Коммуникативная направленность педагогического процесса/
статья ( группа) на тему

Новикова Ольга Александровна

Одним из ведущих приоритетов в образовании на сегодняшний день является коммуникативная направленность педагогического процесса. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коммуникативная направленность педагогического процесса

Одним из ведущих приоритетов в образовании на сегодняшний день является коммуникативная направленность педагогического процесса. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования. Это является очень актуальным, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную адаптацию ребёнка в современном социокультурном пространстве. Если у ребёнка сформирована не только мотивационно-потребительская сфера, развита познавательная активность, но и выработано умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, ему легче адаптироваться в новом коллективе, он быстрее усваивает вновь вводимые навыки общения.

Одним из ведущих приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи.

Основное целью этого направления является позитивная социализация детей, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачами социально-коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО это следующие 5 приоритетных направлений, а именно:

  1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
  2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.
  4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки  различным видам труда и творчества.
  5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе, готовность к совместной деятельности со сверстниками.

К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже овладевает многими коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения: сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому.

Условия развития коммуникативных способностей дошкольников являются: социальная ситуация развития ребёнка формирующая потребность в общении со взрослыми и сверстниками, совместная деятельность и обучение ( на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребёнка. Совместная деятельность может быть достаточно разнообразной.

Социально-ориентированная деятельность-это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоением ребёнком социального опыта путём вхождения в социальную среду, систему социальных связей, и её приспособление,

«адаптацию» к культурным, психологическим и социологическим факторам. С другой стороны - процесс активного воспроизводства ребёнком системы социальных связей за счёт его активной деятельности. Одной из форм социально-ориентированной деятельности является проведение совместных акций.

В нашей работе мы используем различные виды работы с социальными партнёрами. Такими как детская библиотека, театры, музеи, различные производства. В нашем детском саду проходят такие акции как книговорот, к нам приезжают театральные коллективы, проводятся познавательные лекции, уделяется внимание народным праздникам с привлечением театрального коллектива детской филармонии.

Мы участвуем с детьми и их родителями в различных конкурсах: как просто в групповых, так и в районных и всероссийских.

В ходе совместных мероприятий дети узнают много нового, учатся взаимодействовать и с взрослыми людьми и со своими сверстниками. Обогащается словарный запас.

У детей формируется умение вступать в общение, слушать речь, задавать вопросы, активно вступать в диалог, пользоваться формами речевого этикета, ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.

Дети учатся согласовывать свои действия с партнёром по общению, регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.

Выход их привычной, комфортной среды детского сада усиливает обогащение копилки знаний ребёнка, и что для нас очень важно - всё эти действия вызывают интерес со стороны родителей , усиливает их желание сотрудничать .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационно-коммуникативных технологий в сочетании с технологиями здоровьесбережения в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида».

      В статье обозначена актуальность использования информационно-коммуникативных технологий в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида на современном этапе р...

Коммуникативно-речевые умения дошкольников и условия их формирования в целостном педагогическом процессе

Изучение вопросов коммуникативного развития ребенка как условия его социальной адаптации актуально с позиции современного ценностного образования. Для успешного вхождения в социокультурную среду, выпо...

Консультация для воспитателей "Использование современных технологий оздоровительной направленности в педагогическом процессе"

Консультация для воспитателей раскрывает использование фитнес технологий в педагогичеком процессе....

Использование современных оценочных средств, в том числе с применением информационно-коммуникативных технологий. Электронные шаблоны таблиц к мониторингу "Диагностика педагогического процесса индивидуального развития детей старшего дошкольного возраста"

Педагогическая диагностика – особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта ...

Методическая разработка по отдельным направлениям профессиональной деятельности (обобщение опыта, результаты педагогического исследования) по теме «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе»

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых...

выступление на педагогическом совете "Развитие коммуникативных навыков в процессе игры"

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение №4  детский сад «Звёздочка»              Развит...

Представление педагогического опыта для педагогов ДОУ по теме «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. "В гости к Весне"

Представление педагогического опыта для педагогов ДОУ по теме «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в  организованном педагогическом процессе» в старшей группе компенси...