«Военный хлеб», «Пайка блокадного хлеба»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Занятия с детьми в подготовительной группе о значении хлеба в военное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voennyy_hleb.doc | 41 КБ |
payka_blokadnogo_hleba.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОЕННЫЙ ХЛЕБ
Дорогие ребята! Вы знаете, что дети, отправленные в глубокий тыл, продолжали учиться в школах. В школьных помещениях было так холодно,
что в чернильницах замерзали чернила, ребятишки сидели на уроках в пальто и шапках.
В школах ученикам выдавали по 50 граммов ржаного хлеба.
«Самым ярким воспоминанием тех лет был хлебный запах», — вспоминал Анатолий Михайлов. Ему исполнилось семь лет, когда началась война
и его отца взяли на фронт. Мать осталась с тремя детьми. «Время идти
в школу, но я остался дома — не в чем было ходить: у нас на двоих с братом была одна пара обуви.
В первый класс я пошел только в девять лет, когда занятия стали проводить в две смены: брат прибегал из школы, переобувался и отдавал мне сапоги, — рассказывал Анатолий.— В школе нам выдавали по ломтю ржаного хлеба, и мы с нетерпением ждали, когда его привезут из пекарни —
наш класс был проходным, поэтому мешки с буханками проносили мимо нас в учительскую для развеса по порциям. Мы в этот момент забывали и про учительницу, и про уроки, спеша досыта надышаться этим волшебным теплым хлебным ароматом».
Школьники, как могли, старались помочь фронтовикам поднять их боевой дух, вселить веру в победу, ободрить добрым словом.
Они писали письма бойцам, собирали для них посылки. Шили и вышивали кисеты для табака, вязали теплые шерстяные варежки, носки, шарфы.
Фронту помогали и дошкольники. Широко известные таки факты. В частности в газете «Омская правда» были опубликованы письма дошкольников:
Я Ада Занегина. Мне 6 лет. Пишу по-печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычевки Смоленской области. Маленькая я, а знаю, что надо разбить Гитлера и тогда мы поедем домой. Мама отдала свои сбережения на танк.
Дорогой дядя редактор! Напиши в своей газете всем маленьким детям, чтобы они отдавали деньги на танк. И назовем его «Малютка». Когда наш танк разобьет врага, мы вернемся домой.
Ада Занегина.
Мне папа с фронта прислал 136 рублей на новые сапоги, но я еще в старых похожу ботиночках…
Адик Солодов, 6 лет.
Мама хотела купить мне новое пальто и накопила 150 рублей. Я поношу старое пальтишко.
Тамара Лоскутова.
Дорогая незнакомая девочка Ада! Мне только 5 лет, а я уже год жила без мамы. Я очень хочу домой, а потому с радостью даю деньги на постройку нашего танка. Скорей бы наш танк разбил врага.
Таня Чистякова.
Прошу передать дошкольникам города Омска, собравшим на строительство танка «Малютка» 160886 рублей, мой горячий привет и благодарность Красной Армии.
Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза И. Сталин. Май 1943.
Танк был сделан и воевала на нем сержант 56-й танковой бригады Екатерина Петлюк, за первый же бой получившая благодарность. Вскоре ее наградили орденом Красной Звезды, а позднее, за отличие в боях под Орлом,— орденом Отечественной Войны.
Злая мачеха война
Война — ты мачеха злая!
Малый детей обижала,
Страхом душу терзая.
Детство у них отнимала.
Война — ты мачеха злая!
Досыта есть не давала,
С белого света сживая,
Радость у них отбирала.
Война — ты мачеха злая!
Вволю поспать не давала,
Рано детей поднимая,
Тяжким трудаом донимала.
Мы соберем все силы —
Прогоним злую старуха,
Чтоб детям она не грозила
Голодом, смертью, разрухой!
Два кусочка военного хлеба
До войны мама, папа и Саша жили в красивом большом доме в Москве.
Но когда началась война, папа ушел на фронт воевать с фашистами, а мама
и Саша эвакуировались за Урал.
Мама стала работать на авиационном заводе по 12–14 часов в сутки. Приходила она уставшая, бледная и сразу, выпив кипятка, валилась спать.
Саша, хоть и малыш совсем, заведовал всем хозяйством. И полы мыл, и постель убирал, и даже ходил в заросли кустарников за сучками и веточками для печки.
Печь занимала полкомнаты, но топилась плохо, поэтому дальше от нее всегда было холодно.
Иногда случалось и так, что есть было совсем нечего ни горсти лука, ни сушеных грибов, ни сухариков. Так и сидел Саша голодный до вечера, маму ждал.
Однажды утром мама сказала сыну:
– Сашенька, затопи печку и вскипяти воды, а я сбегаю на завод: там сегодня хлеб выдают!
Сказала и ушла. А Саша побежал за ветками, сучками, большими корягами.
Печь растапливать он умел, и скоро огонек, сначала слабенький, стал все сильнее и горячее. Саша подкидывал в печку березовую кору — бересту, которую специально сушил. Береста горела хорошо.
