«Музыка как средство интеграции образовательных областей»
методическая разработка по музыке по теме

 

Основной формой интегрированной работы в нашем детском саду являются интегрированные занятия и творческие проекты. При правильной организации процесса  разные виды деятельности, в том числе  и «Музыка», как инициируют друг друга: один вид деятельности становится продолжением другого. В связи с этим, занятия стали многогранны и привлекательны. Использование музыки на занятиях помогает детям легче освоить предлагаемое содержание, запомнить изученный материал. Ведь музыка повышает интерес детей к занятиям, поскольку сама по себе интересна ребенку, поскольку развивает в нем самостоятельность, активность, творчество, фантазию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx29 КБ
Файл kompleksno-tematicheskoe_planirovanie_2_mladshaya_gruppa.docx22.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Городское методическое объединение

музыкальных руководителей

Сообщение на тему:

«Музыка как средство интеграции образовательных областей»

Выполнила

Никишина Ирина Васильевна

музыкальный руководитель,

высшей квалификационной категории

                        МБДОУ «Детский сад № 108»

общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением деятельности

по направлению познавательно-речевого развития детей

г. Дзержинск

2012 г.

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования – принцип интеграции образовательных областей. Данный принцип является инновационным и обязывает ДОУ коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза объединения образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Безопасность».

Эта работа основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, в основу которого положена идея интеграции содержания разных образовательных областей вокруг единой, общей темы, которая на определенное время становится объединяющей. Например,  в нашем учреждении в основной образовательной программе выделены следующие темы: «Наши любимые игрушки», «Наш детский сад», «Моя семья», «Времена года», «Мальчики и девочки», «Наши домашние питомцы», «Наш город». При выборе темы учитываются интересы детей/ задачи развития  и воспитания, текущие явления и яркие события.

Основной формой интегрированной работы в нашем детском саду являются интегрированные занятия и творческие проекты. При правильной организации процесса  разные виды деятельности, в том числе  и «Музыка», как инициируют друг друга: один вид деятельности становится продолжением другого. В связи с этим, занятия стали многогранны и привлекательны. Использование музыки на занятиях помогает детям легче освоить предлагаемое содержание, запомнить изученный материал. Ведь музыка повышает интерес детей к занятиям, поскольку сама по себе интересна ребенку, поскольку развивает в нем самостоятельность, активность, творчество, фантазию.

Итак, приведу примеры интегрированных технологий организации музыкальной деятельности детей младшего дошкольного возраста, апробированных в практике. Основная задача в этом возрасте – обогатить звуковой опыт ребенка, научить его ориентироваться в разных звуках, что обеспечит в будущем развитие музыкальности детей. Самый эффективный и целесообразный способ в реализации этой задачи – использование воспитателем музыкально-дидактических игр в организации любых занятий с детьми.

Например:

  1. Занятие «Коммуникация»

Тема «В гостях у куклы Кати»

Музыкально-дидактическая игра «Угадай,  на чем играет кукла Катя»

  1. Занятие «Коммуникация»

Тема «Знакомство с куклой Катей»

Музыкально-дидактическая игра «Кукла спит, кукла пляшет»

  1. Занятие «Познание»

Тема «В гостях у Мишки и Зайки»

Музыкально-дидактическая игра «Что за зверь» (низкое, высокое звучание)

  1. Интегрированное занятие

Тема «Звучащий ларец»

Музыкально-дидактическая игра «Угадай-ка»                                (немузыкальные инструменты: баночки, лист бумаги, крышки от кастрюль, тазики, кувшин и др.)

Для игры на немузыкальных инструментах подбираю музыкальный материал (можно аудиозаписи):

  1. «Ладушки» (обработка Р-К)
  2. «Петушок» (М. Красева)
  3. «Дождик» (Т. Потапенко)
  4. «Сорока», «Две тетери», «Андрей-воробей»  (Ю. Слонова)  и др.

Основным принципом интегрированных занятий  является предварительная поэтапная работа. Предлагаю Вам,   ознакомится с примерным циклом музыкально-игровых образовательных ситуаций, направленных на обогащение музыкального опыта.

Примерный цикл музыкально-игровых образовательных ситуаций,

направленных на обогащение музыкального опыта

Тема, цель ситуации

Сюрпризный момент

Слушание музыки

Задания

Игры, пляски

«В гостях мишка и зайка»

Цель: обогащать музыкально-слуховой опыт детей младшего дошкольного возраста, развивая слуховое восприятие

Звучащие игрушки – мишка и зайчик. Воспроизведение звучаний то одной, то другой игрушкой.

