Творческий отчет
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Бабушкина Алена Вячеславовна

 коммуникативное развитие детей, через коллективное творчество

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_babushkina.doc165 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Березка» п. Зеленоборск»

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

ПО ТЕМЕ:

Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста, через коллективное творчество.

Воспитатель:

Бабушкина А.В.

Бабушкина Алена Вячеславовна

Образование: высшее педагогическое

в 2006 г. окончила Тобольский государственный институт им. Д.И. Менделеева по специальности «Изобразительное искусство»

                                            Педагогический стаж: 2 года

                                             Место работы: МАДОУ д/с «Березка» п. Зеленоборск

Содержание

1.

Введение………………………………………………………………….

4

2.

Работа по направлениям………………………………………………...

6

3.

Список литературы………………………………………………………

19

4.

Приложение………………………………………………………………

20

Введение.

 Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребёнка, в том числе в его коммуникативном развитии. Проблема развития коммуникативных навыков общения у ребенка - одна из актуальных проблем дошкольной педагогики. Коммуникативные навыки  - это навыки общения, направленные на создание положительных взаимоотношений с партнером и группой. Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психологических функций. Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребёнок не только познаёт другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. Одной из самых серьезных социальных проблем, с которой сталкивается воспитатель в дошкольном образовательном учреждении, является нарушение коммуникативных навыков и недостаточное развитие эмоциональной сферы детей, что обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни.

 Актуальность

Выше сказанное дает все основания считать данную проблему актуальной.

Работу по развитию эмоциональной сферы необходимо начинать с детства. Этому способствует организация учебно-воспитательной работы по развитию эмоциональной сферы средствами коллективного творческого дела.

Деятельность детей дошкольного возраста характеризуется отсутствием регламентированного результата, что в значительной мере способствует активному проявлению фантазии, творчества. Придание деятельности коллективного творческого характера имеет первостепенное значение для решения воспитательных задач, в том числе и для развития эмоциональной сферы. Деятельность на коллективных занятиях заключает в себе возможности для объединения дошкольников, обладающих самыми различными умениями, знаниями, и позволяет каждому испытать радость успеха.

Коллективное творческое дело - это уникальное и в то же время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива.

Именно эти идеи мы взяли на заметку, чтобы использовать в дальнейшей работе, а именно развивать эмоциональную сферу дошкольников средствами коллективной творческой деятельности.

. Все выше изложенное позволило сформулировать тему работы: «Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста, через коллективное творчество.»

Целью работы является: Формировать у детей этически ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков, через коллективное творчество. Для реализации поставленной цели определила следующие задачи:

1.Выявить уровень развития эмоциональной сферы дошкольников средствами коллективного творчества;

2.Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях;

3.Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;

4.Повысить мотивацию к изобразительной деятельности и ручному труду;

5.Познакомить с основными изобразительными материалами и научить ими пользоваться;

6.Приобщить родителей к участию в жизни ДОУ.

7.Обьеденить усилия ДОУ и семьи для коммуникативного развития личности ребенка.

Предполагаемый результат:

К концу году дети должны:

        1.Договариваться о совместной работе, ее содержании;

        2.Работать вместе , уступать друг другу, помогать , подсказывать;

        3.Планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;

        4.Развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру.

Новизна работы заключается в том, что определена система работы с детьми, в основе которой лежит коллективное творчество.

Дошкольный возраст период расцвета познавательной активности. Повышенная эмоциональность – важная отличительная черта воображения дошкольника. Придуманные персонажи приобретают для ребенка личную значимость и начинают жить в его сознании как совершенно реальные. Многочисленные детские страхи, которые нередко встречаются в этом возрасте, объясняются как раз силой и живостью детского воображения и повышенной эмоциональностью.

 

Еще одна особенность общения сверстников – преобладание инициативных действий над ответными. Проявляется это в невозможности продолжить диалог, для ребенка важнее собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаем им не поддерживается. Несогласованность коммуникативных действий порождает конфликты, протесты, обиды. Задача педагога помочь ребенку наладить контакт друг с другом, учить слышать другого.

