Программа "Цветные ладошки"
рабочая программа (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
центр развития ребёнка – детский сад №20 «Рябинушка»
Дополнительная общеобразовательная программа
художественно-эстетической направленности
для детей раннего возраста
«Цветные ладошки»
(Срок реализации 1 год)
Урай, 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. | Паспорт программы | стр. 3 |
2. | Пояснительная записка | стр. 4 |
3. | Цель и задачи программы | стр. 5 |
4. | Механизм реализации программы | стр. 6 |
5. | Условия реализации программы | стр.8 |
6. | Материально-техническое оснащение программы | стр.11 |
7. | Система мониторинга | стр.12 |
8. | Приложения | стр.19 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Полное наименование программы | Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности для детей раннего возраста «Цветные ладошки» |
Воспитатель | Белова Анжелика Револиевна, Лосева Виктория Владимировна |
Организация-исполнитель | МБДОУ детский сад №20 «Рябинушка» |
Адрес организации-исполнителя: | 628285, Тюменская обл. ХМАО-Югра, г. Урай, мкр 3 дом 50 |
Телефон, факс | (8-346-76) –29156 (8-346-76) -34750 |
Ф.И.О. автора | Замыслова Алёна Александровна заместитель заведующего по ВМР |
Целевые группы | 10 - 12 человек (от 1,5 до 3 лет) |
Цель программы | Создание педагогического пространства активного взаимодействия взрослых (родителей, педагогов) и детей для художественно-эстетического развития и формирования основ продуктивной деятельности и активного освоения мира ребёнком в процессе различных видов деятельности. |
Направленность | Художественно-эстетическое развитие |
Срок реализации | 1 год |
Вид программы | Адаптированная |
Уровень реализации | Дошкольное образование |
Способ освоения содержания образования | Креативный |
Краткое содержание программы
| Представляет условия взаимодействия детского сада и семьи по художественно-эстетическому направлению развития и формированию основ продуктивной деятельности у детей от 1,5-3 лет для активного освоения мира ребёнком в процессе различных видов деятельности, успешного прохождения адаптации при поступлении в детский сад. Оказывает консультативную и практическую помощь родителям по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста. |
1. Пояснительная записка
Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребёнка необходимо взаимодействие семьи и детского сада.
Основная особенность семейного воспитания – эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение.
В детском саду ребёнок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность.
Период раннего детства – время созревания всех основополагающих функций, является самым благоприятным для воспитания и обучения ребёнка. Организованная воспитательно-образовательная деятельность, учитывающая психофизиологические особенности ребёнка в возрасте до 3-х лет, является базой для дальнейшего развития интеллектуального потенциала. Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребёнок имеет большие возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния родителей, педагогов, от воспитания и обучения.
В конечном итоге, и семья, и детский сад заинтересованы в том, чтобы ребёнок, пройдя все этапы своего развития и становления, стал самодостаточным и успешным человеком, членом современного общества. Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Одним из важнейших средств формирования такой личности является художественное воспитание и развитие.
В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.
Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.
Предлагаемая программа «Цветные ладошки» направлена на художественно-эстетическое развитие ребёнка и формирование у него основ продуктивной деятельности и, кроме того, предполагает педагогическую поддержку семьи в воспитании и развитии своего малыша представляет собой модель взаимодействия в триаде: ребёнок – педагог – родитель, где совместное с семьёй воспитание и развитие детей в условиях детского сада обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка и формирование гармоничных отношений с ним взрослых.
Данная программа позволяет создать условия для решения базисных задач художественно-творческого развития детей и приобщения их к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Кроме того, посещение детьми раннего возраста группы кратковременного пребывания позволит ребёнку наиболее успешно адаптироваться к условиям детского сада в дальнейшем, при переходе в группу полного дня.
Ведущим видом деятельности детей раннего дошкольного возраста является игра и общение со взрослым, поэтому образовательный процесс в группе строится на основе игровой мотивации и игровых упражнений, выполняемых детьми, совместно с родителями с целью обеспечения психологически комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Цель программы:
Создание педагогического пространства активного взаимодействия взрослых (родителей, педагогов) и детей для художественно-эстетического развития и формированию основ продуктивной деятельности и активного освоения мира ребёнком в процессе различных видов деятельности.
