Употребление прозвищ в школьной среде
статья ( группа) по теме

Осипенко Галина Владимировна

В статье сообщается о наблюдениях над использованием прозвищ в школьной среде, что норма их употребления является чисто субъективным фактором. Употребленные в речи школьников прозвища становятся более выразительными, экспрессивными: к основному лексическому значению прозвиша рибавляется дополнительное ситуационное значение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №66 «Детский сад комбинированного вида»

                                                                                                                                                                                                                                     

            Исследовательская работа по культуре речи

           « Употребление  прозвищ  в  школьной  среде»

                                                        Выполнила: Осипенко Галина Владимировна,                                  

                                                                              воспитатель высшей категории

                                              Кемерово,2016

Цели:  

1) выявить особенности разговорной речи школьников,

 2) рассказать,  почему у учащихся появляются прозвища, какими средствами и приемами они создаются;

3) привлечь внимание к проблеме борьбы с языковым бескультурьем

(в том  числе и употреблением прозвищ)

                         

                                 Аннотация.

Данная статья является результатом наблюдений и исследований автора во время работы в школе. В статье сообщается об использовании  прозвищ в школьной среде, о том, что норма  их употребления  является чисто субъективным фактором. Употребленные в речи школьников прозвища всегда становятся более выразительными, экспрессивными: к основному лексическому значению прозвища прибавляется дополнительное ситуационное значение.  

                                                                                                                                  

       

 Значение культуры речи в жизни общества трудно переоценить.

В наше время мы не можем оставаться равнодушными к проблемам русского языка, утраты им образности, эмоциональности, благозвучия.                                                                   Языковой вкус сегодняшнего общества характеризуется, с одной стороны, ориентированностью на разговорную и просторечную экспрессивность, а с другой стороны, стремлением к книжности. Но первое все-таки преобладает

При очевидной изменяемости языка, как системы и структуры, изменяется и речь. Отчасти изменилось общение в политической сфере, изменилась речь газет и журналов, речь публичная, речь радио и телевидения и разговорная речь.

В нашем исследовании говорить об общих закономерностях развития речи мы не будем, лишь затронем одну из ее сфер. Предметом нашего изучения будет разговорная речь школьников. Известно, что часто в школах, гимназиях, лицеях и других замкнутых коллективах существуют свои особенности словоупотребления и даже речетворчества. Ничто и никто не может заставить человека говорить так, а не иначе. Все сводится к его образованности, к его воспитанности, к его культуре и к тому, что в самом конечном счете можно назвать условно речевым языковым климатом.

В знаменитых  «Очерках  бурсы» В.Г. Помяловского описан язык бурсаков (учеников духовной семинарии), которые изменяли слова русского языка,                             переставляя слоги и прибавляя к каждому слогу частицу «ши» спереди и частицу «ци» сзади. Например, слово рука звучало у них, как «шируци- шикаци». Каждый из бурсаков также имел наряду с официальным именем прозвище, причем последнее употреблялось значительно чаще, чем первое.                                                          У современных школьников и студентов тоже есть свои специфические    слова и выражения, употребляют они  часто и прозвища вместо  обращения    по имени. Многие исследователи отмечают, что это вполне естественно. В известной книге о русском языке «Живой как жизнь» К.И.Чуковский писал о том, что существование молодежного жаргона и использование ими в своей речи прозвищ, вполне уместно и горевать по этому поводу не стоит. Писатель считает, что это явление, во-первых, «болезнь роста»[1.С.12], им надо переболеть, как корью, во-вторых, оно недолговечно и быстро исчезает по мере взросления и постоянно обновляется, в-третьих, почти не влияет на общелитературный язык. Нас заинтересовала эта точка зрения писателя, потому что в школе очень многие ребята имеют прозвища и употребляют их в общении. «Заходя в школу, начинает казаться, что попадаешь в недобрую сказку, где живут некрасивые звери и непонятные вещи: Бык - просто Быков, Ходуля - высокий мальчишка, Косой-Сережа Зайцев», - писала А. Барто  после одного из своих посещений школы об этом явлении.  

В нашей работе мы попытаемся высказать свою точку зрения на то, почему появляются прозвища, какими средствами и приемами они создаются.

Рассмотрим  условия (контексты) их использования, покажем характер отношений, существующих между прозвищами  разного типа, называющими одно и то же лицо, остановимся на особенностях их семантики и стилистики.

За основу взято определение прозвища, данное Н.В.Давыдовой: «Прозвище - это имя, приобретенное лицом, семьей, целым коллективом по тому или иному признаку их, под которым они известны в определенной  социальной среде»                            [2.С.12].

Прозвища в русском языке появились очень давно, можно сказать, это явление историческое. Как бы то ни было, прозвища давали людям во все времена. Об этом свидетельствуют  и произведения устного народного творчества. В сказках Василиса именуется Прекрасной, а во многих былинах указывается, что князь Владимир имел прозвище Ясно Солнышко. Многие исторические документы засвидетельствовали также: в Англии король Ричард 111 имел прозвище Львиное сердце, а на Руси царя Ивана1У именовали Грозным. И таких примеров великое множество. Прозвища получают люди разного возраста и социального положения,  в разных компаниях и коллективах. Почему же это происходит?

Можно назвать много причин. Довольно часто прозвища  дают с целью различения людей, имеющих одинаковые имена, фамилии, включая  в них дополнительную информацию о человеке, которому оно принадлежит.

Иногда с целью обидеть, унизить, оскорбить того, к кому обращаются.

Психолог М.Сандина сообщает по этому поводу следующее: «Давать прозвище - это акт избавления от агрессии, которую иным способом проявить человеку не позволяет воспитание. Острое или оскорбительное прозвище  и есть своего рода выход негативной энергии»[3.С.12]. Особенно явно это видно в криминальной среде и среди подростков.

В книге О.Б.Дарвиш «Возрастная психология»  сообщается, что подросток, в силу возрастных особенностей (ориентировка на сверстников, конформизм и другое), способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника. «Особый смысл для подростков имеет сленг. Сленг в подростковых объединениях – языковая игра, маска, «вторая жизнь», которая выражает потребность и возможность уйти от социального контроля, обособиться, придав особый смысл своему объединению (в нашем материале это школьный коллектив). Здесь вырабатываются особые формы сленговой речи, которые не только стирают индивидуальные дистанции между общающимися, но и в краткой форме выражают философию жизни»[4.С.12]. Естественным элементом подросткового сленга   является употребление прозвищ.

     Подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди  сверстников  и  произвести  на  них  впечатление.  Оценки  товарищей                                                                                                                                  

начинают приобретать для них большее значение, чем оценки учителей  и взрослых.

Чтобы иметь возможность судить о степени распространенности прозвищ среди ребят разного школьного возраста, нами было опрошено 168 человек (по одному классу из семи разных параллелей в школе №91 г. Кемерово). Материал собирался в течение двух лет. Оказалось, что в 5 классе из 24 ребят все имеют прозвища, в 6 классе также у всех 22 учащихся есть прозвища. В 7 классе прозвища уже имеют не все: из 23-20. В 8 классе по прозвищу называют еще меньше человек: из 24-15. В 9 классе число людей, имеющих прозвище,  сократилось вдвое: из 24человек осталось у 10. В 10-11 классах прозвища практически не употребляются: из 25 человек в 10 классе прозвища имеют лишь 3, а в 11 классе-1 человек. В процентном соотношении это выглядит следующим образом: 5 класс-100%, 6 класс-100%, 7 класс-80%, 8 класс-62,5%, 9 класс-50%, 10 класс-12%, 11 класс-3,8%. На основании этих данных можно построить график, он окажется убывающим, то есть степень распространённости прозвищ в старших классах резко идет на убыль.

В течение двух лет нами проводились собеседования с ребятами, групповые и индивидуальные опросы, анкетирование и просто наблюдения за общением ребят между собой на переменах.  В результате выяснилось, что, как правило, у старшеклассников остаются необидные прозвища. А к необидным прозвищам негативное отношение с годами утрачивается, и они постепенно исчезают совсем или воспринимаются совершенно равнодушно.

Предметом более подробного изучения стали прозвища,  принадлежащие учащимся 6 «А» класса, причем  вести наблюдение и собирать материал мы стали, когда ребята учились в 5 классе. Наблюдения показали, что  и в 5, и 6 классе у всех учеников были прозвища, но количество их постоянно менялось. В 5 классе 21 человек имели 50 прозвищ, а в 6 классе те же 21 человек в начале учебного года стали иметь 56 прозвищ, к середине года  их количество сократилось до 49.Например, у Алеши Шабаева  и Мангазеевой Алены стало по два прозвища вместо одного, у Паршина Саши из 5 осталось 3, а у Герасеменка Романа произошла замена одного прозвища на другое: Ромашвили или Ромашвиль на Ромчик .

 Известно, что прозвища делятся на коллективные  и   лично-индивидуальные.  В нашем материале встречаются только лично-индивидуальные прозвища.             «Лично-индивидуальными прозвищами мы называем только такие, которые указывают на конкретное  лицо, на отдельного индивидуума без его отношения к определенной семье»[5.С.12]. Они употребляются только в единственном числе.

     Почти все лично-индивидуальные прозвища сохраняют свою мотивировку возникновения, то есть чаще всего известно, почему человеку дали то или иное прозвище. В зависимости от мотивации можно выделить следующие группы прозвищ:  1) отыменные, 2) отфамильные, 3) оценочно-характеристические.                                                                                      

Таким образом, перед нами сложная система антропонимов[6.С12] (так называют языковеды именования человека). Наиболее простой способ придумать прозвище - сократить или немного изменить имя. В нашем материале 21 отыменное прозвище (то есть образованные от имени). Они обладают не всегда выразительностью и экспрессией. Носителями их являются 11человек. В некоторых прозвищах остается от имени лишь один или несколько слогов: Влад от Владислав, Макс от Максим, Чай от Чаян.

Иногда прозвище воспринимается как уменьшительная форма имени: Ромик, Ромчик от Роман, Тоша от Антон, Паня от Павел, Дися и Дисюнчик от Денис, Юлка от Юля, Сэдик и Сэйдик от Саид. Как правило, эти отыменные образования пришли в школу из дома. Одноклассники побывали у этих ребят дома и им понравилось, как их называют дома, поэтому сверстники стали  так звать их и в школе. Два отыменных прозвища образованы путем подбора рифмы к имени: Ленка – Гренка. Светка – Пепетка. Они выражают как бы пренебрежительное отношение к их носительницам, что передается с помощью суффикса «к».

 В прошлом году в классе учился мальчик с необычным именем Размик,  и  с ним за партой сидел Роман Герасеменок. Так как они часто ходили  вместе, у Ромы появилось вскоре прозвища: Ромашвиль и Ромашвили. Дети говорили,  что  у друзей много общего и пусть теперь у Романа, как у его друга, будет необычное прозвище, которым его будут называть вместо имени. После перевода Размика в другую школу Романа этими прозвищами стали называть очень редко. Так как он очень общительный мальчик и многим нравится, у него появилось еще одно  прозвище, очень доброе и ласковое,- Ромашка.

Удивительное превращение произошло с именем Света. Оно преобразилось

  в прозвище Светильник, потому что девочка имеет светлые волосы. Не менее

интересны изменения имени Чаян, от которого получились прозвища: Чайка и

Чайник. В первом случае, потому что быстро бегает, «летает как чайка», а во втором – из-за того, что «сильно вспыльчивый». И то, и другое прозвище детьми воспринимаются  как обидные, дети сердятся, когда их так называют. Таким образом, мы убедились, что отыменные прозвища иногда  бывают эмоционально окрашенными и  воспринимаются как обидные. Эти прозвища имеют и отпетые хулиганы, и старательные ученики.

Следующая группа - отфамильные прозвища. Их всего-22, принадлежат они 14 ребятам. Некоторые из них имеют по два, по три прозвища, образованных от фамилии. Наиболее простой способ придумать прозвище  (как и у отыменных) - сократить или немного изменить фамилию. Так Максимов стал Максом, а Рудометова – Рудик. Причем последнее прозвище звучит ласково благодаря суффиксу «ик»,который всегда имел  в русском языке                                      уменшительно-ласкательное значение (например, зайчик, домик).                                                 - Рудик, я тебя люблю, - говорит подружка.                                                                                          

Аня Рудометова весело смеется в ответ, потому что ей нравится такое проявленное Аленой при всех дружелюбие.