Создание атмосферы в детской группе, когда внимание и симпатии других достаются всем примерно поровну, которая наиболее благоприятна для развития личности ребенка, является важной задачей воспитателя. Этому способствует также эмоциональная вовлеченность взрослого в общую с ребенком деятельность, благодаря которой может произойти передача смысла и мотива, т.е. своего рода эмоциональное заражение взаимодействия.

       Работа над темой велась в несколько этапов:

1. Подготовительный  - 2013 учебный год. (Выбор темы, изучение психолого-педагогической литературы и опытов работы в выбранном направлении, мониторинг)

2. Основной – 2013-2016 учебный год (Создание благоприятной эмоциональной среды. Занятия и совместная деятельность взрослых с детьми. Работа с родителями, работа со специалистами)

3. Заключительный – 2016 учебный год (Проведение психолого-педагогического мониторинга, анализ проделанной работы, подведение итогов)

    В работе по данному направлению применяла накопленный опыт

современных педагогов и использовала основные принципы:

• Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением.

• Последовательность – (от простого к сложному). Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;

• Индивидуальный и дифференцируемый подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка, которое также может привести к негативизму. Все эти принципы тесно связаны друг с другом и являются составной частью педагогического  процесса.

       Коллективное творческое дело - это уникальное и в то же время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива. Поэтому оно дело жизненно важное, общественно необходимое. Оно - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами по общей жизненно-практической заботе. Оно - творческое, потому что планируется, готовится и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач.

Особенности коллективного творческого дела:

•        практическая направленность;

•        коллективная организация;

•        творческий характер;

•        дети заботятся друг о друге;

•        о своем коллективе;

•        об окружающих людях;

•        о далеких друзьях;

•        поиск лучших средств этой заботы;

•        все более четкая организация своей жизни;

•        разнообразных дел на пользу и радость;

•        это сплачивает воспитателей и воспитанников.

Именно эти особенности коллективного творческого дела, характеризуют их практическую сторону, определяют отличительные черты обучающей, развивающей и воспитательной задач. Эти задачи в процессе коллективного творческого дела становятся и решаются воспитателями по преимуществу незаметно для воспитанников, как бы “по ходу”, в глубине решения жизненно-практической задачи, и открываются воспитанникам в той или иной степени - при обсуждении результатов.

Этим коллективные творческие дела принципиально отличаются от мероприятий: бесед, экскурсий, работы кружков и т.п. для которых, напротив, характерна открытая постановка перед воспитанниками и открытое осуществление образовательных, развивающих и воспитательных задач.

В отличие от коллективных дел здесь на первый план выступает на создание воспитанниками вместе с воспитателями и под их руководством нового жизненно важного опыта, а не применение в практических целях ранее усвоенных знаний и умений, навыков, которые должны быть переданы учащимися к учебной работе.

Сила каждого коллективного творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел - гибкая форма и богатое разнообразие содержание, нестандартные варианты.

Изучение и использование коллективных творческих дел невозможно без знания их общих воспитательных, обучающих и развивающих возможностей, без понимания того, как эти возможности раскрываются в каждом виде.

Различаются следующие виды коллективных творческих дел: общественно-политические, трудовые, познавательные, художественно-эстетические, организаторские, спортивно-оздоровительные.

Основной отличительный признак вида - общая практическая забота, которая выступает на первый план.

Каждый вид коллективного творческого дела обогащает личность определенным видом общественно ценного опыта.

Художественно-эстетические коллективные творческие дела имеют особые воспитательные возможности. Главная из них - развитие эстетической стороны жизни нашего общества, народов других стран, к искусству, как составной части духовной культуре, к себе как младшим товарищам взрослых по сохранению и внесению прекрасного в окружающий мир. Именно художественно-эстетические дела позволяют целенаправленно развивать у воспитанников художественно-эстетические взгляды и убеждения, действенный интерес к различным видам искусства, умениям и навыкам художественного творчества, эстетическую восприимчивость и отзывчивость, благородство души.