Скоро чайник, закопченный, жестяной закипел. Наконец вернулась и мама. Она принесла два крошечных кусочка хлеба, почти прозрачных ломтика и положила их в ящик стола.
– Сынок! Я сбегаю в район. Господи! До чего же она худенькая, слабая, еле на ногах держится! Да еще в этих огромных валенка с галошами, широкой телогрейке, сером простом платке. А ведь была такая красавица!
Саша горько заплакал. Так ему стало жаль маму. Он вспомнил ее руки — худые, почти прозрачные.
– Нет! Не буду я есть хлеб. Пусть маме останется. Выпью кипяточку и еще посплю.
Так он и сделал. Лег в постель и заснул.
Разбудил мальчика громкий стук в дверь.
Кто бы это мог быть? Ведь мы никого не ждем!
Мальчик встал с кровати, отдернул крючок.
Перед ним стоял высокий черноволосый лейтенант. Щеки его горели с мороза, серые глаза сияли. А за спиной его висел большой зеленый рюкзак.
– Скажи, малыш, здесь Севастьяновы живут?
– Ну да! Здесь,— робко ответил Саша.
– А где твоя мама Оля?
– Она в район пошла,— объяснил мальчик,— скоро придет,— добавил он.
– Это хорошо — заметил лейтенант.— Я Андрей Петрович, друг твоего папы Алексея. Давай знакомиться! — Он протянул Саше сильную руку.
– Я здесь в командировке на заводе. Решил разыскать Олю и тебя.
Вот письмо от папы! — и он положил на стол конверт. Папа ваш жил, здоров, героически воюет. Его орденом наградили… «Боевой славы»! А это вам от него подарки! И Андрей Петрович стал вынимать из рюкзака банки тушенки, сало, хлеб, чай, печенье и еще много всякой всячины и раскладывать на столе.
Скоро пришла и Оля. Увидела Андрея и бросилась к нему на шею, крепко поцеловала в щеку.
Потом схватила письмо, надорвала конверт и стала читать. Слезы радости полились из ее глаз.
– Папа наш жив! Воют, бьет фашистов! — сказала она Саше.
Скоро лейтенант аккуратно нарезал сало, хлеб, раскрыл тушенку, мама заварила чаю, и все уселись к столу.
– Ой, совсем забыл! — воскликнул Саша.— Мамочка, я тебе сберег два ломтика хлебушка. Ешь их, ведь ты так много работаешь! Хлеб этот тебе силу даст и здоровье.
— Верно! — заметил лейтенант. Сила и здоровье нам нужны сейчас, чтобы врагов победить! Этот хлеб — волшебный, сын тебе его с любовью дает. Так что ешь, не стесняйся!
Ответьте на вопросы
• Расскажите о жизни детей в трудные военные годы.
• Почему войну называют «злой мачехой»?
• Как помогали дети взрослым в тылу?
• Что посылали школьники бойцам на фронт?
Выполните задания
• Нарисуйте и раскрасьте самолет, танк.
• Нарисуйте кусок ржаного хлеба.
Отгадайте загадки
Этот хлеб в войну спасал,
Нам погибнуть не давал.
(Ржаной хлеб)
Она не мачеха, не мать,
Мы должны ее прогнать!
Чтоб учиться, чтобы жить,
Чтобы Родине служить.
(Война)
Предварительный просмотр:
ПАЙКА БЛОКАДНОГО ХЛЕБА
Дорогие ребята! 8 августа 1947 г. Ленинград (ныне Санкт-Петербург) оказался со всех сторон окруженным врагами. В это время в городе находились более 3 млн. человек и среди них 400 тыс. детей.
Северная столица оказалась в очень тяжелом положении.
К началу блокады продовольствия в городе оставалось немного.
К тому же немцам удалось разбомбить склады с продуктами. Поэтому
в конце ноября 1941 г. Хлеб в Ленинграде выдавали только по карточкам. Блокадная пайка хлеба составляла всего 125 граммов в день на одного человека. Да и в этом крошечном кусочке хлеба, кроме ржаной муки, были примеси соломы, травы-лебеды, древесных опилок.
И все же блокадная пайка хлеба — та единственная ниточка, которая соединяла ленинградцев с жизнью!
***
— Мама! Хлебушка дай-ка! —
В глазах страданье и страх.
Хлеба блокадного пайка
В худеньких детских руках.
Пайка блокадного хлеба —
С жизнью тончайшая нить.
Пайку блокадного хлеба
Мы не должны позабыть!
Первая блокадная зима 1941 г. выдалась необычайно суровой: с трескучими морозами, жестокими метелями, сильными ветрами.
В Ленинграде отсутствовали топлива, электричество, не ходил транспорт. В квартирах было очень холодно, не горел свет. Чтобы обогреться ленинградцы жгли мебель, книги.
Сотни тысяч ленинградцев погибли в ту зиму от холода и голода! Фашисты бомбили Ленинград с воздуха, обстреливали из пушек.
