Роль сюжетно-ролевой игры в детском саду.
статья ( группа) на тему
Какова ценность сюжетно-ролевых игр в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_syuzhetno-rolevoy_igry_v_detskom_sadu.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольное детство – самый важный период становления личности, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека.
Игра – самоценная форма активности ребенка дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, препятствуя развитию воображения дошкольника, которое признано важнейшим возрастным новообразованием, тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, обедняет эмоциональный мир ребенка. Следовательно, своевременное развитие игровой деятельности, достижение ребенком творческих результатов в ней является особенно важным. Но игра выполняет свои развивающие функции только тогда, когда является детской деятельностью, самостоятельной, или самодеятельностной.
Игра – деятельность, которая несет в себе радость. Радостное самоощущение детей во время игры важнейшее условие становления детской общности. В игре ребенок начинает осознавать себя как член определенного коллектива, впервые возникает чувство «мы». Дети начинают оценивать друг друга, появляется общественное мнение. Соответственно, благодаря игре детская группа развивается как коллектив.
Для возникновения правильных взаимоотношений между детьми имеет значение и содержание игр, их организация.
Содержание игры должно быть нравственным в том смысле, что в них отражаются наблюдения за событиями общественной жизни, отношениями людей, их трудом и отдыхом
Игровая деятельность – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Игру можно рассмотреть как основное средство психического и социального развития. Игра – своеобразный, свойственный ребенку способ усвоения действительности, общественного опыта. Особое место занимают игры, которые создают сами дети, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В сюжетно-ролевых играх закладывается социальный мотив, и она становится эффективным средством социализации детей дошкольного возраста и позволяет ребенку занять свое место в обществе.
Однако в последние годы воспитатели отмечают, что дети мало играют вообще и в сюжетно-ролевые игры, в частности. Проблема заключается, прежде всего, в интеллектуальной загруженности детей.
Ориентируясь на запросы родителей, детский сад уделяет основное внимание серьезной подготовке детей к школе. Большое количество занятий практически не оставляют в режиме дня дошкольника места для игры, и особенно, для длительной сюжетно-ролевой игры. Причем, чем старше дети, тем меньше времени у них остается для игры. Игра уходит на обочину жизнедеятельности детей в ДОУ.
Не лучше обстоят дела и в семьях воспитанников. Многие родители смотрят на игру как на забаву, как на бесполезную трату времени, ничего не дающую ребенку. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. Для детей игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды.
Важнейшим условием обучения детей дошкольного возраста играм является постоянное руководство со стороны воспитателя, которое в зависимости от возраста детей носит разный характер. В старших группах его руководство заключается в проведении подготовительной работы, планировании с детьми игры, предложении подготовительной работы, планировании с детьми игры, предложении варьирования сюжета и т.д.
Воспитатель учит детей пополнять игры новыми впечатлениями и знаниями, отражать труд людей, их чувства и отношения, развивать сюжет, перестраивать его. Такая игра предполагает включение элементов планирования, общение детей, выполнение роли, ее оценку. Игра должна быть подготовлена как в содержательном, так и в плане речевого оформления. Дети должны знать названия игр, действующих лиц, уметь распределить роли.
Сюжетно – ролевая игра имеет неоценимое значение для интеллектуального развития ребенка. В ней ребенок впервые начинает различать фантазию. Взяв на себя определенную роль, дошкольник создает особую действительность, в которой он является социально значимым лицом. Многое имеется в виду, держится в плане представления. При этом развивается способность планировать в уме, предвидеть свои действия и действия других людей, координировать их. С видимой действительностью строится мир воображаемый. Сюжетно – ролевая игра позволяет ребенку посмотреть на мир с точки зрения своего будущего. Это способствует переходу на новый уровень развитию не только интеллекта, но и личности, воображения, памяти.
На что нужно обратить внимание современному педагогу?
Во-первых, на то, что игра – любимый вид деятельности дошкольников. И как бы ни были важны занятия, подготовка к школьному обучению, природа ребенка требует реализации потребности в игре.
Во-вторых, на то, что изменилась игровая субкультура дошкольников, иными стали любимые роли и сюжеты. Следовательно, игровую субкультуру детей надо изучать и учитывать ее особенности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
В-третьих, на то, что мир игры многообразен и не ограничивается только сюжетно-ролевой игрой. Важно помнить, что к концу дошкольного возраста сюжетно-ролевая игра постепенно уступает место другим видам игр детей, интнгрируется с разными видами деятельности.
Игра - самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников. Задача воспитателя состоит в том, чтобы делать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры.
Общение посредством сюжетно ролевой игры ведет к развитию самопознания. Овладению правилами и нормами взаимоотношений. Формированию избирательных взаимоотношений, готовности к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно - ролевые игры в детском саду по всем возрастным группам (Методическая разработка воспитателя ГБДОУ детский сад № 5 Выборгского района города Санкт-Петербург Шакшановой Елены Викторовны)
Предварительная работа, атрибуты и материалы, необходимые для сюжетно - ролевых игр по всем возрастным группам детского сада....
Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей средней группы детского сада (из опыта работы).
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребё...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: СЮЖЕТНО -РОЛЕВЫХ ИГР НА УЧАСТКЕ ДЕТСКОГО САДА»
В процессе игры ребенок познает окружающий мир, постоянно сталкивается с необходимостью решения многочисленных задач, максимально и разносторонне проявляет себя, применяя на практике имеющиеся навыки,...
РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В САДУ И ДОМА.
Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Детский коллектив не играющий не будет детским коллективом…Воображение развивается только в коллективе, обязательно играющем.Макарен...
Тема статьи: «Потенциал сюжетно-ролевой игры - как одно из ведущих условий реализации образовательной программы дошкольного образования. Действия педагога, направленные на поддержку сюжетно-ролевых игр дошкольников в детском саду».
Влияние воспитателя на развитие ребенка. Дошкольное детство – самый важный период становления личности. Oсновным видом деятельности детей дошкольного возрaста, является игра. Основные моменты ме...
Роль сюжетно-ролевых игр в детском саду.
Сюжетно-ролевая игра– это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Ей присущи основные черты: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Э...
Консультация для педагогов Оформление предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевых игр в группах детского сада «Вторая жизнь картону»
laquo;Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая находилась бы в прямойзависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкре...