Золотая Хохлома
консультация (старшая группа) на тему

Саварханова Юлия Раисовна

Показанный мною " мастер-класс" для педагогов  по Хохломе, направлен был на изучение одного из народных промыслов. В ходе соего выступления Я постаралась рассказать об истории зарождения хохломы, и познакомить с основными элементами этого народного промысла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hohloma_tvoya.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Золотая хохлома

Занятие для педагогов « Мастер-класс по Хохломе»

Цель:  развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании.

Задачи:

1. Приобщать детей к декоративно-прикладному искусству.

2. Воспитывать интерес к народным промыслам, любовь и бережное отношение к природе, к народному декоративному творчеству.

3.  Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.

- Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции.

4. Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определённой последовательности.

слайд

Ход занятия.

Дети сидят полукругом перед воспитателем.

- Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, друзья!

Всех вас видеть очень рада я!

- Любите отгадывать загадки? (Да). Тогда слушайте:

1

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)

2

- Сегодня день у нас особый,  я приглашаю вас в дивный, волшебный мир Хохломы, мир музыки и ярких красок.

         - А вы идти со мной готовы? (Да). Тогда закройте крепче глазки, а на счёт пять откройте (Дети закрывают глаза, и считают).

Звучит тихая народная мелодия.

3

- Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы словно попали в царство Золотой Хохломы!

В группе организованна выставка хохломских изделий, иллюстраций с изображением хохломской посуды.

- И чего здесь только нет:                  

Здесь посуда знатная

Складная да ладная

Она повсюду славится,

Она и вам понравится!

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Удивительной красы.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки,

Здесь же каждый – золотой.

Красоту такую люди

Называют хохломой.

Дети рассматривают выставку.

- Какое настроение вызывает у вас хохломская посуда? (радостное, весёлое и др.). - Почему роспись называется хохломской? (Эта роспись родилась под Нижним Новгородом в большом торговом селе, которое называется Хохлома). Правильно.

4

Давайте посмотрим, как же все начиналось….

Разное рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал.  себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица. Он и её угостил. И вдруг птица-жар прикоснулась своим крылом к чашке - и чашка стала золотой. Это, конечно, легенда, сказка. Но сказка- ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок. Не оттуда ли, не из сказки ли появилась эта удивительная, сказочная красота?

Хохломская роспись –

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета в зелени травы,

Рощи, перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой, золотой листвы!

Роспись хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама,

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша хохлома.

Как волшебница   жар – птица

Не выходит из ума

Чародейка, мастерица

Золотая Хохлома.

И чего здесь только нету –

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного света

И ромашки луговин

5

- Из чего мастера делают свою посуду? (Из дерева липы и берёзы).

- Вся посуда не простая, а словно – золотая!

С яркими узорчиками, ягодками и листочками!

- А вы не знаете, ребята, от чего и почему, очень часто называют золотою Хохлому? (на всех изделиях присутствует золотой цвет: на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах).

6

Ребята, а теперь,  вкратце я вам попытаюсь рассказать, раскрыть секрет Хохломы, как же  посуда становится золотой!

Мастера придумали очень интересный способ изготовления такой посуды « золотой». Сначала они вырезали из дерева разную посуду-тарелки, стаканы- эти готовые изделия несколько дней сушили. А затем покрывали очень тонким слоем жидкой глины, смешанной с мелом. Потом снова сушили, полировали, и наконец покрывали « серебряным лаком и ставили в горячую печь. От жары лак становился золотым, а серебро под лаковой пленкой начинало гореть как золото. Свои изделия мастера отвозили на ярмарку и там их продавали.

- Какой цвет использует  художник в хохломской росписи?

(Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).

- Какой цвет используют мастера для фона?

(Красный, жёлтый, чёрный).

- Назовите элементы узора в хохломской росписи

(Завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки).

- А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).

- Молодцы, ребята!

Физкультминутка.

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

6

- А скажите, ребята, у вас дома есть хохломская деревянная  посуда?

– Да.

 А вы из нее кушаете?

– Нет, да и т.д.

А вот раньше на Руси ели именно из такой деревянной посуды.

Уже в XI-XII веках те же миски блюда служили нашим предкам обыденной посудой. Наибольшим спросом пользовались ложки, т.к. они индивидуальны и быстро изнашивались.

    А теперь возьмите заготовки   ( доски) и давайте их превратим в настоящую Хохломскую посуду.

7

8

9

10

11

- Прежде чем начать украшать посуду, давайте рассмотрим рисунок хохломы.

12

Прежде чем начать рисовать вспомним последовательность.

- Какой цвет используют художники?

- С чего начнёте? (С каймы внизу и вверху изделия, или по форме если она круглая). Что будите рисовать после? (Завиток, изогнутую веточку). Почему? (Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуют все остальные элементы).

- Что будите изображать на завитке сначала, что потом? (Сначала крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: осочки, капельки, травку, завитки и т.д.).

- Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).

- Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).

- Какие цвета будите использовать? (Красный, чёрный, зелёный).

Дети работают.

Итог занятия.

Ребята выходят с ложками в центр зала, показывают их гостям.

Ох, Россия, ты Россия

 В каждом доме терема.

 Всей земле на удивленье

Золотая Хохлома.

Гостю рада от души

Кубки чаши и ковши!

И богата и красива

Золотая Хохлома.

Ой, вы, гости дорогие

У нас работы расписные

Писали их, старались

Подарить вам собирались.

Дети дарят свои изделия гостям.

Ребята нам пора заканчивать наше удивительное путешествие в мир «Золотой хохломы». Скажем всем «До свидания!»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности, образовательная область «Художественное творчество» - «Золотая хохлома»

Закрепить знания об особенностях хохломской росписи. Упражнять в составлении узора, в прорисовке главных и дополнительных элементов узора на различных поверхностях. Упражнять в рисовании всем ворс...

Конспект занятия в подготовительной группе "Золотая Хохлома"

К занятию прилагается презентация. Детям занятие очень понравилось. Рекомендую провести со своими детьми....

Интегрированное занятие по теме "Знакомство с золотой хохломой" (средняя группа)

Вводное занятие,проводилось в понедельник - первый день тематической недели.Интеграция: познание и художественное творчество...

Конспект совместной деятельности по теме "Золотая хохлома"

Занятие предполагает интеграцию двух видов деятельности: речевой и художественно-изобразительной. Цель - ознакомление с русскими народными традициями и обрядами, декоративно-прикладной росписью - хох...

Интегрированное занятие "Золотая Хохлома"

Интегрированное занятие (ознакомление с окр.миром, изодеятельность),старшая группа....

Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством "Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!"

Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью....