« Интеллектуальное развитие детей и подготовки их к школе в процессе экологического воспитания»
консультация (подготовительная группа) на тему
Система экологического воспитания с шестилетними детьми позволят решить две задачи: развить начала экологической культуры и одновременно осуществить широкую подготовку их к школе.
При правильном воспитании у ребенка в шести-семилетнем возрасте формируются начала экологической культуры, которые включают: элементарные экологические знания о природе; чувственные переживания, направленные на объекты природы (познавательный интерес, сопереживание живым существам, эстетическое восприятие красоты природных явлений); практические умения бережного обращения с растениями и животными, входящими в пространство жизнедеятельности ребенка.
Подготовка детей к школе, в свою очередь, очень важна для шестилетних детей – государством в настоящее время поставлена задача выравнивания стартовых возможностей дошкольников из разных слоев общества, идущих в школу. Понятие готовности детей к школьному обучению, хорошо разработанное психологами, включает интеллектуальную и личностную готовность ребенка к вхождению в новый тип образовательного учреждения и овладению новым видом систематической деятельности – обучением в школе.
С точки зрения интеллектуальной готовности ребенок к моменту поступления в школу должен иметь достаточный круг представлений о социальных и природных явлениях окружающего мира. У него должно быть развитое восприятие и наглядно-образное мышление, хорошо развитая речь, предполагающая умения связно высказываться, задавать вопросы, слышать и понимать речь окружающих людей. В интеллектуальную готовность школа включает также и ряд навыков: знание букв и слоговое чтение, знание цифр и умение производить простейшие математические операции сложения и вычитания. В настоящее время, как правило, дети к семи годам в хороших условиях воспитания овладевают этими умениями.
Личностная готовность к обучению в школе подразумевает развитие у ребенка волевых процессов, самостоятельности, коммуникабельности, которые необходимы для его хорошего самочувствия и становления полноценной учебной деятельности – главной деятельности школьного периода. У ребенка должны быть развиты произвольное внимание и произвольная память, он должен уметь сосредоточиться на том или ином предмете, выполнить предлагаемое задание, запомнить правила поведения или выучить стихотворение. Произвольность поведения связана с осознанием долженствования – ребенок должен понять, что, поступление в школу меняет его статус: учиться в школе – это социально значимая обязанность всех людей, достигших семилетнего возраста. При правильной, (главным образом, ненасильственной) подготовке у ребенка сохраняется интерес к познанию окружающего мира, а школа приобретает символ источника этого познания.
Что приобретают дети в развитии в процессе систематически осуществляемого экологического воспитания в условиях дошкольного учреждения или учреждения дополнительного образования?
Прежде всего, у них существенно меняется кругозор – формируется широкая «картина мира», которая охватывает представления от ближайшего окружения до Солнечной системы. Этому способствуют элементарные знания о мироздании, включенные в эколого-педагогические технологии работы с детьми шестилетнего возраста. С помощью карты и глобуса дети приобретают географическое «видение» планеты, ее континентов, морей и океанов – в результате формируется первоначально-целостное представление о своей стране, ее местоположении на планете, многообразии природных условий. Дошкольники при этом активно познают природу, приобретают элементарные, но широкие экологические знания, которые составляют стержень экологической культуры и необходимы им для осознанного и правильного взаимодействия с природой. Суть этих знаний одна и та же во всех конкретных случаях: все многообразие живых существ (растения, животные, человек) хорошо себя чувствует в совершенно определенных условиях, к которым оно приспособлено. Неполноценные условия ведут к болезням и гибели. Эта закономерность на конкретном материале прослеживается на протяжении всего учебного года. Приспособленность организмов к среде обитания ярко представлена во внешнем строении и функционировании (поведении у животных), что и делает эту сферу доступной наблюдению и познанию дошкольников.
Система работы по экологическому воспитанию позволяет интенсивно развивать мышление детей – наглядно-действенное, наглядно-образное, наглядно-схематическое, логическое, т.к. познание природы строится на практических действиях, наглядных образах и словесной интерпретации. В систему работы входит сенсорное познание объектов природы и практическая деятельность - создание и поддержание экологически правильных условий жизни для объектов природы в пространстве ДОУ, а также поиск и сбор предметов природы, создание коллекций, проведение опытов, что и развивает наглядно-действенное мышление.
