Особенности проявления эмоциональной сферы детей-сирот. Депривация.
консультация ( группа) на тему
Воспитание детей в учреждениях закрытого типа нарушает естественный процесс формирования личности и социализации индивида, что обуславливает одну из общественных проблем - социальную депривацию детей-сирот.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_osobennosti_proyavleniya_emotsionalnoy_sfery_dete-sirot.deprivatsiya.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
КДОУ Орловской области «Мценский детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дошкольного возраста»
Доклад:
Особенности проявления эмоциональной сферы детей, воспитывающихся в детском доме.
Депривация.
Подготовила:
педагог-психолог
Чурсина И.В.
г. Мценск, 2016 г
Первичной и наиболее важной проблемой в процессе развития детей-сирот, воспитывающихся в детских домах, является проблема интеллектуального развития воспитанников. Недостаточное интеллектуальное развитие ребенка может заключаться и выражаться в несформированности или неразвитости познавательных процессов, неустойчивости внимания, слабой памяти, слабо развитого мышления, низкой эрудиции и т.д. Причины низкого интеллектуального развития могут быть различны: от нарушения нормальной работы мозга, до отсутствия нормальной образовательно-воспитательной среды (педагогическая запущенность).Одной из центральных проблем является проблема эмоционально-волевого развития воспитанников детских домов.
Нарушения подобного рода проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе, повышенной чувствительности к различного рода препятствиям, неготовности преодолевать трудности, снижении потребностей в достижениях и успехе, повышенной агрессивности, недоверчивости, вспыльчивости, несдержанности, чрезмерной импульсивной активности, эмоциональной холодности, уходе в себя, нарушении эмоциональных контактов с окружающими, нарастании пассивности, депрессии и т.д. Подобные нарушения объясняются всем предыдущим развитием детей, а также условиями пребывания воспитанников в учреждениях закрытого типа. Значительная часть детей поступает в детские дома из домов ребенка, где они воспитывались до трех, иногда до четырех лет.
Эти дети часто отстают в речевом развитии, не умеют играть, не умеют общаться. Условия воспитания в закрытых учреждениях задают ребенку пассивную тенденцию в поведении. Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, как правило, не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны: он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. У детей в детских домах ярко проявляется так называемый эмоциональный голод: они легко вступают в контакт с любым человеком, который приходит в учреждение. Однако совместной деятельности, игре, внеситуативному общению, беседе с взрослыми дети предпочитают непосредственный физический контакт: забраться на колени, обнять, погладить по голове, прижаться, взять за руку - это своеобразная форма ситуативно-личностного общения, в которой средства общения (даже включая речь, хоть и бедную по содержанию и лексико-грамматическому составу) не соответствуют мотивам и потребностям. Эмоции являются важнейшим компонентом в целостной картине поведения ребенка дошкольного возраста, его деятельности, отношения к миру, окружающим людям и самому себе. Специфические условия жизни в учреждении интернатного типа, эмоциональная депривация нарушают психическое развитие ребенка, искажают его эмоциональную сферу.
Воспитание детей в учреждениях закрытого типа нарушает естественный процесс формирования личности и социализации индивида, что обуславливает одну из общественных проблем - социальную депривацию детей-сирот.
Депривация - термин, широко используемый сегодня в психологии и медицине, в русский язык пришел из английского (deprivation) и означает «лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей».
В психологии развития термин депривация употребляется в несколько ином смысле - как недостаток сенсорных и социальных стимулов, приводящий на определенных этапах онтогенеза к замедлению и искажению эмоционального и интеллектуального развития ребенка.
В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют разные виды депривации - двигательную, сенсорную, информационную, социальную, материнскую и другие.
Формирование личности ребенка - сироты происходит в состоянии социальной и психической депривации, которая негативно воздействует на развитие эмоционально-личностной сферы, на развитие общения, самооценки ребенка, как следствие, у детей деформируются многие базовые установки личности, связанные с полноценной социализацией, в частности, социально-доверительные отношения к миру.
Депривационные факторы образуют сложную иерархическую структуру, где один и тот же ребенок страдает несколькими формами депривация.
Серьёзное обеднение среды приводит к сенсорной депривации, уменьшение коммуникаций с окружающими - к социальной депривации, уплощение эмоционального тона при взаимодействии с персоналом - к эмоциональной депривации, жесткая формальная организация среды детского дома - к когнитивной депривации.
Основной формой депривации данной категории детей является депривация детско-родительских отношений, в которую могут быть включены все выше перечисленные формы. Воспитание детей вне семьи ведет к депривации психического и личностного развития, которое проявляется в деформации базового доверия детей к миру.
. Однако очевидно, что следствием социальной депривации практически всегда является более или менее выраженная задержка в развитии речи, освоении социальных и гигиенических навыков, развитии тонкой моторики, интеллекта, нарушении поведения. Для ликвидации последствий социальной депривации и дезадаптивного поведения, прежде всего, необходимы устранение и компенсация вызвавших ее условий. Дети-сироты, имеющие негативный травматический опыт, и прежде всего брошенные дети, отличаются эмоциональным недоразвитием и нехваткой личностной активности. У детей, переживших в условиях материнской депривации шок «брошенности», отсутствует базовое доверие к миру, развивается негативизм, изоляционизм. Травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь.
Формальное дисциплинирование детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства, таит в себе опасность еще одной волны отчуждения во взаимоотношениях с взрослыми. Эти дети нуждаются в особом гуманистическом отношении и профессиональном сопровождении. Ребенку нужен друг, способный к пониманию, - тот человек, который поможет правильно ориентироваться в жизни. Попечительская, психологически обоснованная помощь, сопровождение должны состоять и в умении создать у этих детей правильную позицию по отношению к людям, в умении снять позицию потребительства, негативизма, отчуждения не только к известным взрослым и детям, но и к людям вообще.
