Радуга женских ремесел
статья (старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Радуга женских ремесел
Что главное для женщины? Мы отвечаем – семья и дети. Так было во все времена в России, в том числе и в Вятском крае. Что должна была знать и уметь женщина, чтобы вырастить и воспитать детей? Очень многое! Умение мастерить руками, создавать нужные в быту вещи – условие существования семьи. Поэтому в прежние времена изготавливались преимущественно изделия для домашнего обихода. Мы выделили семь женских ремесел Вятского края (Кировской области), чтобы показать их многоцветие, красочность, подчеркнуть неиссякаемое женское творчество.
Среди множества ремесел, которые традиционно считаются женскими (ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание) самое широкое распространение в Вятском крае получило ткачество. В нем была жизненная необходимость, ведь на женщине лежала обязанность обеспечить всю семью одеждой, а дом необходимым полотняными изделиями. В конце XIX века почти все крестьянки занимались ткачеством и многие владели не только его простейшими видами, но и такими сложными техниками как браное ткачество и ремизное. Непременной частью девичьего приданого были полотенца, и девушки украшали их концы сложными ромбическими орнаментами, ткали узорные скатерти («столешники»), клетчатые и полосатые ткани («пестрядь») для юбок и передников. В сельской местности Кировской области домоткаными изделиями пользовались еще в 1930-е гг и даже после Великой Отечественной войны, когда в стране не хватало мануфактуры.
Чаще всего ткачество существовало как домашнее ремесло, слишком кропотлив и трудоемок был этот процесс. Но в некоторых волостях оно приобрело характер промысла, т.е. изделия предназначались для продажи. В этом случае закупали сырье: хлопчатобумажные нити, шерсть и часто использовали труд наемных работниц. Для рынка производили скатерти, салфетки, пояса, шарфы, половики, холст. На территории современной Кировской области в конце XIX – начале XX в. существовал промысел по производству поясов. К сожалению, на сегодняшний день он бесследно исчез.
Среди других видов женских ремесел края было распространено вязание: двуцветными и многоцветными геометрическими узорами украшались мужские и женские носки и варежки.
Вышивка, по сравнению с ткачеством, получила гораздо меньшее развитие в Вятском крае. Ею, в основном, занимались женщины в городах и заводских поселках, при женских монастырях.
Вышивка
Среди народного прикладного искусства особое место занимают узорное ткачество, набойка и вышивка. Полотняный текстиль стал частью жизни народа, его быта, также как песни, легенды, сказки. Напевая при рукоделии, мастерицы вкладывали в холст и полотенца свои чувства, свою душу, свое понимание мира. Все делалось с выдумкой и любовью, со вкусом, все имело смысл — сюжет, цвет. Ведь многое создавали не только для себя, но и для детей, и внуков. И из-под рук мастериц выходили настоящие произведения искусства. Это полотенца, салфетки, наволочки, подзоры на кровать. В начале XX века.вышивка появилась на традиционном русском женском и мужском костюмах (рубахи, передники).
Когда же возникло украшение ткани с помощью иглы и нитей? Учеными найдены материалы, которые говорят о том, что уже в XVIII веке вышивка существовала. А в XIX веке все народы Вятского края вышивкой украшали одежду, скатерти, полотенца. Это было связано с тем, что одежда шилась из простого однотонного материала и требовала украшений. А для вышивания не надо особых приспособлений. Маленькая иголка, нитки, ткань, пяльцы — вот и все, что нужно было вышивальщице. И в особой мастерской надобности нет. Сядь на лавку у окна — и света больше, и со всеми общаться можно. Вышиванием занимались женщины и девицы. Раньше на Вятке оно считалось отдыхом. Садиться за рукоделие можно было тогда, когда все другие работы по дому уже выполнены. Особенно много занимались этим видом рукоделия зимой, когда не надо было работать на земле. К вышиванию приучали рано. Лет в 5-6 девочки уже садились работать рядом с мамами, старшими сестрами и перенимали их опыт. Учили вышиванию не только девочек, но и мальчиков.
Существуют разные виды вышивки. Вышивка различается по материалу, на котором она делается: вышивка по конопле, шерсти, льну, хлопчатобумажным тканям, шелку и т.д. Особенности ткани определяют и приемы вышивки. Вятские мастерицы вышивали «росписью», «косой стежкой», «ковровой вышивкой», «настилом», «простым и сложным крестом», «тамбуром», «стебельчатым швом», «гладью», «мережкой» и т.д.
Самые старинные виды вышивания — это «роспись», «косая стежка» и «ковровый шов». «Росписью» ограничивали пространство, а заполняли его косыми стежками. Они ложились ровно и плотно друг к другу на холст. Нитки для этого выбирались толстые, и вышивка получалась выпуклой, качественной, красивой.
В конце XIX века жители деревни вместо самодельных тканей стали использовать новые покупные, более тонкие. Старые приемы вышивания к ним не подходили. Их заменили новым способом вышивания — «крестом», который широко распространился в Вятской губернии.
Узоры преобладали цветочные и геометрические. Типичным рисунком был виноград с листьями и вьюнами. Иногда вышивались буквы старославянского алфавита, целые деревенские сцены — посиделки, ярмарки, народные гулянья. Основными цветами были красный, белый, черный. Позднее появились и другие цвета. Вышивали крестом мастерицы Вятского края почти сто лет: с середины XIX века до середины XX века.
С середины XX века популярным стало вышивание «гладью». Для такого рукоделия нитки можно было использовать разные, ткани — тоже. Гладь применялась односторонняя и двусторонняя. Цветочные сюжеты стали главными. Они вышивались большого размера (на всю скатерть, штору) и совсем миниатюрные (чтобы скрыть дырочку). «Гладьевыми» швами украшали дорожки на мебель, на стены, занавески, наволочки. «Гладью» вышивали и портреты вождей.
Различны сюжеты вятской вышивки. Чаще всего вышивались «звериные» композиции — изображение коня, лося. Лось — хозяин лесов, конь — полей. Их целые фигурки, элементы лосиных рогов, конские головы служили оберегом для дома. На полотнах мастериц можно увидеть и птичьи сюжеты. Уточки, лебедушки, голубки, петушки летят на полотенцах, фартуках, головных уборах, даря свет, свободу, мир. Широко представлены в вышивке Вятского края растительные композиции: деревья, цветы. Пышные цветочные орнаменты — символ изобилия, благополучия, доброты.
Месторасположение вышивки тоже имеет значение. Вышивка на краях одежды (подоле, вороте, рукавах), на старинных полотенцах также служила оберегом. Не случайно полотенцами украшали зеркала, иконы в доме. До сих пор в праздники на полотенце с вышитыми краями несут каравай с солью, встречая молодоженов и дорогих гостей.
Кружевоплетение
Тонкие, ажурные, с фантастическими узорами кукарские кружева похожи на сказку. Есть целая легенда о том, как попал этот промысел на нашу вятскую землю. В начале XVIII века русский плотник Иван был послан царем в Голландию изучать плотницкое дело. Пришел он на торг (на базар) и заприметил там диковинные кружева, напоминающие российские березки в инее. И красавица-кружевница запала в сердце Ивану так, что женился на ней. С молодой женой вернулся плотник в Россию. Здесь за какую-то провинность попал в немилость. Чтобы избежать казни, бежал в вятские леса и обосновался в слободе Кукарке. Иван работал плотником, а жена занималась плетением кружев и обучала этому ремеслу женщин из слободы. Легенде можно верить, можно и не верить, но вятские кружева действительно не уступают по красоте и тонкости голландским.
Письменное упоминание о вятском кружеве относится к 1849 году.
Долгое время в Вятской губернии кружева плели только в слободе Кукарке (так на протяжении многих веков назывался город Советск). Отсюда увозили кружева по всей России и за границу. Слободу прозвали «белой», потому что в каждой кукарской избе красовались на окнах белоснежные кружевные занавески, а на столах белые скатерти и салфетки. Затем кружевным промыслом занялись мастерицы Белой Холуницы и Кирово-Чепецка.
В конце XVIII-начале XIX веков кружево на Вятке плелось из домашней пряжи простым рисунком. Окрашивали его чаще всего в синий цвет. Покупало такое кружево местное население для свадебных подарков и украшения полотенец. А в середине XIX века дворяне начали украшать кружевом свою одежду.
Плетут кружева коклюшками — маленькими палочками с круглой головкой на конце, на которую наматываются льняные, шелковые, хлопчатобумажные или металлические нити. Очень важен для работы сколок — рабочий рисунок будущего кружева, сделанный на картоне или плотной бумаге. Немногие мастерицы могут придумать этот рисунок сами, здесь талантом художника обладать надо. Сколок булавками прикрепляют к бубну — короткому валику, туго набитому сеном или опилками. Булавки поддерживают и соединяют нити при плетении.
Вятское кружево особенно нарядно и красочно, похоже на тончайшую паутинку. Оно отличается от других разнообразием переплетений в одной вещи. Это придает кружеву ажурность, легкость и неповторимую красоту. Для вятского кружева характерны растительные и цветочные мотивы: волшебный сад, цветущий луг, сказочные цветы. Особенно красиво сюжетное кружево — это настоящая кружевная сказка.