Успешное использование системы коллективных творческих дел, реализация воспитательных возможностей обеспечиваются соблюдением трех основных условий.

Первое условие - всемерное развитие отношений творческого содружества воспитателей и воспитанников.

Второе условие - всемерное развитие отношений творческого развития между воспитанниками старших и младших поколений.

Третье условие - всемерное развитие отношений творческого содружества между самими воспитателями.

Совместная практическая деятельность по воплощению в жизнь коллективного творческого дела, также способствует развитию отношений, развитию эмоциональной сферы, творческому развитию.

Участвуя в дружеском общении, воспитанники удовлетворяют и углубляют познавательные интересы, расширяют кругозор, наблюдательность, зоркость, внимательность, общительность, отзывчивость, душевная щедрость и тактичность, осуществляется эмоциональное развитие.

Необходимо подчеркнуть, что, уровни и динамика использования системы коллективного творческого дела являются - по их сути - общими для комплексной организации, осуществления воспитательной работы в любом коллективе.

Главной методической особенностью коллективного творческого дела является субъектная позиция личности. Коллективные творческие дела направлены на развитие различных сфер личности и имеют как общие, так и специфичные особенности. Оценивание результатов творчества: похвала за любую инициативу; публикация работы; выставка работ; награждение грамотами, дипломами; присвоение званий.

Совместное участие в коллективном творческом деле заставляет младших подтягиваться к старшим, воздействуя друг на друга и сам на себя. Старшие стремятся не уронить уровень своего достоинства перед младшими стремятся быть знающими, умелыми, дружными, смелыми. происходит положительное взаимное влияние младших и старших. В старшей группе во второй половине учебного года воспитатель может переходить к заданиям, требующим распределения работы между несколькими детьми, объединенными в одну подгруппу, коллективные обсуждения влияют на развитие творчества, дети приобретают опыт сотрудничества. В процессе коллективной творческой деятельности воспитатель ставит задачи, но делает это незаметно. Дошкольники, как бы сами “открывают” эти воспитательные задачи, вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, принимают ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые. Педагог, по возможности, незаметно для всех участников дела, для которых оно организуется, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудавшиеся моменты.

Совместная практическая деятельность по воплощению в жизнь коллективного творческого дела, способствует развитию отношений, развитию эмоциональной сферы, творческому развитию.

При этом условии для каждого ребенка важным становится его личный вклад в общую работу, стремление к качественному выполнению индивидуального задания, являющегося частью общего, желание оказывать помощь сверстникам, проявлять к ним внимание как к участникам общего дела.

Объединяя детей для выполнения ими совместных заданий, воспитателю немаловажно учитывать уровень умений каждого ребенка, наличие у него творчества, самостоятельности, характера взаимоотношений, сложившихся у него со сверстниками.

В коллективной творческой деятельности легко и незаметно формируются умения взаимодействовать с людьми, и развивается эмоциональная сфера дошкольников.

 

     

  1. Развивающая среда в  группе. Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

- доступность среды, что предполагает:

     - доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

-свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Работа с детьми.

    Все коллективные работы должны иметь целевое назначение. О предстоящем коллективном творчестве детям старалась говорить заранее. Я подводила детей к тому, чтобы вместе создать картину. Сделать украшение к празднику, украсить группу, коридор, зал. Выполнить панно для досуга, ко дню рождения ребенка, декорации к играм, спектаклям, афиши, проиллюстрировать сказки, стихотворения.

