«Музыка как средство интеграции образовательных областей»
методическая разработка по музыке по теме
Основной формой интегрированной работы в нашем детском саду являются интегрированные занятия и творческие проекты. При правильной организации процесса разные виды деятельности, в том числе и «Музыка», как инициируют друг друга: один вид деятельности становится продолжением другого. В связи с этим, занятия стали многогранны и привлекательны. Использование музыки на занятиях помогает детям легче освоить предлагаемое содержание, запомнить изученный материал. Ведь музыка повышает интерес детей к занятиям, поскольку сама по себе интересна ребенку, поскольку развивает в нем самостоятельность, активность, творчество, фантазию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 29 КБ |
kompleksno-tematicheskoe_planirovanie_2_mladshaya_gruppa.docx | 22.04 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Городское методическое объединение
музыкальных руководителей
Сообщение на тему:
«Музыка как средство интеграции образовательных областей»
Выполнила
Никишина Ирина Васильевна
музыкальный руководитель,
высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад № 108»
общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности
по направлению познавательно-речевого развития детей
г. Дзержинск
2012 г.
Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования – принцип интеграции образовательных областей. Данный принцип является инновационным и обязывает ДОУ коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза объединения образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Безопасность».
Эта работа основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, в основу которого положена идея интеграции содержания разных образовательных областей вокруг единой, общей темы, которая на определенное время становится объединяющей. Например, в нашем учреждении в основной образовательной программе выделены следующие темы: «Наши любимые игрушки», «Наш детский сад», «Моя семья», «Времена года», «Мальчики и девочки», «Наши домашние питомцы», «Наш город». При выборе темы учитываются интересы детей/ задачи развития и воспитания, текущие явления и яркие события.
Основной формой интегрированной работы в нашем детском саду являются интегрированные занятия и творческие проекты. При правильной организации процесса разные виды деятельности, в том числе и «Музыка», как инициируют друг друга: один вид деятельности становится продолжением другого. В связи с этим, занятия стали многогранны и привлекательны. Использование музыки на занятиях помогает детям легче освоить предлагаемое содержание, запомнить изученный материал. Ведь музыка повышает интерес детей к занятиям, поскольку сама по себе интересна ребенку, поскольку развивает в нем самостоятельность, активность, творчество, фантазию.
Итак, приведу примеры интегрированных технологий организации музыкальной деятельности детей младшего дошкольного возраста, апробированных в практике. Основная задача в этом возрасте – обогатить звуковой опыт ребенка, научить его ориентироваться в разных звуках, что обеспечит в будущем развитие музыкальности детей. Самый эффективный и целесообразный способ в реализации этой задачи – использование воспитателем музыкально-дидактических игр в организации любых занятий с детьми.
Например:
- Занятие «Коммуникация»
Тема «В гостях у куклы Кати»
Музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чем играет кукла Катя»
- Занятие «Коммуникация»
Тема «Знакомство с куклой Катей»
Музыкально-дидактическая игра «Кукла спит, кукла пляшет»
- Занятие «Познание»
Тема «В гостях у Мишки и Зайки»
Музыкально-дидактическая игра «Что за зверь» (низкое, высокое звучание)
- Интегрированное занятие
Тема «Звучащий ларец»
Музыкально-дидактическая игра «Угадай-ка» (немузыкальные инструменты: баночки, лист бумаги, крышки от кастрюль, тазики, кувшин и др.)
Для игры на немузыкальных инструментах подбираю музыкальный материал (можно аудиозаписи):
- «Ладушки» (обработка Р-К)
- «Петушок» (М. Красева)
- «Дождик» (Т. Потапенко)
- «Сорока», «Две тетери», «Андрей-воробей» (Ю. Слонова) и др.
Основным принципом интегрированных занятий является предварительная поэтапная работа. Предлагаю Вам, ознакомится с примерным циклом музыкально-игровых образовательных ситуаций, направленных на обогащение музыкального опыта.
