Консультация для воспитателей «Роль игрушки в воспитательно – образовательной работе ДОУ».
консультация (младшая группа) на тему

Сидуганова Светлана Георгиевна

Роль игрушки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_deyatelnost.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая деятельность

 Тема № 5. «Роль игрушки в воспитательно – образовательной работе ДОУ».

План:

1.        Педагогическая ценность игрушки, игровых материалов.

2.        Современная классификация игрушек.

3.        Характеристика предметно-игровой среды.

4.        Особенности организации предметно-игровой среды в разных воз-растных группах.

  1. Педагогическая ценность игрушки, игровых материалов.

Большинство детских игр связано с использованием разнообразных игру-шек. Однако значение игрушки в воспитании детей значительно шире. Иг-рушка – спутник жизни ребенка, источник его радости. Это не только мате-риал, орудие игры, это и партнер, товарищ детских игр, а в руках взрослого игрушка – одно из важнейших средств воспитания.

Игрушка – это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения не имеющий. В ней в обобщенной форме представ-лены типичные свойства предмета, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним.

Игрушка отвечает потребностям ребенка в активной деятельности, в разно-образных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, де-лает его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чув-ства ребенка.

Н.К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окру-жающей действительностью, для их сенсорного развития.

Игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует фор-мированию пытливости, любознательности. Давая детям представление о людях разных профессий, разных национальностей, она в то же время мо-жет помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним.

Многие игрушки объединяют детей, требуют совместных усилий, согласо-ванных действий, например строительный материал, конструктор.

Игрушка – наиболее доступное детям произведение искусства. Педагогиче-ское значение игрушки подтверждается изучением ее истории. Игрушка, как и игра, отражает свою эпоху.

Народные игрушки черпают сюжеты из жизни. При сходстве тематики они отличаются друг от друга, так как созданы в различных экономических и общественных условиях.

Правда и простота народной игрушки, ее выразительность и целесообраз-ность играют особую роль в умственном и нравственном развитии ребенка.

Большую педагогическую ценность представляют токарные игрушки: пира-мидки, матрешки, вкладные мисочки. Они служат основным дидактическим материалом для знакомства с цветом, формой, размером, для развития мышления, внимания. Изящество формы, яркая окраска изделий способ-ствуют формированию художественного вкуса.

Куклы, изображающие людей разных национальностей, внушают любовь и симпатию к разным народам. Куклы в костюме солдата, моряка, рабочего способствуют формированию уважения к людям той или иной профессии. Игрушечные машины развивают интерес к технике, к труду. Назначение всех игрушек – побуждать детей к коллективным играм, возбуждать их инициа-тиву и фантазию.

Игрушка должна быть такой, чтобы с ней можно было активно действовать, например, одевать и раздевать кукол, двигать поезда и грузовики, перево-зить на них людей и груз. Чем больше игрушка дает возможность различных действий, тем она интереснее для ребенка и тем выше ее воспитательное значение.

2.Современная классификация игрушки.

В современной педагогической литературе классификация игрушек строится на основе их использования в разных видах игр.

^ Сюжетные игрушки – это куклы и фигурки, изображающие людей и живот-ных; транспортные средства; посуду; мебель и др. Игрушки данного вида во многом определяют сюжет игры, в этом их основное назначение (отсюда название - сюжетные). Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт.

Среди сюжетных игрушек особое место занимает кукла. Она – источник раз-нообразных переживаний ребенка.

Куклы отображают людей разного возраста, пола, иногда профессии и национальной принадлежности.

В играх дети часто используют игрушки, изображающие животных, но вы-полняют с ними действия, аналогичные действиям с куклой. Обычно в таких «человеческих» ролях выступают игрушки, наделенные какими-либо инди-видуальными особенностями, забавные, выполненные с легким юмором: грациозная черноглазая белочка, пушистый котенок, хитрая обезьянка-проказница.

^ Дидактические игрушки предназначены для интеллектуального и сенсор-ного развития и обучения детей. Среди них много народных игрушек: мат-решки, пирамидки, разноцветные шары, бочонки, бирюльки и др. играя с дидактическими игрушками, ребенок решает различные задачи. Условия та-кой задачи заключены в самой конструкции игрушки (разобрать и собрать пирамидку, башенку, матрешку). К дидактическим игрушкам относятся мо-заики, настольные и печатные игры.