Хочу привести пример новизны обстановки и необычного начала работы и вариативности создания общей композиции. Дети выполняли изображение на небольшом листе такого же цвета, что и общий лист. После выполнения задания они наклеивают свой лист на общий, единый фон, объединяющий все работы. Я показывала детям кукольный театр по сказке “Репка”, представление остановилось на том, что я не могла показать, какая выросла репка большая. Тут я предложила детям помочь срочно. Для декорации нужно было изготовить репку и сделать могли бы дети. Они с удовольствием принялись за дело: кто-то делал обрывной аппликацией правый бочок репки, кто-то левый, кому-то достался хвостик. Работали дружно, некоторые дети поделили обязанности: кто-то рвал бумагу, кто наклеивал, а многие успевали и то и другое. Когда части репки соединили, получилась действительно большая-пребольшая репка. Эта картинка стала декорацией для кукольного театра по сказке “Репка”. Дети смогли досмотреть ее и потом не раз сами организовывали ее показ. Добиться результата, заинтересовать детей помогла проблемная ситуация, и еще они конкретно почувствовали общественную значимость своего коллективного труда. Общими усилиями они довели дело до конца. Ведь это есть уже проявление воли, хотя пока и импульсивное. Подобные варианты, такие, как “Белоснежка и семь гномов”, рисование животных из сказки “Теремок”, “Одуванчики”, “Жуки ползают на поляне”, “Спрячем зайчиков” и т.д. могут быть использованы с детьми среднего возраста.

Начиная, со средней группы, я учила детей выполнять работу вдвоем на одном листе по два одинаковых по сложности персонажа – лису и волка. Задача проста: надо лишь поделить территорию листа. Я всегда помогаю договориться малышам. Если же два ребенка украшают две варежки, надо договариваться, чтобы был одинаковый узор. Подбор таких тем для работ подталкивает детей к общению, заставляет совместно планировать деятельность, чем старше возраст, тем сложнее упражнения (шапка, шарф, или части Городецкой солонки, или роспись гжельского сервиза, хохломская посуда). Я всегда помню, как важно, чтобы на занятиях по изобразительной деятельности и ручному труду детям было интересно, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом, и мечтаю об этом. Как добиться такого эффекта, при котором дети в комфортной обстановке творчества учатся взаимодействовать, развивать координацию, моторику, усидчивость, аккуратность, самоконтроль, умение доводить начатое дело до конца. Именно эти качества являются основой для развития личности в целом.

Еще один новый прием работы детей в коллективе – это практический материал по сюжетной аппликации “Делаю книжку сам”. Уникальная серия пособий для детского творчества детей. В чем ее уникальность? Да в том, что ребенок своими руками создает иллюстрации к любимой сказке. Причем делает это не с чистого листа, а при помощи художника – профессионала, которой свою часть работы по оформлению книжек уже выполнил и оставил пространство для самостоятельного творчества детей. Ребенок слушает сказку и замечает с подсказкой взрослого, что в них чего-то не хватает! Вот и принимайтесь за дело! Из маленькой книжки вырезают детали и приклеивают их на соответствующие страницы большой книжки, пользуясь примерами композиций. Оформлением книжек дети могут заниматься могут индивидуально, в парах или небольшими группами. В случае коллективной работы нужно распределить между собой страницы книжки-малышки (их можно разрезать, чтобы у каждого была своя страничка с деталями и схемой). Каждый художник, выполнивший свою часть работы – вырезает свои детали и приклеивает их в общую книгу на своей странице. А потом все дружно могут гордиться своей книжкой .

Из собственного опыта я поняла, что одно из наиболее важных условий успешного детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы вот – что мне помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Для меня важно, всякий раз создавать новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – вносить новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребят положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться в коллективе, чувство взаимопомощи и сопереживания за общий результат.

    Огромным преимуществом применения игр – презентаций в работе с детьми является их информационная емкость: в одной презентации можно разместить достаточно большой объем информации (текстовой, графический). Такие игры позволяют мне внести в занятие новизну, элементы игры, детей привлекает новизна, движение, анимация. С помощью игр – презентаций  развиваю у детей познавательную активность, улучшаю сплоченность, расширяю  активный словарь.

     Вторым преимуществом использования программы Microsoft Power Point считаю доступность. Создание игр – презентаций не требует углубленных знаний и навыков программирования, их достаточно просто сделать.

    Следующим преимуществом  игры – презентации является ее мобильность. При необходимости можно внести изменения в содержание презентации за короткое время. Для игры можно использовать ноутбук.