Примерный цикл музыкально-игровых образовательных ситуаций,
направленных на обогащение музыкального опыта
Тема, цель ситуации | Сюрпризный момент | Слушание музыки | Задания | Игры, пляски |
«В гостях мишка и зайка» Цель: обогащать музыкально-слуховой опыт детей младшего дошкольного возраста, развивая слуховое восприятие | Звучащие игрушки – мишка и зайчик. Воспроизведение звучаний то одной, то другой игрушкой. | Мелодия русской народной песни, «У меня есть зайка, Маленький такой, беленький, смешной. Маленького зайку очень я люблю, Травкой накормлю!» Про мишку можно петь, заменив слова «беленький» на «темненький», а травкой» - на « медом». Музыка исполняется в нижнем регистре. | Подпевание слов «зайка», «мишка». Выбрать нужную игрушку после звучания музыки (для детей, имеющих небогатый музыкально-слуховой опыт); поплясать с игрушкой (активизация малоактивных детей) | Педагог прячет игрушки, затем поочередно воспроизводит звучание и предлагает детям узнать, кто пришел к ним в гости. Простейшие плясовые движения под веселую народную мелодию . Педагог показывает простейшие плясовые движения (хлопки, повороты кистей рук, «пружинка») |
«Знакомство с кошечкой» Цель: активизировать у детей певческие и двигательные реакции | Демонстрация кошки – персонажа кукольного театра или би-ба-бо. Показ игровых действий с игрушкой (погладить, покормить). | Песня А.Александрова «Кошка» Любая веселая народная мелодия в аудиозаписи | Подражание мяуканью. Повторить движения за кошкой. | Игровой действие «покормить кошечку». Танцевальная игра «Прятки игрушки» под русскую народную мелодию «Кот Васька» |
«Знакомство с собачкой» Цель: побуждать детей к эмоциональному отклику на музыку | Обыгрывание сюжета с игрушкой би-ба-бо: Бобик здоровается, лает, играет | Мелодия украинской народной песни «Ой, лопнул обруч»: «Вот и Бобик к нам пришел – Головой качает. Вот и Бобик к нам пришел – Ой, как громко лает!» Гав! Гав! Гав-гав!» (на всю мелодию припева) | Звукоподражание и подпевание. Покачивание головой, подражая собачке. Действие с игрушкой (активизация малоактивных детей) | Танцевальное движение – поворот кистей – показываем собачке, затем прячем. Использовать любую народную мелодию. Хлопаем в ладошке собачке. |
«Знакомство с петушком» Цель: учить детей слушать музыку и эмоционально на нее реагировать | Обыгрывание сюжета по потешке «Петушок» | «Петушок», русская народная песня.»Петушок» муз. Ю. Тугаринова, сл. М. Павловой | Звукоподражание и подпевание. Имитация движения (махи руками, кивание головой, вышагивание) | Игра «Петушок»: дети сидят на стульях, закрыв глаза (спят), воспитатель поет песенку, в руках у него игрушка-петушок. С окончанием песни петушок «будит» детей, кричит «ку-ка-ре-ку!». Дети просыпаются. |
Интегрированное занятие «Звучащий ларец» Цель: изучение особенностей музыкально-игрового опыта детей | Проводится игра: звучит музыка, и дети должны отгадать, о ком она «рассказывает» | Использовать музыкальные произведения, ранее звучащие на занятиях, представляющих образ. | Знакомые детям из проведенных занятий | Любые игры и пляски, предложенные воспитателем. |
Для развития интереса к слушанию музыки основной прием музыкально-игровой, т.е. предварительно создать игровую ситуацию. Обогащение музыкального опыта детей через музыкально-игровые ситуации позволяет детям научиться различать характер музыки и двигаться в соответствии с характером музыки, обогащает музыкальное восприятие. Вашему вниманию я предлагаю рассмотреть примерный цикл музыкально-игровых ситуаций, направленных на активизацию интереса к музыке и развитию эмоционального восприятия.