Задачи программы:
- развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности;
- развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов;
- сохранение и развитие психофизиологического потенциала каждого ребёнка;
- создание атмосферы эмоциональной сопричастности;
- приобщение ребёнка к культурному наследию человечества: знакомство с сенсорными эталонами, образцами фольклора, художественной литературы, музыкальным произведениям и т. д.;
- своевременное физическое, сенсорное, музыкально-художественноое развитие;
- развитие потребности в речевом общении;
- оказание консультативной помощи и поддержки родителям по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста;
- создание условий для успешного прохождения каждым ребёнком адаптации при поступлении в детский сад в группу полного дня.
Предполагаемый результат освоения программы: у ребёнка должны быть сформированы основные качества и психические процессы по сенсорному развитию, развитию крупной и мелкой моторики, развитию продуктивной и доизобразительной деятельности в соответствии с возрастными показателями нервно-психического развития детей от 1 года до 3-х лет; у родителей – повышение педагогической компетентности в вопросах воспитания и развития своего ребёнка. (См. раздел 4 - «Мониторинг реализации программы»)
Образовательная программа художественно-эстетического развития детей раннего возраста «Цветные ладошки» разработана на основе авторской программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой; пособия для родителей и воспитателей по формированию здоровья, воспитанию и развитию детей от 1 года до 2-х лет «Мир раннего детства» Т.Н. Дороновой; в программе использованы материалы книги «Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет» В.В. Гербовой, материалы методического пособия по работе с детьми раннего возраста «Дружная семейка» Е.О. Севостьяновой, методического пособия – приложения к журналу «Обруч» «Самые маленькие в детском саду» (из опыта работы московских педагогов) автор-составитель В. Сотникова.
Основными принципами реализации образовательных задач являются:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом есть возможность реализации в массовой практике дошкольного образования;
- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов и других видах деятельности в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Содержание программы определяется психолого-педагогической работой по освоению детьми образовательных областей "Художественное творчество", "Музыка" в форме непосредственно образовательной деятельности (НОД) . Задачи по развитию речи, математическому, сенсорному и познавательному развитию решаются в других видах детской деятельности и в процессе интеграции содержания образовательных областей, осваиваемых в НОД .
Реализация содержания программы в различных видах деятельности детей
Таб 1.
Направления | Виды деятельности |
Художественно-эстетическое | НОД Художественное творчество, Игры на развитие творческих способностей, |
НОД Музыкальное развитие детей | |
Социально-личностное | Игры на формирование нравственных норм, сюжетно-ролевые игры |
Игровые, бытовые ситуации | |
Бытовые игры «Убираем игрушки», «Наведем порядок» | |
Физкультурно-оздоровительное | Подвижные игры на развитие основных движений |
Игры на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, игры на развитие памяти и внимания, игры на эмоциональное развитие, игры на профилактику психоэмоционального напряжения | |
Познавательно-речевое | Игры на сенсорное развитие детей, игры на развитие памяти и внимания, игры на развитие логического мышления, игры для ознакомления с окружающим миром, экскурсия в Зимний сад |
Игры на развитие мелкой моторики, игры на развитие речи, пальчиковые игры, игры для развития слухового восприятия, игры на развитие артикуляционного аппарата, народный фольклор | |
Чтение художественной литературы, театрализация, народный фольклор |
2. Механизм реализации программы
Срок реализации программы - 1 год, при постоянном составе детей.
Наполняемость группы 10-12 чел.
Пребывание детей в группе рассчитано на 2 часа 3 раза в неделю, совместно с родителями. Воспитатель группы в процессе руководства детской деятельностью обучает родителей правильно взаимодействовать со своим ребёнком. Таким образом, ребёнок находится в постоянном контакте со значимым для него взрослым (родителем), что позволяет добиваться определённого воспитательно-образовательного воздействия и, в то же время, эта деятельность проходит под руководством компетентного взрослого (педагога).
