Консультация на тему: "Игра - как средство нравственного воспитания дошкольников"
презентация на тему
Консультация на тему :"Игра - как средсво нравственного воспитания дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.docx | 43.1 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«ИГРА - КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ».
Общение со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника.
Оно является условием формирования общественных качеств личности
ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений
детей в группе детского сада.
М. И. Лысина рассматривает общение « как взаимодействие двух или
более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с
целью налаживания отношений и достижения общего результата».
Формирование внеситуативно-личностного общения у дошкольников
можно рассматривать как важную предпосылку готовности к школе.
Известно, что готовность ребенка к школе предполагает умение
общаться со взрослыми и сверстниками, подчиняться правилам
общежития. Так на уроках дети должны будут уметь слушать ответ
товарища, анализировать его, оценивать, помогать сверстнику, если он
затрудняется, т. е. воспринимать ситуацию урока в целом, а не тогда,
когда учитель обращается к нему персонально.
Общение всегда связанно с деятельностью. Т. к. основной
деятельностью детей дошкольного возраста является игра, то ей
отводится ведущая роль в формировании навыков общения и
самостоятельности у детей. Общение и игра дошкольников тесно
связаны. Формируя внеситуативное общение, мы подготавливаем или
совершенствуем игровую деятельность детей. А, организуя игру, мы
способствуем развитию их общения.
Ученые, наблюдая за тем, как дошкольники в разных возрастных
группах согласовывают свои действия в игровой деятельности при
решении общей задачи, выделили шесть уровней общения ребенка со
сверстниками:
Первый уровень не может быть охарактеризован как сотрудничество.
Дети не обращают внимания на партнера, нарушают правила игры.
Второй уровень сотрудничества довольно близок к первому, но дети
уже пытаются как-то решить поставленную перед ними задачу. Они
чувствуют себя неуверенно и часто воспринимают действия партнера
как образец для слепого подражания.
Третий уровень качественно отличается от предыдущих. Впервые
возникает взаимодействие двух партнеров, но оно еще носит
ситуативный характер. Дети пытаются договориться и согласовывать
свои действия, но делают ошибки. Не могут найти общего способа
решения задачи.
Четвертый уровень развития сотрудничества характеризуется тем, что
дети впервые начинают воспринимать ситуацию задачи в целом. Между
ними устанавливаются определенные отношения, сохраняющиеся на
протяжении всей игры. Игра приобретает характер соревнования.
Ребенок внимательно следит за действием партнера, согласовывает свои
действия с партнером и вместе с тем сохраняет устойчивое отношение к
нему как к сопернику по игре. Условно этот уровень можно назвать
кооnеративно-соревновательным.
Пятый уровень характеризуется возникновением подлинного
сотрудничества и партнерства в решении общей задачи. На этом уровне
обнаруживается способность к совместному планированию действий.
Шестой уровень - наиболее высокий из всех типов сотрудничества. С
самого начала игры дети воспринимают поставленную задачу как
единую для обоих партнеров. Они сразу начинают искать её способ
решения, составляют общий план своих действий.
Для высокого уровня психологической готовности ребенка к школе
необходим уровень общения не ниже четвертого - кооперативно-
соревновательного.
Этот уровень общения формируется в играх справилами.
Таким образом, формировать у дошкольников навыки общения и
самостоятельности необходимо не только в играх творческого
характера, т. е. сюжетно-ролевых и театрализованных, но и в играх с
правилами, в которых складываются детские взаимоотношения, есть
общие цели, возможны зависть и обида.
Игры с правилами характеризуются наличием четкой системы правил,
которой подчиняется поведение игроков. Выделяют три группы правил:
- Правила, определяющие специфику типа игры и конкретное её
содержание.
- Правила, которые определяют взаимодействия детей в игре.
- Правила, определяющие выбор ведущего.
Многие игры предусматривают критерий выигрыша.
Освоение правил - длительный процесс, происходящий сначала под
руководством педагога, требующего обязательного их выполнения,
затем под влиянием детей, которые усвоили общественную значимость
правил, и, наконец, они становятся фактором, определяющим нормы
поведения каждого ребенка.