Много на земле Вятской талантливых кружевниц, но среди них выделяются самые опытные, уважаемые мастера, творения которых завоевали признание на многих выставках. Это Анна Александровна Гужавина, Анфиса Федоровна Блинова, Елена Петровна Куприна и многие другие.
Умение украсить вещь, мастерство отделки передавались из поколения в поколение, непрерывно совершенствуясь с течением времени.
Есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь, - это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники. Истоки изготовления игрушек уводят нас в глубь веков. Из какого материала делали игрушки в прошлом? Игрушки делали из дерева, из щепочек, плели из прутьев, бересты, соломы, делали кукол из ткани. Мы сегодня представим глиняную игрушку - дымку.
Дымковская игрушка
Завелась неведомая птица —
Всякий ей дивится:
Не поет и не летает,
Вся горит и полыхает.
Далеко по белу свету
Знают все пичугу эту,
Эта птица не простая,
Расписная, золотая.
Просто диво — безделушка,
Зовут ее народная игрушка.
В старину с незапамятных времен в каждом городе, селе или деревне мастерили в бедняцких семьях мамаши да бабушки своим деткам да внучкам для игры и забавы самодельные игрушки из соломы, тряпочек, бересты да мало ли из чего еще, лишь бы дитя не плакало. Называли их обычно по имени тех селений, где они родились — филимоновская игрушка, тульская, дымковская.
Дымковская — это наша родная, вятская. Родилась она более трехсот лет назад вблизи столицы Вятского края, в слободе Дымково, что на правом берегу Вятки-реки. Дома в слободке деревянные, печки русские. В морозные зимы топятся они, а дым из труб высоким столбом поднимается. За то и прозвали слободу Дымково.
Сначала делали игрушки для забавы, в каждом козлике и конике свисточек был. Мальчишкам глиняные свистульки очень нравились, а маленькие барышни часами играли с глиняными куколками — водоносками.
Древний вятский праздник Свистопляска — пестрый, шумный, увлекательный, наполнялся свистом глиняных игрушек. Постепенно праздник перерос в торговую ярмарку, а дымковские глиняные расписные игрушки стали бойко продаваемым товаром. Сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели с Вятской земли распространились по всей России, а потом и по всему миру. Дымковская игрушка радовала народ своими диковинными образами, яркостью красок, теплым юмором и жизнерадостностью.
Забава переросла в искусство. Кажется, совсем нетрудно слепить фигурку из глины да раскрасить ее. Но не так-то это и просто. Красную жирную глину для игрушек берут осенью неподалеку от Дымково и смешивают с мелким просеянным речным песком. В умелых руках мастерицы глиняные колбаски и лепешечки быстро превращаются в разные фигурки. После лепки игрушку два-три дня сушат, а потом обжигают в печи. Остывшие фигурки крас¬ного цвета, закаленные, крепкие, звонкие белят растертым мелом, разведенным на молоке. Наступает время «наряжать» игрушки. Их расписывают вручную кружочками, прямыми и волнистыми полосочками, клеточками, пятнышками, точечками. Горят ярко малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие краски. А уж когда мастерица посадит золотые ромбики, кружочки да квадратики барышням и водоноскам на кокошники и шляпки, петухам — на гребешки, игрушки засветятся — глаз не оторвешь.
Потому и слава о нашей дымке и ее мастерицах идет по всему миру!
Широко известно имя мастерицы дымковской игрушки Анны Афанасьевны Мезриной. Лепить игрушку, увиденную в детстве на ярмарке, мама начала ее учить рано. Мезринские глиняные фигурки отличаются особой пластичностью, яркостью, орнамент крупный, четкий. Лица на фигурках своеобразны: нос чуть намечен, глаза очерчены тонкой ломаной линией бровей, рот и щеки — три алых пятна. Барышни Мезриной ироничны, самодовольны, а кормилицы круглощеки да пышнотелы. Тысячи игрушек лепила и разрисовывала Анна Афанасьевна, и дочери ее подросли, стали помогать матери. В 1938 году Анны Афанасьевны не стало, но мезринские музыканты, уточки, бараны с золотыми рогами, барыни да няньки до сих пор живы и радуют нас плавными линиями, яркой мелодией цвета.