Другими формами взаимодействия с родителями являются консультации, беседы, семинары – практикумы с педагогом-психологом, учителем-логопедом и других специалистов детского сада и города по запросу родителей, библиотека для родителей (Приложение 3).
Один раз в неделю с группой сотрудничают специалисты: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Так же проводят консультации педагог-психолог и учитель-логопед.
Режим дня
Таб 2
Время пребывания 10.00-12.00 | Время пребывания 17.00-19.00 | |
Прием детей, осмотр | 9.45-10.00 | 16.45-17.00 |
Игры, НОД | 10.00-10.55 | 17.00-18.00 |
Перерыв | 10.50-11.10 | 18.00-18.10 |
Игры, НОД | 11.10-12.00 | 18.10-19.00 |
Учебный план
Таб 3
Образовательная область | Раздел | Продолжительность НОД | Количество в неделю |
Музыка | Музыкальное развитие детей | 10 | 1 |
Художественное творчество | Рисование | 10 | 1 |
Лепка | 10 | 1 | |
Аппликация | 10 | 1 | |
Итого в неделю | 40 мин | 4 занятия |
Расписание непосредственно образовательной деятельности
Таб 4
Режим работы | Время пребывания 10.00-12.00 | Время пребывания 17.00-19.00 |
Вторник | 10.40-10.50 Художественное творчество. Рисование. | |
11.30-11.40 Музыкальное развитие детей. | ||
Четверг | 10.40-10.50 Художественное творчество. Лепка. | |
Пятница | 17.40-17.50 Художественное творчество. Аппликация. |
Циклограмма пребывания воспитанников в ДОУ
Таб 5
№ | День недели | Время | Вид деятельности, содержание деятельности | Ответственный |
1 | вторник | 9.40 -10.00 | Прием детей | Воспитатель |
10.00 -10.05 | Игры на формирование нравственных норм | Воспитатель, родители | ||
10.05 -10.15 | Игры на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей | Воспитатель, родители | ||
10.15-10.20 | Игры на развитие речи | Воспитатель, родители | ||
10.20 -10.25 | Пальчиковые игры | Воспитатель, родители | ||
10.25 -10.35 | Игры для ознакомления с окружающим миром | Воспитатель, родители | ||
10.35 - 0.40 | Игры для развития слухового восприятия | Воспитатель, родители | ||
10.40 -10.50 | НОД. Художественное творчество. Рисование | Воспитатель, родители | ||
10.50 -11.10 | Перерыв | Воспитатель, родители | ||
11.10 -11.30 | Подвижные игры на развитие основных движений (физкультурный зал) | Воспитатель, родители, инструктор по физической культуре | ||
11.30-11.35 | Возвращение из спортивного зала | Воспитатель, родители | ||
11.35 -11.50 | Сюжетно ролевые игры, дидактический стол | Воспитатель, родители | ||
11.50 -12.00 | Игра на эмоциональное развитие, уход детей домой | Воспитатель, родители | ||
2 | четверг | 9.40 -10.00 | Прием детей | Воспитатель |
10.00 -10.05 | Игры на формирование нравственных норм | Воспитатель, родители | ||
10.05 -10.15 | Игры на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей | Воспитатель, родители | ||
10.15 -10.25 | Дидактический стол | Воспитатель, родители | ||
10.25 -10.30 | Игры на развитие мелкой моторики | Воспитатель, родители | ||
10.30 -10.35 | Игры на сенсорное развитие | Воспитатель, родители | ||
10.35 -10.40 | Игры на развитие памяти и внимания | Воспитатель, родители | ||
10.40 -10.50 | НОД. Художественное творчество. Лепка | Воспитатель, родители | ||
10.50 -11.10 | Перерыв | Воспитатель, родители | ||
11.10 -11.20 | Сюжетно ролевые игры, игры на развитие логического мышления | Воспитатель | ||
11.20 -11.30 | Игры на сенсорное развитие детей | Воспитатель, родители | ||
11.30 -11.40 | НОД. Музыкальное развитие детей | Музыкальный руководитель | ||
11.40 -11.50 | Возвращение с музыкального зала, экскурсия в Зимний сад | Воспитатель, родители | ||
11.50 -12.00 | Игра на эмоциональное развитие, уход детей домой | Воспитатель, родители | ||