Игрушки-забавы, «веселые игрушки». Они представляют собой смешные фигурки людей, животных: клоун, кувыркающийся на вертикальной лестни-це, бодающиеся козлики, мишка-«дергунчик» и др. Давних предшественни-ков современных игрушек-забав мастерили на потеху малым детям, чтобы повеселить, посмешить их. Особенность игрушек-забав в движении, сюр-призе, неожиданности, иногда парадоксальности, необычности игровых эф-фектов. Все это будит в ребенке острую заинтересованность, яркие эмоции, развивают чувство юмора. Игрушки-забавы также помогают воспитателю установить контакт с детьми, снять напряжение, отвлечь их от нежелатель-ных действий. У детей рано появляется желание узнать, как устроена игруш-ка, почему она двигается и т.п. Отсюда возникает требование: игрушка-забава должна быть прочной. Также к игрушкам-забавам относятся наборы фокусов. В современных игрушках-забавах широко применяются механиче-ские, электротехнические и электронные устройства.

^ Спортивные игрушки предназначены для физического воспитания. Они способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики, таких качеств, как выдержка, организованность. Эти игрушки раз-нообразны. Одни направлены на укрепление мышц руки, предплечья, раз-витии координации движений (блошки, волчки, серсо, мячи, бильбоке, об-ручи). Другие содействуют развитию навыков бега, прыжков, укрепляют мышцы ног, туловища (каталки, велосипеды, самокаты, коньки, ролики, скакалки). Наконец, существуют спортивные игрушки, предназначенные для коллективных игр (настольные баскетбол и хоккей, пинг-понг).

^ Музыкальные игрушки предназначены для развитие музыкального слуха. Они используются на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятель-ных играх. Отличаются особенностями звучания, нарядным оформлением. Это игрушки, имитирующие по форме и музыкальному звучанию музыкаль-ные инструменты: детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, органчи-ки, гармошки, барабаны, дудки, волынки, музыкальные шкатулки (в том числе электронные) и др. К музыкальным игрушкам причисляют сюжетные игрушки с музыкальным устройством (пианино, рояль), наборы колоколь-чиков, бубенчиков, игровые приборы для прослушивания музыкальных за-писей. Основные требования к музыкальным игрушкам: благозвучность, высокое качество изготовления, эстетичность оформления.

^ Театрализованные игрушки – это куклы (театральные персонажи, куклы бибабо, куклы-марионетки), наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок. К театрализованным игрушкам относятся костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бу-тафория и т.д. Для развлечений, карнавальных игр хороши крупные надув-ные игрушки (сказочные персонажи, животные). Использование театрализо-ванных игрушек требует определенного игрового оборудования: театраль-ной переносной сцены, магнитных, фланелевых устройств, состоящих из экрана-основы и крепящихся к ним фигурок.

Театрализованные игрушки не являются предметами повседневного поль-зования, в глазах ребенка они должны быть связаны с атмосферой празд-ничности, эмоциональной приподнятости.

^ Технические игрушки вводят детей в мир техники; они знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные сред-ства), с характерными для них действиями. К этим игрушкам относятся иг-рушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины. Во многих технических игрушках используются заводные, инерционные двигатели, электромоторчики, элек-тронные устройства.

^ Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское кон-струирование, техническое изобретательство. Наборы строительных матери-алов представляют собой комплекты деталей разных форм для сооружений и построек. Конструкторы состоят из наборов деталей, крепежных элементов и инструментов для сборки различных конструкций. Детям предлагают кон-структоры с разными способами соединения деталей: наложение, пристав-ление, сочленение (с крепежными устройствами). Большими развивающими способностями обладают конструкторы нового поколения «LEGO».