Ольга Ивановна Коновалова, Зоя Васильевна Пенкина, Екатерина Иосифовна Косс-Деньшина и Евдокия Захаровна Кошкина были ученицами и продолжательницами радостного творчества дымки. В 1967 году они были удостоены звания лауреатов Государственной премии РСФСР имени И.Е.Репина. Игрушки мастериц украшают собрания музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Загорска и других городов страны. Дымковская игрушка побывала на выставках во всех уголках мира: Италии, Германии, Японии, Франции, Да¬нии, Швейцарии, Англии, США, Австрии, Голландии, Бельгии, Польши, Ливии и т.д.
Сегодня в творческом объединении «Народный художественный промысел «Дымковская игрушка» Союза художников России трудятся более тридцати мастериц.
Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой. У нее есть свой товарный знак, а особая красочность и нарядность дополняются ромбиками сусального золота, которые присущи только ей.
«…От дымковской игрушки,
Идёт тепло и свет,
Он не иссякнет годы, десятки
Сотни лет…»
В городах женские ремесла, в большей степени, связаны с бытующей модой, чем с традициями, хотя и здесь встречаются мастерицы, принципиально работающие в старых русских традициях. Вышивка, вязание крючком и на спицах, плетение на коклюшках и челночках, лоскутное шитье – все эти виды женского рукоделия пользуются большой популярностью. Чаще всего женщины занимаются им «для себя», и лишь немногие работают на заказ, ни одно женское ремесло сегодня не приобрело характера промысла.
Такие широко распространенные в качестве домашнего занятия женские ремесла, как ткачество, вышивка, вязание, кружевоплетение, лоскутное шитье, несли и несут в себе большую художественную и смысловую нагрузку.
Прядение
Перед тем как женщине или девушке сесть за прялку, требовалось произвести предварительные, кропотливые работы по заготовке сырья.
Для этого нужно было собрать лён или коноплю, вымочить их в воде и высушить.
Затем стебли растений мяли, трепали и чесали гребнями, чтобы получить мягкую и пушистую кудель.
Как только заканчивалась страдная пора - наступало время посиделок. При свете лучины собирались женщины и девушки в чьей-нибудь избе со своими прялками.
Сколько дум передумано, в какие дальние дали улетали мысли девичьи да женские за работой на прялке! Сколько песен и сказок родилось под шум прялок и свист метели за окном, сколько открылось родничков чистейшей народной поэзии!
Пряли в русской деревне все женщины. Учились прясть ещё детьми — лет с 8-9, а потом с прялкой уже не расставались всю жизнь. Девушке надо было напрясть и наткать холстов себе в приданое, да и сколько-нибудь продать, чтобы купить себе обновку. А женщине нужно было одеть всю семью. «Мужик не прядёт, да без рубахи не ходит, а баба и прядёт, да не по две носит».
Прялок в доме бывало несколько, у каждой женщины - своя. Девушкам прялки часто дарили женихи; такую прялку женщина особенно берегла, а после себя завещала дочери как память. Прялку для дарения девушке жених делал чаще всего сам и в её изготовление вкладывал всё своё мастерство.
Бытует несколько типов прялок, характерных для разных регионов России. Об одной из прялок народом сложена загадка, которую современной молодёжи уже не разгадать: «На липе сижу, сквозь клён гляжу, берёзой трясу». Из липы, дерева мягкого и тёплого, делалось донце, на которое садилась пряха, в донце вставлялся гребень из клёна, а из берёзы точили веретено.
Самая трудоёмкая деталь прялки, требующая не только хорошего материала, но и большого мастерства, — гребень.
В наших местах знамениты были старооскольские гребни и гребёнки. Изготавливали их в селе Котово. Чтобы изготовить такой гребень, нужно было хорошо высушить кленовую доску, для чего выдерживали её до трёх лет. Клён хорошо обрабатывается режущими инструментами. На древесине можно делать очень тонкие порезки. Срезы получаются чёткими, чистыми и гладкими, с мягким глянцевым блеском. Для гребня нужна широкая доска — ведь на гребне нужно было нарезать более двухсот очень тонких и длинных зубьев. От мастера требовалась величайшая осторожность. Готовый гребень скоблили, чистили и шлифовали, чтобы удалить мельчайшие заусенцы, а затем пропитывали для прочности маслом и сушили.
Нити не спрядёшь без веретена. У каждой пряхи было своё веретено, чужим пользоваться было не с руки. Делал веретено из берёзы парень для любимой девушки или отец для дочери-подростка.
Подарил мне батюшка
Чудо-веретёнышко,
Серебряное донышко.
Нитка белая бежит,
Веретёнышко дрожит.
Ты вертись, моя вертушка,
Дорогая мне игрушка.