С помощью добровольно принятых норм (правил) дети учатся
налаживать взаимодействия и взаимоотношения: выбирать партнера для
совместной игры, согласовывать свои действия, регулировать свои
желания в зависимости от общей цели. Правила игры помогают
устанавливать справедливость во взаимоотношениях и взаимодействиях
детей в игре.
Наиболее успешно формирование способов взаимодействия,
доброжелательного отношения, честного соблюдения правил происходит
при целенаправленном воздействии взрослого. Правила игры помогают
устанавливать справедливость во взаимоотношениях и взаимодействиях
детей в игре.
Для формирования у ребенка надлежащего уровня общения со
сверстниками
необходима
целая
система
игр-занятий,
которая
предполагает следующие методические приемы:
- Совместная деятельность-игра, в ходе которой дети должны
согласовывать свои действия при решении общей задачи. - Наблюдение за совместной игрой детей: взрослый подсказывает
им, советует, учит взаимодействовать при решении общей задачи.
В старшем дошкольном возрасте, когда у детей развит интерес к коллективным
играм, а чувства и представления становятся более осознанными , поступки
нравственно- мотивированными, необходимо развивать чувства взаимопомощи.
Формированию взаимопомощи способствуют следующие особенности
подвижных игр: объединение детей в игровой коллектив, наличие нравственно-
ценного сюжета, правил, ролей, разнообразных по сложности двигательных
действий.
Среди большого количества подвижных игр, можно выбрать те, которые
способствуют формированию чувства взаимопомощи.
- Игры-упражнения с поочередным выполнением действий (<<Сбей кеглю»,
«Прыгни дальше»). Ребенок действует независимо от остальных детей, он
должен следить только засвоими действиями и изменять их по определенному
сигналу. Очередность выполнения втаких играх позволяет научить замечать
необходимость взаимопомощи и проявлять помощь В разных формах -
подсказывать, советовать, учить. - Второй тип игры, преимущественно с народным сюжетом, с ролями
включающими действия, помощи другим участникам игры (<<Коршун», «Волк
и ягнята»). Возможности игр этого типа для воспитания у детей взаимопомощи,
заключены в самом содержании роли. Действуя согласно роли, ребенок
проявляет по ходу игры такие качества, как доброта, забота, взаимопомощь.
Сама роль накладывает на ребенка определенные обязанности по оказанию
помощи другим персонажам сюжетной игры. Ролевое поведение оказывает
определенное влияние на взаимоотношения детей, создает основу для
проявления ребенком взаимопомощи в реальной жизни. - Подвижные игры третьего типа (<<Волк и олени», «Птички и кошка»)
способствуют воспитанию у детей умения управлять своим поведением в
коллективе играющих, проявлению организованности, доброжелательного
отношения к сверстникам. Задача ребенка в игре состоит не только в избежание
опасности, но и в помощи пойманному. Дети постепенно усваивают, что нельзя
оставлять попавшего в беду и смеяться над неловкостью товарища, потому что
такое может произойти с каждым.
- Игры, в которых от действий взаимной помощи зависит достижение общего
успеха (<<Оленьи упряжки»). В них особое значение приобретает умение
действовать в интересах товарищей, помогать друзьям и принимать помощь от
них.
Каждая игра несет в себе организующие и дисциплинирующие моменты,
которые зафиксированы в правилах, устанавливающих, что нужно, а чего нельзя
делать в данной игре, они определяют весь ход игры, регулируют двигательную
деятельность детей, их поведение, взаимоотношения, содействуют воспитанию
морально-волевых качеств. Правила создают в игре определенные усложнения, в
рамках которых ребенок не может проявить воспитываемых у него качеств.
Например, действия, выполняемые по сигналу в любой игре, вырабатывают у
ребенка внимание, выдержку, самообладание. Кроме того, требование выполнения
правил способствует преодолению эгоистических эмоций и побуждений при
достижение цели.
Освоение правил
длительный процесс, происходящий сначала под
руководством воспитателя. В младших группах правила воспринимаются детьми
как обязательное и необходимое действие, возникающее по ходу развития игры
(кЗайки убегают после появления медведя»). Не осознавая еще правила игры, дети
приучаются к своевременной реакции: с одной стороны совершая действия по
сюжету игры, с другой- в силу вырабатывающего рефлекса на определенный
сигнал.