Мелодия русской народной песни,

«У меня есть зайка,

Маленький такой, беленький, смешной.

Маленького зайку очень я люблю,

Травкой накормлю!»

Про мишку можно петь, заменив слова «беленький» на «темненький», а травкой»

 -   на « медом».

Музыка исполняется в нижнем регистре.

Подпевание слов «зайка», «мишка». Выбрать нужную игрушку после звучания музыки (для детей, имеющих небогатый музыкально-слуховой опыт); поплясать с игрушкой (активизация малоактивных детей)

Педагог прячет игрушки, затем поочередно воспроизводит звучание и предлагает детям узнать, кто пришел к ним в гости.

Простейшие плясовые движения под веселую народную мелодию .

Педагог показывает простейшие плясовые движения (хлопки, повороты кистей рук, «пружинка»)

«Знакомство с кошечкой»

Цель: активизировать у детей певческие и двигательные реакции

Демонстрация кошки – персонажа кукольного театра или би-ба-бо. Показ игровых действий с игрушкой (погладить, покормить).

Песня А.Александрова «Кошка»

Любая веселая народная мелодия в аудиозаписи

Подражание мяуканью. Повторить движения за кошкой.

Игровой действие «покормить кошечку». Танцевальная игра «Прятки  игрушки» под русскую народную мелодию «Кот Васька»

«Знакомство с собачкой»

Цель: побуждать детей к эмоциональному отклику на музыку

Обыгрывание сюжета с игрушкой би-ба-бо: Бобик здоровается, лает, играет

Мелодия украинской народной песни «Ой, лопнул обруч»:

«Вот и Бобик к нам пришел – Головой качает.

Вот и Бобик к нам пришел –

Ой, как громко лает!»

Гав! Гав! Гав-гав!»

(на всю мелодию припева)

Звукоподражание и подпевание. Покачивание головой, подражая собачке. Действие с игрушкой (активизация малоактивных детей)

Танцевальное движение – поворот кистей – показываем собачке, затем прячем. Использовать любую народную мелодию. Хлопаем в ладошке собачке.

«Знакомство с петушком»

Цель: учить детей слушать музыку и эмоционально на нее реагировать

Обыгрывание сюжета по потешке «Петушок»

«Петушок», русская народная песня.»Петушок» муз. Ю. Тугаринова, сл. М. Павловой

Звукоподражание и подпевание. Имитация движения (махи руками, кивание головой, вышагивание)

Игра «Петушок»: дети сидят на стульях, закрыв глаза (спят), воспитатель поет песенку, в руках у него игрушка-петушок. С окончанием песни петушок «будит» детей, кричит «ку-ка-ре-ку!». Дети просыпаются.

Интегрированное занятие «Звучащий ларец»

Цель: изучение особенностей музыкально-игрового опыта детей

Проводится игра: звучит музыка, и дети должны отгадать, о ком она «рассказывает»

Использовать музыкальные произведения, ранее звучащие на занятиях, представляющих образ.

Знакомые детям из проведенных занятий

Любые игры и пляски, предложенные воспитателем.

Для развития интереса к слушанию музыки основной прием  музыкально-игровой, т.е. предварительно создать игровую ситуацию. Обогащение музыкального опыта детей через музыкально-игровые ситуации позволяет детям  научиться различать характер музыки и двигаться в соответствии с характером музыки, обогащает музыкальное восприятие. Вашему вниманию я предлагаю рассмотреть примерный цикл музыкально-игровых ситуаций, направленных на активизацию интереса к музыке и развитию эмоционального  восприятия.

Примерный цикл музыкально-игровых образовательных ситуаций,

направленных на обогащение музыкального опыта

Тема, цель ситуации

Сюрпризный момент

Слушание музыки

Задания

Игры, пляски

«В гостях мишка и зайка»

Цель: обогащать музыкально-слуховой опыт детей младшего дошкольного возраста, развивая слуховое восприятие

Звучащие игрушки – мишка и зайчик. Воспроизведение звучаний то одной, то другой игрушкой.

Мелодия русской народной песни,

«У меня есть зайка,

Маленький такой, беленький, смешной.

