Консультация для воспитателей «Роль игрушки в жизни ребенка»
консультация (средняя группа)

Захарова Ольга Николаевна

Консультация для воспитателей «Роль игрушки в жизни ребенка»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igrushki_v_zhizni_rebenka.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное дошкольное учреждение

«Школа № 2083» ДОП «Семицветик»

Подготовила воспитатель:

Захарова О.Н.

Консультация для воспитателей «Роль игрушки в жизни ребенка»

«Игрушка должна быть трамплином для ребячьей мечты»

Лев Кассиль

У игрушки много сторон – педагогическая, эстетическая, нравственная, производственная, экономическая, культурная, социальная, психологическая и т. д. Все это разные стороны таких, казалось бы, простых предметов, но так ли просты они? Во многом ко всему, что касается детства, у нас, взрослых отношение часто несерьёзное. Взрослые, может быть, и не задумываются какие игрушки они покупают, какие дарят детям, какие игрушки приносят в детский сад.

Для ребёнка игрушка – неотъемлемая часть его жизни и поэтому требует к себе самого серьезного внимания!

Что такое игрушка?        

Игрушкой может стать все что угодно. Свойство быть игрушкой не привязано жёстко к внешне материальным признакам того или иного предмета. Его попадание в класс «игрушек» обусловлено отношением к нему играющего человека. Именно человек превращает предмет в истинную игрушку в процессе игры с ним.

Роль истинной игрушки может получить любой предмет, если он:

  1. привлекателен – вызывает желание общаться с предметом, смотреть на него манипулировать им;
  2. доступен для овладения – определяется возможностями играющего встроить этот объект в своё жизненное пространство;
  3. не воспринимается в данный момент как «серьезная вещь» - то есть на него не распространяется общепринятые правила обращения с «серьёзными» предметами.
  4. Удовлетворяет возрастные потребности развития ребёнка;
  5. Способен стать символическим объектом для личностных проекций - когда возможен перенос своих переживаний, чувств, мыслей и поступков на свою игрушку как осознанно, так и на подсознательном уровне.

Слово «игрушка» - для многих служит синонимом безделушки, забавы. В то время как это особый предмет, имеющий огромную власть, обладающий способностью обучать. И от того как мы относимся к выбору игрушек для своего ребёнка, умеем ли правильно организовать игру, направить его действия, развернуть сюжет зависит будущее наших детей.

Значение игр и игрушек для развития ребенка в дошкольном возрасте часто недооценивается даже педагогами. Большинство родителей не пони мают, насколько важны правильно подобранные игрушки для формирования личности ребенка. Как и в какие игры должен играть ребенок? Информацию об этом родители получают в основном из рекламы, которая отражает интересы фирм-производителей, далеко не всегда совпадающие с интересами ребенка.

Отсутствие общей и правовой культуры в формировании игровой среды ребенка в России приводит к агрессивному наступлению на наш рынок игровой продукции как с Запада, так и с Востока.

В дошкольном возрасте есть сенситивные периоды развития способностей ребенка, когда правильный подбор развивающих игр и игра в них с ребенком определяют очень многое. Вместо учета особенностей психофизического развития детей, особенно дошкольников, развитие рынка игрушек происходит по привнесенным извне тенденциям. Выделим две из них.

Дешевизна в сочетании с крикливой яркостью и шумностью - визитная карточка игрушечных фирм из Юго - Восточной Азии. Гораздо более дорогие натуралистичные модели людей, животных, машин, самолетов, героев мультфильмов и кинофильмов (всего, что окружает в повседневной жизни) - продукция западных фирм. Современные западные игрушки все чаще и дальше уходят от детской игры в сторону потребительства и механического использования заложенных производителем операций. Ребенку кажется, что он манипулирует игрушкой, а на самом деле сама игрушка навязывает ему определенные действия, вырабатывая эмоциональную зависимость маленького человека от электронного устройства.

Главные качества детской игры: свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность - при этом совершенно не требуются и не развиваются.

Очевидность проблемы ясно выражена и актуальность поиска решения данного вопроса бесспорна. Стоит ли задуматься, как и чем играют наши дети и попытаться разобраться в данном вопросе – решать Вам.

Основные психолого-педагогические требования к игрушке.

Игрушка приносит максимальную пользу, если она культуросообразна и способствует принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям.

Игрушка вредна, если она:

• Провоцирует ребёнка на агрессию и жестокость;

• Вызывает страх или тревогу;

• Имеет грубый натурализм;

• Унижает человеческое достоинство;

• Вызывает психологическую зависимость в ущерб полноценному развитию ребенка;

• Искажает восприятие окружающей действительности.

Игрушка полезна, если она:

• Безопасна;

• Привлекательна;

• Эстетична;

• Соответствует возрастным возможностям ребёнка;

• Полифункциональна (предоставляет возможность для развития способностей ребенка: физических, духовных, нравственных и т. д.);

• Выполнена из экологически чистых материалов;

• Упакована.

Правила выбора игрушки:

• Игрушка радует Вас и Вашего малыша, вызывает положительные эмоции;

• Игрушка не утомляет и не перегружает ребёнка;

• Игрушка отвечает индивидуальным особенностям развития ребёнка и его потребности в игре.

• Игрушка вызывает интерес, обладает игровой динамикой, стимулирует к активному действию с ней;

• Игрушка расширяет кругозор и побуждает ребёнка к познавательно-исследовательской деятельности;

• Игрушка воспитывает художественный вкус ребёнка.

На основе психолого - педагогических исследований мы пришли к выводу, что игрушка является важным фактором в психическом развитии ребенка. Мы установили, что игрушки должны быть свободными от всех свойств, которые каким-нибудь образом могут нанести вред здоровью. Они должны удовлетворять и развивать эстетический вкус, зачатки которого так рано проявляются у ребенка. И потому, они должны возбуждать и поощрять стремление ребенка к коллективным усилиям.

Самые разнообразные задатки ребенка ищут своего проявления и упражнения и находят их в играх, если в распоряжение ребенка дан материал, который может служить в одно время и стимулом, возбуждающим ту или иную деятельность, и орудием, при помощи которого эта деятельность осуществляется и совершенствуется.

Несомненно, все игрушки должны удовлетворять требованиям гигиены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Роль игрушки в жизни ребенка».

Из множества вещей, окружающих ребенка, для него важнее всего ИГРУШКА. Именно в ней отражаются впечатления о мире, имеющие большое влияние на дальнейшую жизнь ребенка, его характер.ИГРУШКА...

Консультация для родителей "Роль игрушки в жизни ребенка!»

Консультация для родителей "Роль игрушки в жизни ребенка!»...

Консультация для родителей "Роль игрушки в жизни ребенка"

Очень сложно представить дошкольное детство без игры и игрушки. Из множества вещей, окружающих ребенка, для него важнее всего игрушка. Именно в ней отражаются впечатления о мире, имеющие бол...

Консультация для родителей «Роль игрушки в жизни ребенка».

Консультация для родителей«Роль игрушки в жизни ребенка»....

Консультация для родителей «Роль игрушки в жизни ребенка»

Консультация для родителей "Роль игрушки в жизни ребёнка"...