Семинар-практикум для родителей «Готовимся к школе вместе».
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Для родителей, чьи дети пойдут в первый класс, вопрос подготовки к обучению в школе зачастую звучит волнительно и тревожно. Главная цель - помочь родителям найти ответы на все возникающие вопросы, сделать их своими партнерами, тем самым сформировав у них психолого-педагогическую компетентность по теме готовности к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар-практикум для родителей "Готовимся к школе вместе" | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для родителей
«Готовимся к школе вместе».
Подготовила: педагог-психолог Бондаренко М.В.
Цель: формирование компетентности родителей в области психолого-педагогической готовности детей к обучению в школе.
Задачи:
- Обозначить роль родителей в преемственной деятельности ДОУ и начального школьного образования;
- Познакомить родителей с понятием универсальных учебных действий, как условия успешной адаптации и обучения в начальной школе;
- Актуализировать имеющиеся проблемы по вопросу готовности ребенка к школе;
- Раскрыть содержание понятий физической, педагогической и психологической готовности;
- Совместно с родителями создать модель «успешного первоклассника».
Участники: родители подготовительной группы.
Планируемый результат: повышение родительской компетентности по вопросам готовности детей к школе в условиях реализации ФГОС ДО.
Демонстрационный материал: презентация, кукла Незнайка, цифры 1,2,3 на спинках стульев.
Раздаточный материал: счетные палочки (3 цвета: красный, желтый, зеленый), карточки с определениями качеств успешного первоклассника, информационные памятки по видам готовности, карточки-блоки для схемы «Готовность к школе», анкеты для рефлексии, памятки по универсальным учебным действиям.
Материально-техническое обеспечение: 2 магнитные доски, экран, проектор, ноутбук, стулья по количеству участников, расставленные по кругу, стол.
Ход семинара-практикума.
- Теоретическая часть.
- Консультация – презентация.
Цель: обозначить роль родителей в преемственной деятельности ДОУ и начального школьного образования; познакомить родителей с понятием универсальных учебных действий, как условия успешной адаптации и обучения в начальной школе.
Здравствуйте, уважаемые родители. Я очень рада нашей встрече с вами. Сегодня мы проведем семинар-практикум по вопросу, который для всех вас очень актуален и может быть вызывает волнение и тревогу. Этот вопрос касается подготовки детей к школе.
Согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» и в условиях реализации ФГОС дошкольное учреждение выступает первой ступенью общего образования детей. Поэтому одной из актуальных задач выступает преемственность детского сада и школы, предупреждение дезадаптации у детей в 1-ом классе (слайд 1). Задача ДОУ заключается в том, чтобы – сформировать совокупность «универсальных учебных действий», тем самым подготовив детей к обучению в школе.
Универсальные учебные действия (УУД) (слайд 2) – это способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность, через «умение учиться». Они выражаются в таких важных чертах мотивированной учебной деятельности детей, как самостоятельность, активность и саморегуляция поведения.
Для успешной подготовки детей к обучению в школе и овладения детьми УУД, необходимо создание единой развивающей среды, где все участники образовательного процесса должны взаимодействовать и сотрудничать (слайд 3).
Родители – равноправные участники образовательного процесса, которые вносят основной вклад в воспитание и образование детей и являются авторитетом в глазах ребенка.
Наша задача сделать вас нашими партнерами по вопросу подготовки детей к школе. И сегодня тема нашего семинара-практикума звучит так: «Готовимся к школе вместе» (слайд 4).
- Практическая часть.
- Упражнение – знакомство с элементом актуализации проблемы по вопросу готовности к школе.
Цель: повысить тонус группы, активизировать положительные эмоции, настроить на совместную работу, актуализировать проблему нехватки информации по теме.
Нашу совместную практическую деятельность предлагаю начать с упражнения-знакомства. Пусть каждый, в чьих руках окажется герой нашей встречи - Незнайка, назовет свое имя, имя своего ребенка и выберет цветную счетную палочку по следующему принципу: (слайд 5)
- красный цвет – не владею информацией по вопросу готовности ребенка к школе;
- желтый цвет – владею недостаточной информацией по вопросу готовности ребенка к школе;
- зеленый цвет –владею достаточной информацией по вопросу готовности ребенка к школе.
Хорошо, спасибо за знакомство и искренние ответы по проблеме. Можно сделать вывод, что большинство из присутствующих хотели бы получить дополнительную информацию по подготовке детей к школе. И сейчас мы практическим путем эту информацию постараемся получить.
- Практическое задание (совместная работа)
«Модель успешного первоклассника глазами родителей».
Цель: активизировать совместную деятельность родителей, по определению главных качеств ребенка – успешного первоклассника.