3 | пятница | 16.45 -17.00 | Прием детей | Воспитатель |
17.00 -17.05 | Игры на формирование нравственных норм | Воспитатель, родители | ||
17.05 -17.15 | Игры на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей | Воспитатель, родители | ||
17.15 -17.20 | Игры на развитие мелкой моторики | Воспитатель | ||
17.20 -17.30 | Чтение художественной литературы | Воспитатель | ||
17.30- 17.40 | Игры на сенсорное развитие детей | Воспитатель | ||
17.40 - 17.50 | НОД. Художественное творчество. Аппликация | Воспитатель, родители | ||
17.50-18.00 | Бытовые игры (наводим порядок) | Воспитатель, родители | ||
18.00 - 18.10 | Перерыв | Воспитатель, родители | ||
18.10 - 18.20 | Игры на развитие артикуляционного аппарата | Воспитатель, логопед | ||
18.20.- 18.35 | Сюжетно ролевые игры | Воспитатель, родители | ||
18.35 -18.45 | Игры на профилактику психоэмоционального напряжения | Воспитатель, психолог | ||
18.45- 19.00 | Бытовые игры «Помоги прибрать группу» (убирают игрушки) уход детей домой | Воспитатель, родители |
3. Условия реализации программы
Кадровое обеспечение: воспитатель, музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, медсестра.
Методическое обеспечение образовательного процесса
- Гербова В.В., «Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет», Москва «Просвещение» 1993г.;
- Доронова Т.Н., пособие для родителей и воспитателей по формированию здоровья, воспитанию и развитию детей от 1 года до 2-х лет «Мир раннего детства», Москва, 2005г.;
- Лыкова И.А., Авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», Москва, Творческий центр «Сфера», 2009г.;
- Петрова В.А., Музыкальные занятия с малышами, Москва, «Просвещение», 1993г.;
- Севостьянова Е.О., методическое пособие по работе с детьми раннего возраста «Дружная семейка», Творческий центр «Сфера», 2005г.;
- Сотникова В., методическое пособие – приложение к журналу «Обруч» «Самые маленькие в детском саду» (из опыта работы московских педагогов), «Линка-Пресс», 2005г.
Перечень литературы для родителей
- Ветрова В.В. Во что играть с ребенком до 3 лет. – М.; ТЦ Сфера, 2008. – 176 с.
- Воспитание гармоничного отношения к природе: игры-заняти с детьми 2-3 лет/ авт.-сост. Н.М. Бачерова – Волгоград: Учитель, 2012. – 126с.
- Воспитание и обучение детей раннего возраста /под ред. Л.Н. Павловой. – М: просвещение, 1986
- Галанов А.С. Я иду в детский сад. Пособие для родителей и воспитателей. М.: Школьная Пресса, 2002. – 80с. – (Библиотека журнала «Дошкольник». Младший школьник». Вып. 5).
- Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 224 с. (Ранний возраст)
- Королева Т.В. Игры с красками: (рисование в младенческом возрасте). – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 48с. (Ранний возраст)
- Кузнецова А.Е. Лучшие игры для детей от 1 года до 3 лет, Москва «Просвещение», 2010
- Лункина Е.Н. Растим малыша 2-3 лет. – М.: ТЦ СФЕРА, 2008. – 96 с. (Ранний возраст)
- Махнева М.Д.., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 года до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей. – 96. – ТЦ Сфера, 2008. (Ранний возраст)
- Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) / Авт.-сост. В.
- Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 122с.
- Сорокина, Н.Ф. Кукольный театр для самых маленьких: (театр.занятия с детьми от 1 года до 3 лет)/Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович. – М.,: Линка-Пресс, 2009 – 224 с.
Перечень литературы, рекомендуемой для чтения детям
Задачи: приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию песенки, потешки, сказки, а также авторские произведения (проза, стихи); предоставлять возможность вслед за взрослым повторять некоторые слова, фразы.
Русские народные потешки и песенки
О больших и маленьких
1. «Петушок, петушок, ты подай голосок…»
2. «Ладушки, ладушки…»
3. «Идет коза рогатая…»
4. «Сорока – сорока…»
5. «Уж я Танюшке пирог искепу…»
6. «Люли, люлюшки, люли прилетели к нам гули…»
7. Баю – баю –баинбки, в огороде заиньки!»
8. «Потягунушки, порастунушки…»
9. «Водичка, водичка…»
10. «Вода текучая, дитя растущее…»
11. «Дыбочек – дубок…»
12. «Катя, Катя, маленька…»
13. «Киска, киска…»
14. «Большие ноги шли по дороге…»
15. «Ножки, ножки, куда бежите?»
16. «Курочка – рябушечка, куда идешь?»
17. «Солнышко – ведрышко…»
18. «Дождик – дождик…»
Забавы и шутки
1. «Тень – тень –потетень, села кошка под плетень…»
2. «Еду –еду к бабе, к деду…»
3. «Поехали – поехали…»
4. «Пальчик – мальчик…»
5. «Тили – тили – тили – бом!»
6. «Петушок, петушок, золотой гребешок…»
7. «Козонька рогатая…»
8. «Кто у нас хороший…»
Рассказы и стихи
Играем вместе
1. Л. Толстой «Была у Насти кукла…»
2. Н. Калинина «Как Саша и Алеша пришли в детский сад»
3. З. Александрова «Раз, два, три, четыре, пять!»
4. Э. Мошковская «Мчится поезд»
5. А Барто «Смотрит солнышко в окошко», «Самолет построим сами…»
6. Н. Френкель «Топ – топ»
7. Т. Волгина «Паровоз»
О братьях наших меньших
1. А. Барто «Кто как кричит»
2. В. Берестов «Мишки, Мишка лежебока»
3. Я. Тайц «Три котенка»
4. Л. Павлова «У кого какая мама?»
5. «Привяжу я козлика» (русская народная)
6. М. Клокова «Мой конь»
7. В. Хорол «Жил – был зайчик»
О природе
1. О. Высотская «Грибок»
2. «Уж ты, зимушка –зима» (русская народная)
3. «Как по снегу по метели» (русская народная)
4. «Приди к нам, весна!» (русская народная)
5. «Солнышко –ведрышко…» (русская народная)
6. «Огурчик – огурчик» (русская народная)
7. «Радуга – дуга» (русская народная)
8. «Зеленейся, зеленейся, мой зеленый сад» (русская народная)
Знакомимся со сказкой
1. «Курочка Ряба» (в обр. К. Ушинского)
2. «Репка» (в обр. К. Ушинского)
3. «Козлятки и волк» (в обр. К. Ушинского)
4.Материально-техническое оснащение образовательного процесса
Посещение группы предполагается в специально оборудованной групповой комнате (изостудии), для музыкальных занятий и подвижных игр используются музыкальный и физкультурный залы.
Успешная реализация программы и достижения ожидаемых результатов во многом зависят от правильной организации рабочего пространства в группе. Стены в приемной, в которой дети и родители раздеваются, оформлены информационными стендами , украшены лучшими детскими работами, имеется информация от специалистов дошкольного учреждения. Группа для занятий хорошо освещена (естественным и электрическим светом), оборудована необходимой мебелью в соответствии с требованиями СанПин, столами, стульями, табуретами, шкафами, мольбертами, игрушками, дидактическим материалом. В помещении имеется туалетная комната раковины, горшки, унитаз.
Перечень оборудования групповой комнаты
Зона развития крупной моторики:
- шариковый сухой бассейн;
-коврик массажный со «следочками»;
-дорожка массажная
-мячи резиновые(5 штук);
-мяч-шар надувной;
-флажки;
-спорткомплекс для малышей.
Зона сенсорного развития:
-мозаика крупная;
-домик с вкладышами (большой и маленький);
-юла музыкальная;
-настенный модуль для развития стереогностического чувства;
-«Черепаха» с вкладышами;
-«Кораблик» с вкладышами;
-музыкальный коврик «Деревня Простоквашино»;
-музыкальный коврик «Денс микшн»;
-матрешка пятерка;
-настенный модуль сравнение цветов;
-стенка для сенсорного развития.
Зона развития мелкой моторики
-шнурки для нанизывания мелких бусин;
-шнуровка на основе с отверстиями;
-бумага для сгибания;
-акустическая тактильная панель;
-салфетки для складывания;
-природный материал для сортировки;
-бусы деревянные, крупные для нанизывания на шнурок.
Зона продуктивной и изобразительной деятельности:
-мольберт;
-полка для размещения материалов изобразительной деятельности;
-доска для рисования мелом;
-вырезанные педагогом простые контуры из бумаги для раскрашивания и составления композиций;
-цветные мелки, восковые мелки, гуашь;
-различные материалы для аппликаций и коллажей;
-фломастеры 12 цветов;
-тесто соленое;
-различные материалы для аппликаций и коллажей;
-штампики;
-цветная бумага;
-напольная раскраска.
Зона развития речи:
-книги серии «Мои первые слова»;
-предметные картинки по темам «Одежда», «Транспорт», «Игрушки», «Посуда», и т.д.;
-все предметы окружающей среды;
-предметные картинки с изображением животных и растений;
-набор муляжей овощей и фруктов;
-наборы фигурок животных диких и домашних;
-карточки с изображением животных «Папа-мама-детеныш»;
-«речевые» коробочки с мелкими предметами;
-театр Би-ба-бо «Курочка Ряба»;
-театр Би-ба-бо «Теремок»;
- театр Би-ба-бо «Заюшкина избушка»;
-театр Би-ба-бо «Три медведя»;
театр Би-ба-бо «Маша и медведь»
Игрушки - предметы оперирования:
-набор кеглей;
-качалки «Лошадка», «Динозаврик»;
-машина – каталка;
-самосвал с полуприцепом;
-автомобиль бортовой;
-трактор «Богатырь с грейдером»;
-лопатки пластмассовые;
-юла-карусель;
-мягкие игрушки (разнообразные);
-куклы;
-различные дидактические наборы;
-кухонный сервиз «Волшебная хозяюшка».
5. Мониторинг результатов усвоения программы воспитанниками
Мониторинг проводится два раза в год и обеспечивает возможность оценки динамики развития воспитанников.
Система мониторинга состоит из диагностических дневников для возрастных групп от 1,5 до 2-х лет и от 2-х до 3-х лет.
Воспитатель совместно с родителями в установленные сроки (начало и конец года) заполняют диагностические дневники, анализируют данные и выявляют динамику развития каждого ребёнка.
Диагностические дневники разработаны в авторской программе М.Н. Бахаровской, представленной в пособии «Адаптационная группа кратковременного пребывания» Рецензент Л.С. Половодова, к.п.н., доцент, зав кафедрой методики дошкольного воспитания ПКИПКРО г. Волгоград.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК
(возраст детей от 1,6 до 2 лет)
Ф.И. ребенка____________________________________________________Возраст_______
Диагностируемые качества, психические процессы | Показатели нервно-психического развития | Максимальное количество баллов | Сентябрь | Январь | Май |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Независимость | 1.Пользуется самостоятельно туалетной комнатой | 6 | |||
2.Пользуется салфеткой после еды | |||||
3.Самостоятельно одевает (носки, колготки, шапку, обувь) | |||||
Социализация | 1.Выполняет словесные указания взрослого | 16 | |||
2.Понимает слова: «можно», «нужно», «нельзя» | |||||
3.Отвечает на приветствия взрослого «Здравствуй», «До свидания» | |||||
4.Принимает помощь педагога | |||||
5.Умеет подождать своей очереди, если педагог занят с другим ребенком | |||||
6.Убирает игрушки на место | |||||
7.Просит помощи у взрослого, если она необходима | |||||
8.Проявляет добрые чувства по отношению к сверстникам | |||||
Развитие крупной моторики | 1.Бросает мяч в ящик (диаметр 20-25 см) | 22 | |||
2.Пробует бегать | |||||
3.Пробует ловить брошенный мяч | |||||
4.Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой | |||||
5.Ходит по наклонной поверхности, приподнятой одним концом от пола на 15-20 см (ширина 25 см, длина 1,5-2м) | |||||
