Творческо - исследовательский проект "Волшебные краски"
проект (подготовительная группа) на тему

Таранова Любовь Борисовна

Данный проект - это организация работы по ознакомлению детей с красками и изучения истории  красок.

           Эта работа осуществлялась через поисково-исследовательскую, интеграционную деятельность в процессе разных форм работы, направленную на расширение потенциала творческих и интеллектуальных способностей детей посредством активации детской жизнедеятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnye_kraski.docx41.79 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

ГОРОД ПОКАЧИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

«СКАЗКА»

Городской конкурс

учебно-исследовательских и творческих работ

«Юность в науке»

Направление работы: «Естественные науки и современный мир»

«Волшебные краски»

Автор:

Миктаева Ясмина

группа общеразвивающей направленности

«Аленушка»

Научный руководитель:

                                                                           Таранова Любовь Борисовна,

воспитатель

2016

Содержание:

  1. Аннотация…………………………………………………………………..3
  2. Актуальность………………………………………………………………..3
  3. Основная часть:……………………………………………………………..3-7
  • Цели и задачи проекта………………………………………………3
  • Проблема…………………………………………………………….4
  • Предполагаемые результаты………………………………………..4
  • Этапы реализации проекта………………………………………….5
  • Формы реализации проекта………………………………………...6
  • План реализации проекта……………………………………………6

4.    Описание работы…………………………………………………………….7- 9

5.    Список используемой литературы………………………………………….10

6.    Приложение………………………………………………………………….11-20

C:\Users\user\Desktop\Ясмина\картинки для проекта\images (8).jpg

Аннотация

            Данный проект - это организация работы по ознакомлению детей с красками и изучения истории  красок.

           Эта работа осуществлялась через поисково-исследовательскую, интеграционную деятельность в процессе разных форм работы, направленную на расширение потенциала творческих и интеллектуальных способностей детей посредством активации детской жизнедеятельности.

          Проект исследовательско - творческий, рассчитан сроком на 1-1, 5 месяца для детей 6-7 лет, педагогов и родителей, включая в себя несколько этапов.

Актуальность.

Природа наградила нас необычайным даром - цветовым зрением, а вместе с ним дала возможность восхищаться красотой окружающего растительного мира. Мы с надеждой смотрим на нежную зелень весенней листвы и с грустью любуемся желто-оранжевой гаммой осеннего леса. Кто не восхищался красками цветущего луга, лесной опушки, осенней листвы, даров сада и поля? Но далеко не всем известно, откуда у природы такая богатая палитра цветов.

Всей этой красотой  обязаны мы специальным красящим веществам – пигментам, которых в растительном мире известно около 2 тысяч.

Исследование данной работы лежит в области естествознания, неживой природы, и посвящено изучению удивительных свойств пигментов.

Актуальность исследования состоит в том, что тема имеет практическое применение.

 

Основная часть

ЦЕЛЬ:

- выяснить, какие природные красители можно использовать при окрашивании тканей;
- провести исследование по получению натуральных красителей.

ЗАДАЧИ:

  • Проанализировать различные источники и узнать, как появились краски, способы их получения и использования.
  • Расширить представления о разнообразии и способов использования природных красок.
  • Попробовать получить природные (естественные) краски в домашних условиях.
  • Узнать мнение профессионалов (художника, парикмахера) о возможности использования природных красок в наше время.
  • Нарисовать рисунки, используя природные краски.

Новизна исследования заключается в том, что изучение состава красок осуществляется путем эксперимента.

Проблема: 

     Иногда маленькие дети,  рисуя красками, пробуют их на вкус. Опасно ли это? Ведь сейчас краски изготавливают из химических веществ.

     Все краски можно купить в магазине, но они быстро заканчиваются. Можно ли приготовить такие же краски в домашних условиях.

     Как же раньше художники получали краски, из чего они состояли.  Так  возникла данная тема.

Объект исследования - краски

Предмет исследования природные компоненты и растения, из которых можно получить краску.

Ключевые моменты проекта:

- зачем человеку краски;

- какие бывают краски;

- краски полученные самостоятельно:

- использование самостоятельно изготовленных красок в рисовании и окрашивании.

Участники  проекта:

-  воспитатели  группы;

- ребенок

- родители.

Методы исследования:

- сбор информации ( расспросы членов семьи, специалистов, работающих с красками);

- работа с Интернет-ресурсами;

- анализ полученных материалов.

Предполагаемые результаты:

Узнать историю возникновения красок.

Изучить состав красок.

Получить краски самостоятельно.

Нарисовать ими рисунки.