Мне и весело, и жарко,
Я-то день-деньской кручу,
Нитки тонкие сучу
И тихонечко пою.
Чтобы нить не рвалась, была длинной, на веретено использовали пряслице — маленький грузик с отверстием - маховичок, который надевали на веретено, чтобы оно ровней вращалось, когда пряха его раскрутит, чтобы ровнее шла нитка. Пряслица бывают бочкообразные, «ребристые» (в виде двух усечённых конусов, сложенных основаниями) или дающие в разрезе прямоугольник.
Основные детали самопрялки — веретено, или шпулька, вложенная в катушку с гребёнкой. Подножки приводятся в движение ногой при помощи шатуна-махалки; он даёт колесу движение, которое передаётся через туго натянутую струну веретена. Весь этот механизм укрепляется на стояке; на одном столбике стояка находится винт, регулирующий ход веретена, другой столбик имеет гонок — кусочек кожи с отверстием, в которое вставлено веретено.
Прядение на самопрялке гораздо быстрее, чем на веретене: в день прядут до 400 граммов шерсти, на веретене для этого требуется несколько дней. Но несмотря на большую производительность, самопрялка всё же не вытеснила собой веретена ни в одной деревне, многие женщины предпочитали веретено.
Окрашивание нитей
Создавать узоры на тканях люди умели ещё в глубокой древности.
Большая часть льняных или конопляных нитей были окрашены в белый или черный цвет.
Цвет служит своего рода символическим языком, посредством которого русский человек с древнейших времен стремился выразить свои чувства и мысли, свою духовную связь с окружающим его миром природы и, наконец, свою любовь к самому цвету как к чудесному явлению природы. Каждый цвет имел определенный символический смысл, а некоторые цвета были наделены множественной символикой. Символы эти были унаследованы из глубин языческих времен.
Излюбленным цветом всегда был белый. Белый цвет связан со светом, ощущением легкости, чистоты. Он как бы олицетворяет благородство, духовность, беспорочность.
Чаще всего из белых шерстяных ниток вязали чулки. А чтобы нога казалась полнее, их надевали, собирая у щиколотки или по всей ноге в гармошку. Полная нога считалась символом достатка.
Принято считать, что белый цвет сакрален, он служил защитой от нежелательного воздействия потусторонних миров. За словом белый закреплено преимущественное значение жизни, света, добра, женского начала.
Черный цвет символизировал землю и вечный покой. Этот цвет был особенно в почете у русских людей, живших в центральной полосе, так как, черный цвет символизировал чернозем.
Красный часто служил оберегом, например, в одежде невесты при перемещении ее из родного дома к жениху, красный цвет как бы отгораживал женщину от злых духов. Одежда из красной ткани считалась самой красивой и нарядной. Красный и красивый для русского человека имели одинаковое значение, они выражали представление о наивысшей красоте.
Окраска нитей производилась преимущественно растительными красителями и протравами (квасцы, медный купорос). Известно более 50 названий растений, с помощью которых получали красящие и дубящие вещества.
Чёрный цвет давала кора дуба, ясеня, ольхи (он же получался из копоти); красный – марена, зверобой, подмаренник. Из коры дуба добывали синюю краску.
Двадцать растений (цветы купальницы, бессмертника и др.) использовались для изготовления желтой краски; её же получали из охры, после обжига дававшей ещё и красный цвет.
Ткачество
К Масленице прядение старались закончить. Из сарая в избу заносился ткацкий стан и принимались крестьянки ткать холсты.
Ткацкий стан был необходимой вещью в каждом доме и служил человечеству с древних времён.
Ткали из самых разнообразных ниток: конопляных (замашных), льняных, шерстяных. Мастерицы владели различными техниками тканья: многоремизной, закладной, браной, а также ткали красочные пояса на дощечках и на бёрдах.
Использовали как горизонтальные, так и вертикальные станы.
Простым вертикальным переплетением изготавливали шерстяную ткань «волосень», из которой шили тяжёлые сарафаны. Также из уже окрашенных нитей ткали полотно для женских юбок – понёв.
На женские рубахи шло разное полотно – вверх ткали из тонкого льняного, низ – из замашки.
Рушники
Старинный русский дом трудно представить без узорных рушников. В праздники (на Пасху, Троицу, в престольные праздники), на свадьбу избу украшали рушниками. Их вешали на крючки на стенах, на зеркало, у кровати, на божницу.
Рушник сопровождает человека всю жизнь. Женщина, ожидающая ребенка, сама ткала из выращенных и обработанных ею стеблей конопли до очень тонких, как говорят, «в кленовый лист» нитей. На этот рушник бабка-повитуха принимала рожденное. Во время крещения в купели ребенка вытирали материнским рушником.