6.Поднимается и спускается с предмета (высота 15см) | |||||
7.Перешагивает через веревку, палку, приподнятую на 18 см от пола | |||||
8.Перелезает через препятствие (высота 20 см) | |||||
9.Подлезает под веревку (40-35 см) | |||||
10.Лазает вверх, вниз (высота 1-1,5м) | |||||
11.Бросает мяч правой и левой рукой на дальность (диаметр 6-8 см) | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Сенсорное развитие | 1.Различает предметы по форме (круг, квадрат, прямоугольник) | 14 | |||
2.Подбирает предметы по форме | |||||
3.Различает предмет по размеру, называя их «большой», «маленький» | |||||
4.Узнает и называет предметы независимо от их цвета и размера (мяч большой, красный) | |||||
5.Знает названия основных цветов (красный, синий, желтый) | |||||
6.Различает: -холодный – горячий; -сладкий – соленый | |||||
Развитие мелкой моторики | 1.Умеет совершать виды предметной деятельности: -перекладывать; -вкладывать; -пускать и проталкивать; Нанизывать; Вытаскивать предметы из емкости | 14 | |||
2.Держит правильно столовую ложку при работе с дидактическим материалом (перекладывание предметов) | |||||
3.Открывает и закрывает различные коробочки | |||||
Развитие речи | 1.Понимает слова: «можно», «нужно», «нельзя», «хорошо», «плохо» | 12 | |||
2.Выполняет несложные поручения («Подойди к полке», «Возьми мишку») | |||||
3.Знает названия: -предметов; -одежды; -животных (домашних); -деревьев | |||||
Доизобразительная деятельность | 1.Оставляет след на бумаге в виде линий и кругов | 6 | |||
2.Размазывает краски пальцем | |||||
3.Раскатывает палочки из теста (с 1 года 8 месяцев) | |||||
Примечание: 0 баллов – не владеет материалом; 1 балл – работает с помощью взрослого; 2 балла – работает с материалом самостоятельно. Критерии оценки: 78-98 баллов – высокий уровень 50-77 баллов – средний уровень до 49 баллов – низкий уровень |
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК
(возраст детей с 2 до 3 лет)
Ф.И. ребенка____________________________________________________Возраст_______
Диагностируемые качества, психические процессы | Показатели нервно-психического развития | Максимальное количество баллов | Сентябрь | Январь | Май |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Независимость | 1.Пользуется самостоятельно туалетной комнатой | 10 | |||
2.Пользуется салфеткой после еды | |||||
3.Самостоятельно одевает одежду, обувь | |||||
4.Способен самостоятельно ориентироваться в здании, в группе | |||||
5.Может сменить одежду | |||||
Социализация | 1.Отвечает на приветствие, вопрос («Доброе утро», «Как дела?») | 14 | |||
2.Умеет сказать и воспринять слова: «пожалуйста», «спасибо», «извините» | |||||
3.Принимает помощь педагога и сверстника | |||||
4.Просит помощи, если она необходима | |||||
5.Убирает самостоятельно игрушки, материалы за собой | |||||
6.Проявляет интерес к поручениям взрослого | |||||
7.Демонстрирует добрые чувства и уважение по отношению к сверстникам | |||||
Развитие крупной моторики | 1.Бросает мяч: -вперед двумя руками; -от груди; -из-за головы; -через шнур | 30 | |||
2.Лазает по гимнастической лестнице вверх, вниз (высота 1,5м) | |||||
3.Ходит и бегает, не наталкиваясь на других детей | |||||
4.Бросает мяч правой, левой рукой: -на дальность; -горизонтальную цель | |||||
5.Ходит по наклонной доске, приподнятой одним концом от пола на 20-30 см | |||||
6.Перешагивает через предметы (высота 10-15 см) | |||||
7.Подлезает под веревку (40-30 см) | |||||
8. Прыгает на двух ногах: -на месте; -с продвижением вперед; -в длину с места | |||||
9.Ловит мяч брошенный воспитателем |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Сенсорное развитие | 1.Различает предметы по форме (квадрат, круг, овал, прямоугольник, треугольник) | 24 | |||