Дети, воспитывающиеся в условиях детского дома, страдают от психической и эмоциональной депривации, испытывают сенсорный голод, они оторваны от реальной жизни, находятся в социальной изоляции. Дети привыкают, что в их жизни от них ничего не зависит, и нередко ощущают себя беспомощными маленькими неудачниками, как следствие нарушается психическое развитие, искажается их эмоциональная сфера.
Дети не способны, во-первых, "читать" эмоциональное состояние другого, во-вторых, управлять своими эмоциями. А понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Кроме того, эмоции представляют собой важнейший компонент в целостной картине поведения ребенка дошкольного возраста, его деятельности, отношения к миру, окружающим людям и самому себе.
Воспитанники нашего детского дома не являются исключением, практически все они испытывают дефицит общения с взрослыми, нуждаются в нем. Задача педагогов – помочь детям научиться понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
В рамках данного направления я предлагаю разработать и попробовать реализовать в практической деятельности систему работы по эмоциональному развитию дошкольников, которая представляет собой механизм единого взаимодействия специалистов детского дома (музыкального руководителя, педагога-психолога, воспитателей).Особая роль по развитию эмоциональной сферы дошкольников принадлежит методам и технологиям, согласно которым ребенку предоставляется возможность получить, прожить и осознать свой эмоциональный опыт. Работа в данном направлении строится поэтапно.
На первом этапе (на этапе адаптации к условиям детского дома вновь поступивших детей) осуществляется ряд мероприятий, проводимых совместно с музыкальным руководителем и воспитателями, направленный на снятие состояния эмоционального дискомфорта детей через формирование у них умений распознавать свои эмоции, овладевать и управлять ими. Отреагирование накопленных переживаний осуществляется посредством приемов музыкотерапии, арт-терапии (сказкотерапии, рисуночной терапии, лепки из пластилина и др.).
На втором этапе работа педагога-психолога направлена на гармонизацию взаимоотношений ребёнка как со сверстниками, так и с взрослыми посредством специально организованных занятий авторской программы “Путешествие по миру эмоций”. Поскольку дети из детского дома эгоцентричны, испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми. На занятиях ребёнок развивает способность к сопереживанию и осмыслению эмоций другого, на основе этого строит своё дальнейшее поведение. Занятия построены таким образом, чтобы дать возможность каждому воспитаннику почувствовать себя успешным, уверенным в себе, что является необходимым условием эмоционального принятия себя, появления чувства психологической защищенности. Для этого используются следующие методы:
- развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения, эмоций);
- упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию);
- психогимнастика;
- пантомимика.
Основной задачей третьего этапа является научить детей управлять своими эмоциями и чувствами социально приемлемыми способами. С этой целью используются различные беседы, в которых педагог-психолог показывает простейшие способы овладения своими эмоциональными состояниями, а также приёмы ауторелаксации, направленные на снятие эмоциональной напряженности. Кроме того, осуществляется совместное моделирование различных ситуаций и анализ их выполнения. При этом акцент делается не на ошибке, допущенной ребенком, а создании такой атмосферы, в которой у ребенка появляется возможность самостоятельно обнаружить и исправить ошибку.
Таким образом, комплексный подход к эмоциональному развитию детей, воспитывающихся в условиях детского дома, обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребёнка, которое проявляется в уверенности в себе и внутренней эмоциональной удовлетворённости собой. Как следствие, создание благоприятной эмоциональной атмосферы самими детьми является чрезвычайно эффективным средством регуляции поведения каждого ребёнка и группы в целом.
Литература.
- Психическое развитие воспитанников детского дома (текст) / под ред. И.В.Дубровиной – М.: педагогика, 1990. – 264 с.
- А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. Психология сиротства. ( текст). Изд.3-е. – СПб.: Питер, 2007. – 416 с.: ил.
- Социализация личности и образования: от теории к практике. – Н.Тагил: НТФ ИРРО,2002. – 47 с.
- В.Б. Шапарь. Новейший психологический словарь (текст); под общей ред. В.Б.Шапаря. – Изд.3-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 806 с.
- Л.М. Шипицына. Психология детей-сирот (текст); Изд-во СПб. Ун-та, 2005. – 628 с.
- Д.Б. Эльконин. Детская психология: Учебное пособие / Ред. – сост. Д.Б. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ТРЕВОЖНОСТЬ, КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д. р.) образуют в совок...
Реферат на тему:«Особенности формирования эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха».
Данный материал могут использовать воспитатели дошкольных групп, работающих в коррекционных учреждениях....
Реферат на тему:«Особенности формирования эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха».
Данный материал могут использовать воспитатели дошкольных групп, работающих в коррекционных учреждениях....
статья "Особенности развития эмоциональной сферы дошкольника"
В статье отражены актуальные на сегодняшний день проблемы, связанные с эмоциональным состоянием детей дошкольного возраста. Даны практические рекомендации для воспитателей детских садов по созданию эм...
Особенности формирования эмоциональной сферы детей с ОНР (2011 г.)
Слово «эмоции» произошло от французского «emotion» - волнение, и определяется как переживание человеком своего отношения к действительности, к фактам социальной и личной жизни. Эмоции могут быть полож...
«Особенности становления эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Л. С. Выготский высказал мысль о теснейшей взаимосвязи интеллектуальной и эмоциональной сферы ребенка: «… мышление и аффект представляют собой части единого целого – человеческого сознания». Воздейств...
Особенности развития эмоциональной сферы у детей оставшихся без попечения родителей
Особенности развития эмоциональной сферы у детей оставшихся без попечения родителей...