Иногда из фамилий получаются  обидные прозвища. Например, Медведь (от Медведева) и Хорек (от Хорьков) воспринимаются ребятами как обидные,  потому что они порождают неприятные ассоциации. Юлю называют Медведем, потому что она «неуклюжая», а Сашу из-за того, что он  «огрызается». Есть большая группа прозвищ, которая схожа с  фамилией по звучанию: Шабашкин, Шиба и Шайба (от Шабаев), Сгущенка (от Гущин), Гайка (от Гокинаева), Параша (от Паршин), Грабоид, Греблик, Гремлин (от Гребнева);  Росток и даже Ростов-на-Дону (от Ростовцева). Они употребляют-ся  чаще всего во время ссор или в разговоре о третьем лице, так как считаются тоже обидными, «обзывными». Все в классе хорошо помнят, что у Лены появилось прозвище Гремлин после просмотра фильма «Гремлины» («чем-то похожа   на самого симпатичного из них»), а Шабашкин у Шабаева после чтения «Дубровского» А.С.Пушкина («такой же вредный»).

Прозвища Кочка (от Кочнев) и Бутачка (от Буткеева) из-за суффикса «к»

приобрели оттенок пренебрежительности, они как бы передают неприязнь

говорящих по отношению к носителям прозвищ. Интересное превращение произошло с фамилией Паршин. От нее сначала было образовано прозвище

Параша, затем происходит его повторное превращение в новое – Парашин, которое  практически вытеснило его настоящую фамилию.

Прозвища Росток (от Ростовцева) и Манго (от Мангазеева) легко соотнести

с нарицательными существительными. Они имеют нейтральную окраску,

поэтому и прозвища воспринимаются равнодушно  со стороны именуемых.

Таким образом, в нашем материале отфамильные прозвища являются часто

эмоционально окрашенными и считаются школьниками обидными.

Следующая группа прозвищ – оценочно-характеристическая. Их- 16, даны они 9 ученикам и обладают большой  экспрессивностью и выразительностью,

потому что в них сохраняется мотивировка. Эти прозвища соответствуют признакам обозначаемых объектов, указывая на внешний вид, черты характера, привычки, склонности и так далее.  

Хотя у каждого индивидуума неисчислимое количество признаков, по которым его можно назвать,  при образовании прозвища во внимание принимается только один, который с достаточной точностью, простотой и меткостью индивидуализирует именуемого. О меткости народного имени – прозвища, его значении в определении и познании характера человека хорошо сказал Н.В.Гоголь: «Выражается сильно русский народ! И если наградит кого словцом, то пойдёт оно ему в род и потомство, утащит он его с собой и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света… Каркнет само за себя прозвище во всё своё воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица. … одной чертой ты обрисован с ног до головы»[7.С.12].

Языковые ассоциации прозвищ  с нарицательными существительными,

породившими их,  помогают нам разбить все оценочно- характеристические прозвища на  подгруппы, имеющие в основе один из признаков.                                                                                                                                  

Большинство  прозвищ в этой подгруппе даны на основе внешнего вида именуемого. Кореец  («у него смуглая кожа и узкий разрез глаз»), Кишка («бледный, худой»), Толстый, Мишка,  Медведь («очень полный, ходит вразвалку), Помидор («имеет румяные щеки всегда»), Журавль («самый высокий в классе»), Очкарик («носит очки»). Эти прозвища воспринимаются их носителями как обидные, приносят им огорчения, когда их так называют.

Следующая подгруппа прозвищ связана с чертами характера именуемых: Редька, Редиска («вредный, упрямый»), Пилюля («делает все назло, чтобы другим было обидно, горько»), Бычок («вредная,  упертая»). Одно прозвище появилось из-за особенностей одежды: Боцман, потому что «носил полосатую футболку, похожую на тельняшку». Еще в двух прозвищах есть связь с событиями из жизни именуемых: Бацилла («долго болел и все кашлял»), Заяц («бегает странно, скачками, как заяц»).

Прозвища очень подвижны. Подвижность их  в том, что могут исчезать одни и появляться другие, совсем не связанные с первыми. Долго мальчика звали Медведем, а потом на уроке биологии узнали, что есть такой вид медведей как «гризли» и стали называть Молодикова Максима Гризли.

Итак, мы видим, что прозвища, в отличие от других наименований, содержат в себе прямую характеристику человека (исключение составляют некоторые отфамильные и отыменные прозвища, которые не характеризуют,

а лишь называют именуемого). Употреблённые в речи прозвища становятся

ещё более выразительными, экспрессивными: к основному лексическому значению прозвища прибавляется дополнительное, ситуационное значение. Оно складывается от того, с кем говорим (с одним человеком, со многими людьми),  где говорим (в неофициальной или официальной обстановке) и с какой  целью говорим (общение, сообщение, воздействие).

Нормы и частота употребления прозвищ зависит от того, как к ним относятся их носители, то есть воспринимают, как обидное, шутливое или нейтральное. Любой человек, употребляющий в своей речи то или иное прозвище, должен учитывать это, чтобы не оказаться в неприятной ситуации.

Отсюда можно сделать вывод о том, что норма употребления прозвища является чисто субъективным фактором. Прозвища, которые встречаются нам в нашем материале, называют детей, и употребляются они в общении между ребятами одного и разного возраста. Прозвища в общении сверстников используются  в качестве обращений и в разговоре о 3 лице.

Наблюдение за экспрессивностью и выразительностью прозвищ останется незаконченным, если мы не затронем в нашей работе вопроса об именованиях

одного и того же лица. В ходе наблюдений мы пришли к выводу, что один и тот же человек может называться  не одним прозвищем, а  двумя и более. Так  Молодиков Максим имеет 5 прозвищ: Макс, Мишка, Толстый, Медведь, Гризли ; Гокинаева Света-Светильник, Гайка, Пепетка (3); Анзоров Саид-Сэдик,Сейдик (2); Мангазеева Алена- Манго, Магазин (2); Гребнева Елена                                                                                                                          

Грабоид,Гренка, Греблик, Гремлин (4);Бутакова Катя-Бутачка, Бычок (2); Гущин Сергей-Гуща, Сгущенка (2); Журбенко Денис-Дисюнчик, Дися, Журавль, Редька, Редиска (5); Кочнев Владислав-Влад, Кочка,Кишка (3); Герасеменок Роман-Ромик, Ромашвили, Ромчик, Ромашвиль (4); Кашин Антон-Каша, Тоша, Заяц (3); Ростовцева Юлия-Юлка,Росток,Пилюля,Ростов-на-Дону (4) ; Шабаев Алексей-Шиба, Шайба, Шабашкин (3);Паршин Саша-Параша, Боцман, Парашин, Бацилла (4); Кара-сал Чаян-Чайка, Чай, Кореец (3)

Степень употребительности каждого из именований при этом различна.