Игрушки-самоделки изготовляются самими детьми, их родителями, воспи-тателями. Потребность в таких игрушках возникает во всех видах игр: для те-атрализованной игры дети мастерят фигурки «артистов», элементы декора-ций, маски; для сюжетно-ролевой игры – «продукты», «тетрадки» и «книж-ки» и др. В основе изготовления игрушек-самоделок лежит художественный труд, в ходе которого ребенок учится преобразовывать различные материа-лы для достижения поставленной цели. Игрушки-самоделки дошкольник может изготовлять из разных материалов:

•неоформленных (бумага, картон, нитки, ткань, шерсть, фольга, пенопласт);

•полуоформленных (коробки, пробки, катушки, пластмассовые бутылки, пу-говицы);

•природных (шишки, желуди, ветки, солома, глина).

Создавая игрушку, наблюдая, как это делает взрослый, посильно помогая ему, ребенок испытывает радость, стремление к созидательной деятельно-сти.

3.        Характеристика предметно-игровой среды

Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность. Предметная среда выполняет ответную функцию – она побуждает к игре, формирует воображение. Она как бы является материальной средой мысли ребенка.

Развитие творчества ребенка дошкольного возраста во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в ДОУ. (Л.С.Выготский, Д.В.Менджерицкая, Н.Н.Поддъков, Е.А.Флерина, С.Л.Новоселова и др). Предметно развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. В игровую предметно - развивающую среду входят: крупное организующее игровое поле, игровое оборудование, игрушки, игровая атрибутика разного рода, игровые материалы, необходимые для игровой деятельности детей. Все эти игровые средства находятся обычно не в каком-то абстрактном игровом пространстве, а в групповой комнате, игровом зале, на площадке (веранде) участка детского сада.

Игровые средства обязательно должны быть сомасштабны друг другу и другим предметам интерьера. Это означает, что интерьер должен не со-держать ничего лишнего и органично сочетаться в эстетическом отношении с игровыми средствами. Все игровые и неигровые предметы должны отвечать принципу безопасности.

Помимо материальных и субъективных требований к организации пред-метно-развивающей среды, есть и сугубо педагогические. Это, прежде всего, самодеятельные игры – игры-экспериментирования, сюжетно-ролевые, режиссерские игры детей дошкольного возраста. Не менее важны обучающие и досуговые игры, так как, благодаря именно этим играм у детей формируются основные необходимые новообразования в психической сфере, развиваются предпосылки мотивов новых видом деятельности.

Часто в понятие развивающая предметно-игровая среда включаются те отношения, которые складываются у ребенка со взрослыми. В настоящее время доказано значение демократического стиля общения взрослого с ребенком для развития творчества (Е. А. Аркин, Д. В. Менджерицкая Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Т. А. Репина, Р.Б.Степкина. В.А.Петровский, Л.М.Кларина, Л.А.Смывина, Л.П. Стрелкова, А. П. Усова, А. В. Запорожец).

Именно этот стиль позволяет сформировать раскрепощенные отношения со взрослым, а значит обеспечить создание им игрового пространства.

На создание детьми игрового пространства оказывает влияние организация предметно-игровой среды взрослым. Вопросами создания и организации предметно-игровой среды занимались С.Л.Новоселова, А. П. Усова, Д.Б.Эльконин и другие. По мнению данных исследователей предметно-игровая среда должна объективно через свое содержание и свойства со-здавать условия для творческой деятельности каждого ребенка.

Предметно-игровая среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.

Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр¬инсценировок. Есть уголок уединения за ширмой, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и от-дохнуть от детского коллектива. Деревянные переносные ширмы и стойки служат и как стены для уголков индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т. е. создание “своего” личного пространства.

В каждой группе мебель и оборудование устанавливаются так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в т. ч. и разноуровневая: все возможные диванчики, пуфики, а также мягкие модули. Их достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группе. Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка .

При организации предметно-игровой среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Чтобы созданная эстетическая среда вызывала у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей. Современные требования к созданию полноценного предметно-игровой среды отвечают реальности; в групповой комнате нужно создавать обстановку для проведения различных игр, предусмотреть ее тематический и сюжетный поворот, найти для каждой игры только ей присущий стиль игрового интерьера и оборудования, что конечно же не всегда возможно.