В старших группах сознательное отношение к правилам и их выполнению
вырабатывается постепенно и не одновременно. Сначала дети выполняют их под
руководством воспитателя, позднее под влиянием детей усвоивших
общественную значимость правил, и, наконец, они становятся фактором,
определяющим нормы поведения каждого ребенка.
Осознание правил ведет к тому, что дети становятся более организованными,
приучаются оценивать свои и чужие действия, радоваться успеху других детей.
Это способствует воспитанию самостоятельности, умению организовывать игру
без помощи взрослого, проявлению инициативы ..
СтаРIIIИХ ДОIIIКОЛЬНИКОВ воспитатель постепенно подводит к самостоятельной
организации подвижных игр, следя за ее ходом и особенно за выполнением
правил и взаимоотношениями детьми. Он предлагает детям творческие задания:
придумать варианты подвижных игр, изменяя ее сюжет, игровые действия.
Обогащение самостоятельного игрового опыта зависит от проявления интереса
ребенка к игре, умения договориться, распределять роли между играющими,
планировать свои действия и предвидеть действия других детей. Создавая
предпосылки для самостоятельной игровой деятельности важно на протяжении
всей игры поддерживать интерес к ней разными средствами: использование и
обыгрывание атрибутов и пособий, использование фольклора, разных приемов и
сбора на игру, способ распределения ролей. По мере накопления детьми
двигательного опыта, игры нужно усложнять не меняя их замысла. Можно
увеличить дозировку, усложнить двигательное содержание, изменить размещение
играющих на площадке, сменить сигнал, провести игру в нестандартных условиях
( в лесу), усложнить правила.
В процессе изменения игровой ситуации ребенок постепенно приучается
самостоятельно находить наиболее удачный способ действий, приспосабливать
свои действия и движения в соответствии с учетом игровой обстановки и
необходимостью достичь поставленной задачи.
При широком систематическом использовании подвижных игр на занятиях,
прогулках, свободной игровой деятельности, у детей появляются навыки, которые
они реализуют в самостоятельной двигательной деятельности, организуя ее без
помощи взрослого, развивая способности к объединению в общей игре.
Участие детей в вышеперсчисленных подвижных играх положительно
сказывается на вне игровых взаимоотношениях дошкольников. Задача
воспитателя- заметить возможные факты переноса полученных в играх знаний и
умений в реальную жизнь, положительно оценить подобные проявления, привлечь
внимание сверстников к совершенному ребенком хорошему поступку.
Подвижные игры создают большие возможности для формирования у детей
важных личностных качеств, таких как самостоятельность, настойчивость,
самообладание, воля, необходимых ребенку в школе.
Дидактические игры позволяют решать задачи познавательного и
социального развития в единстве. В них должны создаваться условия
для активного участия всех играющих, их свободного и
непринужденного общения и взаимодействия.
Свобода и самостоятельность ребенка в игре зависят от того,
насколько он владеет способами игровой деятельности и способами
построения взаимоотношений со сверстниками.
Самостоятельность проявляется в умении поставить определенную
цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами,
действуя при этом сознательно и инициативно как в знакомых
обстоятельствах, так и в новых условиях, требующих принятия
нестандартных решений.
Воспитанию самостоятельности, умению организовывать игру без
помощи взрослого, проявлять инициативу способствует создание в
группе соответствующей среды и систематическая, хорошо
организованная педагогическая работа с широким использованием
дидактических игр.
В группах должно быть отведено место для дидактических игр, где
дети могут спокойно играть не мешая друг другу.
Дидактический материал должен быть подобран в соответствии с
возрастом детей.
Правильная организация игры с детьми предполагает:
- создание благоприятных условий для самостоятельной игры;
- совместную игру воспитателя с детьми.
В подготовку к проведению дидактических игр входят:
- Отбор игры в соответствии с задачами и возрастными
особенностями детей.
