Концепция педагогического опыта
методическая разработка ( группа) на тему
Предварительный просмотр:
Концептуальное изложение своего педагогического опыта на тему: «Приобщение детей к русским традициям через народные подвижные игры»
Я – человек!
Я живу на этой Земле!
Здесь мой дом, мои близкие и дорогие люди. Я люблю эту Землю, мой родной край, все что живет и радуется вместе со мной. Я хочу научиться заботиться о них!
Я танцую, пою, слушаю музыку своего народа!
Я учусь мастерить, рисовать у лучших мастеров своей Земли!
Мне читают сказки, легенды, былины о героях, их подвигах, о доброте и отваге, о вечной победе добра над злом!
Это все – моя Родина!
Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственное воспитание. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей.
Понимание культурного наследия и воспитание бережного отношения к нему необходимо развивать с дошкольного возраста. В настоящее время актуальной является задача сохранения русских традиций, так как у современного ребёнка, живущего в условиях города, слабо выражено ощущение принадлежности к русскому народу. Поток информации поступает большой и очень сложный. Дети, окунувшись в него, плывут, как и взрослые, по течению. Теряется интерес к нашим играм, им на смену приходят мультики и игры Запада. Приобщение молодого поколения к русским традициям трактуется народной мудростью: « Наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Cовременные дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении русской культуры.
Проблема. Подрастающее поколение всё дальше отдаляется от русских традиций, забывает фольклорное наследие, исторический опыт поколений, народные подвижные игры.
И поэтому, размышляя на эту тему, я стала искать ответ, какие средства смогут мне помочь приобщить детей к традициям русской культуры. Изучив специальную литературу, пришла к выводу, что народные подвижные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, упорству в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Знаменитые учёные отдали немало сил и времени изучению роли подвижной игры в приобщении детей к традициям русской культуры.
Е.А. Покровский, труды которого я изучаю, подчёркивал, что подвижные игры имеют большое воспитательное значение, так как требуют «самого обширного участия всех духовных и телесных сил: с ловким, проворным движением тела соединяется смело задуманный план, быстрота решения, осмотрительность при его выполнении, присутствие духа в непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость в проведении плана к строго намеченной цели. Большинство такого рода игр производятся на чистом воздухе, на широких пространствах, при усиленных движениях. Совершенно ясно, что игры такого рода, содействуют наилучшему благосостоянию и развитию организма».
Большое значение использованию русских народных подвижных игр, на мой взгляд, придавала А.П. Усова. Она отмечала, что, прежде всего игры служат несомненным доказательством таланта народа и поучительным примером того, что хорошая детская игра представляет собой образец высокого педагогического мастерства; поразительна не только та или иная отдельная игра, но также и то, как народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости.
К.Д. Ушинский и П.Ф. Лесгафт считали подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребёнка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.
На необходимость обратить внимание на народные игры в воспитании детей указывала педагог Е.Н. Водовозова. Она рекомендовала заимствовать игры у своего народа и разнообразить их сообразно с русской жизнью. Подвижная игра должна научить сообразительности и находчивости. Главное условие этих игр – развить фантазию ребёнка настолько, чтобы потом он сам, без помощи воспитателя, мог изобретать подобные игры.
Знакомство подрастающего поколения с народными подвижными играми формируют высокую нравственность, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. Исходя из этого, целью моей работы является: Создание системы работы по приобщению детей к русским традициям через народные подвижные игры.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) Создать простейшие представления детей о культуре русского народа через использование народных подвижных игр.
2) Воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.
3) Вовлечь родителей в воспитательно–образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр.
Гипотеза: Если знакомить детей, начиная с раннего возраста с родными традициями, используя в работе народные подвижные игры, то в будущем, нынешние дошкольники сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины, и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.
Эта тема меня заинтересовала, и я решила заняться её изучением. Для начала составила опросник для детей с целью выявления их уровня знаний о народных традициях (приложение 1), затем, ссылаясь на программу О.Л.Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» разработала критерии уровней понимания детей данной темы. В результате первичного исследования, были получены данные о низком представлении детей о русских традициях. Анкетирование родителей показала, что все родители понимают необходимость связи поколений, важность исторических знаний своих корней, но:
- затрудняются, какими методами и приёмами можно передать знание русских традиций детям дошкольного возраста;
- ссылаются на нехватку времени.