Вся система работы строится на наблюдениях за живыми объектами эколого-развивающей среды ДОУ, которые сгруппированы в циклы. Наблюдение, требующее внимания, сосредоточенности (т.е. волевых усилий), формирует образ и представление об объекте природы, а также развивает качества личности, необходимые для обучения в школе. Наблюдения и широкое использование различного наглядного материала, развивают наглядно-образное мышление дошкольников.
Особую функцию в систематической эколого-педагогической работе со старшими дошкольниками выполняют календари природы, схемы, карты, символы, которые являются также образами, но образами иного типа - не реалистическими, а упрощенными (схематическими). Эти образы, с одной стороны, фиксируют и отражают реально существующие и наблюдаемые детьми явления природы, а, с другой - позволяют смоделировать и представить то, что невозможно охватить взором в натуре. Работа с календарями, картами, глобусом развивает способность детей абстрагиро-ваться от конкретных предметов, развивает наглядно-схематическое мышление, его символическую и обобщающую функции. Следует отметить: практика, используя готовые (производственные) календари, недопонимает развивающего значения календарей, создаваемых самими детьми. Заполняя под руководством воспитателя календари «Сезонные изменения в природе», «Рост и развитие растений», «Подкормка зимующих птиц», дошкольники развивают мыслительную деятельность в трех аспектах:
- учатся использовать значки (символы), соотносить с ними полученные в процессе наблюдений представления; учатся ориентироваться на странице календаря (верх-низ, слева-справа), аккуратно штриховать клетки (дни недели) и рисовать значки;
- создавая последовательно страницы календарей (одну неделю в месяц наблюдая за сезонными явлениями, одни раз в неделю зарисовывая быстро растущее растение), дети выстраивают графические модели длительно и закономерно меняющихся объектов природы. В результате у них формируются не простые, а динамические представления, отражающие последовательную цепочку изменений. Такие представления позволяют осуществлять прогноз – высказывать предположение о возможных дальнейших изменениях;
- календари-модели, созданные детьми, соединенные в ширмы, остаются неизменными (это их принципиально отличает от производственных календарей), что позволяет их многократно и по-разному использовать в педагогическом процессе. Рассматривая календари (страницу за страницей), дети учатся их «прочитывать» - актуализировать образы зафиксированных в них событий.
Важным аспектом интеллектуального развития является речь, которая сопровождает все формы познания детьми природы: сенсорное обследование объектов неживой природы, растений и животных, наблюдения, труд в природе. Знакомство с новыми объектами и явлениями расширяет словарь (название предметов, их свойств, признаков, качеств, действий); формулирование связей и зависимостей развивает объяснительную речь, основанную на логическом мышлении.
Большое значение имеют экологические занятия, на которых ведущим и развивающим является словесный метод обучения. На занятиях дети устанавливают связи и зависимости объектов природы, получают обобщенные представления о них.
Обобщенные представления занимают место, промежуточное между обобщением типа комплекс(Л.С.Выготский) и научным понятием. Они выше, чем первые, и ниже, чем последние. Функции обобщенных представлений в педагогическом процессе умственного воспитания дошкольников — это упорядочивание знаний об однородных явлениях и предметах окружающей действительности, совершенствование наглядно-образного мышления детей и на его основе — первоначальное становление элементов логического мышления. В дидактике детского сада формирование обобщенных представлений становится одним из средств подготовки мышления детей к той интенсивной умственной деятельности, к тому умственному напряжению, которые сопряжены с обучением в школе.
Обобщенные представления, сформированные на основе ряда наиболее значимых характерных признаков, позволяют ребенку рассматривать каждый предмет в системе его связей с другими предметами, использовать приобретенные знания для самостоятельной продуктивной ориентировки в окружающем природном мире. Это особенно важно, когда необходимо установить степень сходства нового объекта или явления с уже известными.