С целью развития навыков общения у малышей можно использовать
все игрушки и оборудование, перечень которого дается в программе
обучения и воспитания детей для соответствующей группы. Подбор
игрушек, организация предметной среды для самостоятельной игры
в большей мере дублируют ситуации совместной игры взрослого с
детьми. В группе должен быть дидактический столик с двумя
экземплярами дидактических игр и игрушек ( один для показа
образца, второй - для самостоятельных действий ребенка). Также
необходимо иметь оборудование для игр с водой и песком.
В раннем возрасте используются такие настольно-печатные игры,
как разрезные картинки из 2-4 частей, складные кубики, лото с
предметными картинками (геометрическими формами,
изображением игрушек, животных, предметов одежды, обуви,
мебели).
Чтобы избежать конфликтных ситуаций, которые, как правило,
разрушают игру детей этого возраста необходимо иметь по
несколько экземпляров игрового материала.
Во второй младшей группе используются различные парные
картинки-лото, лото с сюжетными картинками, мозаики, разрезные
картинки из 4-6 частей.
Игровой материал должен соответствовать следующим
требованиям:
содержать один общий предмет оперирования;
действия с предметами должны быть привлекательными для
детей и не требовать чрезмерных усилий;
игровое предметное действие должно завершаться ярким
внешним эффектом, чтобы ребенку было понятно, когда нужно
передать ход другому участнику игры.
В средней группе необходимо иметь игры на основе алгоритмов (
в которых нужно вести игровой персонаж по игровому полю по
условным знакам-стрелкам), домино, развивающие игры «Сложи
узор», «Куб-хамелеон», «Точечки», игры на основе простого
плана-схемы «Найди по схеме», «Волшебные значки» и т. д ..
В старшем дошкольном возрасте вводятся игры справилами,
требующие умственной компетентности (шашки, шахматы,
домино, «Скажи наоборот» и т.п.), игры С использованием
головоломок «Танграм», «Колумбовое яйцо», «Волшебный
квадрат» ИТ.д.
2)Определение количества играющих.
3)Определение наиболее удобного времени проведения.
4) Определение места для игры.
5) Подготовка дидактических материалов для выбранной игры
(игрушек, предметов, картинок).
Все эти пункты соблюдаются при подготовке к проведению игры
во всех возрастных группах. Проведение игры воспитателем в
разных возрастных группах отличается. Содержание игры должно
расширяться и обогащаться от младших групп к старшим.
Возможности младших дошкольников (до 3-х лет) в
развертывании самостоятельной деятельности ограничены. Они
быстрее овладевают игровыми умениями в ситуации
непосредственного взаимодействия и общения со взрослыми в
совместной игре.
На первых порах овладения малышами дидактическими играми
взрослый сам выступает в роли ведущего. Дети с помощью
взрослого успешно выполняют игровые действия. Выигрыш в игре
не выделяется т .к. малыши не нуждаются в праве на
преимущественную активность в игре.
В этом возрасте ребенку необходимо личное общение, он ждет от
других внимания, понимания, сочувствия. Дети с особым интересом
играют, если взрослый поощряет, поддерживает их игру.
Положительная оценка воспринимается ребенком как показатель
хорошего отношения к нему взрослого.
Воспитатель побуждает ребенка включаться в диалог всеми
доступными средствами (движениями, мимикой, жестами, словами).
Например, с помощью дидактической игры «Кто как кричит»
побуждает малышей к подражанию речи, в ходе игры комментирует
свои действия и действия детей, задает вопросы.
Контакты ребенка с ровесниками полностью ситуативны, слиты с
игрой, однако ребенок играет рядом с другим, а не вместе с ним.
Постепенно у детей появляется стремление к парному
взаимодействию. Для этого необходимо предоставлять детям
несколько экземпляров знакомых игр.
Нужно поощрять присутствие сверстников, наблюдающих за
игрой.
Уровень самостоятельности у детей 4-го года таков, что ребенок
может выполнять задание, знакомое по прошлому опыту, действуя
известным ему способом в знакомых условиях (или несколько
измененных).
Самостоятельность будет проявляться в том случае, если ребенок
владеет способом выполнения той или иной задачи.
Для этого воспитатель организует с небольшими подгруппами
детей (не более 4-х) настольные игры, включающие право
очередности и простое правило действий с предметами.