Исходя из результатов опросника и анализа анкет (приложение 2) был разработан тематический годовой план по приобщению дошкольников к русским народным играм (приложение3). План работы включает интегрированный материал - это ознакомление детей с устным народным творчеством, с русской праздничной культурой, использование фольклора в развитии двигательной активности детей, календарно-обрядовые праздники, познавательные проекты, а также знакомство ребят с народной культурой воспитания девочек и мальчиков в русских семьях. Для себя я отметила, что изучение этой темы вызывает у меня всё больший интерес, и я решила составить картотеку русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр для каждого возраста (приложение 4)
Особое внимание я уделяю укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить её досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей, родителей и педагогов формирует положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса, что, безусловно, делает образовательную деятельность интереснее и насыщеннее. В информационных уголках пополняется материал с углубленным направлением работы.
Для более широкого представления выбранной темы, мной был создан клуб « Бабушкины секреты», где приглашённые бабушки и прабабушки с удовольствием делились опытом создания и применения народных подвижных игр. Многие из них своё детство провели в деревнях, где значение народной игры особенно ценно. Эта встреча позволила иначе взглянуть на народность в целом, что, несомненно, благотворно повлияло на мой личный педагогический уровень.
В реализацию плана включились музыкальные руководители, которые отслеживают репертуар хороводных песенных игр. Мы систематизировали русские народные игры, классифицировали их и рекомендовали воспитателям для совместной деятельности.
В своей работе мы придаем большое значение обучению элементам русских народных игр, в которых отражался образ жизни людей, их быт, труд, понятия о мужской силе и женской слабости, находчивости, воли, стремление к победе. Поэтому используем эмоционально-образные средства, подключаем интерес, воображение, активность.
Элементы предстоящей игры включаем в комплексы утренней гимнастики или физкультминуток в непосредственно образовательную деятельность. Стараемся раскрыть сюжетную народную игру, показываем иллюстрации, рассказываем о предметах, используемых в этих играх, русских обычаях, знакомим с текстом игры.
Чтобы игровая ситуация увлекала ребят, я использую зачины, юмор, шутки, считалки, жеребьевки - то есть всю художественную прелесть, ценнейший игровой фольклор. Например, «Катился горох по блюду, ты води, а я не буду», или «Я купил себе дуду и по улице пойду. Громче дудочка дуди: мы играем - ты води».
Это помогает быстро организовать играющих, объективно выбрать ведущего. Объясняя новую игру, часто использую сундук-игротеку. Находящиеся в нем предметы, в зависимости от предстоящей игры, уникальны тем, что состоят из предметов известных на Руси. Это игры «Городки», волчок, биты, скакалки, юла, мишень, камушки, и другое. С помощью сундука я знакомлю ребят с историей русских игр их сверстников прошлых столетий. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявлять смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию.
Созданная мной и родителями обстановка в группе очень благоприятна для вовлечения детей в игровую деятельность. При этом, мы старались, чтобы инициатива принадлежала ребёнку.
Созданная система работы позволила сделать вывод об эффективности использования подвижных игр в образовательном процессе с целью приобщения детей к русским традициям. У детей появился интерес к истории русской культуры, её традициям, и обычаям, повысился уровень познавательной активности. Родители стали полноправными участниками образовательного процесса, озадачились проблемой культурной компетенции своих детей. Увеличилась посещаемость мероприятий, проводимых в детском саду.
В заключение хочется сказать, что «развивая у детей представления о человеке, мы в первую очередь, обращаемся к истории и культуре собственного народа. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой». Именно поэтому родные традиции, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность, и народные подвижные игры в этом процессе занимают далеко не последнюю роль.
Работа в данном направлении будет продолжена, ведь она является частью моего педагогического опыта. В перспективе я планирую провести большой фестиваль: «Каравай – каравай, кого хочешь, - выбирай!» Пока горят мои глаза, есть тяга к новым открытиям и свершениям, я буду творить, воспитывать, и сеять доброе и вечное.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
2. О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.
3. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
4. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
5. support@dohcolonoc.ru
Приложение 1
Опросник для детей с целью изучения представлений детей о народных традициях
1.Какие народные игры ты знаешь? В какие любишь играть?