Прозвища в речи школьников наравне используются с официальными именами, а иной раз употребляются и чаще. «Совокупность сосуществующих названий для обозначения одного и того же объекта или лица»[8.С.12] называется часто лингвистами

«многоимённостью». Между членами многоимённого ряда существуют определенные отношения, которые многие исследователи называют синонимическими, потому что, как и нарицательные, собственные имена имеют лексическое значение. Это и создает условия для синонимического сближения. Учитывая семантику именований, а также некоторые другие экстралингвистические факторы, З.П.Никулина делает вывод о том, что на уровне собственных имен человека могут возникать синонимические отношения. Это мы и наблюдаем в нашем материале. В результате проведенных сопоставлений нами  выделено 22синонимических ряда, некоторые из них имеют только 2 члена. Например, Медведева-Медведь.

В составе синонимического ряда трудно выделить доминанту, так как каждый член его может выступать в качестве именования. Таким образом, получается, что нейтральным может оказаться то первое, то второе и так далее прозвище. Значит, доминанта синонимического ряда собственных имён  является подвижной. Так в синонимическом ряду: Кашин - Антон – Каша – Тоша – Заяц; доминантой попеременно оказывается то первый, то второй, то третий, то четвёртый, то пятый его член, а другие на фоне его являются тогда стилистически окрашенными.    

Итак, сосуществование в речи антропонимов, называющих одно и то же лицо, отличающихся друг от друга стилистически или ещё как-нибудь иначе, даёт возможность с предельной точностью охарактеризовать именуемого, выразить какие-либо эмоции по отношению к нему. А конкретная ситуация обуславливает выбор того или иного антропонима или  варианты его  - обычно избирается тот, который соответствует ситуации общения, задачам и целям коммуникации.                                      

         Таким образом, проанализировав имеющийся материал, мы пришли к выводу, что использование прозвищ в речи школьников - явление не   случайное, а вызвано определенными экстралингвистическими факторами: положением в обществе, уровнем образования, возрастом собеседников, а также их ролями в данной ситуации. «Действие закона ситуации»[9.С.12] заключается в том, что он диктует говорящему использовать разные средства в зависимости от таких факторов как цель речевого акта, тип собеседника, отношения с ним (официальные – нейтральные - дружеские), тема разговора. Собственные имена – это весьма специфическая категория, бытующая в общенародном языке; в ней содержатся потенциальные возможности экспрессии.  В среде детей чаще используются и в разговоре о третьем лице, и в обращении – прозвища, неполные имена с суффиксом  «к», реже – фамилии и сокращённые имена ( в зависимости только от ситуации). Все они передают отношение говорящего к именуемому. Прозвища почти всегда содержат в себе сниженную, грубоватую характеристику или оценку лица, по отношению к которому употребляются. Они обладают большой выразительностью и экспрессивностью, а также удивительной смысловой ёмкостью и красочностью.                              

Речь, которую   используют, общаясь между собой, школьники, часто убога, грубо фамильярна, обладает излишней лихостью, переполнена обидными прозвищами. Никто, конечно,  не рождается с готовым чувством языка. Лингвистический вкус, как и весь культурный облик человека, - результат опыта, жизни, воспитания. Кто воспитывает чувство языка?  Родители, если их речь литературно правильна и вместе с тем сохраняет яркость выразительных средств и чистоту народного языка; учителя, которые проводят уроки с вниманием к родному языку; книги большого писателя, театр, радио, телевидение – всё это способствует выработке хорошего лингвистического вкуса у детей и взрослых, у всех слушателей и читателей. Борьба с языковым бескультурьем (в том числе и с употреблением прозвищ) ничуть не менее важна, чем пропаганда  научно-технических или эстетических знаний. И наша работа также поможет этому, заставит ребят  задуматься над тем, что нужно ли обижать своего собеседника и подчеркивать своё превосходство, ведь результаты опроса показали, что большинство не желает, чтобы их называли по прозвищу.

     

                                                                     

                                      Список   литературы.

1. К.И.Чуковский. Живой как жизнь. М,1973,стр.45

2. Н.В.Давыдова. Современные прозвища в говорах Красноярского края.-В кн.

«Лексические и грамматические проблемы современной диалектологии»,

Барнаул,1972, стр.159

3. М.Сандина.-В г.»Аргументы и факты в Кузбассе», 2004, №25, стр.5

4. О.Б.Дарвиш. Возрастная психология. Владос-пресс, 2003,стр.124

5. Л.Т. Поротников. Групповые и лично-индивидуальные прозвища в говорах

Талицкого района Свердловской области.- В кн. «Антропонимика». М,1970,

стр.150

6. Е.Н.Полякова. Из истории русских имен и фамилий. М, Просвещение, 1975,     стр.5

7. Н.В.Гоголь. Мертвые души. Пермь, 1972,гл.5,стр.102

8. З.П.Никулина. О синонимике имен собственных. -В кн. « Русское слово в языке и речи». Кемерово, 1976, стр.53-58

9. Л.П.Крысин. Язык и социальное поведение человека. -В ж. «Дошкольное воспитание», 1975, №6, стр.73-78  

           

                                                                                                                                                

                                 

   

                                                                                                                             

                                     

                                                                                                                                                             



Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №66 «Детский сад комбинированного вида»

                                                                                                                                                                                                                                     

            Исследовательская работа по культуре речи

           « Употребление  прозвищ  в  школьной  среде»

                                                        Выполнила: Осипенко Галина Владимировна,                                  

                                                                              воспитатель высшей категории

                                              Кемерово,2016

Цели:  

1) выявить особенности разговорной речи школьников,

 2) рассказать,  почему у учащихся появляются прозвища, какими средствами и приемами они создаются;

3) привлечь внимание к проблеме борьбы с языковым бескультурьем

(в том  числе и употреблением прозвищ)

                         

                                 Аннотация.

Данная статья является результатом наблюдений и исследований автора во время работы в школе. В статье сообщается об использовании  прозвищ в школьной среде, о том, что норма  их употребления  является чисто субъективным фактором. Употребленные в речи школьников прозвища всегда становятся более выразительными, экспрессивными: к основному лексическому значению прозвища прибавляется дополнительное ситуационное значение.  

                                                                                                                                  

       

 Значение культуры речи в жизни общества трудно переоценить.

В наше время мы не можем оставаться равнодушными к проблемам русского языка, утраты им образности, эмоциональности, благозвучия.                                                                   Языковой вкус сегодняшнего общества характеризуется, с одной стороны, ориентированностью на разговорную и просторечную экспрессивность, а с другой стороны, стремлением к книжности. Но первое все-таки преобладает

При очевидной изменяемости языка, как системы и структуры, изменяется и речь. Отчасти изменилось общение в политической сфере, изменилась речь газет и журналов, речь публичная, речь радио и телевидения и разговорная речь.

В нашем исследовании говорить об общих закономерностях развития речи мы не будем, лишь затронем одну из ее сфер. Предметом нашего изучения будет разговорная речь школьников. Известно, что часто в школах, гимназиях, лицеях и других замкнутых коллективах существуют свои особенности словоупотребления и даже речетворчества. Ничто и никто не может заставить человека говорить так, а не иначе. Все сводится к его образованности, к его воспитанности, к его культуре и к тому, что в самом конечном счете можно назвать условно речевым языковым климатом.

В знаменитых  «Очерках  бурсы» В.Г. Помяловского описан язык бурсаков (учеников духовной семинарии), которые изменяли слова русского языка,                             переставляя слоги и прибавляя к каждому слогу частицу «ши» спереди и частицу «ци» сзади. Например, слово рука звучало у них, как «шируци- шикаци». Каждый из бурсаков также имел наряду с официальным именем прозвище, причем последнее употреблялось значительно чаще, чем первое.                                                          У современных школьников и студентов тоже есть свои специфические    слова и выражения, употребляют они  часто и прозвища вместо  обращения    по имени. Многие исследователи отмечают, что это вполне естественно. В известной книге о русском языке «Живой как жизнь» К.И.Чуковский писал о том, что существование молодежного жаргона и использование ими в своей речи прозвищ, вполне уместно и горевать по этому поводу не стоит. Писатель считает, что это явление, во-первых, «болезнь роста»[1.С.12], им надо переболеть, как корью, во-вторых, оно недолговечно и быстро исчезает по мере взросления и постоянно обновляется, в-третьих, почти не влияет на общелитературный язык. Нас заинтересовала эта точка зрения писателя, потому что в школе очень многие ребята имеют прозвища и употребляют их в общении. «Заходя в школу, начинает казаться, что попадаешь в недобрую сказку, где живут некрасивые звери и непонятные вещи: Бык - просто Быков, Ходуля - высокий мальчишка, Косой-Сережа Зайцев», - писала А. Барто  после одного из своих посещений школы об этом явлении.  

В нашей работе мы попытаемся высказать свою точку зрения на то, почему появляются прозвища, какими средствами и приемами они создаются.

Рассмотрим  условия (контексты) их использования, покажем характер отношений, существующих между прозвищами  разного типа, называющими одно и то же лицо, остановимся на особенностях их семантики и стилистики.

За основу взято определение прозвища, данное Н.В.Давыдовой: «Прозвище - это имя, приобретенное лицом, семьей, целым коллективом по тому или иному признаку их, под которым они известны в определенной  социальной среде»                            [2.С.12].

Прозвища в русском языке появились очень давно, можно сказать, это явление историческое. Как бы то ни было, прозвища давали людям во все времена. Об этом свидетельствуют  и произведения устного народного творчества. В сказках Василиса именуется Прекрасной, а во многих былинах указывается, что князь Владимир имел прозвище Ясно Солнышко. Многие исторические документы засвидетельствовали также: в Англии король Ричард 111 имел прозвище Львиное сердце, а на Руси царя Ивана1У именовали Грозным. И таких примеров великое множество. Прозвища получают люди разного возраста и социального положения,  в разных компаниях и коллективах. Почему же это происходит?

Можно назвать много причин. Довольно часто прозвища  дают с целью различения людей, имеющих одинаковые имена, фамилии, включая  в них дополнительную информацию о человеке, которому оно принадлежит.

Иногда с целью обидеть, унизить, оскорбить того, к кому обращаются.

Психолог М.Сандина сообщает по этому поводу следующее: «Давать прозвище - это акт избавления от агрессии, которую иным способом проявить человеку не позволяет воспитание. Острое или оскорбительное прозвище  и есть своего рода выход негативной энергии»[3.С.12]. Особенно явно это видно в криминальной среде и среди подростков.

В книге О.Б.Дарвиш «Возрастная психология»  сообщается, что подросток, в силу возрастных особенностей (ориентировка на сверстников, конформизм и другое), способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника. «Особый смысл для подростков имеет сленг. Сленг в подростковых объединениях – языковая игра, маска, «вторая жизнь», которая выражает потребность и возможность уйти от социального контроля, обособиться, придав особый смысл своему объединению (в нашем материале это школьный коллектив). Здесь вырабатываются особые формы сленговой речи, которые не только стирают индивидуальные дистанции между общающимися, но и в краткой форме выражают философию жизни»[4.С.12]. Естественным элементом подросткового сленга   является употребление прозвищ.

     Подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди  сверстников  и  произвести  на  них  впечатление.  Оценки  товарищей                                                                                                                                  

начинают приобретать для них большее значение, чем оценки учителей  и взрослых.