2.Различает предметы по величине (до 5 размеров) | |||||
3.Может собирать по принципу увеличения и уменьшения: -большой-маленький; -длинный-короткий | |||||
4.Распознает плоские геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник) | |||||
5.Сопоставляет фигуры с проекцией | |||||
6.Знает названия: -основных цветов; -неосновных цветов | |||||
7.Называет ткани (мех, кожа) | |||||
8.Различает: -шумы (громкий-тихий); -горячий-холодный; -сладкий-соленый | |||||
Развитие мелкой моторики | 1.Умеет совершать виды предметной деятельности: -пересыпать; -перекладывать; -сортировать; -вкладывать; -вкалывать; -откручивать и закручивать; -опускать и проталкивать предмет; -нанизывать; -нанизывать; -вытаскивать предмет их емкости | 26 | |||
2.Успешно работает: -с бельевыми веревками; -пинцетом и бусинками | |||||
3.Правильно держит: -столовые предметы; -карандаш | |||||
Развитие речи | 1.Знает названия: -окружающих предметов; -овощей; -фруктов; -цветов; -ягод; -деревьев; -насекомых; -птиц; -диких животных; -домашних животных и их детенышей | 26 | |||
2.Рассказывает потешки, небольшие стихотворения | |||||
3.Знает временные понятия (вчера, сегодня, завтра) | |||||
4.Знает пространственные понятия (близко, далеко, низко, высоко) | |||||
Развитие доизобразительной деятельности | 1.Рисует: -закругленные линии (солнышко, облачко); -узоры по образцу | 12 | |||
2.Лепит: -баранки; -пирамидки; -яблочко | |||||
3.Раскатывает колбаски и шарики из теста | |||||
Примечание: 0 баллов – не владеет материалом; 1 балл – работает с помощью взрослого; 2 балла – работает с материалом самостоятельно. Критерии оценки: 132-166 баллов – высокий уровень 84-131 баллов – средний уровень до 83 баллов – низкий уровень |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА Дополнительного образования для детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии «Раз – ладошка, два - ладошка!»
Логоритмические занятия дают положительный результат в развитии двигательной и эмоциональной сферы ребенка, тем самым своевременно формируют его речевое развитие, укрепляют здоровье малышей....
Интегрированная НОД с применением рисования ладошками «Я веселый осьминожка, я живу в твоей ладошке» в младшей группе
Интеграция образовательных областей: коммуникация, художественное творчество (рисование) .Цель: познакомить детей с обителями подводного мира, превратить рисование в веселую игру и зарядить детей поло...
Педагогический проект "Ладошка в ладошке"
Девиз работы:- чтобы родители помогали детскому саду, их надо впустить в детский сад.Цель проекта:Помочь родителям увидеть в дошкольном учреждении потенциального помощника, консультанта в воспитании и...
Музыкальное развивающее занятие с мамами и папами в студии "Ладошка в ладошке"
Данное занятие было опубликовано в журнале "Музыкальный руководитель" 2012 - 3....
Праздники с родителями. День 8 Марта "Ладушки - ладошки" Конспект развлечения «Ладушки - ладошки» к международному женскому дню 8 Марта» для младшей группы
Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, любви и нежного отношения к матери; поддерживать стремление детей к импровизации. Показать значимый для ребенка образ мамы....
Мастер-класс для родителей по знакомству с техникой изображения ладошками «Волшебные ладошки»
Мастер-класс для родителей по знакомству с техникой изображения ладошками «Волшебные ладошки»"Мастер - класс "Волшебные ладошкиЗадачи.1. Привлечь внимание родителей к важности развития изобразительног...
Для детей. Раз ладошка, два ладошка
Презентация состоит из 4 частей. Рисование с помощью ладошек, пальчиков и ножек очень понравиться вашим малышам, а яркие картинки вам помогут....