2.Какие знаешь народные праздники? Какие праздники тебе особенно нравятся? Чем?
3.Знаешь ли ты считалки, потешки, загадки?
4.Какие ты знаешь пословицы?
5. Знаешь ли ты народные песни?
Критерии к опроснику детей:
Высокий уровень.
1.Использует в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения.
2.Знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными приметами и делать соответствующие умозаключения.
3.Знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
4.Принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках. Знает названия праздников и умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает.
5.Умеет играть в подвижные и хороводные народные игры.
6.Ориентируется в истории, традициях, быту русского народа.
7.Знает особенности своего края.
8.Имеет представление о народных промыслах. Имеет практические навыки в работе с различным материалом (тесто, ткань, опил, семена растений, бросовый материал)
9.Проявляет интерес к народной культуре.
Средний уровень.
1.Знает потешки, прибаутки, загадки, считалки, использует их в речи.
2.Знает народные приметы и замечает их в повседневной жизни.
3.Знает названия некоторых народных праздников и принимает активное участие в них.
4.Знает русские народные игры и умеет объяснить правила некоторых из них.
5.Знает некоторые элементы истории, традиций и быта русского народа.
6.Знает некоторые особенности родного края.
7.Имеет практические умения в работе с различным материалом.
8.Проявляет интерес к отдельным элементам народной культуры.
Низкий уровень.
1.Знает фольклор и иногда использует его компоненты в речи.
2.Знает народные приметы.
3.Знает названия некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие.
4.Знает 2-3 народные игры и умеет объяснить правила к ним.
5.Имеет обрывочное представление об истории России и своего края.
6.Имеет элементарные навыки по работе с различным материалом.
7.Не проявляет интереса к народной культуре.
Приложение 2
Анкета для родителей
1.Считаете ли Вы необходимым приобщать Ваших детей к народной культуре и традициям? Почему?
2.Существуют ли традиции в Вашей семье? Какие?
3. Какие народные праздники Вы знаете?
4. Какие народные праздники Вы отмечаете в Вашей семье?
5. О каком празднике Вы узнали у своих предков?
6. Как Вы знакомите с народными праздниками своего ребенка?
7. Каковы особенности народных традиций Вашего города, края?
8. Какие формы работы Вы хотите предложить совместно с ДОУ в рамках «Народные традиции», «Народные праздники», «Народные игры»?
9. Примите ли Вы участие в организации и проведении народного праздника в детском саду?
10. Что бы Вы хотели порекомендовать в целях улучшения совместной работы ДОУ и семьи по приобщению детей к народной культуре и традициям?
Приложение 3
Тематический годовой план для старшей группы
Тема занятия | Содержание | |
Сентябрь | «Гуляй, да присматривайся» | Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). Разучивание песенки - попевки «Восенушка - осень» |
«В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу» | Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта. | |
«Вершки да корешки» | Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». Дидактическая игра «Вершки да корешки». Загадывание детьми загадок. | |
«Хлеб всему голова» | Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» знакомство со старинным орудием труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе. | |
Октябрь | «Октябрь пахнет капустой» | Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода – деревянным корытцем, тяпкой. Повторение попевки «Восенушка - осень» |
«Зайчишка-трусишка» | Знакомство со сказкой «Заяц - хваста». Разучивание потешки «Зайчишка-трусишка» | |
«У страха глаза велики» | Беседа о страхе. Знакомство со сказкой «У страха глаза велики» | |
«Друг за дружку держаться – ничего не бояться» | Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый». Беседа о взаимовыручке и поддержке. | |
Ноябрь | « Народные приметы » | Знакомство с приметами на ноябрь месяц. |
«Гончарные мастеровые» | Дидактическая игра «Что как называется?» рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин» | |
«Что нам осень принесла?» | Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц. | |
«Крестьянская игрушка» | Знакомство детей с русской народной игрушкой-самоделкой. | |
Декабрь | «Здравствуй, зимушка-зима!» | Беседа о характерных особенностях декабря с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз» |
«Проказы старухи зимы» | Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К.Д.Ушинского «Проказы старухи зимы» | |
«Зимние святки» | Рассказ воспитателя о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год) | |