На всех этапах свадебного действа обязательно присутствует рушник. В некоторых местностях, начиная с первого дня сватовства, рушник выполняет определенную роль в обряде.
Рушник на свадьбе - это не только оберег, но и начало, середина и окончание диалога двух семейств для зарождения новой жизни. «Да что это за свадьба без рушников? Вот как пойдут гости плясать, снимут с гвоздя, да накинут на себя, а также скатерти, что по лавкам раскинуты, вот где красиво».
Скатерти
В селах Белгородской области скатерть называют настолень, настольник, дежник, столешник.
Скатерти ткали из льняного и конопляного (замашного) волокна. Скатерти, настольники сшивали из двух полотнищ. Часто посередине вшивалась полоса – кружевная прошва, кружево или «тканка». Прошву ткали на стане отдельно закладной техникой. И хранили их очень бережно, отпарывали от старых изношенных скатертей и пришивали к вновь вытканным. Были они чаще красно-белыми, и что интересно, красный цвет не терял своей насышенности даже после многократных стирок.
Настольник сшивали красными нитками – к доброму красному житью. Сшивался он из двух полотнищ: одно - мужнино, другое – жены, а прошва их вместе в семью соединяет. А как на стол постелют, так всю семью соединит. В технике многоремизного ткачества делали скатерти, которые почти всегда по низу украшали кружевными, или цветными вставками.
Вышивка
Узоры народной вышивки по праву можно считать молчаливыми свидетелями прошлого.
Первые письменные упоминания о русских вышивках относятся к X-XII векам. В «Домострое» говорится о «прозрачном» вышивании по полотну, как о работе, требующей большой усидчивости, терпения.
Вышивать учились с раннего детства. В ХIХ веке самыми распространёнными пяльцами были круглые, разборные, состоящие из внутреннего и внешнего колец с винтом для регулирования натяжения, а также прямоугольные, глухие и разъёмные, на ножках и без ножек.
Круглые пяльцы использовались для лёгких тканей.
Вышивание производилось пропусканием нити с помощью иглы через материал и выведением её снова на поверхность.
Существует несколько способов вышивки. Счётную гладь использовали при вышивке рубах и даже понёв.
Тамбурный шов производился на ткани, туго натянутой в пяльцах. Вышивали тамбуром в сочетании с гладью кисейные рукава женских рубах.
При вышивке использовали швейку, которая состояла из невысокого деревянного столбика, вставленного в донце. На конце столбика была мягкая подушка, куда с помощью булавки прикалывали ткань в пяльцах.Также с помощью швейки сшивали части одежды и шов получался ровным и мягким.
Крестьянки вышивали на больших прямоугольных пяльцах за общим столом. Русские крестьянки бережно хранили в узорах и орнаментах своих вышивок древние представления о мире, которые, несомненно, были связаны с их трудовой деятельностью.
Очень часто на рушниках можно встретить вышитую женскую фигуру.
Это покровительница женского труда, плодородия Святая Параскева Пятница.
Кружевоплетение
Кружево – сетчатая ткань из переплетённых нитей, выполненная коклюшками, крючком или спицами.
Как посмотришь на затейливые узоры коклюшечного кружева, сразу встают перед глазами ручейки, разнотравье буйное, да хрупкая красота снежинки, упавшей на ресницы. А ещё, напоминает этот морозный узор напевные мотивы протяжных песен, которые пелись мастерицами долгими зимними вечерами. Плетение узора с помощью деревянных палочек-коклюшек известно ещё с незапамятных времён, но получило широкое распространение только в конце XIII начале XIX веков. Техника кружева очень трудоёмкая и требует большого мастерства.
Более двухсот коклюшек требуется мастерице, чтобы выполнить этот затейливый и витиеватый рисунок. Для этого покупался специальный «барабанский» шёлк, а сам узор можно было сравнить с ювелирной техникой – скань. По месту производства различают вологодское, елецкое, вятское или кировское и рязанское кружево.
Ковроткачество
Ковры в крестьянском быту появились в середине ХIХ века. В Курской губернии ковры ткали во многих сёлах Суджанского уезда; очень были известны ковры из Ракитного, где фабрика была открыта в 1787 г. Русские деревенские мастера делали, в основном, безворсовые ковры из грубой шерстяной цветной нити по конопляной, реже льняной основе на вертикальном стане.