Маленького зайку очень я люблю,

Травкой накормлю!»

Про мишку можно петь, заменив слова «беленький» на «темненький», а травкой»

 -   на « медом».

Музыка исполняется в нижнем регистре.

Подпевание слов «зайка», «мишка». Выбрать нужную игрушку после звучания музыки (для детей, имеющих небогатый музыкально-слуховой опыт); поплясать с игрушкой (активизация малоактивных детей)

Педагог прячет игрушки, затем поочередно воспроизводит звучание и предлагает детям узнать, кто пришел к ним в гости.

Простейшие плясовые движения под веселую народную мелодию .

Педагог показывает простейшие плясовые движения (хлопки, повороты кистей рук, «пружинка»)

«Знакомство с кошечкой»

Цель: активизировать у детей певческие и двигательные реакции

Демонстрация кошки – персонажа кукольного театра или би-ба-бо. Показ игровых действий с игрушкой (погладить, покормить).

Песня А.Александрова «Кошка»

Любая веселая народная мелодия в аудиозаписи

Подражание мяуканью. Повторить движения за кошкой.

Игровой действие «покормить кошечку». Танцевальная игра «Прятки  игрушки» под русскую народную мелодию «Кот Васька»

«Знакомство с собачкой»

Цель: побуждать детей к эмоциональному отклику на музыку

Обыгрывание сюжета с игрушкой би-ба-бо: Бобик здоровается, лает, играет

Мелодия украинской народной песни «Ой, лопнул обруч»:

«Вот и Бобик к нам пришел – Головой качает.

Вот и Бобик к нам пришел –

Ой, как громко лает!»

Гав! Гав! Гав-гав!»

(на всю мелодию припева)

Звукоподражание и подпевание. Покачивание головой, подражая собачке. Действие с игрушкой (активизация малоактивных детей)

Танцевальное движение – поворот кистей – показываем собачке, затем прячем. Использовать любую народную мелодию. Хлопаем в ладошке собачке.

«Знакомство с петушком»

Цель: учить детей слушать музыку и эмоционально на нее реагировать

Обыгрывание сюжета по потешке «Петушок»

«Петушок», русская народная песня.»Петушок» муз. Ю. Тугаринова, сл. М. Павловой

Звукоподражание и подпевание. Имитация движения (махи руками, кивание головой, вышагивание)

Игра «Петушок»: дети сидят на стульях, закрыв глаза (спят), воспитатель поет песенку, в руках у него игрушка-петушок. С окончанием песни петушок «будит» детей, кричит «ку-ка-ре-ку!». Дети просыпаются.

Интегрированное занятие «Звучащий ларец»

Цель: изучение особенностей музыкально-игрового опыта детей

Проводится игра: звучит музыка, и дети должны отгадать, о ком она «рассказывает»

Использовать музыкальные произведения, ранее звучащие на занятиях, представляющих образ.

Знакомые детям из проведенных занятий

Любые игры и пляски, предложенные воспитателем.

В старшем дошкольном возрасте источником получения музыкальных впечатлений становится не только педагог, но и мир музыки. Музыка становится частью непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству, коммуникации (особенно в освоении качественных прилагательных или развитию связной речи),  частью работы по рассматриванию детьми пейзажных картин. Данная технология реализуется в условиях  активного взаимодействия музыкального руководителя, воспитателя, педагога-психолога, воспитателя, руководителя театральной студии, воспитателя – эколога, инструктора по физической культуре.

 Примеры интегративных технологий  развития и воспитания старших дошкольников представлены в таблицах  

Музыкальные произведения к литературным произведениям для детского чтения

Литературные произведения

Музыкальные иллюстрации

Русские народные сказки о животных

А. Гречанинов»Теремок», «Кот, петух и лиса», «Елочкин сон»  -музыка опер; Л. Яначек «Приключения лисички-плутовки» - сюита; В. Успенский «Добрый заяц и другие обитатели леса» - симфоническая сказка для детей; К. Сен-Санс «Карнавал животных»

Русские волшебные сказки

Н. Римский-Корсаков «Кощей бессмертный» (осенняя сказка) – музыка оперы; И. Стравинский «Жар-птица» - музыка балета, А. Лядов «Баба-яга» - симфоническая картинка к русской народной сказке «Кикимора», «Волшебное озеро» - симфоническая сказочная картинка; М.Мусоргский «Баба-яга» из цикла «картинки с выставки», С. Прокофьев «Сказки старой бабушки»