Чтобы иметь возможность судить о степени распространенности прозвищ среди ребят разного школьного возраста, нами было опрошено 168 человек (по одному классу из семи разных параллелей в школе №91 г. Кемерово). Материал собирался в течение двух лет. Оказалось, что в 5 классе из 24 ребят все имеют прозвища, в 6 классе также у всех 22 учащихся есть прозвища. В 7 классе прозвища уже имеют не все: из 23-20. В 8 классе по прозвищу называют еще меньше человек: из 24-15. В 9 классе число людей, имеющих прозвище,  сократилось вдвое: из 24человек осталось у 10. В 10-11 классах прозвища практически не употребляются: из 25 человек в 10 классе прозвища имеют лишь 3, а в 11 классе-1 человек. В процентном соотношении это выглядит следующим образом: 5 класс-100%, 6 класс-100%, 7 класс-80%, 8 класс-62,5%, 9 класс-50%, 10 класс-12%, 11 класс-3,8%. На основании этих данных можно построить график, он окажется убывающим, то есть степень распространённости прозвищ в старших классах резко идет на убыль.

В течение двух лет нами проводились собеседования с ребятами, групповые и индивидуальные опросы, анкетирование и просто наблюдения за общением ребят между собой на переменах.  В результате выяснилось, что, как правило, у старшеклассников остаются необидные прозвища. А к необидным прозвищам негативное отношение с годами утрачивается, и они постепенно исчезают совсем или воспринимаются совершенно равнодушно.

Предметом более подробного изучения стали прозвища,  принадлежащие учащимся 6 «А» класса, причем  вести наблюдение и собирать материал мы стали, когда ребята учились в 5 классе. Наблюдения показали, что  и в 5, и 6 классе у всех учеников были прозвища, но количество их постоянно менялось. В 5 классе 21 человек имели 50 прозвищ, а в 6 классе те же 21 человек в начале учебного года стали иметь 56 прозвищ, к середине года  их количество сократилось до 49.Например, у Алеши Шабаева  и Мангазеевой Алены стало по два прозвища вместо одного, у Паршина Саши из 5 осталось 3, а у Герасеменка Романа произошла замена одного прозвища на другое: Ромашвили или Ромашвиль на Ромчик .

 Известно, что прозвища делятся на коллективные  и   лично-индивидуальные.  В нашем материале встречаются только лично-индивидуальные прозвища.             «Лично-индивидуальными прозвищами мы называем только такие, которые указывают на конкретное  лицо, на отдельного индивидуума без его отношения к определенной семье»[5.С.12]. Они употребляются только в единственном числе.

     Почти все лично-индивидуальные прозвища сохраняют свою мотивировку возникновения, то есть чаще всего известно, почему человеку дали то или иное прозвище. В зависимости от мотивации можно выделить следующие группы прозвищ:  1) отыменные, 2) отфамильные, 3) оценочно-характеристические.                                                                                      

Таким образом, перед нами сложная система антропонимов[6.С12] (так называют языковеды именования человека). Наиболее простой способ придумать прозвище - сократить или немного изменить имя. В нашем материале 21 отыменное прозвище (то есть образованные от имени). Они обладают не всегда выразительностью и экспрессией. Носителями их являются 11человек. В некоторых прозвищах остается от имени лишь один или несколько слогов: Влад от Владислав, Макс от Максим, Чай от Чаян.

Иногда прозвище воспринимается как уменьшительная форма имени: Ромик, Ромчик от Роман, Тоша от Антон, Паня от Павел, Дися и Дисюнчик от Денис, Юлка от Юля, Сэдик и Сэйдик от Саид. Как правило, эти отыменные образования пришли в школу из дома. Одноклассники побывали у этих ребят дома и им понравилось, как их называют дома, поэтому сверстники стали  так звать их и в школе. Два отыменных прозвища образованы путем подбора рифмы к имени: Ленка – Гренка. Светка – Пепетка. Они выражают как бы пренебрежительное отношение к их носительницам, что передается с помощью суффикса «к».

 В прошлом году в классе учился мальчик с необычным именем Размик,  и  с ним за партой сидел Роман Герасеменок. Так как они часто ходили  вместе, у Ромы появилось вскоре прозвища: Ромашвиль и Ромашвили. Дети говорили,  что  у друзей много общего и пусть теперь у Романа, как у его друга, будет необычное прозвище, которым его будут называть вместо имени. После перевода Размика в другую школу Романа этими прозвищами стали называть очень редко. Так как он очень общительный мальчик и многим нравится, у него появилось еще одно  прозвище, очень доброе и ласковое,- Ромашка.

Удивительное превращение произошло с именем Света. Оно преобразилось

  в прозвище Светильник, потому что девочка имеет светлые волосы. Не менее

интересны изменения имени Чаян, от которого получились прозвища: Чайка и

Чайник. В первом случае, потому что быстро бегает, «летает как чайка», а во втором – из-за того, что «сильно вспыльчивый». И то, и другое прозвище детьми воспринимаются  как обидные, дети сердятся, когда их так называют. Таким образом, мы убедились, что отыменные прозвища иногда  бывают эмоционально окрашенными и  воспринимаются как обидные. Эти прозвища имеют и отпетые хулиганы, и старательные ученики.

Следующая группа - отфамильные прозвища. Их всего-22, принадлежат они 14 ребятам. Некоторые из них имеют по два, по три прозвища, образованных от фамилии. Наиболее простой способ придумать прозвище  (как и у отыменных) - сократить или немного изменить фамилию. Так Максимов стал Максом, а Рудометова – Рудик. Причем последнее прозвище звучит ласково благодаря суффиксу «ик»,который всегда имел  в русском языке                                      уменшительно-ласкательное значение (например, зайчик, домик).                                                 - Рудик, я тебя люблю, - говорит подружка.                                                                                          

Аня Рудометова весело смеется в ответ, потому что ей нравится такое проявленное Аленой при всех дружелюбие.

Иногда из фамилий получаются  обидные прозвища. Например, Медведь (от Медведева) и Хорек (от Хорьков) воспринимаются ребятами как обидные,  потому что они порождают неприятные ассоциации. Юлю называют Медведем, потому что она «неуклюжая», а Сашу из-за того, что он  «огрызается». Есть большая группа прозвищ, которая схожа с  фамилией по звучанию: Шабашкин, Шиба и Шайба (от Шабаев), Сгущенка (от Гущин), Гайка (от Гокинаева), Параша (от Паршин), Грабоид, Греблик, Гремлин (от Гребнева);  Росток и даже Ростов-на-Дону (от Ростовцева). Они употребляют-ся  чаще всего во время ссор или в разговоре о третьем лице, так как считаются тоже обидными, «обзывными». Все в классе хорошо помнят, что у Лены появилось прозвище Гремлин после просмотра фильма «Гремлины» («чем-то похожа   на самого симпатичного из них»), а Шабашкин у Шабаева после чтения «Дубровского» А.С.Пушкина («такой же вредный»).

