Этапы работы
| Ход занятия
| Работа с детьми
|
Приветствие
| Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня по дороге в детский сад увидела я сороку.
Сорока - белобока по лесу летала,
По веткам скакала,
Детский сад искала.
Принесла в клюве письмо.
(Показывает детям письмо.)
От кого оно?
(Открывает конверт.)
«Здравствуйте, ребятки, -
Настенки и Ванятки,
Тани, Сани, Пети и другие дети!
Если любите играть,
Сочинять и рисовать,
Приезжайте в гости!
Милости просим!
Игрушки из села Дымково».
| Поднятие эмоционального настроя
|
Беседа с детьми
| Педагог: Ребята, хотите отправиться в гости к дымковским игрушкам?
Дети: Хотим!
Педагог: Так давайте полетим. На чём летают в сказках? (дети предлагают варианты ответов.)
Педагог: Предлагаю воспользоваться ковром-самолётом. На нём мы все сможем уместиться (приглашает детей сесть на ковёр).
- Все готовы? Ковёр взлетает:
Раз-два-три-четыре-пять,
Начал наш ковёр взлетать.
Над полями, над горами,
Над высокими лесами.
Мы быстрее ветра мчимся,
Глядь – и мигом приземлимся!
(открывает декорацию)
| Развивать связную речь детей;
память, фантазию, воображение.
|
Рассказ педагога
| Смотрите-ка, река! А по берегам реки – город. Реку Вяткой называют, и город такое же имя носит. Вятка – город старинный. Когда-то вокруг него были крепостные стены, защищающие жителей от врагов. А на другом берегу, за крепостными стенами, раскинулась слобода, где жили гончары. Они лепили из глины посуду и игрушки. Вот глиняный шарик – прадедушка всех игрушек. Игрушки глиняные когда-то были самым ярким украшением ярмарки – свистуньи. А почему свистунья? Послушайте, что об этом рассказывает легенда. Рассказывают, будто началось все с беды: подступили к городу враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, взяли по глиняной свистульке, и, подкравшись ночью к вражескому стану, подняли отчаянный свист. Так, наверное, свистел сказочный Соловей-разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах и качались деревья. Обрушилась «с молодецким свистом-посвистом» малая дружина вятичей и врагов осилила. С тех пор и отмечают горожане каждую весну народный праздник - ярмарку. Ярмарку-свистунью, шумную, яркую, такую цветную, что глазам больно. И ни один праздник не обходится без глиняных игрушек. Дома руки мастера разминали послушный комок глины, а память оживляла впечатления шумного, яркого праздника… и всю долгую зиму вились над избами слободы голубые дымки: крестьяне – мастера обжигали в русской печи свои игрушки к весенней ярмарке-свистунье. Оттого, наверное, и назвали вятскую слободку « Дымково».
А ну-ка, посмотрим, кто здесь живёт.
Кто письмо прислал с сорокой?
Кто послал её далёко?
Кто ребяток в гости звал?
Кто игру им обещал?
Поскорее покажись, покажись,
Поскорее назовись, назовись!
| Развивать внимание, воображение. Воспитывать уважение к народным мастерам.
|
Чтение стихотворений
| Звучит русская народная музыка. На столе появляются дымковские игрушки. (Водить кукол может педагог, а говорить за кукол могут дети)
Педагог:
За студёною водицей
Собирается девица,
Как лебёдушка, плывёт,
Вёдра полные несёт.
Эта, гляньте, деток нянчит.
Вокруг этой пёсик скачет.
Эта замуж собралась –
Свадьба, видно, удалась!
Барыни:
Наряжаться нравится
Модницам – красавицам.
Педагог:
В красном новеньком седле
Всадник скачет на коне.
Конь копытом гордо бьёт.
Молодца домой везёт.
Всадник:
Еду с ярмарки домой,
К своей женке молодой!
Педагог:
Поглядите, что за птицы!
Кто ни взглянет, удивится!
Расписные петухи,
Курочки и индюки.