Тип проекта:

творческо - исследовательский, по содержанию «ребёнок и его семья».

Этапы реализации проекта:

  1. Начальный этап

- Сбор и анализ информации по теме ( чтение художественной литературы, разучивание пословиц, поговорок о красках, воспитателями проводились беседы познавательного характера по теме: «Из чего в древности делали краски»,  «Когда появились краски»).

- Определение цели, исходя из интересов ребенка.

- Формулировка проблемных вопросов.

- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

Ребенок учится самостоятельно задавать вопросы, формулировать тему, планировать работу.

  1. Технологический этап – реализация проекта.

- Сбор информации (расспросы членов семьи, специалистов, работающих с красками).

- Изучение собранной информации  (история возникновения красок, фотографии, картинки, сказки, стихи о красках).

- Работа с Интернет-ресурсами.

- Анализ полученных материалов.

- Изготовление красок своими руками.

- Использование красок, созданных своими руками для рисования и окрашивания.

  1. Рефлексивный этап.

- Обобщение и систематизация полученной информации.

- Формулирование вывода.

- Подготовка и проведение презентации (интересный  рассказ о проведенном исследовании).

  1. Перспектива.

Намерение ребенка и дальше изучать эту тему:

- Узнать, а много ли красок вокруг нас в повседневной жизни?

- Есть ли в городах нашего округа или области  улицы с названиями красок?

Формы реализации проекта.

  • Беседы
  • Познавательное чтение
  • Поисковая работа (из различных источников информации);
  • Самостоятельная практическая деятельность

План реализации проекта.

Этапы реализации

проекта

Основные мероприятия

реализации проекта

Сроки

реализации

Работа

с  ребенком

  1. Чтение художественной литературы:

Волшебные краски (рассказ) Е.Пермяк, Цветные сказки, стихи и загадки о красках.

2. Разучивание пословиц, поговорок о красках;

3.Рассказы педагога: Беседы познавательного характера по теме: «Из чего в древности делали краски»,  «Когда появились краски»

4.Самостоятельная практическая деятельность:

Раскрашивание рисунков  частями растений, изготовление краски и  ее использование в рисовании.  

Работа

с родителями

  1. Изучение информации по теме из разных источников
  2. Подборка литературы по теме.

(стихи, загадки, сказки, рассказы).

  1. Создание презентации «Волшебные краски».
  2. Оформление платья для осеннего утренника.

Методическое сопровождение.

  1. Конспекты познавательных бесед.
  2. Подборка художественной, познавательной литературы.

Описание работы

    Однажды летом перебирая ягоды для варенья вместе с мамой и бабушкой, Ясмина испачкала футболку соком ягод вишни Тут же заметила, что и руки от ягоды стали красными. Значит, ягодой можно рисовать?!

А, значит, можно попробовать сделать краски для рисования. Она задумалась:

«Какие ещё растения, растущие в нашей местности, подойдут для этой цели? Можно ли еще из чего –то  получить краски»

Вернувшись с отпуска,  Ясмина в детском саду задала этот вопрос воспитателям. Тут и возникла идея работы над проектом «Волшебные краски»

    Объектом исследования стали краски, а предметом исследования – вещества и растения из которых можно получить краску.  

На первом этапе собиралась  и анализировалась  информации по теме:

чтение художественной литературы, разучивание пословиц, поговорок о красках, воспитателями проводились беседы познавательного характера по теме: «Из чего в древности делали краски»,  «Когда появились краски». ( Приложение 2)

  Были определены цели, исходя из интересов ребенка. Сформулированы проблемные вопросы. Был составлен план предстоящей деятельности, направленный на реализацию проекта. 

Цель исследования:
- выяснить, можно ли окрашивать природными красками ткани;
- создать краску своими руками

Начиная исследование мы  предположили:

  • Если растения имеют разную окраску,  то они могут окрашивать,   и ими  можно рисовать.
  • Если есть красящие растения, то зачем синтетические краски?
  • Если краска получена из природы, то её можно есть без вреда для здоровья.

Выдвинули гипотезу,  что краски можно изготовить самостоятельно, но они будут отличаться от заводских.  Наше внимание было обращено на цвета разных растений. Какие же разные цвета у растений (стеблей, листьев, плодов, ягод). Вот черная и красная рябина, ярко оранжевая облепиха, огненно-красные калина и малина, темно-синяя смородина, красивые кроваво-красные ягоды боярышника! (Приложение 1, фото 1)

На втором этапе воспитатели  выяснили с ребятами из группы, зачем человеку краски, откуда они появились, узнали состав красок. Оказалось, что  краски нужны    для создания рисунков, для окраски ткани, для защиты поверхностей. (Приложение 1, фото 2)

Чтобы узнать как возникли краски ребята из нашей группы побывали в музее.

