Ирга-путешествие как средство интеграции образовательных областей
статья ( группа) на тему

Иванова Ольга Викторовна

Статья напечатана в сборнике статей III Омского международного межмуниципального образовательного форума "Будущее растим сегодня".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ivanova_statya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ КАК СРЕДСТВО

ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Иванова Ольга Викторовна

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г. Омска «Детский сад № 369 общеразвивающего вида»

Аннотация.

В статье выдвигается предположение о том, что при организации детской деятельности в форме игры-путешествия, интеграция образовательных областей будет проходить наиболее продуктивно. Анализ принципа интеграции образовательных областей доказывает возможность интеграции образовательных областей через организованные игры-путешествия, их влияние на формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка,  определяется возможность вовлечения семьи в единое образовательное пространство.

Интеграция, игра-путешествие, деятельностный подход.

 Основными принципами дошкольного образования на данном этапе являются: построение образовательной деятельности на основе индивидуальных способностей каждого ребёнка и формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Именно поэтому  одна из задач ФГОС ДО направлена на обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования.

         Решить данную задачу нам поможет интеграция образовательных областей развития. По мнению А.Н. Леонтьева интеграция как процесс есть непосредственное установление гармоничных связей между образовательными областями и создание новой целостной системы образования детей дошкольного возраста в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО. Как процесс интеграция есть процедура интегрирования объектов (образовательных областей, разных видов детской деятельности, форм и методов), проектирование пути получения результата.[5 с. 57]

Возникает резонный вопрос: Какие формы, средства и приёмы организации образовательной деятельности применить нам, педагогам, чтобы достичь наилучших результатов по интеграции областей развития? Конечно через организацию игровой деятельности, ведь основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра занимает прочное место в системе обучения и воспитания дошкольников. Она активизирует ребёнка, способствует повышению её жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные потребности.[6 с. 137]

        Анализирую опыт работы в дошкольном учреждении по внедрению ФГОС ДО в процесс дошкольного образования, могу сделать вывод о том, что организацию образовательной деятельности с  учётом принципа интеграции, эффективнее всего проходит при проведении игр-путешествий (станционных игр), так как они строятся на основе синтеза образовательных областей, объединения разных видов детской деятельности, которые предполагают получение единого целостного образовательного продукта, обеспечивают  формирование интегральных качеств личности дошкольника и гармоничное его вхождение в социум.

В психологическом словаре, игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий.

Путешествие – это передвижение по какой-либо территории  с целью её изучения, а также с общеобразовательными, познавательными, спортивными и другими целями, т.е. это процесс открытия чего-то нового.

Игра – путешествие– эта процедура целенаправленного движения групп участников по определенной схеме, обозначенной в плане или сценарии. Станционные игры хороши тем, что, включая обширный познавательный материал, двигательную, речевую и творческую деятельность детей, не перегружают их. Сценарии составляются таким образом, чтобы одна деятельность сменялась другой, не вызывая физического переутомления детей, усталости и скуки. Преимущество этих игр в том, что они могут проводиться в любом месте: групповой комнате, в музыкальном или спортивном зале, прогулочном или спортивном участке, то есть задействовать всю территорию ДОУ. Игры-путешествия можно проводить в любое время года, давая возможность активизировать знания детей о сезонных изменениях и природных явлениях, систематизировать их. Очень нравятся детям игры-путешествия по сказкам и мультфильмам. Они не только забавят их, но и формируют нравственные основы. Игры-путешествия по странам и континентам расширяют кругозор детей, формируют сопричастность к мировому сообществу, желание узнать больше о том, как живут люди в других странах. Главное, что отличает игру-путешествие, подготовка к восприятию включает в себя эмоциональный настрой и постановку понятных для детей задач и обязательное создание условия для выхода эмоций (как положительных, так и отрицательных), и, кроме того, содержать подведение итогов для каждого участника игры-путешествия. Кроме того игры-путешествия решают и коммуникативные задачи, так как в совместных действиях всей группы или подгруппы дети учатся видеть и слышать друг друга, договариваться, содействовать. [1, с. 4]