Птицы:
Лапки, клювы, оперенье –
Просто чудо, загляденье!
| Развивать связную речь; память;
развивать пластику, координацию движений.
|
Музыкально – пантомимичес-кая игра
| Педагог:
Красивые игрушки? Давайте ненадолго в них превратимся. Становитесь в круг. Как только я буду называть какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить её в движении.
Дети становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий произносит: «Барыня!», и дети стараются двигаться так, как, по их представлениям, ходит дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками. Ведущий произносит: «Конь!», дети скачут, как лошадка. Ведущий произносит: «Индюк!», дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками – крыльями, надувая щёки.
| Развивать слуховое внимание, воображение;
закреплять знания о дымковских игрушках;
развивать пластику, координацию движений. Поднятие эмоционального настроя.
|
Дидактическаяигра
«Украсим игрушки узором»
| Педагог:
Повернитесь, покружитесь,
Низко – низко поклонитесь!
Ждёт нас новая игра.
Составлять узор пора!
Педагог достаёт крупные контурные бумажные изображения дымковских игрушек и предлагает детям украсить их цветными бумажными элементами – кругами, кольцами и точками. Если контурные изображения достаточно крупные, дети могут работать подгруппами. Педагог уточняет, какие элементы используются для составления узора.
| Ориентирование в пространстве.
Развивать чувство ритма при составлении узора.
|
Работа со схемами. Показ воспитателя.
Обсуждение способов лепки.
| Педагог: Молодцы! С заданием вы справились. А сейчас я предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и приглашаю в мастерскую.
Но мастерская закрыта. Чтобы войти в нее, надо ответить на вопросы.
- Из чего делают дымковские игрушки?
- Какие еще нужны материалы?
- Какие нужны инструменты для работы?
^ Мастерская открывается. Дети входят, надевают нарукавники и садятся на рабочие места.
Педагог:
Проверьте, все ли готово к работе? (дети отвечают) Обратите внимание на схемы!
(на плакатах – образцы и приемы лепки).
Педагог:
Сейчас вы приступаете к работе. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок. Я надеюсь, что изготовленные вашими руками игрушки мы сможем высушить, побелить и расписать!
| Воспитывать желание заниматься творческой деятельностью.
Развивать связную речь, умение отвечать на поставленный вопрос полным ответом.
Словарная работа: стека, резец.
Развивать конструктивные способности;
внимание;
закреплять умение работать со схемой
|
Физкульт-минутка
| Педагог:
Я прошу подняться вас – это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вверх, вперед смотри – это три.
Руки разведем пошире на четыре.
С силой пальцы сжать, разжать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть!
- Прежде, чем приступить к работе, давайте скажем такие слова:
«Сяду прямо, не согнусь,
за работу я возьмусь».
Вот теперь можно приступить к работе.
| Снятие усталости, напряжения в мышцах.
Формирование навыков правильной осанки.
|
Самостоятель-ная работа
| - А сейчас я посмотрю, чьи пальчики самые ловкие и умелые.
| Совершенствование навыков детей в лепке из глины.
Развитие тактильных ощущений
|
Индивидуаль-ная работа
| Дети приступают к работе, педагог следит за работой, советует, показывает приемы работы.
|
|
Итог занятия
Анализ работ
| Дети заканчивают работу, моют руки.
Педагог:
Посмотрим, как наши мастера справились с работой.
- Все ли игрушки ладные?
- Чья работа больше всех нравится? Почему?
- Какая игрушка самая аккуратная?
- А кто придумал и слепил что-то своё?
- Что же, ребята! Много интересного мы узнали в Дымковской слободе, встретились с игрушками, сами попробовали себя в роли мастеров. Пора нам обратно возвращаться. Садитесь скорей на ковёр. Ещё минута – и он оторвётся от земли.
Раз – два – три!
Лети!
- Повторяйте за мной прощальные слова:
Мы о дымковской игрушке
Будем вспоминать не раз.
А сейчас, друзья – подружки,
Мы закончим наш рассказ.
Звучит русская народная мелодия «Барыня»
Педагог:
Кто трудился от души – веселись теперь, пляши!
Дети танцуют
|
|