Проект " Мы - Славяне"
проект (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Проект
«Мы – славяне»
для детей старшей группы
Проект: среднесрочный, групповой, познавательный.
Участники проекта: воспитатель, работники музея, дети старшей группы,
музыкальный руководитель, родители.
Пояснительная записка:
Возродить русскую духовность, возвратить уважение к национальным культурным ценностям, воспитать в детях любовь к Отечеству, привить те нравственные нормы, которые помогут им стать настоящими людьми... Для этого необходимо знакомиться с традициями нашего народа, изучать историю и культуру, имеющие свой язык и свой «голос». Сегодня мы начинаем на многое смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство работников ДОУ, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чём мечтали? О чём мечтали? Ответить на эти вопросы - значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. В народном творчестве заложена историческая память поколений и неразрывная связь времён, взгляд на мир, место человека в этом мире. Не случайно во всех странах мира народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, традициям отводится важная роль в формировании личности ребёнка, сохранению и укреплению национальной культуры. Обращение к отечественному наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Знание истории своего народа, его культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов. Однако чтобы на должном уровне проводить работу по приобщению дошкольников к культуре русского народа, педагоги должны обладать достаточным запасом необходимых знаний. Принимая во внимание актуальность данного вопроса, был разработан проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Актуальность проекта:
Важнейшая миссия педагога - воспитать у детей патриотизм, уважение к предкам, любовь к национальной культуре. Пришла пора не на словах, а на деле позаботиться о том, чтобы наши дети глубоко знали свою культуру, язык, традиции, обычаи своего народа. Необходимо донести до сознания ребят, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывая их в национальных традициях.
Цель: Развивать у детей дошкольного возраста интерес к русской национальной культуре, воспитывать чувство гордости за свой народ.
Задачи проекта:
1.Знакомить детей с культурой, с историей русского народа.
2. Дать детям представление о старинных русских обычаях и поверьях.
3. Познакомить детей с укладом жизни славян, с предметами быта и их назначением.
4. Пополнить запас знаний о русских героях, предметах обихода, русских народных праздниках и традициях.
5. Познакомить детей с русским народным костюмом, украшениями для детей и взрослых.
6. Обогатить предметно-развивающую среду группы.
Проект построен на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.
Ресурсное обеспечение проекта:
Информационные ресурсы (научная и педагогическая литература). Материальные ресурсы (мультимедийное оборудование, экспонаты мини-музея «Русская народная изба», дидактические и развивающие пособия).
Ожидаемые результаты:
Дети приобретут знания о культуре славян - наших предков, старинных русских обычаях и поверьях, русском национальном костюме, оружии. Познакомились с укладом жизни и трудом славян, получили представление о предметах быта и их назначении. У детей повысится интерес к русской национальной культуре. Возросло участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Риски:
1. Отсутствие методических материалов для воспитателей.
2. Низкая мотивация работы с детьми по данному проекту, недостаточный уровень развития творческих способностей, позволяющих реализовать проект.
3. Недостаток материальных средств на приобретение материалов и оборудования.
4. Непонимание значения воспитания русской культуры у детей со стороны родителей.
Этапы и сроки реализации проекта | |
Подготовительный (2 неделя января) | Определение цели и задач проекта, участников проекта. Подготовка этапов реализации проекта: сроки этапов, определение содержания каждого этапа. Подбор методического материала. |
Основной (январь - февраль) | Осуществление планирования, подбор и разработка конспектов занятий, развлечений и других мероприятий. Осуществление планирования, подбор и разработка мероприятий, проводимых с родителями детей. |
Заключительный (4 неделя февраля) | Оформление материалов по проекту, подведение итогов. Представление результатов деятельности. |
Перспективное планирование | |
Образовательная область | Формы работы |
Познавательное развитие | -НОД «Культура и традиции русского народа», «Сошью Маше сарафан». -Интеллектуальная викторина «Путешествие в прошлое России». -Конструктивная деятельность «Кукла - оберег». |
Социально – коммуникативное развитие | -Беседы «О народной игрушке», «Милости просим, гости дорогие». - Развлечение «Ярмарка». -Мероприятия Музейно - выставочного центра. -Посиделки «Пропоем мы вам частушки». |
Художественное – эстетическое развитие | -НОД по теме «Городецкие узоры – сколько радости для глаз!», «Где живет перо жар-птицы». -Лепка «Народная игрушка». -Знакомство детей с русской народной музыкальной культурой (ударные, струнные, духовные). |
Речевое развитие | -НОД «Присказка как элемент композиции сказки. Рассказывание русской народной сказки». -Оформление группового уголка «В гостях у сказки». -Викторина «В гостях у сказки». -Разучивание потешек, песенок, скороговорок. |
Физическое развитие | -Подвижные русские народные игры «Заря-заряница», «Кружева», «Молчанка», «Пятнашки», «У дядюшки Трифона», «Ходит Ваня», «Жмурки», «Цепи кованные». |
Работа с родителями | -Анкетирование «Нужно ли детям знать свою историю». -Организация мини - музея «Русская изба». -Беседа «Народная кукла как средство приобщения ребёнка к народной культуре». -Устный журнал «О традициях русской народной культуры». -Оказание помощи в подготовке развлечения «Ярмарка». |
Литература
1. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. М.: АРКТИ, 2006г.
2. Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду. М.: «Скрипторий 2003», 2011г. 3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб.: «Детство-Пресс», 2004г.
4. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством. М.: Мозаика-Синтез, 2006г.
5. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н. и др. – СПб.: «Детство-Пресс», 2004г.
6. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт.сост. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О.А., Корепанова О.Н. и др. – СПб.: «Детство-Пресс», 2004г.
7. Народное искусство в воспитании дошкольников. Под ред. Комаровой Т.С., М.: Педагогическое общество России, 2005г.
8. Научно-практический журнал. Управление дошкольным образовательным учреждением. №7, 2006 г.
9. Журнал «Дошкольное воспитание». №8, 12 - 2007г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе на тему: «Как наши предки славяне защищали Русь от врагов»
Знакомство детей с первыми историческими фактами образования Руси, с укладом жизни древних славян. с народными героями - богатырями Ильёй муромцем, Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем....
Обереги древних славян.
Не одно тысячелетие существует проверенная временем традиция защищать и украшать свой дом с помощью оберегов. Наши далекие предки мудро и по-хозяйски использовали добрую силу природы....
«Как наши предки – славяне защищали Русь от врагов»
Программное содержание :1. Познакомить детей с первыми историческими фактами образования Руси;причины и предпосылки образования единого государства.Дать представление об укладе жизни древних славян.2....
презентация "Жилища древнерусских славян" воспитателя Авсеевич И.М.
о музее- реконструкции древнерусской посадской усадьбы 1237 года в городе Плёсе, Ивановской области ...
Мы славяне. Мир наших предков (Боги и идолы )
Боги и идолы,животные и растения в вере наших предков славян...
Проект " Мы - Славяне"
Проект«Мы – славяне»для детей старшей группы...
Проект "Как жили славяне"
Проект расчитан на 4 недели, каждой неделе отводится своя тематика: "Народные промыслы", "Жилище славян", "Убранство и быт русской избы", "Одежда наших предков"...