Использование ТРИЗ-технологии в работе с детьми с ОВЗ (ТНЗ)
статья (подготовительная группа) на тему
В статье описаны преимущества использования технологии ТРИЗ в работе с детьми с ОВЗ (нарушение зрения)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arbuzova_a.g._ispolzovanie_triz-teh-gii_s_rabote_s_detmi_s_ovztnz.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ТРИЗ-технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (дети с тяжелыми нарушениями зрения).
Согласно требованиям ФГОС ДО освоение образовательной области «Познавательное развитие» осуществляется в ДОУ в разных видах деятельности и разных формах. В коррекционных группах для детей с ТНЗ содержанием этой работы является:
формирование представлений о зрительных сенсорных эталонах;
развитие сенсорно- зрительного опыта;
развитие предметности восприятия;
формирование способов обследований предметов окружающего мира;
формирование целостных представлений о предметном мире;
развитие восприятия глубины пространства;
развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет, формировать действия с предметами, воспитывать интерес к окружающему миру;
формировать способы зрительного восприятия предметов окружающей деятельности;
развивать умения зрительного обследования и умения анализировать, классифицировать предметы по их основным признакам;
расширять представления детей о предметах и явлениях окружающей действительности, развивать скорость и полноту зрительного обследования, формировать зрительно- двигательные умения, обследовать планомерно и целенаправленно предметы;
формирование компенсаторных приемов восприятия объекта на полисенсорной основе с использованием сохранных анализаторов.
Обучение узнаванию и выделению предметов среди других, определение его свойства и назначения на основе овладения приемом сравнения.
формирование приемов целенаправленного восприятия с помощью алгоритмизации.
Обогащение знаний и формирование представлений об эталонах, обеспечивающая полноценное восприятие окружающего мира (цвет, форма, величина, пространственное расположение).
Обучение приемам группировки, классификации и обобщения знаний о предметах и явлениях с целью формирования понятий.
Совершенствование представлений о деталях предметов труднодоступных для восприятия.
Совершенствование способов восприятия движущихся предметов.
Совершенствование способов восприятия предметов в пространстве при разной их удаленности.
Умение пользоваться сенсорными эталонами при анализе свойств и качеств предметов.
Развитие сенсорных операций как части обследовательских перцептивных действий.
Сенсорное ознакомление с предметами окружающего мира, их узнавание, называние.
Развивать и совершенствовать способность длительно сохранять чёткость видения объектов (целого, детали) в меняющихся условиях восприятия.
Закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира за счёт включения их в новые виды деятельности.
Дальнейшее развитие всех органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).
Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности по средствам всех органов чувств, выделять в процессе восприятия свойства и качества, существенные детали и на этой основе сравнивать предметы.
Развитие световосприятия. Закрепление знаний основных цветов и оттенков, обогащение представлений об их разнообразии.
Развитие всех видов внимания, памяти, творческого воображения, фантазии.
Но из-за нарушения зрения дети не могут воспринимать окружающий мир во всем его качественном многообразии, так как искажается система сенсорных эталонов, как следствие возникает ряд отклонений, связанных с ослаблением познавательных процессов.
Характерным для слабовидящих является большой размах индивидуальных колебаний в объеме памяти, скорости запоминания, соотношения механического и осмысленного запоминания.
Детям с нарушением зрения свойственно также недостаточное осмысление запоминаемого материала. Трудности классификации, сравнения, анализа и синтеза, связанные с нечетко воспринимаемыми качествами объектов, трудностями дифференцирования существенных и несущественных качеств, приводят к недостаточности логической памяти. Образы памяти слепых и слабовидящих при отсутствии подкрепления имеют тенденцию к угасанию.
В обучении и воспитании дошкольников используются различные методы и технологии, одной из них может быть ТРИЗ- теория решения изобретательских задач .
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) была создана и проверена в процессе практического применения известным инженером и писателем Генрихом Альтшуллером в результате анализа больших массивов патентной информации и первоначально применялась для решения инженерно-технических проблем. Однако впоследствии она показала свою плодотворность для решения проблемных задач в самых различных областях человеческой деятельности, оказалась очень интересна и весьма эффективна для развития творческих способностей. ТРИЗ – педагогика выбрана одним из методов в работе с детьми с тяжелыми нарушениями зрения, так как, способствует развитию творческого потенциала ребенка через все доступные каналы восприятия.
Цель работы: формирование системно-диалектического мышления используя все сохранные анализаторы.
Использование методики ТРИЗ в работе с детьми с ТНЗ позволяет решать следующие задачи:
- формирование навыка творческой, познавательной и практической деятельности,
- развитие фантазии, умения рассуждать, аргументировать свои ответы исходя из собственных наблюдений, ощущений,
- активизация словарного запаса,
- развитию ассоциативного мышления, связной речи,
- обогащение чувственного восприятия (сенсорного опыта детей),
- воспитание уверенности в своих силах.
При организации и проведении образовательной деятельности с использованием ТРИЗ решаются задачи коррекционной направленности:
- формирование бинокулярного зрения (необходимость в решении этой задачи обуславливается тем, что дети с косоглазием и амблиопией из-за монокулярного характера зрения испытывают значительные трудности в цветоразличении при определении насыщенности цвета, оттенков, целостности и размеров предметов);
- формирование умения обследовать предмет и выделять основные признаки с помощью работы всех сохранных анализаторов (решения данной задачи необходимо для полноценного восприятия окружающего мира и дальнейшего развития творческого мышления на основе сенсорного опыта);
- развитие прослеживающей функции глаз, фиксации взора, зрительного внимания, зрительной памяти
- формирование умения у детей видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся представления в памяти (создавать на этой основе относительно новые образы и ситуации).