   Использование интерактивных презентаций, в которых ребенок   выполняет интересные задания обучающего характера, а в награду получает  различные неожиданные эффекты, которые очень нравятся детям. Предъявление информации на экране вызывает у детей огромный интерес, анимация надолго привлекает внимание ребенка.

     Игры-презентации использую в различных формах: индивидуально, с подгруппой детей и  как часть НОД с группой детей. В  какой еще деятельности

   Использование игр-презентаций при организации непосредственно образовательной деятельности позволяет сделать образование современным, приблизить образовательную деятельность к мировосприятию современного ребенка.

     При использовании игр-презентаций повышается мотивационная готовность ребенка, поэтому, положительных результатов можно достичь в более короткие сроки. Вместе с тем  информационно-коммуникационные технологии использую в работе с детьми при соблюдении физиолого-гигиенических требований.

  Игры-презентации создаю как самостоятельно, так и пользуюсь информационными ресурсами сети интернет.

      Практика работы показала, что при подготовке к занятию необходимо использовать различные мультимедийные  презентации, которые несут в себе большой потенциал. Применение новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание.

3. Взаимодействие со специалистами дошкольного учреждения. 

Работа по формированию звукобуквенного анализа не может ограничиваться рамками работы только воспитателя. Она эффективна только при условии закрепления знаний и умений, полученных на НОД всеми участниками процесса: логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре. Взаимодействие с логопедом. .

Совместно с  логопедом мы провели семейный праздник  «Говорил-ки»,  где родителями была показана сказка «Репка». На протяжении старшей и подготовительной групп активно приглашали логопеда на родительские собрания в группе. («Мы читающая семья?», «Готовимся к школе вместе», «Язычок и пальчики  друзья»).

Музыкальный руководитель  также уделяет большое внимание играм и упражнениям, развивающим коммуникативные навыки. Дети становятся более раскрепощенными, общительными.

Взаимодействие  с инструктором по физической культуре.. Целью проведения совместной работы с инструктором по физической культуре являются: развитие общей и мелкой моторики; пространственной ориентации; Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики.
   Таким образом, только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование у детей навыков коммуникативного развития.

4.Работа с семьей.

      Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание стало уделяться взаимодействию дошкольного учреждения с родителями.  Важной социальной задачей, стоящей перед дошкольными образовательными учреждениями, является оказание помощи семье в воспитании ребенка. Кроме того, взаимодействие с семьями детей включено в объем обязательной части общеобразовательной программы каждого детского сада. Должны измениться не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия: от «работы с родителями» до «сотрудничества».
В соответствии с этим родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто
сторонними наблюдателями. Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно. Для этого можно использовать различные формы работы, как традиционные, так и нетрадиционные.

 Для повышения уровня коммуникативного развития детей использовались различные формы и методы вовлечения родителей в педагогический процесс: консультации «Нужны ли детям краски?», «Развитие дружеских отношений детей», «В какие игры полезно играть»,  «Готовим ребенка к школе» и др.; предоставление наглядного материала по развитию речевых умений  папки передвижки «Рисуем дома», «Интересные поделки из бумаги»,  памятки «Какие игрушки нужны ребенку», организация игротеки с родителями; проведение театрализованного праздника «В гостях у сказки», где родители   самостоятельно инсценировали небольшую сказку; родительское собрание «Нетрадиционные техники рисования» (Приложение №8,).

Наглядная форма работы очень важна для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. О значении средств наглядности точно гласит народная мудрость: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Внедряю в практику разнообразные формы наглядности по ЗКР: папки, информационные стенды, и др. Систематически организовываю выставки лучших работ. Никто не проходит мимо них, родителям это интересно и не требует особых усилий и напряжения после тяжёлого рабочего дня. Ежедневно обновляю информационный стенд для родителей: «Чем мы занимались», «Чему научился ваш ребенок».

  Для фиксации и анализа формируемых у детей умений и навыков был использована методика определения коммуникативной готовности детей «анализ процесса и продукта деятельности».», который позволяет проследить за течением, последовательностью выполнения той или иной деятельности (игровой, учебной, трудовой), раскрыть психологические закономерности определенных этапов процесса деятельности.

Примером такого исследования может быть изучение процесса и продукта изображения в рисовании, который был разработан психологом Е.И. Игнатьевым

Выбор этой методик обусловлен следующими причинами:

- показательность,

- простота исполнения,

- наличие игрового мотива (обследование непродолжительно по времени, в результате сохраняется устойчивое внимание и интерес на протяжении всего теста),

- доступность организации позволяет увидеть каждого ребенка в работе (подгрупповой и индивидуальной).

Раздел

Баллы

Критерии оценки

Общение

3

Легко общается  в коллективе, владеет навыками вежливого поведения.

2

Требуется незначительная помощь воспитателя в сотрудничестве с детьми, стремление к общению со сверстниками.

1

Ребёнок не инициативен в общении: необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого.

Планирование

3

Умеет совместно со сверстниками планировать и раскрывать тему, находить пути решения задач, доброжелательно относится к мнению других.

2

Строит разнообразные новые идеи: индивидуально подходит к творческим замыслам, но не воспринимает  мнения других.

1

Не умеет находить пути решения задач без помощи взрослого.

Оценивание

3

Умеет адекватно оценивать работу. Понимает о недопустимости равнодушия (от качества труда  каждого ребенка зависит результат работы)

2

Умеет видеть положительные работы сверстников, но выделять только свой труд.

1

Не умеет оценивать и сравнивать конечный результат.

Изо-навыки

3

Легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами.

2

Испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами.

1

Выполняет работу однотипно, материал использует неосознанно.

Творчество

3

К выполнению задания относится с творческой фантазией, работа отличается оригинальностью.

2

Требуется незначительная помощь воспитателя в стремлении к наиболее полному раскрытию замысла.

1

Не стремится к полному раскрытию замысла, необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого.

Шкала уровней:0-6 – низкий уровень, 7-11 – средний уровень, 12-15 – низкий

.

Анализ продуктов деятельности человека позволяет проследить особенности многих процессов, свойств, характерных для психики конкретной личности. Так анализ, сравнение рисунков детей дошкольников дает возможность выявить особенности взаимоотношений между детьми, определить уровень овладения графическими навыками, уровень развития творческого воображения, развитие коммуникативных навыков, и многое другое.

Данный метод подразумевает анализ любого процесса и продукта деятельности. В данном случае я использовала  детские рисунки, которые являются творческим продуктом и показывают проекцию личности ребенка и символическое отношение его к окружающему миру.

Методика проведения: На одном из занятий детей попросили выполнить рисунки на свободную тему. Дети охотно выполняли задания. Всего в исследовании приняло участие 23 человека.

Оценка проведения методики: Для тех детей, у которых коммуникативные способности были активизированы, на рисунках характерным было наличие большого количества персонажей и в целом доброе настроение. Такие результаты показали большинство детей, их рисунки были интересны, красочны, имели смысл. Для детей, у которых коммуникативные умения были не активизированы, персонажи рисунков были немногочисленны и иногда агрессивны, цветовая гамма была скудной, чаще всего такие рисунки не несли смысловой нагрузки, таких детей трое. Следовательно многие дети из группы, а именно 15 человек, общительны, легко воспринимают окружающий их мир.

Согласно результатам проведенной диагностики:

Высокий уровень – 65%  (15 детей)

Средний уровень – 21% (5 детей)

Низкий уровень – 13% (3 детей)

  Результаты диагностики, проводимой в конце учебного года в старшей  группе «Радуга» в составе 23 ребенка по адаптированной методике Е.И. Игнатьева показали положительную динамику. Уровень  сформированности навыков звукобуквенного анализа у старших дошкольников на конец учебного года в старшей группе составляет: 65% (15 детей) имеют высокий уровень сформированности,

21% (5 детей) имеют средний уровень сформированности,

13% (3 детей) имеют низкий уровень сформированности коллективной изодеятельности и коммуникации.