Начинать развивать умение взаимодействовать по правилу лучше
в простых по содержанию играх, в которых участвуют двое
малышей. Вначале взаимодействия детей строятся на основе правил
игры, позволяющих выделить результат каждого играющего. Так,
например, в играх с настольно-печатным материалом типа лото ( с
простыми изображениями «Форма и цвет», «Овощи и фрукты»,
«Найди пару») воспитатель учит детей показывать и называть
картинки друг другу и Т.д.
Затем с помощью взрослого дети овладевают правилами
поочередного участия в игре (в играх типа домино). Правило
очередности действий самый доступный для детей способ
регуляции совместной деятельности. Оно выражает справедливость,
равноправное участие в игре всех желающих.
Воспитатель должен быть внимателен к совместным играм детей
в случае необходимости помогать им, особенно в начале игры
(напомнить правило, помочь определить ведущего, посоветовать
что-либо, принять кратковременное участие в детской игре).
После 4-х лет игра с правилами может быть освоена детьми во
всей полноте ее специфических характеристик, к которым
относятся:
наличие
результата-выигрыша,
состязательные
отношения между участниками, наличие формализованных правил,
обязательных для участников.
На пятом году жизни дети могут участвовать в совместных
дидактических играх с правилами. Для более успешного овладения
игровыми умениями им также нужна помощь взрослого. Играя с
детьми, взрослый занимает позицию заинтересованного партнера и
одновременно контролирующей инстанции, побуждая своими
комментариями к соблюдению правил (к'Гак нельзя делать. У нас
такое правило ... » и т.п.), т.е. формирует отношение к правилу как
обязательному для всех участников. При этом необходимо помнить,
что объяснение и показ взрослого в силу его авторитета
воспринимаются детьми как абсолютно правильные. Воспринимая
те нормы и стиль взаимодействия, которые демонстрирует
взрослый, ребенок принимает их как естественные и строит на их
основе собственный стиль общения.
Постепенно воспитатель учит детей выполнять роль ведущего. В
ходе игры он передает роль ведущего одному из игроков, а на себя
берет функции играющего.
Начиная примерно с середины года, воспитатель приступает к
центральной задаче года- формированию у детей представления о
выигрыше, ориентации на выигрыш, умения вступать в
состязательные отношения, использовать в самостоятельной игре
критерии определения выигрыша.
Наиболее подходящим материалом для решения этой задачи
являются детские аналогии игр на удачу (например, разнообразные
маршрутные игры типа «Найди клад»). В этих играх, не требующих
ни физических усилий, ни ловкости, ни особой умственной
компетентности, возможности всех детей уравнены, каждый имеет
одинаковые шансы на успех. Выигрыш, если игра повторяется
несколько конов, непременно выпадает на каждого участника игры.
Для детей этого возраста выигрыш необходимо материализовывать
фишкой, фигуркой, игрушкой и т. д ..
Обязательно необходимо подводить итоги игры.
На этом этапе, как и раньше, воспитатель обеспечивает детей
готовыми правилами игры.
Играя с детьми он учит их использовать правила очередности и
разных типов жребия при определении ведущего или начинающего
игру, а также правила разрешения возникающих конфликтов.
в
дальнейшем
воспитатель
расширяет
детский
опыт
использования критериев определения выигрыша, вводя их не
только в игры на удачу, но и игры смешанного типа, где элементы
удачи соединяются с требованиями ловкости.
Необходимо помнить, что дети этого возраста стремятся к
самостоятельности, но неудачи обескураживают их. Накапливаясь,
безуспешные усилия порождают у них неуверенность. Поэтому
очень важно правильно определить степень сложности задания и
его объем.
Играя с детьми, педагог всегда подчеркивает доброжелательное
отношение к партнерам независимо от успехов в игре, воспитывая у
детей эмоционально сдержанную реакцию на проигрыш.
