Статья на тему "Понятие детство"
статья на тему

Кузьмина Татьяна Петровна

Содержательно детство — это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства, определения в нем себя, собственной самоорганизации, которая происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка со взрослым сообществом и другими детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie_detstvo.docx17.43 КБ

Предварительный просмотр:

Кузьмина Татьяна Петровна, воспитатель

ГБДОУ №1 СПб. Колпино

ПОНЯТИЕ «ДЕТСТВО»

    Постижение смысла феномена детства и его самоценности, то есть понимание того, ради чего каждому человеку дано детство, — важнейшая задача для педагога. Ее решение позволяет обрести смысл и индивидуальный стиль профессионально-педагогической деятельности, определить приоритетные задачи воспитания и развития дошкольника, ценностные основания педагогического взаимодействия с ребенком.

ЯНУШ   Корчак:
«Мы не знаем детей, хуже того — знаем по предрассудкам»

Детство как самостоятельное понятие образовалось только к началу XVIII века.
Предшествующий ему XVII век понимал детство как период незрелости, своеобразное отклонение от нормы, под которой понималась взрослость.
Ребенок, начавший ходить в школу и приступивший к обучению, тут же становился взрослым и им закономерно считался.

Современные концепции детства

Концепция Д. Б. Эльконина

Рассматривая детство как социально-психологическое явление в жизнедеятельности человека, ученый определяет его как необходимое условие для приобретения личностью человеческих способов удовлетворения органических, социальных, духовных потребностей. Огромная потенциальная сила детства заключается в овладении ребенком человеческой культурой.

Концепция Д. И. Фельдштейна

В его исследованиях детство рассматривается как особое явление социального мира.

Содержательно детство — это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства, определения в нем себя, собственной самоорганизации, которая происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка со взрослым сообществом и другими детьми.

Концепция Ш. А. Амонашвили

Автор определяет детство как безграничность и неповторимость, как особую миссию для себя и для людей. «Ребенок со своей миссией — это значит, что каждый ребенок есть неповторимость и наделен от Природы особым, тоже неповторимым, сочетанием возможностей, способностей.»

Уникальная природа ребенка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Дошкольника смело можно назвать практиком: познание им мира идет исключительно чувственно- практическим путем.

Субъект деятельности

В современных педагогических исследованиях традиционно ребенок дошкольного возраста рассматривается с позиций субъекта — носителя активности как потребности в деятельности.

Субъект — это источник познания и преобразования действительности, носитель активности.

Исходя из концепции Д. Б. Эльконина,
можно выделить основные направления развития ребенка как субъекта деятельности:

1-й год жизни: ребенок — субъект эмоционального общения;

2-й год жизни: ребенок — субъект предметной деятельности;

 3-й год жизни: ребенок — субъект самостоятельной деятельности;

 3–5 лет: ребенок — субъект социальных отношений и игровой деятельности (предмет деятельности — взрослый); ребенок — субъект понимания и освоения смыслов человеческих действий;

 5 лет: ребенок — субъект общественной деятельности;

 6–7 лет: ребенок — субъект переживания внутренней жизни и обучения (познания).

Качества, характеризующие человека как субъекта деятельности:

  • ценностное отношение;
  • интерес;
  •  избирательная направленность;
  • инициативность;
  • свобода выбора;
  •  самостоятельность;
  • автономность;
  •  творчество.

Проявления ребенка как субъекта деятельности связаны

— с самостоятельностью и творчеством при выборе содержания деятельности и средств ее реализации;

—с процессами эмоционально-положительной направленности в общении и стремлении к сотрудничеству в детском сообществе.

Две группы
субъектных проявлений ребенка

Эмоционально-субъектные проявления выражаются в интересе и предпочтениях ребенка к какому-либо виду деятельности или объекту культуры. Одни дети любят слушать музыку, другим нравится участвовать в разных видах игр, третьим — постоянно экспериментировать. Другим не менее важным проявлением субъектности становится избирательность, избирательное отношение к миру, то есть предпочтения ребенка к той или иной возможности взаимодействия с ним (общаться со сверстниками, рисовать одному, заниматься со взрослым).

Деятельностно-субъектные проявления связаны с активностью и инициативностью ребенка в выборе видов деятельности.

Направленность отношения и характер деятельности ребенка в дошкольном детстве:

1–3 года

Направленность на предметный мир.

 Задачи, решаемые ребенком :

Активное познание предметов, их свойств и качеств.

Освоение средств и способов ориентации в условиях предметной деятельности.

 Развитие самостоятельности в манипулировании с предметами.

Ведущая деятельность -  Предметная, предметно- манипулятивная.

3–5 лет

Направленность на мир социальных отношений.

Задачи, решаемые ребенком :

Ориентация на другого человека.

Социализация в системе ближайшего окружения взрослых и сверстников.

 Примеривание социальных ролей и отношений.

 Ведущая деятельность – Игровая.

5–7 лет

Направленность На результат деятельности как способ социализации.

 Задачи, решаемые ребенком :

Самовыражение, проявление творчества в доступных и интересных видах деятельности.

 Самопрезентация «Я» в группе сверстников.

Стремление к взаимоотношениям и взаимодействию.

 Ведущая деятельность – Сложные интегративные виды деятельности, переход к учебной деятельности.

Вывод:

Ребенок — уникальная, неповторимая, яркая индивидуальность. Его субъектность и самобытность проявляются в желаниях, интересах, потребностях, избирательном отношении к миру и людям, в конфликтах и противоречиях с самим собой и другими, в самостоятельности и творчестве в доступных видах деятельности. Ребенок дошкольного возраста развивается, накапливая индивидуальный опыт, жизненные впечатления и одновременно активно преобразуя культуру, привнося в нее элементы своей субкультуры, становясь субъектом разных видов деятельности. Дошкольник транслирует наш взрослый мир со всеми его достоинствами и недостатками. Это не просто отражение — это активная работа чувства и ума, осмысление мощного информационного потока, переживание всего того, что он видит и слы- шит вокруг себя. Помочь ребенку открыть мир для себя и себя — миру призваны взрослые, в том числе взрослые, имеющие такую непростую и такую замечательную профессию — педагог!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Характеристика раннего детства»

Статья: «Характеристика раннего детства»...

Статья "Расставание с детством", стихотворение "Посвящается..."

Статья и стихотворение посвящены коллеге, ушедшей на пенсию....

статья "Книжки нашего детства"

Активизировать мысль родителей о роли и значении книги в жизни человека...

Патриотом можно стать и с детства

Московский детский сад №2232, ныне дошкольное отделение «Радуга» школы №933, обычное государственное бюджетное образовательное учреждение в Южном округе. Небольшое здание, построенное в 1977 году, ста...

Статья-"Субкультура дошкольного детства "

В статье раскрываются возрастные особенности детей дошкольного в реализации своих возможностей в игровых взаимоотношениях. связанных с субкультурой.Мой материал поможет педагогам и родителям лучше пон...

Статья "Детям о детстве А.С.Пушкина"

Интересная информация о юном  А. Пушкине...