Примерный цикл музыкально-игровых образовательных ситуаций,
направленных на обогащение музыкального опыта
Тема, цель ситуации | Сюрпризный момент | Слушание музыки | Задания | Игры, пляски |
«В гостях мишка и зайка» Цель: обогащать музыкально-слуховой опыт детей младшего дошкольного возраста, развивая слуховое восприятие | Звучащие игрушки – мишка и зайчик. Воспроизведение звучаний то одной, то другой игрушкой. | Мелодия русской народной песни, «У меня есть зайка, Маленький такой, беленький, смешной. Маленького зайку очень я люблю, Травкой накормлю!» Про мишку можно петь, заменив слова «беленький» на «темненький», а травкой» - на « медом». Музыка исполняется в нижнем регистре. | Подпевание слов «зайка», «мишка». Выбрать нужную игрушку после звучания музыки (для детей, имеющих небогатый музыкально-слуховой опыт); поплясать с игрушкой (активизация малоактивных детей) | Педагог прячет игрушки, затем поочередно воспроизводит звучание и предлагает детям узнать, кто пришел к ним в гости. Простейшие плясовые движения под веселую народную мелодию . Педагог показывает простейшие плясовые движения (хлопки, повороты кистей рук, «пружинка») |
«Знакомство с кошечкой» Цель: активизировать у детей певческие и двигательные реакции | Демонстрация кошки – персонажа кукольного театра или би-ба-бо. Показ игровых действий с игрушкой (погладить, покормить). | Песня А.Александрова «Кошка» Любая веселая народная мелодия в аудиозаписи | Подражание мяуканью. Повторить движения за кошкой. | Игровой действие «покормить кошечку». Танцевальная игра «Прятки игрушки» под русскую народную мелодию «Кот Васька» |
«Знакомство с собачкой» Цель: побуждать детей к эмоциональному отклику на музыку | Обыгрывание сюжета с игрушкой би-ба-бо: Бобик здоровается, лает, играет | Мелодия украинской народной песни «Ой, лопнул обруч»: «Вот и Бобик к нам пришел – Головой качает. Вот и Бобик к нам пришел – Ой, как громко лает!» Гав! Гав! Гав-гав!» (на всю мелодию припева) | Звукоподражание и подпевание. Покачивание головой, подражая собачке. Действие с игрушкой (активизация малоактивных детей) | Танцевальное движение – поворот кистей – показываем собачке, затем прячем. Использовать любую народную мелодию. Хлопаем в ладошке собачке. |
«Знакомство с петушком» Цель: учить детей слушать музыку и эмоционально на нее реагировать | Обыгрывание сюжета по потешке «Петушок» | «Петушок», русская народная песня.»Петушок» муз. Ю. Тугаринова, сл. М. Павловой | Звукоподражание и подпевание. Имитация движения (махи руками, кивание головой, вышагивание) | Игра «Петушок»: дети сидят на стульях, закрыв глаза (спят), воспитатель поет песенку, в руках у него игрушка-петушок. С окончанием песни петушок «будит» детей, кричит «ку-ка-ре-ку!». Дети просыпаются. |
Интегрированное занятие «Звучащий ларец» Цель: изучение особенностей музыкально-игрового опыта детей | Проводится игра: звучит музыка, и дети должны отгадать, о ком она «рассказывает» | Использовать музыкальные произведения, ранее звучащие на занятиях, представляющих образ. | Знакомые детям из проведенных занятий | Любые игры и пляски, предложенные воспитателем. |
В старшем дошкольном возрасте источником получения музыкальных впечатлений становится не только педагог, но и мир музыки. Музыка становится частью непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству, коммуникации (особенно в освоении качественных прилагательных или развитию связной речи), частью работы по рассматриванию детьми пейзажных картин. Данная технология реализуется в условиях активного взаимодействия музыкального руководителя, воспитателя, педагога-психолога, воспитателя, руководителя театральной студии, воспитателя – эколога, инструктора по физической культуре.
Примеры интегративных технологий развития и воспитания старших дошкольников представлены в таблицах
Музыкальные произведения к литературным произведениям для детского чтения
Литературные произведения | Музыкальные иллюстрации |
Русские народные сказки о животных | А. Гречанинов»Теремок», «Кот, петух и лиса», «Елочкин сон» -музыка опер; Л. Яначек «Приключения лисички-плутовки» - сюита; В. Успенский «Добрый заяц и другие обитатели леса» - симфоническая сказка для детей; К. Сен-Санс «Карнавал животных» |
Русские волшебные сказки | Н. Римский-Корсаков «Кощей бессмертный» (осенняя сказка) – музыка оперы; И. Стравинский «Жар-птица» - музыка балета, А. Лядов «Баба-яга» - симфоническая картинка к русской народной сказке «Кикимора», «Волшебное озеро» - симфоническая сказочная картинка; М.Мусоргский «Баба-яга» из цикла «картинки с выставки», С. Прокофьев «Сказки старой бабушки» |
Русская народная сказка «Снегурочка» | П. Чайковский «Снегурочка» - музыка к пьесе, Н. Римский-Корсаков «Снегурочка» - музыка оперы |
Ш. Перро «Красная Шапочка» | Ц. Кюи «Красная Шапочка», «Кот в сапогах» |
Таблица «Комплексно-тематическое планирование в ДОУ» (тематический проект)
В ходе тематического проекта «Здравствуй, Зимушка – Зима!», реализуемого в рамках основной общеобразовательной программы ДОУ, осуществляется трансформация знаниевого компонента в компонент деятельностный (все материалы находят отражение в центрах развития детей), соответственно в музыкальном уголке организуется самостоятельная игровая деятельность детей с песенным материалом.