Быть активным участником процесса общения ребенку позволяет
умение вести диалог. Поэтому в этом возрасте уделяют большое
внимание развитию диалогической речи. Для этого организуют
дидактические словесные игры парами. В них дети учатся
ориентироваться на партнера, слушать собеседника, отвечать на его
высказывания, поддерживать разговор, соблюдать очередность
речевых и игровых действий, аргументировать согласие или
несогласие с действиями партнера, обращаться к нему с
поручениями, просьбами, задавать вопросы, рассуждать и т. д ..
Игры С правилами у детей старшего возраста (5-7 лет) занимают
большое место среди других видов деятельности. К пяти годам
дошкольники уже способны в совместной игре действовать
согласовано. Дети способны сравнивать результаты своей
деятельности с результатами деятельности других. Они стремятся к
достижению и демонстрации сверстникам положительного
результата.
Несмотря на то, что дети контактируя в игре, обращаются друг к
другу по деловым поводам, уменьшается ситуативность их
общения. В рамках внеситуативной формы общения у
дошкольников формируются довольно устойчивые предпочтения,
привязанности, появляются зачатки дружбы между сверстниками.
Важную роль в налаживании эмоциональных контактов между
детьми играют разнообразные игры, в которых требуется
образовать общий круг, соблюдать очередность, ориентироваться на
общий облик, голос игроков. Таковыми являются игры «Краски»,
«Где мы были, мы не скажем», «Садовник», «Угадай по голосу»,
«Совушка», «Разведчики». Например, в известной народной игре
«Садовник» дети последовательно обращаются друг к другу: «Все
цветы мне надоели, кроме ... ». Это игровое взаимодействие не носит
характера личностного общения, но в нем все же ребенок имеет
возможность признаться в своей симпатии, выбрать желаемого
партнера, установить контакт с предпочитаемым сверстником.
Важно, чтобы дошкольники старшего возраста не только
принимали активное участие в играх, но и умели самостоятельно их
организовывать.
Пятилетние дети способны выделить и усвоить два типа способов
дидактических игр: общие, организующие содержание игр одного
типа,
и частные,
определяющие содержание
конкретной
дидактической задачи.
Для того, чтобы игры с правилами побуждали детей к
самостоятельности, лучше знакомить их с общими принципами
отдельных типов игр: лото, домино, пазлы, складные картинки и
т.д. так игры типа лото и домино построены по принципу парности.
Его можно раскрыть детям на примере какой-либо несложной по
содержанию игры, например, «Подбери окошки». Выделив этот
принцип, дети смогут самостоятельно играть в аналогичные игры.
Воспитатель поощряет самостоятельную организацию детьми
известных игр в небольших подгруппах, старается увлечь их играми
с готовым содержанием и правилами, предоставляя детям
необходимые игровые материалы. Можно попросить одного из
детей научить своих товарищей знакомой ему игре. Ребенок при
этом должен будет объяснить правила так, чтобы дети его поняли.
Так, например, дети, посещающие кружок по шахматам обучают
этой игре других детей группы.
В этом возрасте повышаются требования к точности выполнения
правил. Партнерские отношения обеспечиваются добровольным
принятием правил и обязательным соблюдением всеми участниками
игры.
Но в процессе самостоятельной игры между детьми могут
возникать конфликты. Они чаще всего связаны с тем, что ребенок
этого возраста оценивает результат своих действий как абсолютно
правильный. Он очень ревностно следит за тем, чтобы правила игры
соблюдались всеми, в том числе и взрослыми. Необходимо
создавать условия, чтобы разногласия детей
процесс е рассуждений, споров, обсуждений.
конфликтной ситуации приводит к тому, что
разрешались в
Если появление
некоторые дети
выходят из игры и переходят к ее индивидуальному варианту,
педагог должен отнестись к этому спокойно, особенно если ребенок
с удовольствием продолжает играть сам.
Таким образом, игры с правилами являются для старших
дошкольников средством освоения отношений между людьми: они
способствуют осознанию ими своих обязанностей, пониманию норм
морали, требований справедливости, формированию чувства долга.
В ходе этих игр дети овладевают механизмом управления своим
поведением, который в дальнейшем будет проявляться в других
видах деятельности, в том числе и учебной деятельности в школе.