Прозвища Кочка (от Кочнев) и Бутачка (от Буткеева) из-за суффикса «к»

приобрели оттенок пренебрежительности, они как бы передают неприязнь

говорящих по отношению к носителям прозвищ. Интересное превращение произошло с фамилией Паршин. От нее сначала было образовано прозвище

Параша, затем происходит его повторное превращение в новое – Парашин, которое  практически вытеснило его настоящую фамилию.

Прозвища Росток (от Ростовцева) и Манго (от Мангазеева) легко соотнести

с нарицательными существительными. Они имеют нейтральную окраску,

поэтому и прозвища воспринимаются равнодушно  со стороны именуемых.

Таким образом, в нашем материале отфамильные прозвища являются часто

эмоционально окрашенными и считаются школьниками обидными.

Следующая группа прозвищ – оценочно-характеристическая. Их- 16, даны они 9 ученикам и обладают большой  экспрессивностью и выразительностью,

потому что в них сохраняется мотивировка. Эти прозвища соответствуют признакам обозначаемых объектов, указывая на внешний вид, черты характера, привычки, склонности и так далее.  

Хотя у каждого индивидуума неисчислимое количество признаков, по которым его можно назвать,  при образовании прозвища во внимание принимается только один, который с достаточной точностью, простотой и меткостью индивидуализирует именуемого. О меткости народного имени – прозвища, его значении в определении и познании характера человека хорошо сказал Н.В.Гоголь: «Выражается сильно русский народ! И если наградит кого словцом, то пойдёт оно ему в род и потомство, утащит он его с собой и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света… Каркнет само за себя прозвище во всё своё воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица. … одной чертой ты обрисован с ног до головы»[7.С.12].

Языковые ассоциации прозвищ  с нарицательными существительными,

породившими их,  помогают нам разбить все оценочно- характеристические прозвища на  подгруппы, имеющие в основе один из признаков.                                                                                                                                  

Большинство  прозвищ в этой подгруппе даны на основе внешнего вида именуемого. Кореец  («у него смуглая кожа и узкий разрез глаз»), Кишка («бледный, худой»), Толстый, Мишка,  Медведь («очень полный, ходит вразвалку), Помидор («имеет румяные щеки всегда»), Журавль («самый высокий в классе»), Очкарик («носит очки»). Эти прозвища воспринимаются их носителями как обидные, приносят им огорчения, когда их так называют.

Следующая подгруппа прозвищ связана с чертами характера именуемых: Редька, Редиска («вредный, упрямый»), Пилюля («делает все назло, чтобы другим было обидно, горько»), Бычок («вредная,  упертая»). Одно прозвище появилось из-за особенностей одежды: Боцман, потому что «носил полосатую футболку, похожую на тельняшку». Еще в двух прозвищах есть связь с событиями из жизни именуемых: Бацилла («долго болел и все кашлял»), Заяц («бегает странно, скачками, как заяц»).

Прозвища очень подвижны. Подвижность их  в том, что могут исчезать одни и появляться другие, совсем не связанные с первыми. Долго мальчика звали Медведем, а потом на уроке биологии узнали, что есть такой вид медведей как «гризли» и стали называть Молодикова Максима Гризли.

Итак, мы видим, что прозвища, в отличие от других наименований, содержат в себе прямую характеристику человека (исключение составляют некоторые отфамильные и отыменные прозвища, которые не характеризуют,

а лишь называют именуемого). Употреблённые в речи прозвища становятся

ещё более выразительными, экспрессивными: к основному лексическому значению прозвища прибавляется дополнительное, ситуационное значение. Оно складывается от того, с кем говорим (с одним человеком, со многими людьми),  где говорим (в неофициальной или официальной обстановке) и с какой  целью говорим (общение, сообщение, воздействие).

Нормы и частота употребления прозвищ зависит от того, как к ним относятся их носители, то есть воспринимают, как обидное, шутливое или нейтральное. Любой человек, употребляющий в своей речи то или иное прозвище, должен учитывать это, чтобы не оказаться в неприятной ситуации.

Отсюда можно сделать вывод о том, что норма употребления прозвища является чисто субъективным фактором. Прозвища, которые встречаются нам в нашем материале, называют детей, и употребляются они в общении между ребятами одного и разного возраста. Прозвища в общении сверстников используются  в качестве обращений и в разговоре о 3 лице.

Наблюдение за экспрессивностью и выразительностью прозвищ останется незаконченным, если мы не затронем в нашей работе вопроса об именованиях

одного и того же лица. В ходе наблюдений мы пришли к выводу, что один и тот же человек может называться  не одним прозвищем, а  двумя и более. Так  Молодиков Максим имеет 5 прозвищ: Макс, Мишка, Толстый, Медведь, Гризли ; Гокинаева Света-Светильник, Гайка, Пепетка (3); Анзоров Саид-Сэдик,Сейдик (2); Мангазеева Алена- Манго, Магазин (2); Гребнева Елена                                                                                                                          

Грабоид,Гренка, Греблик, Гремлин (4);Бутакова Катя-Бутачка, Бычок (2); Гущин Сергей-Гуща, Сгущенка (2); Журбенко Денис-Дисюнчик, Дися, Журавль, Редька, Редиска (5); Кочнев Владислав-Влад, Кочка,Кишка (3); Герасеменок Роман-Ромик, Ромашвили, Ромчик, Ромашвиль (4); Кашин Антон-Каша, Тоша, Заяц (3); Ростовцева Юлия-Юлка,Росток,Пилюля,Ростов-на-Дону (4) ; Шабаев Алексей-Шиба, Шайба, Шабашкин (3);Паршин Саша-Параша, Боцман, Парашин, Бацилла (4); Кара-сал Чаян-Чайка, Чай, Кореец (3)

Степень употребительности каждого из именований при этом различна.

