Конспект досуга "Чему нас учат сказки"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Продолжать учить детей узнавать и пересказывать эпизоды знакомых сказок, учить передавать эмоциональное состояние героев, устанавливать причинно-следственные связи, расширять словарный запас. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление, умение действовать согласованно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chemu_nas_uchit_skazka.docx | 24.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 830»
125362, г. Москва, ул. Большая Набережная, д.23, тел./факс: 8-495-491-15-93
ИНН/КПП 7733826016/773301001 ОГРН 1127747247100 ОКПО 13265763 E-mail: 830@edu.mos.ru
Конспект досуга
«Чему нас учит сказка»
для детей старшей группы №5 «Пчелки»
Подготовила и провела воспитатель
Репина Галина Юрьевна
Москва, 2016 год
Цель: Продолжать учить детей узнавать и пересказывать эпизоды знакомых сказок, учить передавать эмоциональное состояние героев, устанавливать причинно-следственные связи, расширять словарный запас. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление, умение действовать согласованно.
Оборудование: Иллюстрации к сказкам «Снежная королева», «Колобок», «Приключения Буратино», «Теремок», «Крошечка Хаврошечка», «Царевна Лягушка», «Гуси-лебеди», куклы театра би-ба-бо кот, петух и лиса, мешочек с маленькими картинками, изображающими героев сказок.
Предварительная работа: Чтение сказок, рассматривание иллюстраций, беседы по содержанию сказок.
Ход занятия
Дети сидят полукругом.
Воспитатель: Посмотрите в глаза друзей. Что вы в них видите? (Ответы детей.) А я вижу в ваших глазах доброту, искренность, доверчивость, а это значит, что вы вырастете добрыми, искренними, отзывчивыми людьми. И таких людей на нашей планете больше, чем злых и недобрых, которые совершают плохие поступки. Сейчас мы с вами станем участниками знакомых нам сказок, узнаем, чему нас учат сказки. Мы отправимся в удивительное путешествие туда, где сказки по земле ходят, где Емеля на печке к царю ездит в гости, где Иван Царевич смерть Кощееву ищет, а в садах яблоки молодильные растут.
Сказка по лесу идет, сказку за руку ведет,
Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот.
И за мной, и за тобой сказки бегают гурьбой,
Обожаемые сказки слаще ягоды любой.
В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит,
Сказка умница и прелесть, ей повсюду путь открыт.
Воспитатель:
Отгадаем героев сказок:
1. Бабку с дедом я оставил, волноваться их заставил.
Мишку встретил я в лесу, волка, зайку и лису.
Много тропок исходил, ото всех я уходил.
От лисы уйти не смог. И зовусь я... (Колобок)
2. Дед растил меня с душой, овощ вырос я, большой.
Долго дед меня тащил, не хватило ему сил.
Врос в землю крепко. Кто же я конечно...? (репка)
3. У меня есть брат - козленок!
Он совсем ещё ребенок.
Он не слушался меня
И случилась с ним беда.
Говорила я ему: не пей с копытца
В колодце чистая водица! (Иванушка)
4. Я крошечная девочка, появилась из цветка.
Не больше я мизинчика красива и мила.
Принц подарил мне крылышки
И замуж взял меня. (Дюймовочка)
Звучит музыка П. Чайковского «Времена года», показывается иллюстрация к сказке «Снежная королева».
Воспитатель: Ребята, кто это был? Куда эта женщина унесла мальчика? (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно ли поступил Кай, когда привязал свои санки к большим саням, в которых «сидел кто-то укутанный в белую меховую шубу и в такой же шапке»? (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно! Нельзя садиться в транспорт к незнакомым людям. Ну что же, путешествуем дальше. Посмотрите, ребята, греет на солнышке свой живот сытая и довольная лиса, а поодаль сидит на пенёчке печальный Буратино.
Дети подходят к персонажам.
Воспитатель: Из какой сказки эта сытая хитрая плутовка? (Ответы детей.) А где же главный герой, Колобок?
А случилась эта печальная история потому, что Колобок один ушёл из дома, поверил притворщице Лисе, за что и поплатился — лиса его съела. Чему нас учит эта сказка? «Не хвастайся, не ходи один в безлюдных местах!»
А почему Буратино такой печальный? (Ответы детей.) Он не послушал папу Карло, пошёл не в школу, а в театр, один, поэтому его украл Карабас-Барабас. «Слушайся родителей, не вступай в разговор с незнакомыми людьми».
Слышится крик. «Несет меня лиса, за тёмные леса, за высокие горы! Котик — братик, выручи меня!»
Воспитатель: Ребята, откуда этот голос? Кто зовёт на помощь?
Дети подходят к месту, где расположены персонажи к сказке «Кот, петух и лиса». В чём опрометчивость Петушка? (Ответы детей.) Как Лиса ухитрилась украсть Петушка? (Ответы детей.) Правильно ли делал Петушок, что кричал и звал на помощь? (Ответы детей.)
Не стесняйтесь громко кричать и просить о помощи. Кричать надо так: «На помощь, помогите! Я этого человека не знаю!»
В круг вставайте дружно,
В сказки поиграть нам нужно!