На занятии обобщающего типа ставлю цель: выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление. Практика обучения показывает, что обобщения должны строиться на разнообразных конкретных знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяжении всего дошкольного возраста, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе (знания о многообразии растительного и животного мира, закономерных особенностях роста и развития растений, сезонных явлениях в природе). Имеется также хорошая возможность формировать у детей обобщенные представления о живых существах, проживающих в одинаковых условиях и имеющих сходные приспособительные особенности (быстро плавающие, летающие, роющие, домашние животные, хищники).
Формирование обобщенных представлений осуществляется в процессе специальной беседы (учебного диалога), стержнем которой является система вопросов. Их специфика состоит в следующем: формулировки носят общий характер, т.к. они охватывают не одно, а ряд конкретных явлений; содержание вопросов направлено на выявление тех существенных и характерных признаков, на основе которых строится обобщенное представление; каждому признаку соответствует специальный вопрос. Важное место в таком диалоге занимает формулировка выводов (заключений) — собственно построение обобщений: частных по каждому значимому признаку и затем общего по комплексу признаков, которое и соответствует обобщенному представлению.
Формирование обобщенных представлений – это словесный метод работы с детьми, в центре которого – алгоритм построения обобщенного знания в процессе учебного диалога: определенная последовательность вопросов, ответов, выводов. Чтобы алгоритм достиг цели (т.е. чтобы дети усвоили обобщенное знание и в дальнейшем самостоятельно использовали его), необходимо обучение дошкольников процедуре его применения. Вторая часть занятия должна посвящаться анализу новых ситуаций: дети оценивают аналогичные явления с позиций сформированного обобщенного представления - детально по каждому признаку - и делают вывод: относятся они к категории данного обобщения или нет.
Следует подчеркнуть: обобщенные представления строятся на нескольких (3—4) сходных и значимых для всей группы признаках. Использование одного признака, особенно когда речь идет об исключительных явлениях или объектах природы, выбивающихся из общей закономерности, может привести к неправильным суждениям и выводам малоопытных (в силу возраста) дошкольников.
Последний акцент в развивающем значении экологического воспитания необходимо сделать на целостной воспитательно-образовательной системе одного учебного года, которая представлена в технологии (книга С.Н.Николаевой «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»). Принципиальное значение имеет психолого-педагогическая компетентность воспитателя подготовительной группы (педагога дополнительного образования), который реализует технологию на практике. Понимание и осознание развивающего значения этой системы, «технологическая дисциплина» в ее реализации (т.е. обязательное проведение всех экологических мероприятий) сделают весь процесс эффективным и высоко результативным.
В настоящее время разработана еще одна технология (экологическая тетрадь для шестилетних детей), которая позволит осуществить интеллектуально-личностную подготовку дошкольников к школе в процессе индивидуальной работы с ними в условиях ДОУ, дополнительного образования или семьи. Кроме широкого круга знаний об окружающем мире, собственно экологических знаний, которые дети получат, выполняя вместе с взрослым задания каждой страницы, они смогут упражняться в написании и чтении небольших слов-названий, некоторых математических операциях, значимых в плане готовности ребенка к обучению с позиций школы.
Систематическая работа с тетрадью, доведение до конца выполнения всех заданий приучит ребенка к учебной дисциплине, разовьет волевое усилие и самостоятельность – качества, составляющие личностную готовность к обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательное интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания.
Тематические занятия: "Животные наши помощники", "День птиц", День космонавтики"....
Познавательное интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания.
Тематическое занятие "День птиц"...
Познавательное и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания.
Тема: "Растения- лёгкие земли. Как они растут?"Значение растений на нашей планете, модуль роста растений, как заботиться о растениях....
Опыт работы по теме «Познавательное развитие детей младшего и среднего дошкольного возраста в процессе экологического воспитания».
Познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности. ...
Консультация для воспитателей на тему "Интеллектуальное развитие детей через экологическое воспитание".
Данное сообщение можнет быть полезно воспитателям ДОУ....
Буклет для родителей и педагогов "Интеллектуальное развитие детей и психологическая готовность к школе"
Буклет для родителей и педагогов "Интеллектуальное развитие детей и психологическая готовность к школе"...
«Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста на пороге школы»
Традиционно, когда речь идет об интеллектуальной готовности ребёнка к школе, первым делом акцентируется внимание на комплексе знаний, умений и освоенных ребёнком действиях, которые сформировались в пр...