Статья на тему "Понятие детство"
статья на тему
Содержательно детство — это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства, определения в нем себя, собственной самоорганизации, которая происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка со взрослым сообществом и другими детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponyatie_detstvo.docx | 17.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Кузьмина Татьяна Петровна, воспитатель
ГБДОУ №1 СПб. Колпино
ПОНЯТИЕ «ДЕТСТВО»
Постижение смысла феномена детства и его самоценности, то есть понимание того, ради чего каждому человеку дано детство, — важнейшая задача для педагога. Ее решение позволяет обрести смысл и индивидуальный стиль профессионально-педагогической деятельности, определить приоритетные задачи воспитания и развития дошкольника, ценностные основания педагогического взаимодействия с ребенком.
ЯНУШ Корчак:
«Мы не знаем детей, хуже того — знаем по предрассудкам»
Детство как самостоятельное понятие образовалось только к началу XVIII века.
Предшествующий ему XVII век понимал детство как период незрелости, своеобразное отклонение от нормы, под которой понималась взрослость.
Ребенок, начавший ходить в школу и приступивший к обучению, тут же становился взрослым и им закономерно считался.
Современные концепции детства
Концепция Д. Б. Эльконина
Рассматривая детство как социально-психологическое явление в жизнедеятельности человека, ученый определяет его как необходимое условие для приобретения личностью человеческих способов удовлетворения органических, социальных, духовных потребностей. Огромная потенциальная сила детства заключается в овладении ребенком человеческой культурой.
Концепция Д. И. Фельдштейна
В его исследованиях детство рассматривается как особое явление социального мира.
Содержательно детство — это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства, определения в нем себя, собственной самоорганизации, которая происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка со взрослым сообществом и другими детьми.
Концепция Ш. А. Амонашвили
Автор определяет детство как безграничность и неповторимость, как особую миссию для себя и для людей. «Ребенок со своей миссией — это значит, что каждый ребенок есть неповторимость и наделен от Природы особым, тоже неповторимым, сочетанием возможностей, способностей.»
Уникальная природа ребенка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Дошкольника смело можно назвать практиком: познание им мира идет исключительно чувственно- практическим путем.
Субъект деятельности
В современных педагогических исследованиях традиционно ребенок дошкольного возраста рассматривается с позиций субъекта — носителя активности как потребности в деятельности.
Субъект — это источник познания и преобразования действительности, носитель активности.
Исходя из концепции Д. Б. Эльконина,
можно выделить основные направления развития ребенка как субъекта деятельности:
1-й год жизни: ребенок — субъект эмоционального общения;
2-й год жизни: ребенок — субъект предметной деятельности;
3-й год жизни: ребенок — субъект самостоятельной деятельности;
3–5 лет: ребенок — субъект социальных отношений и игровой деятельности (предмет деятельности — взрослый); ребенок — субъект понимания и освоения смыслов человеческих действий;
5 лет: ребенок — субъект общественной деятельности;
6–7 лет: ребенок — субъект переживания внутренней жизни и обучения (познания).
Качества, характеризующие человека как субъекта деятельности:
- ценностное отношение;
- интерес;
- избирательная направленность;
- инициативность;
- свобода выбора;
- самостоятельность;
- автономность;
- творчество.
Проявления ребенка как субъекта деятельности связаны
— с самостоятельностью и творчеством при выборе содержания деятельности и средств ее реализации;
—с процессами эмоционально-положительной направленности в общении и стремлении к сотрудничеству в детском сообществе.
Две группы
субъектных проявлений ребенка
Эмоционально-субъектные проявления выражаются в интересе и предпочтениях ребенка к какому-либо виду деятельности или объекту культуры. Одни дети любят слушать музыку, другим нравится участвовать в разных видах игр, третьим — постоянно экспериментировать. Другим не менее важным проявлением субъектности становится избирательность, избирательное отношение к миру, то есть предпочтения ребенка к той или иной возможности взаимодействия с ним (общаться со сверстниками, рисовать одному, заниматься со взрослым).
Деятельностно-субъектные проявления связаны с активностью и инициативностью ребенка в выборе видов деятельности.
Направленность отношения и характер деятельности ребенка в дошкольном детстве:
1–3 года
Направленность на предметный мир.
Задачи, решаемые ребенком :
Активное познание предметов, их свойств и качеств.
Освоение средств и способов ориентации в условиях предметной деятельности.
Развитие самостоятельности в манипулировании с предметами.
Ведущая деятельность - Предметная, предметно- манипулятивная.
3–5 лет
Направленность на мир социальных отношений.
Задачи, решаемые ребенком :
Ориентация на другого человека.
Социализация в системе ближайшего окружения взрослых и сверстников.
Примеривание социальных ролей и отношений.
Ведущая деятельность – Игровая.
5–7 лет
Направленность На результат деятельности как способ социализации.
Задачи, решаемые ребенком :
Самовыражение, проявление творчества в доступных и интересных видах деятельности.
Самопрезентация «Я» в группе сверстников.
Стремление к взаимоотношениям и взаимодействию.
Ведущая деятельность – Сложные интегративные виды деятельности, переход к учебной деятельности.
Вывод:
Ребенок — уникальная, неповторимая, яркая индивидуальность. Его субъектность и самобытность проявляются в желаниях, интересах, потребностях, избирательном отношении к миру и людям, в конфликтах и противоречиях с самим собой и другими, в самостоятельности и творчестве в доступных видах деятельности. Ребенок дошкольного возраста развивается, накапливая индивидуальный опыт, жизненные впечатления и одновременно активно преобразуя культуру, привнося в нее элементы своей субкультуры, становясь субъектом разных видов деятельности. Дошкольник транслирует наш взрослый мир со всеми его достоинствами и недостатками. Это не просто отражение — это активная работа чувства и ума, осмысление мощного информационного потока, переживание всего того, что он видит и слы- шит вокруг себя. Помочь ребенку открыть мир для себя и себя — миру призваны взрослые, в том числе взрослые, имеющие такую непростую и такую замечательную профессию — педагог!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: «Характеристика раннего детства»
Статья: «Характеристика раннего детства»...
Статья "Расставание с детством", стихотворение "Посвящается..."
Статья и стихотворение посвящены коллеге, ушедшей на пенсию....
Статья "Сохраним мир детства"
статья...
статья "Книжки нашего детства"
Активизировать мысль родителей о роли и значении книги в жизни человека...
Патриотом можно стать и с детства
Московский детский сад №2232, ныне дошкольное отделение «Радуга» школы №933, обычное государственное бюджетное образовательное учреждение в Южном округе. Небольшое здание, построенное в 1977 году, ста...
Статья-"Субкультура дошкольного детства "
В статье раскрываются возрастные особенности детей дошкольного в реализации своих возможностей в игровых взаимоотношениях. связанных с субкультурой.Мой материал поможет педагогам и родителям лучше пон...
Статья "Детям о детстве А.С.Пушкина"
Интересная информация о юном А. Пушкине...