую воспитатель хочет использовать в игре можно представить так, чтобы одна из ролей (основная) была непосредственно связана с несколькими другими ролями, относящимися к этой смысловой сфере.
7 слайд. Тема «Поездка на пароходе
матрос
Капитан пассажир
водолаз
В первом событии взаимодействует капитан и матрос, во втором капитан и пассажир, в третьем капитан и водолаз.
Чтобы включить в игру различные типы отношений, можно строить «куст» ролей следующим образом
пациент
Врач медсестра
другой врач
Пассажир
шофёр полицейский
водитель другой машины
Врач спрашивает своего коллегу, какие у него сегодня были пациенты, помогала ли медсестра; капитан узнаёт у другого капитана, куда направляется его пароход, что делают его матросы, есть ли пассажиры. Такое общение (инициатором, которого является взрослый) помогает ребёнку в самом процессе игры отчётливее представлять смысловые связи ролей, активизирует ролевой диалог, способствует развитию речи.
Приведённые схемы помогут воспитателю развёртывать совместную игру с детьми. Но даже если, воспитатель планирует какой – либо сюжет, для детей он должен выглядеть импровизацией – интересными предложениями, вносимыми по ходу игры.
Рассмотрим, как конкретно воспитатель развёртывает совместную игру с детьми.
На первом этапе игра строится таким образом, чтобы у ребёнка была основная роль в сюжете; взрослый последовательно меняет свои роли в ходе игры. Например игра «водители» Стр 63
С каждым ребёнком по такой схеме (со сменой ролей взрослым) желательно развернуть 2 – 3 раза ( каждый раз меняя, тематику).
На втором этапе – учить детей менять первоначально принятую роль в ходе игры.
При этом используются те же схемы сюжетов, но теперь взрослый. А ребёнку предлагает дополнительную: «Давай играть, я- врач, а ты больная, пришла ко мне на приём…. Как будто больная ушла. А ко мне пришла медсестра помочь. Давай ты теперь медсестра.
Меняя роли в игре, воспитатель каждый раз развёртывает новый диалог со своим основным партнёром (разговаривает с врачом, как пациент). В такую игру можно вовлечь от трёх до семи детей, пациентов , пассажиров, покупателей может быть сколько угодно.
Привести пример из опыта работы воспитателя. Стр. 68 – 70
Как видно из примера воспитатель со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активизирует ролевой диалог, помогает вступать в ролевое взаимодействие друг с другом. Вся игра носит характер свободной импровизации, дети активны, оживлены.
В игре ребёнок не только согласованно взаимодействует с одним двумя сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с воображаемым партнёром, т. е. устанавливает разнообразные ролевые связи в игре. Всё это подготавливает возможность дальнейшего перехода к совместному творческому построению новых игровых сюжетов в старшем дошкольном возрасте.
8 Слайд. Организация игры в старшей и подготовительной группах.
К пяти годам у детей сформированы условные действия с игрушками, ролевое поведение.
Что нужно для дальнейшего развёртывания детской игры?
Дети старшего дошкольного возраста стремятся воплотить в игре уже достаточно сложный замысел. (Увеличивается объём знаний об окружающем).
При этом всё сильнее становится стремление ребёнка играть вместе со сверстниками.
Но даже в небольшой группе игра часто распадается, едва начавшись, из – за непонимания и невозможности соотнести разнонаправленные предложения участников..
Для того, чтобы дети могли реализовывать свои творческие возможности и действовать согласованно, исходя из индивидуальных замыслов, необходимо овладение новым более сложным способом построения игры – совместным сюжетосложением.
Сюжетосложение включает умение ребёнка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содеожания, и при этом быть ориентированным на партнёров сверстников; обозначать для них (пояснять), какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнёров (ведь они могут предложить совсем другие события); умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры.
9 слайд Каким же образом можно сформировать эти сложные умения у детей?
- Совместная игра воспитателя с детьми, но совершенно другая, чем на предыдущих возрастных этапах.
Сделать именно сюжетосложение центром внимания детей можно в совместной игре со взрослым «игре – придумывании», протекающей в чисто словесном плане.
Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания новых сюжетов, а с частичного изменения «расшатывания» уже известных; постепенно воспитатель переводит детей к более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем ик совместному придумыванию нового.
Наиболее удобным для такого « расшатывания» являются сюжеты известных детям волшебных сказок. (Сказка имеет общую сюжетную схему). Стр. 76
Преобразовывать сказки достаточно легко: сохраняя общую смысловую канву событий, изменить можно действия персонажей или изменить самих героев и получится новая сказка.
Например сказка Иван – царевич и Серый волк. Стр. 76
Как конкретно начинать игру – придумывание с детьми?
- Совместное «вспоминание» (пересказ) известной сказки.
- Частичное преобразование известной сказки;
- Придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических событий
- Развёртывание нового сюжета с разноконтекстными (роли принадлежащие разным смысловым сферам: буратино и воспитатель, принцесса и милиционер, космонавт и учитель, Айболит и солдат. Баба и Яга и продавец и т.п.) в процессе «телефонных разговоров».
- Придумывание новых историй на основе реалистических событий.
1 Пересказ должен происходить в свободной обстановке, без оценок качества пересказа и требований полноты рассказа. «Давайте будем по кусочку вспоминать.
2 Начинать преобразование известной сказки проще всего с изменения главного героя. его задачи, волшебного средства.
Стр. 78
3 Воспитатель предлагает начало сказки. соединяя в нём сразу сказочные и реалистические элементы. Например, Ивану – царевичу очень захотелось учиться в школе и он пошёл искать её. У Емели была сестра, и родители попросили отвести её на санках в детский сад.
Игра – придумывание каждый раз должна занимать не более 15 минут. Вначале воспитатель привлекает 2 – 3 детей.
4 По мере овладения умениями совместно комбинировать разнообразные события. Воспитатель активизирует детей к соединению творческого построения сюжета с ролевым взаимодействием. С этой целью воспитатель включает в игру. Де роли принадлежащие разным смысловым сферам: буратино и воспитатель, принцесса и милиционер, космонавт и учитель, Айболит и солдат. Баба и Яга и продавец и т.п.)
Игра осуществляется в форме «телефонных разговоров» персонажей.
Стр. 81
5 В дальнейшем воспитатель предлагает игру – придумывание уже не по сказкам, а «настоящие истории» Содержание этих историй отражают знания детей. которые они получают на занятиях, экскурсиях, из книг. кино, наблюдений.
Например дети наблюдали за пожарными машинами, которые подъехали к соседнему дому, а что там произошло – никто не знает. Можно предложить детям «Давайте придумаем, что там произошло …
Например Стр, 84.
Приёмы, рекомендованные программой «Радуга»
Рассказ воспитателя «Как я имои друзья играли в детстве»
Воспитатель в роли «Диспетчера»
Внесение и обсуждение новых атрибутов.
Изготовление книжек – малышек по профессиям
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация"Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении детей с природой""
Консультация для воспитателей "Сюжетно - ролевые игры в ознакомлении детей с природой"....
Консультация "Сюжетно-ролевые игры на прогулке"
Виды сюжетных игр, которые можно использовать на прогулке:Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники» и т.д. В этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которы...
Консультация "Сюжетно - ролевая игра и ее значение в нравственном воспитании детей"
Игра - ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его личность....
Консультация "Сюжетно-ролевая игра"
Консультация для воспитателей...
Консультация «СЮЖЕТНО- РОЛЕВАЯ ИГРА, КАК ОДНА ИЗ ВАРИАТИВНЫХ ФОРМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
консультация для воспитателей...
Консультация " Сюжетно-ролевая игра как средство социално-личностного развития детей"
Консультация для педагогов...
консультация "Сюжетно-ролевые игры в жизни малышей. Многофункциональная ширма для сюжетно-ролевых игр"
Сюжетно-ролевые игры в жизни малышей. Многофункциональная ширма для сюжетно-ролевых игр Добрый день! Я работаю с детьми второй группы раннего возраста, в этом году ...