Таким образом, создание предметно-игровой среды требует специальной заботы воспитателя. Главный педагогический принцип тут заключается в непременной связи знаний, полученных детьми, с содержанием игровой среды. Существенное значение имеет и организация внесения игрушек. Ее специфику раскрывают многие педагоги. Предметно-игровая среда обязательно должна гибко изменяться в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития их игры.

4.        Особенности организации предметно-игровой среды в различных возрастных группах дошкольного учреждения

Предметно-игровая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Если в группе больше мальчиков, то оборудуется группа конструкторами, кубиками, машинами, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще используются игры в “семью”, “больницу”, “магазин”. Важно помнить, что ребенок не пребывает в среде, а преодолевает, “перерастает” ее, постоянно меняется, а значит, меняется в его восприятии и его окружение.

У малыша от 3 до 6 лет восприятие мира меняется кардинально. Между тем набор игрушек и тех предметов, с которыми по преимуществу имеет дело ребенок в этом возрасте, складывается уже к 3 годам: разнообразные куклы, мягкие игрушки, кубики с картинками и пазлы, различные конструкторы, краски, карандаши, пластилин, книжки, кассеты с записями детских фильмов, рассказов и сказок.

От 3 до 4 лет

Особенности игр ребенка в этом возрасте обусловлены в большей степени тем, что он переходит к свободному оперированию образами. Появляется способность более уверенно воспроизводить в игре увиденное. Зачастую играющий производит уже и “мысленные эксперименты”, где фантазия смешивается с реальностью. Малыш между 3 и 4 годами продолжает очень интенсивно поглощать и усваивать информацию о мире, о человеческих взаимоотношениях. Все это перерабатывается в ходе игры, в которой дети принимают на себя роли взрослых. В этом возрасте им обычно нравится играть вместе, небольшой группой из 2-3 человек.         

Какие же игрушки создают благоприятную предметную и психологическую среду для малыша? В первую очередь это куклы – и для девочек, и для мальчиков. Нужны 2-3 куклы разного размера. Желательно со сгиба-ющимися руками и ногами. Конечно, в этой компании должны присутство-вать и мягкие игрушки, которые часто остаются верными друзьями детей даже до 10-12 лет. Хорошо, если у кукол есть свой гардероб: разнообразная одежда, в которую их можно переодевать, способствует развитию у ребенка воображения, ловкости движений и координации пальцев. А так-же в какой-то степени формированию навыка раздеваться и одеваться самому.

Найдут применение в игре наборы кукольной мебели, посуды, кукольные домики. Эти предметы имеют двойное назначение. Если, например, для кукол накрывается стол и подается угощение, то можно сервировать в ка-честве фруктов камешки или палочки, а можно использовать пластмассовые фрукты из набора. Раз уж речь зашла о наборах игрушечных предметов, то надо сказать, что их роль важна не только в сюжетных играх. Коллекция плоских фигурок животных, птиц, рыбок, тех же фруктов очень полезна в игре взрослого с малышом в вопросы и ответы: можно попросить показать и назвать, например, лошадку или лошадкиного сыночка.

Лопатки, совки, формочки, ведерки для игр с песком и водой уже давно в арсенале ребенка. Но теперь у него появляются более сложные конструк-торские задачи: из песка уже лепятся не пирожки, а строятся домики или дороги, по которым поедут автомобили. Теперь самое время давать ре-бенку конструкторы из деревянных блоков, пластмассы, детали которых могут скрепляться между собой. Хороший конструктор для этого возраста позволяет из небольшого количества деталей собрать несколько объектов.

Нельзя не упомянуть об игрушечных автомобилях, кораблях, самолетах, которые охотно используются детьми в сюжетных играх. Малыши часто ломают такие игрушки, разбирают их на составные части.

Для развития ребенка очень полезны настольные игры, такие, например, как простейшие виды лото. Они развивают точность восприятия и запоминания образов, способность различать похожие, но не одинаковые изображения. Тематика лото разнообразна: животные с детенышами, овощи и фрукты, деревья и цветы, времена года. Сюда же относятся кубики с картинками и паззлы. Изображения, которые надо собирать из элементов, могут быть относительно сложными и включать несколько фигур.