В январе 1942 г. от голода и холода в городе умирали ежедневно от 3 до 4 тыс. человек. По занесенным снегом улицам ленинградцы везли на санках тела умерших родных и друзей, чтобы похоронить их в братских могилах. Блокада оставила страшную память о себе множеством таких братских могил, главной из которых в Ленинграде стало Пискаревское кладбище. Всего
в первую блокадную зиму в Ленинграде погибли 650 тыс. жителей.
До наших дней чудом сохранился дневник маленькой девочки — Тани Савичевой. В обычной тоненькой школьной тетрадке она писала: «Сегодня умерла мама»… День за днем умирали Танины родные. На последней странице дневника детской рукой выведено: «Умерли все. Осталась одна Таня».
Этот дневник красноречивее любых цифр и документов рассказывает
об ужасах жестокой войны и блокады.
Но город все же не сдавался! Работали заводы, школы и даже театры.
Ребята! Слышали ли вы о Дороге жизни, которая соединяла ленинградцев с «большой землей»?
• Что это была за дорога?
Зимой Ладожское озеро замерзало, и вот по льду шли грузовики. В Ленинград они везли продовольствие, медикаменты, боеприпасы для войск.
А из Ленинграда вывозили обессиленных от голода и холода людей — женщин, детей Стариков.
Перед нами воспоминания ветерана войны И. И. Зориной, которая рассказывает о Дороге жизни.
Мне доверили тяжелую грузовую машину. Привыкать к ледовой трассе было нелегко. Мне до сих пор не верится, какую страшную работу нам, шоферам легендарной Дороги жизни, довелось выполнять.
Мы трудились днями и ночами, в морозы и вьюгу, не жалея своих сил. Мы вывозили из осажденного Ленинграда обессилевших людей — взрослых, стариков, детей. На обратном пути доставляли бесценный груз — продовольствие осажденному городу, боеприпасы войскам и многое другое.
В декабре морозы стали злее и крепче. Ветер обжигал лица, пронизывал одежду. Руки шоферов коченели. Смертельная опасность подстерегала нас на каждом шагу.
Довольно часто мы видели, как над трассой в воздухе разгорались жаркие бои. Не на жизнь, а на смерть сражались с фашистскими стервятниками наши истребители и зенитчики.
Однажды в сильную пургу был большой налет немецких самолетов.
Возле моей машины разорвалась бомба, меня оглушило, а множество мелких осколков от лобового стекла поранило мне руки и лицо.
Машина медленно опускалась под лед, а я, истекая кровью, выползала на льдину.
Вскоре меня, обмороженную и окровавленную, подобрала и спасла жен-щина-врач.
Дорога жизни
Рвутся на Ладоге мины,
С треском рушится лед.
Все же идет машина,
Хлеб в Ленинград везет.
Хлеба кусочек малый
Ребенка от смерти спас.
Дорогою жизни стала
Эта дорога для нас!
900 дней блокадное кольцо сжимало Ленинград.
12 января 1943 г. Красная Армия прорвала блокаду. Южнее Ладожского озера была построена железная дорога, и город стал снабжаться продуктами.
Зимой 1943 г. Ленинград был полностью освобожден красноармейцами!
Ответьте на вопросы
• Почему в Ленинграде сложилось тяжелое положение?
• Что такое Дорога жизни?
• Где она проходила? Что везли по Дороге жизни?
• Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда?
• Кто освободил ленинградцев?
Выполните задания
• Нарисуйте и раскрасьте грузовик.
• Нарисуйте бойца Красной Армии в пилотке с красной звездой и автоматом в руках.
Отгадайте загадки
Через озеро шла дорога,
А по ней — грузовики.
Блокадных детей очень много
Красноармейцы спасли.
(Дорога жизни)
Почему Дорогой жизни
Этот путь мы называли?
Потому что очень много
Здесь людей бойцы… (спасали)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Баллада о блокадном хлебе"
ИСТОРИКО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ....
Сценарий акции посвященный Дню снятия блокады Ленинграда «Блокадный хлеб»
Цель – Воспитание патриотизма, активной гражданской позиции, уважения и любви к истории своей Родины....
Сценарий акции в подготовительной группе «Блокадный хлеб»
Сценарий акции в подготовительной группе «Блокадный хлеб»...
Презентация "Блокадный хлеб" посвященный 76-ти летию со дня освобождения Ленинграда от блокады
Презентация "Блокадный хлеб" посвященный 76-ти летию со дня освобождения Ленинграда от блокады...
Конспект занятия"Блокадный хлеб" с использованием презентации «Хлеб блокадного города»
Методический материал к презентации для детей дошкольного возраста.Образовательная область ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие»....
Тематическое занятие в подготовительной группе « Блокадный хлеб» и проведение акции « Блокадный светлячок».
Хлеб - это продукт питания, который мы употребляем ежедневно. Хлеб является символом достатка, почета и уважения. Существует большое разнообразие хлеба: высший сорт, ржаной, с отрубями. Придя в магази...