Необходимо отметить, что при проведении образовательной деятельности необходимо учитывать рекомендаций врача-офтальмолога и учителя-тифлопедагога.
Использование элементов методики ТРИЗ с детьми с нарушением зрения позволяет:
- представлять все объекты в трех каналах восприятия (визуальном, аудиальном, кинестетическом) и на этой основе активизировать работу сохраненных анализаторов;
- представлять объекты окружающего мира как целостную систему, а также анализировать объект в его составляющих;
- формировать системность мышления, при котором объект воспринимается и отражается как система, и устанавливаются связи между ним и другими системами;
- мысленно делить объекты на части и объединять в новое целое;
- находить положительные и отрицательные стороны объектов и явлений в произвольно выбранных условиях (оценивать ситуации с разных сторон).
Исходя из основных задач, содержание работы должно включать три направления, взаимосвязанных между собой:
- формирование системы обследовательских действий;
- формирование системы сенсорных эталонов;
- формирование умения использовать эти эталоны и действия в повседневной практике.
Органы восприятия осуществляют обследовательские действия в определённой системе, на уровне как обычного отражения, так и детального исследования. Результаты восприятия фиксируются в сознании в виде общепринятых эталонов и дополнительных понятий.
Работа по использованию ТРИЗ-технологии начинается с формирования основных доступных нам сенсорных эталонов, таких как форма – цвет – материал – звук – величина.
Можно и нужно использовать «помощников» - глаза, уши, руки, нос, язык для определения тех или иных качеств предметов и установки закономерности - с помощью каких именно органов чувств мы можем выявить нужные нам свойства. Основным методом обучения детей с ТНЗ является познавательная беседа, использование которой реализует взаимодействие понятий: слово – образ – практическое действие.
Основные стадии обучения по ТРИЗ:
Ӏ стадия - поиск сути и истины
ӀӀ стадия- поиск противоречий в самом предмете
ӀӀӀ стадия - постановка задачи перед ребенком разрешить противоречия
IV стадия - развитие творческого воображения и мышления.
Систематизировав знания и умения полученные в ходе упражнений по ТРИЗ-педагогике можно начать поэтапно вводить в образовательную деятельность приемы ТРИЗ: метод проектирования, таблица противоречий, метод фокальных объектов, ММЧ, системный оператор и другие.
Поэтапное развитие творческих способностей дошкольников
по методу ТРИЗ.
Этап | Игры | Результат |
Первый этап | «Да-Нетки», «Угадай, что я загадала», игры по методу «Таблица противоречий», «Хорошо – плохо», «Черное – белое», «Адвокаты – Прокуроры», «Перевертыши», | Дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия, в объекте положительные и отрицательные качества, и научиться их формулировать. Развитие умения нахождения внешних и внутренних ресурсов окружающих объектов. |
Второй этап | Игры по «методу фокальных объектов» , «Системный анализ», Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками), «Коллаж из сказок», Моделирование сказки по предметно – схематической модели. | Развитие умения оперирования и разрешения противоречий, знакомство с методом решения задач при помощи алгоритма. Вводится работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок. |
Третий этап | «Загадалки-узнавалки», «Логический поезд», метод «Мозговой штурм», Составь цепочку слов (ассоциация) «Исходное слово», игры по методу проектирования. | Упрощенный вариант работы со схемами к сказке, переход к самостоятельному изображению схем. Самостоятельное составление загадок, «додумывание» необходимых деталей к описываемым объектам, выстраивание цепочек используя ключевые признаки. Введение приема эмпатии- дети представляют себя на месте наблюдаемого объекта или явления. |
Образовательная деятельность с использованием ТРИЗ помогают освободить и полностью использовать творческий потенциал, самостоятельность детей с нарушениями зрения, развивает фантазию, способность к наблюдению, повышает самооценку детей. Ребенок действует творчески, находит методы и приемы для выхода из нестандартных ситуаций, учится мыслить не шаблонно, основываясь на собственном чувственном опыте.
Список используемой литературы:- Корзун А.В. «Веселая дидактика»
- Грин С.И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду»
- Жуикова Т.П. «ТРИЗ для дошкольников»
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под ред. Л.И.Плаксиной.
- Тамберг Ю.Г. «Как научить ребенка думать»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ТРИЗ технологии в совместной деятельности с детьми.
Предлагаю вам конспекты совместной деятельности с использованием ТРИЗ. Данный материал адресован педагогам, которые занимаются развитием познавательных и творческих способностей детей....
"Использование ТРИЗ-технологии в работе с детьми дошкольного возраста"
Основная концепция методики...
Использование ТРИЗ - технологии в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)
ТРИЗ - теория решения изобретательных задач. Главная идея этой технологии, сосотоит в том, что технические системы возникают и развиваются не как попало, а по определённым законам. Приёмы и методы ТРИ...
Обобщение опыта работы по тем: Использование ТРИЗ – технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Обобщение опыта работы по тем: Использование ТРИЗ – технологии в работе с детьми дошкольного возраста»...
Авторская дидактическая игра «Шапочка профессий» с использованием ТРИЗ технологии, для закрепления детьми освоения способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии».
Авторская дидактическая игра «Шапочка профессий» с использованием ТРИЗ технологии, для закрепления детьми освоения способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии&r...
Использование ТРИЗ технологии в практике работы логопеда: вопросы интеллектуального развития дошкольников
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики. Это возраст, когда появляется способность к...