От 4 до 5 лет

На это время приходятся сюжетные игры. Детям в этом возрасте нравятся игры с развитым сложным сюжетом, в которых могут участвовать несколько ребят и которые могут длиться до часа. Для таких игр нужна все та же атрибутика персонажей, что и раньше.

Материалом для сюжетов игр служит и личный опыт детей, и увиденные фильмы, и книжки, которые читают ребенку взрослые.

Все так же нужны куклы – как участники игр, в которых ребенок начинает режиссировать и играть с несколькими куклами сразу. Нужны мягкие иг-рушки, маленькие фигурки животных и людей, причем самые незамысло-ватые и самые разнообразные. Большую популярность получают сложные кукольные домики, железные дороги с системой путей, многоэтажные га-ражи. Дети в игре сравнивают себя с другими, соперничают.

В этом возрасте уже можно осваивать алфавит и цифры. Игры, в которых устанавливается соответствие букв и образов (например, “А” – “Арбуз” и т. д.), позволяют заложить основы знания букв и их соотношения со звуками.

Конструкторы должны быть все сложнее и сложнее. Можно предложить ребенку небольшие сборные замки и городки вместе с их населением, сборные автомобили и различные технические устройства, которые тоже становятся все более сложными.         

От 5 до 6 лет

Увеличиваются возможности играющих между собой детей и усложняются игры. Все так же поставщиками сюжетов являются собственный опыт, телевидение, кино, книги. В 6 лет ребенок начинает активно играть в “дворовые” игры, такие, как прятки, вышибалы, “замри – отомри”. Участие в этих забавах требует, во-первых, умения понимать и принимать правила, во-вторых, подчиняться командам и, в-третьих, ловкости, двигательной координации.

На этих же достижениях развития основан и переход к игре во взрослый вариант домино и лото, где на первый план выходит стремление ребенка выиграть при соблюдении правил игры. То же относится и к другим настольным играм. Например, к таким, где передвигают по маршруту фишки, выбрасывая кубик, чтобы определить число ходов, которые должен сделать игрок. Ребенок может научиться и с удовольствием играть в шахматы и шашки.

Конструкторы, предлагаемые для 6-летних детей, обычно включают большое число деталей (до нескольких десятков и более), значительное разнообразие вариантов сборок. Пора начинать учить его пользоваться столярными инструментами: пилой, молотком, отверткой. Существуют книжки – сборники простейших самоделок для 5-6-летних из подручных материалов. Изготовление этих конструкций доставит ребенку удовольствие и привьет навыки работы руками, что будет хорошим подспорьем всю жизнь.         

        Таким образом, каждому возрасту соответствуют определенная под-борка игрушек. Педагогам дошкольного учреждения следует следить за тем, чтобы предметно-0игровая среда постоянно в течение года обновлялась и пополнялась новыми игрушками, тем самым способствуя раз-витию детей.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль диагностики в воспитательно-образовательной работе ДОУ»

Проблема диагностики педагогической деятельности воспитателей чрезвычайно актуальна, значима для совершенствования как самого воспитательно-образовательного процесса, так и непрерывного повышения уров...

Консультация для воспитателей Здоровьесберегающие технологии в воспитательно - образовательном процессе ДОУ и семьи.

Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. В любые времена пе...

Роль беседы в воспитательно- образовательной работе детского сада.

Роль беседы в воспитательно- образовательной работе детского сада. Одним   из   существенных   моментов   обучения является  применение...

Консультация для воспитателей "Применение ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

В материале расскрываются возможности ипользования информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми....

Консультация для воспитателей Тема: « Обновление содержания воспитательно- образовательной работы ДОУ по УМК в условиях внедрения ФГОС.

Консультация для воспитателейТема: « Обновление содержания  воспитательно- образовательной работы ДОУ по УМК в условиях внедрения ФГОС.                 ...

Консультация для воспитателей «Применение ИКТ в воспитательно-образовательном процессе»

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания.Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает...

Консультация для воспитателей «Роль игрушки в жизни ребенка»

Консультация для воспитателей «Роль игрушки в жизни ребенка»...