- Посмотрите на экран (слайд 6). Кого вы здесь видите?
- Да, это первоклассник. Сейчас мы с вами будем создавать, наполнять его теми качествами и умениями, которые помогли бы ему стать успешным в школе.
Каждому из вас я даю по 3 карточки – определения с качествами и умениями. Ваша задача выбрать из них те которые, по вашему мнению, необходимы первокласснику, для того, чтобы он был успешным в школе.
- Теперь, по очереди, разместите выбранные карточки на магнитной доске и назовите их. (участники на магнитной доске 1 размещают и называют выбранные качества).
- Какое качество вы не выбрали? Почему? (невыбранные качества – те, которые создают ребенку проблемы в учебной деятельности). Оставьте эту карточку на столе.
- Хорошо. Сейчас мы с вами составили модель успешного первоклассника глазами родителей.
- Теперь попрошу вас обратить внимание на вторую доску (доска 2 со схемой «Готовность к школе), где представлена модель Готовности ребенка к школе с точки зрения наук педагогики и психологии (Готовность к школе: физическая, педагогическая и психологическая. В психологическую включены: эмоционально-волевая, мотивационная, интеллектуальная, коммуникативная). Суть этой модели мы сейчас постараемся раскрыть, взяв на себя роль педагогов.
3. Практическое задание (подгрупповая работа)
«Модель успешного первоклассника глазами педагогов».
Цель: раскрыть содержание понятий физической, педагогической и психологической готовности.
- Обратите свое внимание на спинки стульев, на которых вы сидите. На каждой из них расположена цифра. Ваша задача, не переставляя стулья, объединится в три группы по признаку у кого, какая цифра.
- Каждая получившаяся группа – это группа педагогов.
1-ая группа (3 человека) – вы учителя физкультуры, и расскажите нам, что значит физическая готовность к школе.
2- группа (3 человека) – вы учителя начальных классов, и расскажите нам, что такое педагогическая готовность.
3- группа (4 человек) – вы будете педагогами-психологами, и раскроете нам суть психологической готовности(каждой подгруппе дается информационная памятка для самостоятельного изучения).
На подготовку дается 4 минуты.
- Теперь давайте послушаем наших педагогов.
(Каждая группа раскрывает свою тему).
- Найдите, пожалуйста, на первой доске те качества и умения, которые относятся к вашему виду готовности ребенка к школе. Перенесите их на 2-ую доску к соответствующему блоку.
- Большое вам спасибо. Сейчас вы смогли посмотреть на вопрос подготовки детей к школе с точки зрения педагогов и у нас получилась общая, целостная модель готовности детей к школе, которая обеспечит успешность первоклассника.
III. Этап рефлексии.
- Упражнение «Закончи предложение, выразив свою мысль».
Цель: развивать у родителей навыки рефлексии.
- В заключении, мне бы очень хотелось узнать ваше мнение о проведенном сегодня семинаре-практикуме и подвести итоги. Вернемся к нашему герою (кукла-Незнайка). Передавая его по кругу, продолжим любое из предложений (слайд 7).
- Больше всего мне понравилось …
- Полученная информация для меня важна (не важна), потому что…
- Сегодня я узнал новое о ….
- Наиболее интересным для меня было …
- Полученной информацией я бы мог поделиться с …
- Спасибо за искренние ответы. В заключении, предлагаю вам памятки по формированию УУД, и хочу добавить, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека. Оно не заканчивается с поступлением в школу. Уделяйте больше внимания и времени совместной деятельности с детьми. Ведь именно сейчас ваше внимание, любовь и забота нужны ребенку больше всего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для родителей "Готовимся к школе вместе"
Консультация для родителей на родительском собрании....
Рекомендации для родителей "Готовимся к школе вместе"
Рекомендации для родителей по подготовке к обучению в школе "Готовимся к школе вместе"...
Семинар-практикум для родителей «Готовимся к школе вместе»
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе....
Консультация для родителей "Готовимся к школе вместе".
Советы родителям по подготовке детей к школе....
Буклет для родителей "Готовимся к школе вместе".
Буклет поможет родителям будущих первоклассников подготовиться к возможным вопросам собеседования при поступлении в первый класс, а также содержит полезную информацию об общем развитии ребенка 6-7 лет...
КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Готовимся к школе вместе».
Круглый стол для родителей "Готовимся к школе вместе"...
Консультация для родителей "Готовимся к школе вместе"
Лучшая подготовка к школе – это нормально прожитые детские годы. Учите детей играть! Игра имеет самое непосредственное отношение к подготовке к школе. В ней есть всё, что необходимо для полноценного р...