    На конец учебного года в старшей  группе дети умеют совместно со сверстниками планировать и раскрывать тему, находить пути решения задач, доброжелательно относится к мнению других . Легко усваивают новые техники, владеют навыками действия изобразительными материалами. К выполнению задания относятся с творческой фантазией, работы отличается оригинальностью.

   Результатом проведенной работы считаю что: работа по формированию коммуникативных навыков через коллективное творчество является одной из важнейших задач, стоящих перед системой образования в ДОУ.

Дети овладели  навыками конструирования и художественного творчества.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по формированию коммуникации детей дошкольного возраста при тесном взаимодействии с родителями и специалистами, а также работа с детьми через развивающие игры дает положительный результат.

Перспектива на будущее:

Так как анализ работы показал хорошие результаты – принято решение не останавливаться на достигнутом. Поставлены следующие задачи:

  1. Продолжить начатую работу «Развитие коммуникативных навыков детей , через коллективное творчество»
  2. Обогатить предметно-развивающую среду развивающими играми среднего возраста, использование ИКТ.
  3. Продолжать взаимодействие с родителями и специалистами ДОУ.

Список использованной литературы.

1 .Волшебные шнурочки: Пособие для занятий с детьми. А.В. Белошистая, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008

2.Коллективное творчество дошкольников: Конспекты занятий/ Под ред. А. А. Грибовской. – М.:ТЦ Сфера, 2007.

3.Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – 4.М.: «Карапуз - дидактика» ТЦ Сфера, 2008.

5.Ряжских О. «Увлекательное рисование»// Беспризорник – 2013 - №2

6.Салагаева Л. М. «Чудесные скорлупки» - СПб «Детство-Пресс», 2005

7.Слемзина Н. В. «Нетрадиционные техники изображения»//Беспризорник – 2009 -  №3

8.Цветной мир. Коллаж – свобода творчества №2 – 2009

9.Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н. В. И др. Дошкольник: обучение и развитие. Ярославль: “Академия развития”, “ Академия К”, 1998.– 256с.

10.Грибовская А. А. “ Коллективное творчество дошкольников. Конспекты занятий”. Москва Творческий центр Сфера,2004.-192с.

11.Дурова Н.В. “Очень важный разговор” Москва изд. “ Мозаика-Синтез”,2000,102с.

12.В.Ю., Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова, Слепцов

а Смагина Т.В.

13.“ Рисование с детьми дошкольного возраста. Москва, ТЦ Сфера, 2004-128с.

14.Киреева Л. Г., Саськова О. А. “ Рисуем кукольный спектакль : комплексные занятия, сюжетно– ролевые и дидактические игры” Волгоград: Учитель, 2008.-127 с.

15.Коломинский Я.Л., Панько Е.А. “ Психология социальной одаренности” Москва, Линка– пресс 2009.– 272с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет "Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание дошкольника"

Творческий отчет. Актуальность проблемы. Педагогические условия формирования представления о здоровом образе жизни, формирование правильного отношения к своему здоровью. Организация диагностического п...

Творческий отчет «Развитие художественно- творческих способностей детей средствами народного и декоративно–прикладного искусства»

Воспитание разносторонне развитой, творческой личности (задача особенно актуальная сегодня), не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной ку...

Творческий отчет по самообразованию на тему: «Формирование и развитие творческих способностей по средствам конструирования , ручного труда»

Темой для своего самообразования я выбрала не случайно. Я хотела показать, какую роль играют конструирование, ручной труд в развитии ребенка.  Главная цель моей работы- это развитие личност...

творческий отчет по теме "Развитие творческих способностей детей посредством конструирования и ручного труда"

Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, по мысли ученых, являются продуктивные виды деятельности, в частности ручной труд и конструирование. В моей практике работы дан...

Творческий отчет "Психолого-педагогическая поддержка семьи в творческом развитии дошкольников"

Психолого-педагогической поддержки семьи в развитии творческого потенциала ребенка очевидна в современных условиях и должна эффективно решаться в условиях образовательных учреждений, в том числе, в ус...

Творческий отчет (из опыта работы) «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования»

На организованной деятельности по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эсте...