Русская народная сказка «Снегурочка»

П. Чайковский «Снегурочка» - музыка к пьесе, Н. Римский-Корсаков «Снегурочка» - музыка оперы

Ш. Перро «Красная Шапочка»

Ц. Кюи «Красная Шапочка», «Кот в сапогах»

Таблица «Комплексно-тематическое планирование в ДОУ» (тематический проект)

В ходе тематического проекта «Здравствуй, Зимушка – Зима!», реализуемого в рамках основной общеобразовательной программы ДОУ, осуществляется трансформация знаниевого компонента в компонент деятельностный (все материалы находят отражение в центрах развития детей), соответственно в музыкальном уголке организуется  самостоятельная игровая  деятельность детей с песенным материалом.

Особое внимание в нашем учреждении уделяется экологическому воспитанию детей. Данное направление реализуется в целевой программе «Растения вместо лекарств» (долгосрочный проект). Интеграция образовательных областей четко прослеживается в планировании и организации работы по данному проекту (см. проект).

Надеемся, что представленный опыт нашей работы позволит сделать жизнь дошкольников в детском саду интересной и насыщенной; решить поставленные задачи воспитания  общей культуры;  развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств;  формирования предпосылок к учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья.



Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МБДОУ «Детский сад № 108»

Проект «Здравствуй, зимушка – зима!»

Группа: 2 младшая                                                                                                          Срок: 1-15 декабря

  1. Расширять представления о зиме.
  2. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы.
  3. Расширять представления о сезонных изменениях в природе (изменения в погоде, растения зимой, поведение зверей и птиц).
  4. Формировать первичные представления о местах, где всегда зима.

Образовательная область

Содержание работы

1

Познание

  1. НОД (интеграция образовательных областей «Познание» и «Художественное творчество») «Зима белоснежная»

Цель: Закреплять знания детей  о временах года (зима, осень), умения отмечать характерные  признаки сезонов; изготовление снежинки

  1. Целевая прогулка по участку детского сада

Цель: уточнять представления детей  о зиме (снег лежит на земле, на крышах, холодно,  игры со снежком, катание на санках); обогащать и активизировать словарь, воспитывать умение видеть красоту зимней природы

  1. Наблюдение за погодой

Цель:  закреплять знания детей о характерных признаках зимы (светит солнце, идет снег, морозно и др.)

  1. Наблюдение за снегом

Цель: познакомить детей со свойствами снега (холодный, скользкий, тает в руках,  легкий)

Эксперимент:

  1. Снять варежку  и попробовать поймать снежинку
  2. Подбросить снег лопаткой  вверх и понаблюдать, посмотреть, как он падает
  3. Таяние снега
  1. Наблюдение за силой ветра (с помощью вертушек)
  2. Наблюдение за состоянием неба в солнечную, снежную, пасмурную погоду.
  3. Наблюдение за зимующими птицами
  1. Кто прилетает на кормушку? (учить замечать птиц в ближайшем окружении – на деревьях, крыше, на заборе и дорожках; вызвать интерес к поведению птиц, учить выделять отдельные действия (прыгают, вспорхнули, улетели, клюют), учить различать птиц – воробей, ворона, голубь)
  2. Воробьи, вороны, голуби (учить различать  птиц по размеру, окраске, поведению)
  1. Игровая ситуация «Бел, потому и цел»

Цель: развивать у детей интерес к наблюдениям за явлениями природы, воспитывать способность любоваться красотой природы.

  1. Дидактические игры
  1. «Какое время года» (конкретизировать представления детей о зиме, систематизировать знания о последовательности изменений в природе, воспитывать интерес к природным явлениям)
  2. «Найди по следу» (учить детей различать следы, воспитывать наблюдательность)
  3. «Дикие животные зимой»  (знакомить детей с особенностями внешнего вида диких животных и образа жизни  в зимнее время года)                                                                                                  

2

Художественное творчество

  1. Рисование «Снег, снег кружится»

Цель: учить передавать в рисунке картину зимы, продолжать учить пользоваться краской и кистью.

  1. Аппликация «Падает снежок»

Цель:  продолжать вызывать у детей приятные воспоминания, связанные с наблюдением за снегопадом, закреплять приемы наклеивания, воспитывать отзывчивость и доброту.