В середине ХIХ века мастера стали воспроизводить на коврах узоры растительного характера. Это были двусторонние, преимущественно чёрные ковры с очень ярким рисунком. . Женщины не только пряли шерсть для ковров, но и сами готовили растительные красители, придавая своим произведениям искусства оттенки сочности, глубины и благородства. В послевоенное время ткали ковры на вертикальных станах в сёлах Губкинского района. Славились ковры Чернянской артели.
Хорошая хозяйка обязательно позаботится об уюте, красоте своего дома, а умелая - сделает своими руками много прекрасных вещей. Поражает мастерство и творческая фантазия роговатовских женщин, ими созданы великолепные, домотканые, шерстяные дорожки
Очень яркие краски - красный или оранжевый фон и точные ровные клетки. Такую дорожку не станешь стелить на пол в будни - она праздничная; её можно положить и на диван.
Домовитая хозяйка никогда не выбросит никакую одежонку, любую вещь использует. Разрежет её на узкие длинные полоски и смотает в клубок. Когда наберётся таких клубков много - тёмных, разноцветных, белых - вносит в дом ткацкий стан и начинает ткать дорожки, половики. Умеют женские руки подобрать полоски поярче, у иной половик с чётким рисунком, у другой он пёстрый.
Половиками застилают пол в большой комнате - зале, глянешь на эту красоту - и просто невозможно ступить на них в грязной обуви. Из уважения к красоте разуваешься. С половиками даже старая хата становится уютной, с ними же и теплей. Они не дают сквознякам разгуляться. Старый выцветший половик стелют в кухне, у порога.
Русские женщины всегда славились как мастерицы и затейницы. Оказия ходить по полыхающим избам и кидаться на коней представлялась нашим праматерям не так уж часто. Но и в «мирное» время они находили себе необычные, а подчас и экстремальные занятия.
1
ПЛАКАЛЬЩИЦЫ: СВАДЬБА И ПОХОРОНЫ
Провожая домашних в последний путь, родственники должны были голосить как следует. Иначе бы их заподозрили, как минимум, в равнодушии к покойному. Мастерицы художественного рыдания своим талантом и всех настраивали на нужную трагическую волну. Во многих деревнях они не только создавали настроение, но и диктовали отлетевшей душе, как и куда двигаться, чтобы обрести блаженство.
Профессионалки ценились не только за способность стенать часами, но и за умение складывать свои причеты конкретно для каждого случая. Приглашали их не только на похороны, но даже и на свадьбы. Ведь невесте на крестьянской свадьбе полагалось быть зареванной и скорбной, а далеко не каждой девице удавалось так расстроиться. И вот только завопит плакальщица: «Ой, да ж прости-прощай, родимая донюшка…» — так, глядишь, слезы сами собой наворачиваются, а значит, все приличия соблюдены.
2
ГОРШЕЧНИЦЫ: КАЖДОМУ – СВОЕ
Когда люди еще слыхом не слыхивали об обществе потребления, главенствовал простой закон: каждый все делает для себя. В те времена гончарное ремесло было целиком в женских руках. Красотой и функциональностью эти изделия не отличались. Обычно это были миски, сделанные простым незатейливым способом. В глиняном коме выдавливалось отверстие приблизительно посередине или каталась меж ладоней длинная колбаска и укладывалась спиралью. Зато креатив, ручная работа и авторский стиль! У каждой хозяйки миски были свои – попробуй укради. Добавляли мастерицы в глину различные примеси — и белый речной песок, и камешки, а кому посчастливилось найти – и мелкий жемчуг. «Пекли» рукодельницы и другие вещи: глиняные бусы, игрушки для малышей, свистульки.
3
ПАСТИЛЬЩИЦЫ: СЛАДКИЕ ЖЕНЩИНЫ
«Требуются крепкие девки на пастилу» — вполне могли запросить производители воздушного лакомства. Набирали барышень сильных, и выносливых. Две девушки без остановки взбивали двое суток однородную массу из кислой антоновки. Затем крестьянки раскладывали пасту ровным слоем для подсыхания и несколько суток ждали пока застынет яблочное пюре. И только потом аккуратно нарезали ровными полосками. Зато можно было вволю полакомиться оставшимися обрезками. Так что – с одной стороны вкуснота и сладость, с другой – тяжкий труд. Кстати, супруга Льва Николаевича Толстого, с пониманием относилась к его слабости к пастиле. Она изобрела даже свой особенный рецепт, который среди друзей и гостей дома назывался «пастила Толстых».
4
ПОЛЯНИЦЫ: ЧУЖИЕ ИЛИ СВОИ?
