Семейные отношения
консультация ( группа) на тему

Результаты опросника «Анализ семейных взаимоотношений» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_semeynyh_otnosheniy.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

В ходе проведения диагностики, целью которой было выявить типы семейного воспитания, а так же отклонения в детско-родительских отношениях,  представленные на базе проведения практике (ГБДОУ №34 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга). Среди опрошенных родителей присутствовали только мамы, имеющие 1 ребенка, полные семьи, возраст детей 6 лет.

Результаты опросника «Анализ семейных взаимоотношений»

Опрошенный родитель №1

Отклонений в ходе проведения исследования не выявлено. Тем не менее можно говорить о чрезмерности требований-обязанностей (шкала Т+ показатель равен 3 из 4). Именно это качество лежит в основе типа негармоничного воспитания «повышенная моральная ответственность». Требования к ребенку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, но, напротив, представляют риск психотравматизации. А так же показатель минимальность санкций (шкала С-3 из 4). Эти родители предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний.

Опрошенный родитель №2

Выявлены следующие отклонения: Гиперпротекция (шкала Г+ 8 из 7). При гиперпротекции родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание его стало центральным делом их жизни. Типичные высказывания таких родителей использованы при разработке настоящей шкалы.

Предпочтение в подростке детских качеств (шкала ПДК 4 из 4). Обусловливаемое нарушение воспитания – потворствующая гиперпротекция. В этом случае у родителей наблюдается стремление игнорировать повзросление детей, стимулировать у них сохранение таких детских качеств, как непосредственность, наивность, игривость. Для таких родителей подросток все еще маленький. Нередко они открыто признают, что маленькие дети вообще им нравятся больше, что с большими не так интересно. Страх или нежелание повзросления детей могут быть связаны с особенностями биографии самого родителя (он имел младшего брата или сестру, на которых в свое время переместилась любовь родителей, в связи с чем свой старший возраст воспринимался как несчастье). Рассматривая ребенка как «еще маленького», родители снижают уровень требований к нему, создавая потворствующую гиперпротекцию, тем самым стимулируя развитие психического инфантилизма.

Опрошенный родитель №3

Выявлены следующие отклонения: Гиперпротекция (шкала Г+ 8 из 7). При гиперпротекции родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание его стало центральным делом их жизни. Типичные высказывания таких родителей использованы при разработке настоящей шкалы.

Недостаточность требований-обязанностей ребенка (шкала Т- 5 из 4). В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Данная особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, как трудно привлечь ребенка к какому-либо делу по дому.

Недостаточность требований-запретов к ребенку (шкала З- 4 из 3). В этом случае ребенку «все можно». Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок или подросток легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, время возвращения вечером, вопрос о курении и об употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят, или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного типа личности у подростка и особенно неустойчивого типа.

Опрошенный родитель №4

Наблюдается гиперпротекция (шкала Г+ 8 из 7). При гиперпротекции родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание его стало центральным делом их жизни. Типичные высказывания таких родителей использованы при разработке настоящей шкалы.

Опрошенный родитель №5

Гипопротекция (шкала Г- 8 из 8). Ситуация, при которой ребенок оказывается на периферии внимания родителя, до него «не доходят руки», родителю «не до него». Ребенок часто выпадает у них из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.

Воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН 5 из 5)

Обусловливаемое нарушение воспитания – потворствующая гиперпротекция либо просто пониженный уровень требований. Воспитательную неуверенность родителя можно было бы назвать «слабым местом» личности родителя. В этом случае происходит перераспределение власти в семье между родителями и ребенком (подростком) в пользу последнего. Родитель «идет на поводу» у ребенка, уступает даже в тех вопросах, в которых уступать, по его же мнению, никак нельзя. Это происходит потому, что подросток сумел найти к своему родителю подход, нащупал его «слабое место» и добивается для себя в этой ситуации «минимум требований – максимум прав». Типичная комбинация в такой семье – бойкий, уверенный в себе подросток (ребенок), смело выдвигающий требования, и нерешительный, винящий себя во всех неудачах с ним, родитель.

В одних случаях «слабое место» обусловлено психастеническими чертами личности родителя. В других – определенную роль в формировании этой особенности могли сыграть отношения родителя с его собственными родителями. В определенных условиях дети, воспитанные требовательными, эгоцентричными родителями, став взрослыми, видят в своих детях ту же требовательность и эгоцентричность, испытывают по отношению к ним то же чувство «неоплатного должника», что испытывали ранее по отношению к собственным родителям.

Характерная черта высказываний таких родителей – признание ими массы ошибок, совершенных в воспитании. Они боятся упрямства, сопротивления своих детей и находят довольно много поводов уступить им.

Результаты опросника «Анализ семейной тревоги»

По результатам проведения данной методики внимания заслуживает только опрошенный родитель №4. После обработки результатов удалось выявить максимальные показатели по всем шкалам, у респондента присутствуют: вина, тревожность, напряжонность. Это подтверждает и проективная методика «Циклограмма». Родитель №4 изобразил всех членов своей семьи на большом расстоянии друг от друга, они никаким образом не связаны, у них нет имен, только социальная роль (муж, сын, я-мама).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль народной культуры в укреплении семейных отношений"

В данном проекте раскрывается система работы с детьми подготовительной группы и их родителями по укреплению семейных отношений посредством творческого воссоздания в современных условияхтрадиционн...

Значение семейных отношений в воспитании

Учение выдающегося педагога А.Н.Острогорского о значении семьи в жизни ребенка. Вопросы воспитания детей прошлых столетий актуальны и в наши дни....

Семинар-практикум для родителей "Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка"

Очень часто родители не задумываются над тем, как их отношения между собой влияют на развитие и эмоциональное состояние ребёнка....

«Семейный кодекс – документ, регулирующий правовые вопросы в семейных отношениях»

В данной консультации обсуждается вопрос правовых вопросов в семейных отношениях обозначенных в Семейном кодексе РФ....

Материал к семинару-практикуму «Стили семейных отношений» Стили семейного воспитания

По поводу воспитания детей существует множество теорий. Родители, воспитывая детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывают интуиция, жизненный опыт и складывающ...

Семейный Кодекс Российской Федерации — основной кодифицированный нормативный правовой акт, регулирующий семейные отношения на территории Российской Федерации. Был принят вместо действовавшего до этого КоБС РСФСР. Семейный кодекс состоит из восьми разделов

Семейный Кодекс Российской Федерации — основной кодифицированный нормативный правовой акт, регулирующий семейные отношения на территории Российской Федерации. Был принят вмес...