Дети становятся в круг.
Воспитатель с середины круга бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой. Например: корова – сказка «Крошечка - Хаврошечка». Коза -…; Медведь -…; Волк - …; Гуси -…; Лиса -…; Курица -…; Заяц-… Тихо садимся на стульчики.
Воспитатель:
Как у наших у ворот сказка нынче в гости ждет,
Русская народная, но доселе модная!
А как можно сказать о сказке, какая она? Если в сказке есть чудо, то она…чудесная; есть волшебство, то... волшебная; есть добро, то … добрая; есть радость, то… радостная; есть загадки, то ... загадочная; есть мудрость, то … мудрая и т.д. - Скажите, почему сказки называют народными? (Ответы детей.)
Воспитатель: Как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки (Ответы детей.) Люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках зло наказывается, а добро побеждает. Сказка учит мудрости и тому, что добро в ответ рождает добро.
Сейчас мы с вами поиграем с пальчиками и ещё вспомним названия различных сказок. Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки» (Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя,
Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
Воспитатель: В сказках даже простые вещи и предметы думают, мечтают, совершают различные поступки. Назовите, в каких сказках мы встречались с такими чудесами? Давайте подумаем, чему может учить русская народная сказка «Гуси-лебеди» (Ответы детей). А чему учит сказка «Хаврошечка?» (Ответы детей)
У русского народа была тяжёлая трудная жизнь. Люди с утра до вечера трудились, терпели нужду, обиды, но духом не падали и всегда творили доброе дело. Например, в сказке «Царевна-лягушка» царевич шёл несколько дней, голод томил его, а он терпел, никого не убил на своем пути: ни зайца, ни медведя, ни сокола, ни щуку. За свое милосердие потом он получил большую награду – помощь от зайца, от медведя, от сокола, от щуки…
Воспитатель: Ребята, читая сказки, мы должны с вами научиться всему самому хорошему, но только надо видеть самое главное – смысл сказки и чему она учит.
Угадайте, что это за сказка? (Детям предлагается иллюстрация сказки «Теремок») А чему учит сказка «Теремок»? (Ответы детей) Как важно научиться жить мирно под одной крышей! Хотя герои все с разными характерами, но каждый житель теремка очень нужен, чтобы вести общее хозяйство. Вот если бы все люди с детства научились жить мирно под одной крышей, тогда бы никто из соседей не ссорился, не воевали бы на планете разные народы. Любая сказка учит самой главной мудрости в жизни - добру и любви. Будь добр в самом малом: к травинке, к мышке, к берёзке, к ручейку, к старичку, даже к Кощею Бессмертному.
Скажите, а в сказках все ли герои добрые и отзывчивые? Я предлагаю поиграть в игру. В этом волшебном узелке спрятались персонажи различных сказок, вы должны определить какие из них хорошие, добрые, а какие злые. Для этого давайте сделаем большой круг. Если из узелка вы достанете доброго героя, то остаетесь стоять в большом кругу, но, если вы достанете злого героя, то выходите в середину круга.
Игра «Волшебный узелок» Дети по очереди достают картинки и называют персонаж, определяют, чем он плох или хорош. В итоге получается два круга большой и маленький. - Посмотрите и скажите, какие герои встречаются в сказках чаще хорошие или плохие? Вы хотели бы дружить с этими героями? (Ответы детей).
Воспитатель: Чему же нас учат сказки? Какой можно сделать вывод?
Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые плохо заканчивают
Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.
Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей.
Сказка учит: хорошо иметь много друзей. А самый верный способ найти друга – это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде. Так у Героя появляются бесценные Волшебные помощники.
Сказка учит не судить о людях по внешнему виду. Иван-дурак на проверку всегда оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка – Царевной Прекрасной. Да и страшная Баба-Яга не во всех сказках – отрицательный персонаж.
Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается. Сказочному Герою по три раза приходится идти на Змея Горыныча или на другое чудище, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой.
Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство «полцарства в придачу».
Сказка учит любить свою Родину. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.
Сказка содержит нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.
И, главное, сказка учит, что добро всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло. Мы тоже будем совершать добрые поступки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по социально-нравственному воспитанию в средней группе "Чему нас учат сказки".
занятие по социально-нравственному воспитанию в средней группе...
Конспект "Чему учат сказки"
конспект "Чему учат сказки"...
Конспект занятия по социально-нравственному воспитанию «Чему нас учат сказки», средняя группа.
Продолжать учить детей узнавать и пересказывать эпизоды знакомых сказок, учить передавать эмоциональное состояние героев, устанавливать причинно-следственные связи, расширять словарный запас. Раз...
Конспект занятий "Зему нас учат сказки"
Учить понимать поступки героев сказокФормировать понятие «взаимопомощь»Закреплять знания детей о добре и зле...
Конспект беседы "Чему учат сказки" в подготовительной группе
Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. ...Сказка помогает формировать основы поведения и общения.Сказки развивают ...
Конспект занятия по социально-нравственному воспитанию в средней группе «Чему нас учат сказки».
Занятие по сказкам "Гуси-лебеди", "Репка", "Заяц-хваста".....