При наиболее благоприятных условиях развития детей, к моменту
поступления в школу они смогут управлять своим поведением в
целом, а не только отдельными действиями. К старшему
дошкольному возрасту общение в игре приобретает всё большую
самостоятельную ценность, выражающуюся в стремлении к
сопереживанию и взаимопониманию, в налаживании с партнером
доброжелательных отношений, отзывчивости, внимания.
В заключение хочу отметить, что игровая деятельность будет
способствовать формированию навыков общения и
самостоятельности у дошкольников в том случае, если в саду
ведется систематическая, хорошо организованная педагогическая
работа. Источником информации о эффективности педагогического
процесс а, изучения развития детей в игре, их активности,
коммуникативных способностей служат наблюдения за
самостоятельно игровой деятельностью дошкольников. Диагностика
помогает обеспечивать научный подход к организации работы с
детьми, позволяет точно учитывать потребности по всем
направлениям развития, систематизировать всю работу детского
сада и более объективно оценивать результаты педагогической
деятельности.
и детьми, вместе и одинаково. Это сближает детей друг с другом и со взрослыми, а
также способствует подражательным действиям. Дети легко подхватывают не
только движения, но и настроение друг друга. Радость ребенка усиливается от того,
что другие испытывают то же самое. Именно это и создает естественную связь и
общность между детьми. В то же время игра их прекрасно организует, но это не
вынужденная организованность и даже непослушание, а своеобразная
«завороженносгъ» общими действиями, которая возникает благодаря детской
подражательности.
Несколько сложнее для малышей игры, в которых приходится действовать
группами по очереди. В таких группах дети учатся считаться друг с другом,
уступать другому ребенку ведущую роль.
В игре «Куклы пляшут» содержится два вида действий, каждое из которых
приобретает для ребенка особый смысл и эмоциональную насыщенность. Во-
первых, ребенку важно поплясать на виду у всех с куклой. Во-вторых, закончив, он
с удовольствием выбирает сам, кому передать свою куклу, получая при этом
возможность выразить свою симпатию кому-то из детей. Каждое из этих действий
позволяет проявить самостоятельность. В то же время игра организует поведение
детей в совместной деятельности, учит пользоваться общими игрушками, передавая
друг другу.
Ожидание своей очереди требует известных усилий, но заинтересованность
общей игрой облегчает эти усилия. Важно и то, что все участники игры активны на
всем протяжении - не только те, кто пляшет с куклами, но и те, кто ожидает своей
очереди, поскольку они выполняют роль музыкантов. Подобные игры закладывают
предпосылки самостоятельности и начало дружеским контактам.
Такие игры как «Лохматый пес», «Догонялки» направлены на воспитание
нравственно волевых качеств личности. В этих играх ребенок должен строго
соблюдать правила и подчинять свои действия определенному сигналу ( не убежать
раньше времени). Благодаря наглядности цели и средства ее достижения, ребенок
может сам оценивать правильность поведения, как других участников игры, так и
своего. Это позволяет воспитателю направлять поведение ребенка в русло более
социально приемлемых форм взаимодействия.
Для определения уровней общения в игровой деятельности
невозможно задать жесткие критерии, но воспитатель может
руководствоваться рядом показателей, позволяющих
приблизительно отнести общение ребенка к одному из трех уровней
- высокому, среднему, низкому - в соответствии с возрастными
особенностями детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Классическая музыка как средство нравственного воспитания дошкольника»
Роль классической музыки в нравственном воспитании дошкольника....
Консультация для воспитателя. "Музыка как средство нравственного воспитания дошкольников."
Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, восп...
Методическая разработка на тему: «Игра, как средство нравственного воспитания дошкольника»
laquo;Без игры нет и не может бытьполноценного развития.Игра – это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребенкавливается живительный потокпредставлений, понятий.Игра – это и...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Игра - как средство нравственного воспитания дошкольников»
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуальна в сложившейся ситуации в современном обществе. Возникши...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Игра как средство нравственного воспитания дошкольников»
laquo;Без игры нет и не может быть полноценного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий».В. А. ...
Консультация для воспитателей "Сказка как средство нравственного воспитания дошкольников"
laquo;Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств,без которых немыслимо благородство души,сердечная чуткость к человеческому несчастью,горю, страданию. Благодаря сказ...