Прозвища в речи школьников наравне используются с официальными именами, а иной раз употребляются и чаще. «Совокупность сосуществующих названий для обозначения одного и того же объекта или лица»[8.С.12] называется часто лингвистами

«многоимённостью». Между членами многоимённого ряда существуют определенные отношения, которые многие исследователи называют синонимическими, потому что, как и нарицательные, собственные имена имеют лексическое значение. Это и создает условия для синонимического сближения. Учитывая семантику именований, а также некоторые другие экстралингвистические факторы, З.П.Никулина делает вывод о том, что на уровне собственных имен человека могут возникать синонимические отношения. Это мы и наблюдаем в нашем материале. В результате проведенных сопоставлений нами  выделено 22синонимических ряда, некоторые из них имеют только 2 члена. Например, Медведева-Медведь.

В составе синонимического ряда трудно выделить доминанту, так как каждый член его может выступать в качестве именования. Таким образом, получается, что нейтральным может оказаться то первое, то второе и так далее прозвище. Значит, доминанта синонимического ряда собственных имён  является подвижной. Так в синонимическом ряду: Кашин - Антон – Каша – Тоша – Заяц; доминантой попеременно оказывается то первый, то второй, то третий, то четвёртый, то пятый его член, а другие на фоне его являются тогда стилистически окрашенными.    

Итак, сосуществование в речи антропонимов, называющих одно и то же лицо, отличающихся друг от друга стилистически или ещё как-нибудь иначе, даёт возможность с предельной точностью охарактеризовать именуемого, выразить какие-либо эмоции по отношению к нему. А конкретная ситуация обуславливает выбор того или иного антропонима или  варианты его  - обычно избирается тот, который соответствует ситуации общения, задачам и целям коммуникации.                                      

         Таким образом, проанализировав имеющийся материал, мы пришли к выводу, что использование прозвищ в речи школьников - явление не   случайное, а вызвано определенными экстралингвистическими факторами: положением в обществе, уровнем образования, возрастом собеседников, а также их ролями в данной ситуации. «Действие закона ситуации»[9.С.12] заключается в том, что он диктует говорящему использовать разные средства в зависимости от таких факторов как цель речевого акта, тип собеседника, отношения с ним (официальные – нейтральные - дружеские), тема разговора. Собственные имена – это весьма специфическая категория, бытующая в общенародном языке; в ней содержатся потенциальные возможности экспрессии.  В среде детей чаще используются и в разговоре о третьем лице, и в обращении – прозвища, неполные имена с суффиксом  «к», реже – фамилии и сокращённые имена ( в зависимости только от ситуации). Все они передают отношение говорящего к именуемому. Прозвища почти всегда содержат в себе сниженную, грубоватую характеристику или оценку лица, по отношению к которому употребляются. Они обладают большой выразительностью и экспрессивностью, а также удивительной смысловой ёмкостью и красочностью.                              

Речь, которую   используют, общаясь между собой, школьники, часто убога, грубо фамильярна, обладает излишней лихостью, переполнена обидными прозвищами. Никто, конечно,  не рождается с готовым чувством языка. Лингвистический вкус, как и весь культурный облик человека, - результат опыта, жизни, воспитания. Кто воспитывает чувство языка?  Родители, если их речь литературно правильна и вместе с тем сохраняет яркость выразительных средств и чистоту народного языка; учителя, которые проводят уроки с вниманием к родному языку; книги большого писателя, театр, радио, телевидение – всё это способствует выработке хорошего лингвистического вкуса у детей и взрослых, у всех слушателей и читателей. Борьба с языковым бескультурьем (в том числе и с употреблением прозвищ) ничуть не менее важна, чем пропаганда  научно-технических или эстетических знаний. И наша работа также поможет этому, заставит ребят  задуматься над тем, что нужно ли обижать своего собеседника и подчеркивать своё превосходство, ведь результаты опроса показали, что большинство не желает, чтобы их называли по прозвищу.

     

                                                                     

                                      Список   литературы.

1. К.И.Чуковский. Живой как жизнь. М,1973,стр.45

2. Н.В.Давыдова. Современные прозвища в говорах Красноярского края.-В кн.

«Лексические и грамматические проблемы современной диалектологии»,

Барнаул,1972, стр.159

3. М.Сандина.-В г.»Аргументы и факты в Кузбассе», 2004, №25, стр.5

4. О.Б.Дарвиш. Возрастная психология. Владос-пресс, 2003,стр.124

5. Л.Т. Поротников. Групповые и лично-индивидуальные прозвища в говорах

Талицкого района Свердловской области.- В кн. «Антропонимика». М,1970,

стр.150

6. Е.Н.Полякова. Из истории русских имен и фамилий. М, Просвещение, 1975,     стр.5

7. Н.В.Гоголь. Мертвые души. Пермь, 1972,гл.5,стр.102

8. З.П.Никулина. О синонимике имен собственных. -В кн. « Русское слово в языке и речи». Кемерово, 1976, стр.53-58

9. Л.П.Крысин. Язык и социальное поведение человека. -В ж. «Дошкольное воспитание», 1975, №6, стр.73-78  

           

                                                                                                                                                

                                 

   

                                                                                                                             

                                     

                                                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по профилактике употребления ПАВ среди детей старшего дошкольного возраста

Современные исследования показывают, что склонность к употреблению ПАВ закладывается уже в дошкольном возрасте. Пресечение этих вредных привычек среди дошкольников  требует психолого-педагогическ...

Консультация для родителей" Роль семьи в успешной адаптации к школьной среде".

Консультация для родителей " Роль семьи в успешной адаптации  к школьной среде"....

ГЭП "Трансдисциплинарный подход в создании адаптивной среды в образовательном учреждении" Программа сопровождения детей начального и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в условиях образовательного учреждения

Программа сопровождения детей начального и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в условиях образовательного учреждения разработана коллективом специалистов ГБОУ ЦПМСС "Нов...

ПОНИМАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассматривается понимание и употребление детьми дошкольного и младшего школьного возраста имен прилагательных. Формирование словаря прилагательных - это ряд систематезированных мер...

Консультация для родителей "Обидные прозвища"

Ребенка дразнят. Знакомо? А как же, так или иначе, через обзывательства проходят все дети. Прозвище, данное вашему чаду, может означать тысячу и одну вещь. Не торопитесь расстраиваться и делать п...

Консультация для родителей «Детские имена-прозвища и родительские ярлыки»

Статья говорит о том, что имя, данное человеку при рождении, имеет свою историю и свою судьбу. Загляните в будущее, давая имя ребёнку. Нет необходимости наделять ребёнка прозвищами, у него е...