Особое внимание в нашем учреждении уделяется экологическому воспитанию детей. Данное направление реализуется в целевой программе «Растения вместо лекарств» (долгосрочный проект). Интеграция образовательных областей четко прослеживается в планировании и организации работы по данному проекту (см. проект).
Надеемся, что представленный опыт нашей работы позволит сделать жизнь дошкольников в детском саду интересной и насыщенной; решить поставленные задачи воспитания общей культуры; развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств; формирования предпосылок к учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья.
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МБДОУ «Детский сад № 108»
Проект «Здравствуй, зимушка – зима!»
Группа: 2 младшая Срок: 1-15 декабря
- Расширять представления о зиме.
- Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы.
- Расширять представления о сезонных изменениях в природе (изменения в погоде, растения зимой, поведение зверей и птиц).
- Формировать первичные представления о местах, где всегда зима.
№ | Образовательная область | Содержание работы |
1 | Познание |
Цель: Закреплять знания детей о временах года (зима, осень), умения отмечать характерные признаки сезонов; изготовление снежинки
Цель: уточнять представления детей о зиме (снег лежит на земле, на крышах, холодно, игры со снежком, катание на санках); обогащать и активизировать словарь, воспитывать умение видеть красоту зимней природы
Цель: закреплять знания детей о характерных признаках зимы (светит солнце, идет снег, морозно и др.)
Цель: познакомить детей со свойствами снега (холодный, скользкий, тает в руках, легкий) Эксперимент:
Цель: развивать у детей интерес к наблюдениям за явлениями природы, воспитывать способность любоваться красотой природы.
|
2 | Художественное творчество |
Цель: учить передавать в рисунке картину зимы, продолжать учить пользоваться краской и кистью.
Цель: продолжать вызывать у детей приятные воспоминания, связанные с наблюдением за снегопадом, закреплять приемы наклеивания, воспитывать отзывчивость и доброту.
Цель: закреплять представления детей о явлениях природы, упражнять в раскатывании пластилина круговыми движениями, соединять отдельные части , прижимая их друг к другу.
Цель: учить детей приемам закрашивания краской, не выходя за контур; закреплять знания и зимних играх.
Цель: развивать воображение детей, формировать изобразительные навыки
Цель: формировать навыки детей лепить из снега комочки, научить создавать конструкцию, украшать и обыгрывать ее. |
3 | Социализация |
Цель: закреплять знания детей о зимних забавах, выполнять движения по указанию воспитателя, воспитывать позитивное отношение к окружающему миру. |
4 | Безопасность |
Цель: закреплять знания детей о свойствах воды, воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
Цель: воспитывать бережное отношение к своему здоровью. |
5 | Чтение художественной литературы | Л. Ким «Первый снег» И. Токмакова « Как на горке снег» А. Барто «Снег» М. Познанская «Снег идет» Е. Благинина «Воробей» И. Никитин «Жгуч мороз трескучий» И. Белоусов «Первый снежок» |
6 | Труд | Постройки из снега Совместно с воспитателем посыпать дорожку песком |
7 | Физическая культура |
|
8 | Музыка |
|
9 | Коммуникация |
Цель: закреплять знания детей о времени года, развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы.
Цель: развивать слуховое внимание»
Цель: активизация словаря, закреплять умение отвечать на вопросы
|
10 | Работа с родителями |
|
11 | Итоговое мероприятие | Развлечение «Здравствуй, Зимушка-зима!» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностное развитие детей дошкольного возраста средствами интеграции образовательных областей.
Повышение качества дошкольного образования и его стандартизация требуют разрешения ряда проблем, в том числе:- определения объема содержания;- согласования соотношения программ и технологий;- ор...
Проектная деятельность дошкольников как средство интеграции образовательных областей
Презентация об инновационной педагогической технологии, применяемой в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. В презентации представлена проектная деятельность, которую использует инструктор по фи...
Формирование речевых способностей дошкольников средствами интеграции образовательных областей
Для успешного освоения программы обучения в школе выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и строить небольшой рассказ на определенную тем...
«Технология проектной деятельности дошкольников как средство интеграции образовательных областей».
Как один из вариантов интеграции в дошкольном образовании рассматривается метод проектов. Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знани...
Ирга-путешествие как средство интеграции образовательных областей
Статья напечатана в сборнике статей III Омского международного межмуниципального образовательного форума "Будущее растим сегодня"....