«С новым годом со всем родом» | Рассказ о традициях празднования Нового года. Пение колядок. |
Тема занятия | Содержание | |
Январь | «Пришла коляда – отворяй ворота» | Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки. |
«Гуляй, да присматривай» | Беседа о характерных особенностях января. Знакомство со сказкой «Морозко» | |
«Сказка для Кузи» | Самостоятельное рассказывание детьми сказок | |
Февраль | «Гуляй, да присматривай» | Беседа о характерных особенностях февраля Знакомство со сказкой «Два Мороза» |
Народная вышивка | Знакомство с народной вышивкой. Обучение детей вышиванию тамбурным швом | |
«На героя и слава бежит » | Беседа о русских богатырях | |
«Ой ты, Масленица!» | Рассказ воспитателя о Масленице. Проведение русских народных игр «Горшки» «Гори, гори ясно» | |
Март | «Нет милее дружка, чем родимая матушка» | Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме. |
«Гуляй, да присматривайся» | Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание закличке о весне «Жаворонки, прилетели» | |
«Мудреному и счастье к лицу» | Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок. | |
Вербное воскресенье | Посещение «избы» рассказ Хозяйки о праздновании Вербного воскресенья и о вербе. Проведение русских народных игр «Верба-вербочка» «Ерыкалище», | |
Апрель | «Небылица в лицах, небывальщина» | Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц. |
«Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна» | Рассказ воспитателя о прялке. Знакомство с Городецкой росписью. Проведение русской народной игры «Прялица» | |
«Апрель ленивого не любит, проворного голубит» | Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семях. | |
«Красна горка» | Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры. Пение частушек. | |
Май | «Весна красна цветами» | Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадки. Знакомство со сказкой Н.Павловой «Под кустом» |
«Победа в воздухе не вьется, а руками достается». | Рассказ о воинах – защитниках Отечества. Знакомство со сказкой «Каша из топора». | |
«А за ним такая гладь – ни морщинки не видать» | Знакомство детей с различными способами глажения белья. Загадывание загадок о предметах обихода. | |
Прощание с «избой». | Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок. Пение частушек. |
Приложение 4
Картотека народных подвижных игр для каждого возраста:
Первая младшая группа: « У медведя во бору», «Ладушки», «Петушок и курочки», «Зайка серенький умывается».
Вторая младшая группа: «Пузырь», «Медведь и пчёлы», «Перелёт птиц», «Мишка бурый», «Весёлые гномики».
Средняя группа: «Петрушка и матрёшка», «Ванька – Встанька»,
« Перебежки», «Платок», «Гуси – лебеди».
Старшая группа: «Затейники», «Дятел», «Золотые ворота», «Петушиный бой», «Волк во рву».
Подготовительная группа: «Летучий мяч», «Старые лапти», «Разыгрался Иванушка», «Зевака», «Здравствуй сосед».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция-педагогического опыта
К.Д.Ушинский писал: «Вот наше назначение. Будем действовать для потомства. Как отцы, отдадим себя трудам и стараниям, плодовитым для детей наших.… Пробудим треб...
Концепция «Педагогические условия эмоционально – нравственного развития личности ребенка в дошкольном образовательном учреждении», методический материал для педагогов ДОУ
Актуальность Развитие личности ребенка требует проектирования особой системы образования. Прежде всего этот тезис имеет смысл применительно к дошкольному...
Описание педагогического опыта "Применение нетрадиционных техник в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию" (педагогическая концепция)
Направление моей работы с детьми - художественно-эстетическое. Это направление совместной деятельности с детьми мне очень близко, есть желание создавать творческие ...
Концепция педагогической деятельности
Духовно-нравственное воспитание...
Концепция педагогической деятельности "Духовно - нравственное развитие и воспитание и развитие дошкольников в процессе осуществления изобразительной деятельности".
В данной работе я хочу поделиться своим педагогическим опытом по организации духовно - нравственного воспитания дошкольников в процессе осуществления изобразительной деятельности. Так как в дошкольном...
Описание педагогического опыта «Применение нетрадиционных техник в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию» (педагогическая концепция)
Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев....
Правила педагогической профессии. Концепции педагогического труда
Педагогическая концепция каждого педагога - это его собственные соображения и выводы по поводу воспитания и образования детей. Она не может быть оторвана от реальной жизни и реальных условий, в которы...