Программа 2014-2015уч.год
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
У т в е р ж д е н о
Приказом МКДОУ
Стрелицкий
детский сад «Лебедь»
№_____ от «____» ___________2014 г.
Заведующий МКДОУ
Стрелицкий
детский сад «Лебедь»
___________________
В. В. Масалытина
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Стрелицкий детский сад «Лебедь» общеразвивающего вида
Семилукского муниципального района Воронежской области
Детство — это значит дети! Дети — это значит мы!
Р. Рождественский
Танцевальный кружок «Каблучок»
Руководитель кружка Кисленкова Надежда Александровна
- Занятия танцами способствуют гармоничному развитию личности детей.
- Хореография развивает внимание, память, пластику, музыкальный слух и чувство ритма.
- Танец открывает для ребенка богатый мир добра, света, красоты, научит творческой деятельности.
Образовательная программа
дополнительного образования
«Танцевальное ассорти»
Возраст детей: 5 - 7 лет
Срок реализации: 2 года
Стрелица
2014 год
.
Содержание
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Характеристика особенностей детей старшего дошкольного возраста… 2
Цели и задачи …………………………………………………………….... 3
Основные принципы и подходы к формированию программы…….. 5
Планируемые результаты освоения программы.
Целевые ориентиры ………………………………………………………… 5
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Актуальность и отличительные особенности программы …….……. 6
Учебно-тематический план и ожидаемые результаты……………….. 7
Первый год обучения ……………... …………………………………… 8
Второй год обучения…………………………………………………….. 9
Методы и приемы реализации программы …………………………... 10
Критерии усвоения ребенком программного материала …………… 11
Диагностика ………………………………………………………………. 11
Форма подведения итогов ………………………………………………. 11
Структура занятий……………………………………………………….. 12
Методическое обеспечение программы
Приложение №1 ………………………………………………………… 13
Приложение №2 ………………………………………………………… 13
1
Программа ООД разработана для
развития танцевального творчества
детей дошкольного возраста 5– 7 лет
на основе обязательного минимума
содержания по музыкально-ритмическому
развитию для ДОУ с учетом
обновления содержания по программе
«Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Интеграция основного и дополнительного образования как равноправных компонентов единого процесса социализации детей образуют оздоровительно- развивающее пространство развития и социализации личности ребенка.
Характеристика особенностей детей старшего дошкольного возраста
Период дошкольного возраста имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей, которые требуют создания специальных условий для развития детей этого возраста.
Ребенок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. К 6-7 годам ребенок обладает устойчивыми социально-нравственными чувствами и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения.
В старшем дошкольном возрасте освоенные ранее виды детского труда выполняются быстро, качественно, осознанно. В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того, что им больше нравится, они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные отношения людей. В продуктивной деятельности они могут изобразить задуманное.
Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью, особенно это проявляется в танце.
Данная программа направлена на создание условий для развития артистичности и внутренней свободы ребенка средствами музыкально-ритмических и танцевальных движений.
Существующие программы музыкально-ритмического воспитания не имеют
прямого отношения к хореографии, т.е. раздел ритмические движения является
лишь частью программы музыкального воспитания. Поэтому и возникла
потребность создать программу по хореографии, где танцевальное искусство
охватывается в широком диапазоне, тщательно отбирая из всего арсенала
2
хореографического искусства то, что доступно детям 5 – 7 лет.
Хореография – самобытный вид творческой деятельности народа.
Главным выразительным средством танца является пластика человеческого тела. Танец создается на основе музыки, которая определяет эмоциональную основу, характер танца, его развитие.
Танец оказывает больше влияния на формирование внутренней культуры человека.
Обучение танцу дошкольников проводится с учетом их возрастных
особенностей и возможностей. Соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и привлекательным.
Танцы для дошкольников могут быть разными: массовыми, парно – массовыми, образно – игровыми, сюжетными. Танцы, создаваемые для детей должны быть не сложными, с элементами игры, образами.
Посредством танцевальных движений дети создают известные им
образы детских сказок, мультфильмов, развивая тем самым свое воображение.
В моей подготовительной группе «НЕПОСЕДЫ» 23 ребенка: 6 девочек и 17 мальчиков. Все дети физически здоровы и посещают танцевальный кружок «Каблучок».
В основном, все дети подвижны, особенно мальчики. Отличаются неусидчивостью, гиперактивны Коля Л., Саша Н., Илья Г. Им очень трудно усидеть на месте, не всегда готовы подчиняться требованиям воспитателя.
Кирилл М., Максим М., Дима П. - мальчики спокойные, стеснительные.
У Полины К. слегка нарушена координация движений, есть проблемы с осанкой. Но девочка прислушивается к советам воспитателя и старается исправить свои недостатки.
Сережа Г. плохо разговаривает, не всегда прояваляет желание отвечать на занятиях, Большие проблемы с речью у Дениса Д. – он заикается. Н как и все дети они любят петь и танцевать.
Дети моей группы любят слушать музыку, стремятся понять ее. Любят игры на
Соответствие движений характеру музыки. Чувствуют ритм. Их не пугает сложность движений, они стремятся к точному, пластичному, выразительному движению. С удовольствием импровизируют под музыку.
Все дети очень любят выступать на концертах.
Цель программы - развитие артистичности, внутренней свободы, раскрытие творческого потенциала ребенка средствами музыкально- ритмических и танцевальных движений.
Программа направлена на охрану физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия, формирование общей культуры
личности ребенка, развитие нравственных, эстетических, интеллектуальных,
качеств, развитие самостоятельности, поддержку детской инициативы, воспитание и развитие детей средством детской хореографии. Необходимо
развивать у дошкольников творческие способности, заложенные природой.
3
Это станет возможным, если взрослые будут нацелены на:
- развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей;
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развитие инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Задачи.
Основная установка в работе с детьми – не стремиться к высоким исполнительским достижениям, и использовать навыки, полученные на занятиях для раскрытия и развития индивидуальности каждого ребенка.
Направления работы кружка, конкретные задачи определяют
его результативность.
Для реализации программы решаются обучающие, развивающие и воспитывающие задачи.
Обучающие:
- Знакомство детей с музыкальным материалом, с образно-игровыми и сюжетными танцами.
- Работа над выразительностью и эмоциональностью, над сказочными образами.
- Умение услышать характер танца, национальные интонации народных плясок.
Развивающие:
- Развивать двигательные навыки, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве.
- Ходьба разного характера (бодрая, спокойная).
- Умение держать голову, корпус.
- Формировать правильную осанку, красивую походку.
- Знакомить с простейшими танцевальными элементами народных
плясок, с рисунком танца.
- Закреплять умение легко и энергично двигаться, упражнять движение рук.
- Развивать гибкость, легкость, пластичность.
- Добиваться естественности.
- Развивать творческое воображение и фантазию.
- Развивать эмоциональную сферу и умение выражать эмоции в танце.
- Развивать способность импровизировать.
Воспитывающие:
- Воспитывать нравственно-коммуникативные качества, умение вести
4
себя в группе во время движения, чувство такта и взаимоуважения.
- Развивать дружеские взаимоотношения.
- Воспитывать желание и умение действовать в коллективе.
- Прививать уважение к людям разных национальностей, к
многонациональной культуре народов нашей страны.
- Воспитывать нравственно-волевые качества.
- Прививать с самых ранних лет хороший вкус, добрые основы, которые
помогут вырасти настоящими людьми.
Основные принципы и подходы к формированию программы.
В основу данной программы положены следующие принципы:
- индивидуализации (определение посильных заданий с учётом возможностей ребёнка);
- систематичности (непрерывность и регулярность занятий);
- наглядности (безукоризненный показ движений педагогом);
- повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков);
- сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям).
Планируемые результаты освоения программы.
Целевые ориентиры.
Ведущая концептуальная идея программы, подчинена основной цели –повышению индекса здоровья детей через использование современных здоровье-сберегающих технологий. Программа «Танцевальное ассорти» - должна стать программой содействия всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой деятельности, способствовать созданию двигательного режима, положительного психологического настроя, хорошему уровню занятий.
Занятия по программе «Танцевальное ассорти» будут способствовать
- раскрытию творческого потенциала ребенка:
- проявлению интереса к музыкальной культуре, движению, танцу,
- развитию воображения и фантазии;
- развитию музыкальности:
- умению слушать и понимать музыку.
- умению двигаться под музыку в соответствии с характером музыкального
произведения,
- развитию чувства ритма,
5
- развитию способности различать жанры и стили танцев;
- развитию двигательных навыков:
- умению точно исполнять музыкальные движения,
- действовать синхронно и выразительно в группе исполнителей танца,
- умению ориентироваться в пространстве,
- умению запоминать и выполнять рисунок танца самостоятельно, без
подсказки;
- развитию нравственно-коммуникативных качеств:
- умению вести себя в паре (пригласить, проводить, подать руку,
приветствие, поклон),
- умению сочувствовать, сопереживать образам;
- развитию психических процессов:
- восприятия,
- мышления,
- внимания,
- памяти,
- воли и др.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизированных и игровых форм.
Актуальность и отличительные особенности программы.
Актуальность программы состоит в том, что обучение танцу строится с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка; танец рассматривается как средство развития основных способностей ребенка и его эмоционально-волевой сферы.
Программа носит название «Танцевальное ассорти», что говорит о многоплановости и насыщенности занятий в кружке. Учебный материал включает в себя:
- Музыкально-ритмические занятия.
- Элементы народного танца.
- Элементы детского бального танца.
- Элементы историко-бытового танца.
- Элементы эстрадного танца.
Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы
6
такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение, они даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников.
Программа составлена на основе принципа интеграции:
- «Музыкальное воспитание», где закрепляются все движения и используются танцы, изученные и поставленные на занятии кружка.
- «Театральная деятельность», где используются танцы в театральных постановках, для создания единого, художественного образа.
- «Физическая культура» - использование элементов ритмики на физкультурных занятиях.
Все это сочетается в разных видах деятельности:
- в свободных играх,
- при подготовке к праздникам и развлечениям,
- индивидуальной работе с ребенком,
- в театрализации.
- Совместное творчество педагога и детей в процессе постановки танцевальных композиций (педагог предлагает идею танца; сюжет, детали и движения предлагаются совместно), способствует повышению творческой инициативы у детей.
- Сюжетное содержание танцев позволяет детям более полно творчески самореализоваться.
- Разнообразный жанровый и стилевой материал дает детям возможность познакомиться с танцами и музыкой народов мира.
Учебно-тематический план и ожидаемые результаты
Программа рассчитана на два года обучения детей старшего дошкольного возраста. Кружковые занятия проводятся два раза в неделю во второй половине дня: для детей первого года обучения – 20-25 минут, второго – 25-30 минут.
7
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
№ п\п | Раздел программы | Год обучения (возрастная группа) | |
старшая | подготовительная | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 |
2 | Музыкально-ритмические движения | 15 | 11 |
3 | Элементы русского танца | 14 | 10 |
4 | Детские бальные танцы | 14 | 12 |
5 | Русские народные и бытовые танцы | 11 | 15 |
6 | Элементы эстрадного танца | 9 | 5 |
7 | Эстрадные танцы | 8 | 13 |
8 | Танцы народов мира | - | 5 |
Всего занятий | 72 | 72 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№ | Название раздела | Тема занятий | Занятий |
1 | Вводное занятие | «Давайте познакомимся» | 1 |
2 | Музыкально - ритмические движения | «Здравствуй, осень!» | 3 |
«Зимняя сказка» | 4 | ||
«Весна-красна к нам в гости пришла» | 4 | ||
«Детство – это я и ты» | 4 | ||
3 | Элементы русского танца | «Во саду ли в огороде» | 7 |
«Платочки» | 7 | ||
4 | Детские бальные танцы | «Приглашение к танцу» | 7 |
«Осенний блюз» | 7 | ||
5 | Русские народные и бытовые танцы | «Полянка» | 4 |
«Девичий хоровод» | 7 | ||
6 | Элементы эстрадного танца | «Давайте построим большой хоровод» | 5 |
«Мамины помощники» («Поварята») | 4 | ||
7 | Эстрадные танцы | «Танец юных моряков» | 5 |
«Елочки» | 3 | ||
Итого | 72 |
Ожидаемые результаты 1 года обучения:
- умение правильно двигаться, прямо держать голову, корпус;
- умение отличать характер и темп музыки, выразительно двигаться;
- качественное исполнение танцевальных движений, композиций, танцев разного характера.
Второй год обучения
№ | Название раздела | Тема занятий | Занятий |
1 | Вводное занятие | «Встаньте, дети, встаньте в круг!» | 1 |
2 | Музыкально - ритмические движения | «Осень – золотинушка» | 3 |
«В гостях у царя - Гороха» | 4 | ||
«Из бабушкиного сундучка» | 4 | ||
3 | Элементы русского танца | «Солдатская перепляс» | 5 |
«Хороводная» | 5 | ||
4 | Детские бальные танцы | «Дошкольный вальс» | 8 |
«Листик, листик - листопад» | 4 | ||
5 | Русские народные и бытовые танцы | «Русская плясовая» | 5 |
«Ложкари» | 5 | ||
«Кадриль» | 5 | ||
6 | Элементы эстрадного танца | «Новогодний дождик» | 2 |
«Танец со свечами» | 3 | ||
7 | Эстрадные танцы | «Летка-Енька» | 5 |
«Смуглянка» | 5 | ||
«Морячка» | 3 | ||
8 | Танцы народов мира | «Восточный танец» | 5 |
Итого | 72 |
Ожидаемые результаты на второй год обучения:
- повышение технического уровня исполнения танцевальных движений, исполнительской выразительности, эмоциональности;
- проявление самостоятельности, уверенности в себе;
- качественное исполнение танцев;
- любовь и уважение к партнеру, к старшим, чувство коллективизма, устойчивый интерес к танцевальному искусству, ко всему прекрасному.
Методы и приемы реализации программы.
Начинать работу с детьми любой возрастной группы следует с постановки корпуса, головы, ног, рук. С первого занятия важно начать работать над лицом ребенка: открытость взгляда и приветливая улыбка. Большое значение имеют тон речи педагога, манера его общения с воспитанниками. Эмоциональная окраска речи вызывает и поддерживает интерес детей к занятиям танцами.
Основным методом обучения детей танцу является наглядный метод
практического показа. Педагог показывает не только «что» надо исполнить,
но и «как».
Таким образом ведущими методами обучения детей танцам являются:
- наглядно-слуховой (представление музыкального материала, разбор по форме, составление сюжета танца);
- наглядно-зрительный (показ движений педагогом, показ иллюстраций, помогающий составить более полное впечатление о композиции);
- словесный (объяснение, беседа, диалог);
- практический (упражнения, использование различных приемов для детального выучивания того или иного движения);
Таким образом, основные методы, применяемые при обучении:
- качественный показ;
- словесное (образное) объяснение;
- повторение;
10
Критерии усвоения ребенком программного материала.
1. Музыкальность.
- Умение слушать и понимать музыку.
- Умение двигаться в соответствии с характером музыки.
- Умение определять на слух музыкальные жанры.
- Чувство ритма.
2. Двигательные навыки.
- Координация движений.
- Ориентирование в пространстве.
- Точность выполнения танцевальных движений.
- Пластичность.
3. Эмоциональная сфера.
- Выразительность мимики и пантомимики.
4. Творческие проявления.
- Умение импровизировать под музыку.
- Умение придумывать танцевальные движения в соответствии с
Задуманным образом.
5. Коммуникативные навыки.
- Умение вести себя в паре.
- Умение вести себя в коллективе.
6. Проявление некоторых психических процессов.
- Память.
- Внимание.
- Подвижность нервных процессов.
Диагностика
Средства диагностики: психолого-педагогическое наблюдение, упражнения, задания на занятиях.
Форма подведения итогов
Итогом занятий является танец. Танец, поставленный на основе выученных движений, помогает ребенку в становлении его танцевального творчества. Преодолевая технические трудности, дети приобретают свободу сценического поведения, проявляют свою индивидуальность.
11
Итогом работы в танцевальном коллективе является создание
творческих программ, праздников, тематических занятий, детских утренников,
где дети используют не только полученные двигательные навыки, но демонстрируют способность исполнить движения, танец образно, выразительно, в соответствии как с темпом, характером, так и стилем музыкального и танцевального произведения.
Открытые занятия для родителей (февраль), концерт для родителей в конце учебного года (май), а также, выступления на открытых мероприятиях ДОУ.
Участие в районном конкурсе детского творчества «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК».
Структура занятия.
№ п\п | Составная часть занятия | Время (мин) | |
Старшая группа | Подготов. группа | ||
1 | Вводная часть. | 3 | 3 |
- Ходьба. | |||
- Разминка. | |||
2 | Основная часть. | 15 | 20 |
- Прослушивание музыкального фрагмента, музыкального произведения, обсуждение его характера, темпа, ритмических особенностей. | |||
- Творческие задания на прослушанный фрагмент (фантазии, импровизации…). | |||
- Разучивание основных движений танца, составление сюжета, собственных движений. | |||
- Музыкальная игра, коммуникативные танцы – игры. | |||
3 | Заключительная часть. | 2 | 2 |
- Упражнения на восстановление дыхания. | |||
- Игровой самомассаж. | |||
- Релаксация. |
12
Методическое обеспечение программы
Приложение №1, №2.
Приложение №1.
Методическое оснащение.
- Папка «Самомассаж» - упражнения по игровому самомассажу;
- Папка «Релаксация» - упражнения на релаксацию в конце занятия;
- Папка «Музыкальные игры» - подборка различных музыкальных игр на развитие творческого воображения и фантазии;
- Папка «Разминки» - подборка разминок по теме для начала занятия;
- Музыкальные диски с музыкой для творческих заданий, танцев, игр;
- Папка «Иллюстрации» - подборка иллюстраций к теоретическим разделам и творческим заданиям;
- Папка «Теория» - подборка теоретических сведений по теме занятия;
- Детские музыкальные инструменты, игрушки, мячи, обручи, ленты и т.п. для музыкальных игр и танцев.
Приложение №2.
Литература.
1. Детство. Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014 – 352 с.
2. Программа МКДОУ Стрелицкий детский сад «Лебедь».
3. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста. Изд.: СПб. ЛОИРО, 2000 г.
13
4. Арсеневская О. Н., Система музыкально - оздоровительной работы в
детском саду. Волгоград, изд. «Учитель», 2009 г.
5. Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет». Москва. «Просвещение», 1983 г.
6. Горшкова Е. В. От жеста к танцу. 1кн. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5 -7 лет творчества в танце. Москва, изд. «Гном» 2002 г.
7. Зарецкая Н. В. Танцы для детей старшего дошкольного возраста. Пособие для практических работников ДОУ. Москва, 2005.
8. Константиновский В. С. Учить прекрасному. М. Молодая Гвардия. 1973 г. 176с. ил.
9. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет). Москва. «Просвещение», 1983 г.
10. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. Москва. Изд. «Школьная пресса» 2000 г.
11. Школа танцев для детей от 3 до 14 дет. Ленинградское издательство.
2009 г.
14
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовой план 2014-2015уч.год
Для полноценного обеспечения единства воспитательного, развивающего и обучающего образовательного процесса детей необходимо использование в деятельности педагога новых инновационных технологий, поиск ...
План работы с детьми по пластилинографии в младшей группе( с февраля 2013-2014-2015уч.г)
План работы с детьми в младшей группе по пластилинографии , название тем, цели...
Годовой план работы 2014-2015уч.г
Годовой план работы на 2014-2015уч.г...
Отчёт о проделанной работе с родителями во второй младшей группе за 2014-2015уч.год
Отчёт о проделанной работе с родителями во второй младшей группеза 2014-2015уч.год...
Перспективный план работы инструктора по физическому воспитанию на 2014-2015уч.год Работа с педагогами
1. Совершенствовать знания педагогов по подготовке детей и проведения занятий по физической культуре.2. Познакомить педагогов с требованиями к совместной работе по вопросам физического вос...
Рабочая программа старшей логопедической группы 2014-2015уч.г.
Общеобразовательная программа дошкольного образования, посвященная созданию благоприятных условий для детей логопедической группы....