(Приложение 1, фото 3)

Многое о красках  Ясмина вместе с мамой узнала из интернет - ресурсов и энциклопедий

(Приложение1, фото 4)

 Ясмина встретилась  со специалистами, работающими с красками. Побывала в цветочном магазине (Приложение1, фото5) , в парикмахерской (Приложение 1, фото 6), в магазине канцтоваров, строительном (Приложение1, фото 7) Там узнала, какие виды красок существуют и где их используют

Затем были проведены опыты:

Раскрашивание рисунков лепестками и листочками цветов. Получились не очень яркие рисунки.  ( Приложение 1, фото 8)

И тогда Ясмина вместе с воспитателями решила сделать краски своими руками.  

Были получены разные  краски.

Черная краска. Эксперимент 1 (Измельчили уголь в порошок. Просеяли порошок.Смешали уголь с маслом);

Коричневая краска. Эксперимент  2  (Получили из порошка цикория, яичного желтка  и клея).

Оранжевая краска. Эксперимент 3 (Порошок куркумы смешали с яичным  желтком – получила оранжевую краску).

 Розовая краска. Эксперимент 4 (Розовая краска получилась из розовой глины, клея и воды).

Полученными красками Ясмина раскрасила листы бумаги и ткань, из которых вырезали листочки и украсили платье на осенний утренник. (Приложение 1, фото 9, 10, 11, 12, 13, 14)

Гипотеза моя подтвердилась: краски можно изготовить самостоятельно в домашних условиях, но они будут отличаться от магазинных. Были сделаны выводы:

* История красок началась вместе с появлением человека.

* Краски для рисования состоят из пигмента и связующего вещества.

* Изначально в качестве пигмента использовали землю, глину, уголь, мел, малахит, лазурит.

* В качестве связующего вещества использовали яйца, масло, воду, воск.

* Сейчас краски изготавливают в лабораториях и на заводах из химических элементов.

* В ходе экспериментов мне удалось получить краски разных цветов, нарисовала рисунки , украсила платье.

Затем была подготовлена презентация всех исследований. С презентацией Ясмина познакомила ребят из группы. Всем было очень интересно. И мы решили продорлжить работу по этой теме. Теперь нам захотелось проверить, долговечны ли картины, созданные при помощи природных красителей. Если нет, то найти способы продления «жизни» этим картинам.

Узнать, а много ли красок вокруг нас в повседневной жизни? Например, есть ли в городах нашего округа и области  улицы с названиями красок.

Источники информации

Список литературы:

  1. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Москва: «Просвещение», 1998. 224 с.
  2. Детская энциклопедия. Что? Зачем? Почему? – Минск: «БЭСТ», 2008. – 257 с.
  3. Калашников В.И. Энциклопедия тайн и загадок. Чудеса живой природы. – Москва: «Белый город», 2002. – 215 с.
  4. Тайны живой природы. Перевод с англ. А.М. Голова – Москва: "Росмэн", 1997. – 117 с.
  5. Энциклопедия для детей и юношества: История искусства от древности до средневековья : Ч.1. Изобразительное искусство и архитектура. / Сост. С.Т. Исмаилова. - 624с.

Интернет-ресурсы:

  1. Поисковая система "Google".
  2. Словарь «Википедия» [Электронный ресурс] //URL: Wikipedia/org (Дата обращения: 23.08.2011)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Краски лета» для детей младшего дошкольного возраста.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 1муниципального образования Щербиновский районстаница Старощербиновская...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Краски осени"

Представленный конспект предназначен для педагогов, работающих с детьми подготовительной группы (детей 6-7 лет) в дошкольной образовательной организации.В данном конспекте проходит интеграция образова...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Краски осени"

Представленный конспект предназначен для педагогов, работающих с детьми подготовительной группы (детей 6-7 лет) в дошкольной образовательной организации.В данном конспекте проходит интеграция образова...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности «Краски осени»

Вид проекта : познавательно- исследовательский, творческий , игровой Цель: создать условия для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детейЗадачи:- ...

Исследовательский проект "Краски природы"

Исследовательский проект "Краски природы"...

Детский исследовательский проект "Краски природы " в подготовительной группе

Детский исследовательский проект  "Краски природы " в подготовительной группе...

Проект развития познавательно- исследовательской деятельности «Краски осени»

Цель: создать условия для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей.            Задачи:- формировать основы экологическо...