На нашей земле ходит множество легенд о целых армиях русских женщин, отличающихся безмерной отвагой и даже готовых к потере одной груди. Но ученые историки только насмешливо фыркают: «Сказки и фантазии!». Но найденные древние захоронения девиц в полном воинском снаряжении и с оружием, ненавязчиво намекают, что были-таки богатырки на Руси. Да и слова Никифора, патриарха Константинопольского подтверждают молву. Он упоминает, что при осаде его прекрасного города племенами славян и кочевников, можно было наблюдать женщин в боевых доспехах, сражающихся наравне с мужчинами. Есть, правда, мнение, что поляницы – это не наш «продукт», не отечественный. Дескать, это то ли сарматки, то ли половчанки, а то и вообще – первая западная волна феминисток. Но в основе каждой народной сказки есть фактическая подоплека, а уж слишком много на Руси сказок о барышнях в доспехах.
5
НАУЗНИЦЫ: ВЯЗАНЫЕ ЛЕСТНИЦЫ
Нередко упоминаются в мифологии и различные узлы. Нечисть на Руси путала конские гривы и пряжу. А особо проказливые духи могли дальнюю дорогу или даже судьбу в узел завязать. Но и у людей были свои доки по части художественной вязки – наузницы. По поверьям, эти знахарки узкой специализации могли призвать удачу, вылечить от тяжелой болезни, приворожить или даже погубить насмерть. Для сложных случаев знатоки хитросплетений делали обереги «лестнички». В эти длинные шелковые или шерстяные веревки, вплетались весьма экзотические предметы. Это могли быть кости, иглы, крылья летучих мышек, змеиные выползки. Такая магия слыла очень сильной. И не мудрено: найдет противная соперница такое у себя на крыльце – и магии почти не надо! От испуга случится у любого расстройство желудка или икота.
6
СВАХИ: БАБУШКИ МАРКЕТОЛОГОВ
Профессия свахи не уходит корнями в глубокую древность. Раньше браки заключались незатейливо – либо украл, либо купил. А вот при усложнении этого процесса и развитии обрядовости посредник срочно потребовался.
Настоящая «профи» могла сотворить невозможное: уговорить на брак несогласных маму и папу, убедить разборчивую девицу, что именно этот «фрик» — ее судьба. Даже, скрыть потерю невинности невестой до брака могли эти умелицы. Первым человеком, которому дозволялось войти в спальню к новобрачным, была именно сваха. К тому же она должна была знать миллион подходящих примет, говорить сладко и убедительно. Да и все время быть начеку приходилось: родители невесты или жениха то и дело норовили нежданно нагрянуть друг к другу в гости. И тут нужно было их догнать, перегнать и устроить достойный прием.
7
ПОВИТУХИ: ЧТО ОНИ ВИЛИ?
Если уж женщина приняла в твоей семье ребенка, то привечать ее следовало всю жизнь. А иначе, упорно твердила молва, на том свете придется ей лизать ладони бесконечно долго. В гроб хороших повитух клали в варежках, из уважения к их волшебным рукам. У этих женщин, а мужчин долго не подпускали к роженицам, существовал целый кодекс поведения. Нельзя было отказать в помощи, надо было знать древние молитвы и заговоры, иметь в доме достаток (а то еще заразишь бедностью новорожденного!). Бабка оставалась с новоиспеченной матерью аж 40 дней – помогала купать, лечить и …вить. Именно витьем раньше называлось пеленание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-конструктивная деятельность для детей старшей группы. Развитие ремесел на Кубани. Кузнечное дело.
Я предлагаю конспект познавательного занятия для детей старшей группы с элементами конструирования, которое позволяет в доступной форме познакомить с искусством художественной ковки металла, дае...
ярмарка ремесел
стихи, прибаутки для ярморочных выступлений детей дошкольного возраста...
Праздник русских народных ремесел "Посиделки в горнице"
Рассказать о разнообразии русского народного ремесла. Показать быт русского народа. Приобщение к русской культуре.Приобщение детей к русскому народному ремеслу. Развитие творческих способностей....
Ярмарка ремесел
конспект занятия...
Презентация к познавательно-творческому проекту "Фестиваль ремесел"
В презентации представлен материал к итоговой музыкально-игровой программе по проекту....
Познавательно-творческий проект "Фестиваль ремесел", итоговое мероприятие (подготовительная группа)
"Фестиваль ремесел" - это русская ярмарка, много песен, игр и народного творчества....
Конспект занятия по познавательному развитию и художественно-эстетическому развитию автор: Большакова А.А.-воспитатель Тема: «Ярмарка ремесел»
Цель: обогащение представлений детей о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, через приобщение к народном...