С.П. Афанасьев выделяет другие названия игр-путешествий: «маршрутная игра», «игра на преодоление этапов», «игра по станциям», «игра-эстафета». Назначение игры-путешествия вариативно:

- информирование воспитанников;

-средство отработки каких-либо умений (организаторских, коммуникативных, решать изобретательские задачи и др.);

- контролирование соответствующих знаний, умений и навыков, в этом случае она может проводиться с использованием соревнования между командами-участницами;

- формирование взглядов, отношений или ценностей через «проживание» воспитывающих ситуаций,

- организация коллективного планирования деятельности коллектива (в старшем дошкольном возрасте).

Алгоритм проведения игры-путешествия включает в себя:

1. Подготовку участников к восприятию игры-путешествия.

2. Сбор - старт.

3. Движение команд по маршруту.

4. Участие команд в организуемой на площадках деятельности

5. Сбор-финиш.

6. Организация последействия.[2 с. 73]

Алгоритм проведения черты игр-путешествий идеально подходят для реализации деятельностного подхода организации образовательной деятельности дошкольников. Деятельностный подход - организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики, развивающие разные виды компетентностей ребенка и самого ребенка как личность. (Л.Г.Петерсон) [7 с. 169]

Основными этапами, деятельностного подхода выделяют:

  • Создание проблемной ситуации
  • Целевая установка
  • Мотивирование к деятельности
  • Проектирование решений проблемной ситуации
  • Выполнение действий
  • Анализ результатов деятельности
  • Подведение итогов.

Таким образом, игра-путешествие - это форма детской деятельности, через которую целесообразно  реализовывать разные аспекты интеграции, в том числе и интеграцию содержания и задач образовательных областей. Сделать подобные выводы позволяет то, что  переход в игре-путешествии от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный познавательный процесс, это позволяет формировать у детей познавательный интерес, целостную картину мира, потому что предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной. А вариативность  форм  организации игр-путешествий даёт возможность вовлекать и семью воспитанников в единое образовательное пространство.

Список литературы:

1. Алябьева Е.А. Игры-путешествия на участке детского сада / Е.А. Алябьева – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с.

2.Афанасьев С.П. Методика организации интеллектуально-познавательных игр// Вестник КГПУ им. Н.А. Некрасова.-1995.-№ 3.-С. 72-76.

3.Бабаева Т.И., Михайлова З.А. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности : Сборник / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой – СПб.: Детство-Пресс, 2004.

4.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. (Приложение). - М., 1986.

5.Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Политиздат, 1972. – 354 с.

6.Новоселова С.Л., Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 1989.

7.Фельдштейн Д.И., Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: МОДЭК, 2001. – С. 218-238.

8.Эльконин, Д.Б. Психология игры.  / Д.Б. Эльконин – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999. – 360 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музыка как средство интеграции образовательных областей»

Основной формой интегрированной работы в нашем детском саду являются интегрированные занятия и творческие проекты. При правильной организации процесса  разные виды деятельности, в том числе...

Личностное развитие детей дошкольного возраста средствами интеграции образовательных областей.

Повышение качества дошкольного образования и его стандартизация требуют разрешения ряда проблем, в том числе:- определения объема содержания;- согласования соотношения программ и технологий;- ор...

Проектная деятельность дошкольников как средство  интеграции образовательных областей

Презентация об инновационной педагогической технологии, применяемой в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. В презентации представлена проектная деятельность, которую использует инструктор по фи...

Формирование речевых способностей дошкольников средствами интеграции образовательных областей

Для успешного освоения программы обучения в школе выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и строить небольшой рассказ на определенную тем...

«Технология проектной деятельности дошкольников как средство интеграции образовательных областей».

Как один из вариантов интеграции в дошкольном образовании рассматривается метод проектов. Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знани...