  1. Лепка «Снеговичок»

Цель: закреплять представления детей о явлениях природы, упражнять в раскатывании пластилина круговыми движениями, соединять отдельные части , прижимая их друг к другу.

  1. Рисование: «Мы играем в снежки»

Цель: учить детей приемам закрашивания  краской, не выходя за контур;  закреплять знания и зимних играх.

  1. Рисование палочками на снегу

Цель: развивать воображение детей, формировать изобразительные навыки

  1. «Лепим снеговика»

Цель: формировать навыки детей лепить из снега комочки, научить создавать конструкцию, украшать и обыгрывать ее.

3

Социализация

  1. Инсценировка стихотворения А. Барто «Тихо, тихо снег идет»
  2. Игра-имитация «Зимние забавы»

Цель: закреплять знания детей о зимних забавах, выполнять движения по указанию воспитателя, воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.

4

Безопасность

  1. Игра «Снег-вода»

Цель: закреплять знания детей о свойствах воды, воспитывать желание заботиться о своем здоровье.

  1. «Опасные зимние забавы»

Цель: воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

5

Чтение художественной литературы

Л. Ким «Первый снег»

И. Токмакова « Как на горке снег»

А. Барто «Снег»

М. Познанская «Снег идет»

Е. Благинина «Воробей»

И. Никитин «Жгуч мороз трескучий»

И. Белоусов «Первый снежок»

6

Труд

Постройки из снега

Совместно с воспитателем посыпать дорожку песком

7

Физическая культура

  1.  Утренняя гимнастика «Зимний лес», «Снеговики»
  2. Игры малой подвижности «Снежок», «Найди зверей по следам», «Не заморозь руки
  3. Пальчиковая гимнастика «Снежок», «Поиграем пальчики»
  4. Подвижные игры «Снежинки и ветер», «Снег кружится», «Снегири и кот»

8

Музыка

  1. Разучивание песни «Зима» муз. Кишко
  2. Танец зайчиков (польская народная мелодия)
  3. Игра «Катание на саночках» муз. Л. Соколова
  4. Игровой этюд «Мама медведица и ее сынок» муз. Н. Мурычевой

9

Коммуникация

  1. Занятие «Чудесные снежинки»

Цель: закреплять знания детей о времени года, развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы.

  1. Слушание аудиозаписи звуков зимы «Скрип снега»

Цель: развивать слуховое внимание»

  1. Рассматривание картины «Зимние развлечения»

Цель: активизация словаря, закреплять умение отвечать на вопросы

  1. Беседы:
  1. «Почему снег идет зимой» (расширять знания  детей о природных явлениях, их влиянии на все живое)
  2. «Для чего нужен снег» (развивать познавательную активность)
  3. «Деревья зимой спят» (познакомить с явлениями природы)
  4. «Снежинки» (научить видеть красоту снежинок)
  5. «Красота ели»
  6. «Что произошло с травкой» (формировать знания о сезонных изменениях в природе)
  7. «Снегопад» (развивать мышление, учить делать простые выводы)
  8. «Какое сейчас время года» (дать представление о смене времен года)
  9. «Холодно ли птицам зимой» (закреплять знания детей о птицах)

10

Работа с родителями

  1. Рекомендации по организации наблюдений с детьми зимой
  2. Изготовление макета «Зима»

11

Итоговое мероприятие

Развлечение «Здравствуй, Зимушка-зима!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностное развитие детей дошкольного возраста средствами интеграции образовательных областей.

Повышение качества дошкольного образования и его стандартизация требуют разрешения ряда проблем, в том числе:- определения объема содержания;- согласования соотношения программ и технологий;- ор...

Проектная деятельность дошкольников как средство  интеграции образовательных областей

Презентация об инновационной педагогической технологии, применяемой в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. В презентации представлена проектная деятельность, которую использует инструктор по фи...

Формирование речевых способностей дошкольников средствами интеграции образовательных областей

Для успешного освоения программы обучения в школе выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и строить небольшой рассказ на определенную тем...

«Технология проектной деятельности дошкольников как средство интеграции образовательных областей».

Как один из вариантов интеграции в дошкольном образовании рассматривается метод проектов. Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знани...

Ирга-путешествие как средство интеграции образовательных областей

Статья напечатана в сборнике статей III Омского международного межмуниципального образовательного форума "Будущее растим сегодня"....